Диагностика уровня музыкального развития детей (по Ветлугиной)
методическая разработка на тему

Кибкало Оксана Юрьевна

Диагностика уровня музыкального развития детей (по Ветлугиной)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_po_vetluginoy.doc74.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДИГНОСТИКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

(ПО Н.А. ВЕТЛУГИНОЙ)*

* Ветлугииа Н.А., Кснеман Л.В. Теория и методика музыкального воспитания в диском саду. - М: Просвещение, 1983. - С. 222   226


Задания

Методика проверки

/

2

Первая и вторая младшие группы

Узнавание знакомых  пе сен и пьес

Исполняется пьеса, дети называют, о ком и о чем спета песня. При необходимости педа гог задает наводящие вопросы. Для ответа вызывается небольшая группа детей. Менее способным детям предлагается несколько игрушек, напоминающих содержание песни, пьесы, и они показывают ту игрушку, кото рая соответствует музыке.

Различение динамики зву чания

Исполняется музыкально-дидактическая иг ра «Громче - тише» Е.Н. Тиличеевой, дети в соответствии со звучанием музыки хлопают и топают то тише, то громче.

Различение и воспроизве дение   звукоподражания, различение звука но высо те

Проводится музыкально-дидактическая игра «Чей домик» Е. II. Тиличеевой, но ходу ко торой дети поочередно выполняют задание.

Подпевание мелодии пес ни вслед за педагогом

Ребенок поет, следуя за исполнением взрос лого. В тех случаях, когда малыш легко справляется с заданием, воспитатель только немного подпевает.

           


Продолжение таблицы

1

2

Движение в соответствии с музыкой

Звучит украинская народная мелодия, ребе нок должен, менять движения соответствен но музыке (бег и притопывание ногой).

Средняя группа

Выявление музыкальных интересов

Дети «по секрету» говорят педагогу, какую музыку им хочется послушать.

Узнавание знакомых пе сен и пьес, исполняемых педагогом

Детям раздают карточки с условным изобра жением содержания знакомых им пьес и пе сен. Узнав произведение, ребенок поднимает соответствующую карточку.

Узнавание знакомых му зыкальных произведений по вступлению, заключе нию

Педагог исполняет вступление или заключе ние знакомых детям музыкальных произве дений.

Проверка качества певче ских навыков

Коллективное исполнение знакомых песен в сопровождении фортепиано. Дети опраши ваются небольшими группами.

Проверка    правильности исполнения   простейшей попевки без сопровожде ния

Индивидуальный опрос. Педагог помогает ребенку, если он затрудняется, даст оценку исполнения.

Различение   звуков   по высоте

Используя примеры из «Музыкального бук варя», педагог предлагает детям различать высокие и низкие звуки в пределах октавы, септимы, сексты, квинты.

Различение ритмического рисунка пьесы

Дети передают хлопками простейший рит мический рисунок мелодии.

Передавать   движениями характер незнакомой му зыки

Дети двигаются под музыку, стараясь пере дать плясовой или маршевый ее характер.

Умение заканчивать дви жение   одновременно   с окончанием звучания му зыки

Дети движутся под марш. Педагог неожи данно перестает играть (после окончания му зыкальной фразы, предложения) и фиксиру ет, остановился ли ребенок, когда перестала звучать музыка.

Различение части в двух-

частном построении музыкального произведения

Дети движутся под незнакомую музыку, ме няя движение или направление движения со сменой частей в музыке.

Различение части в трех частном построении музыкального произведения

Выполнение детьми элементов танцев, пред ложенных педагогом.


Продолжение таблицы

1

2

Применение знакомых эле ментов танца в свободной пляске

Детям предлагают двигаться под музыку танцевального характера, используя знако мые элементы танца.

Старшая группа

Выявление интересов детей к музыкальным произведе ниям

Педагог устанавливает, какие песни, пьесы дети помнят. Дети по очереди шепотом на зываю! педагогу любимое произведение.

Различение характера, жан ра музыкальных произведе ний (марш, вальс, полька, колыбельная)

Педагог исполняет незнакомые мелодии, а дети показываю! соответствующие карточ ки с изображением детей, марширующих, танцующих или укачивающих куклу.

Узнавание знакомого музы кального произведения по вступлению или мелодии

Педагог исполняет вступление или мело дию знакомой песни (пьесы), дети называ ют ее.

Проверка качества исполне ния детьми знакомых песен

Коллективное исполнение знакомых песен (по типу «Устроим концерт»), затем испол нение несложных песен или попенок без сопровождения. Индивидуальное исполне ние знакомой песни с фортепианным со провождением.

Проверка певческого слуха, вокально-слуховой координации

Каждому ребенку дается задание на повто рение мелодии «музыкальное эхо». С этой целью педагог варьирует мелодиче ские интонации, наиболее сложные из них предлагает повторить хорошо успевающим детям.

Проверка качества детских импровизаций

Педагог дает детям задание различной сте пени трудности: а) «Спой свое имя»; б) му зыкальные вопросы и ответы («Как тебя зо вут?»).

Проверка навыков создания музыкально-игровых   обра зов звучания наиболее контрастных но тембру детских музыкальных инструментов

Педагог предлагает незнакомые произведе ния, различные по тематике и жанрам, и просит показать движениями, как марши руют солдаты, летит самолет, крадется ли са, порхают бабочки.

Проверка качества усвоения танцевальных движений и их импровизации

Исполняется двух-частная пьеса (полька). На первую часть дети бегут парами, на вто рую каждый придумывает комбинацию из знакомых танцевальных элементов. Задание выполняется коллективно.

Различение и передача ритмического рисунка мелодии попевки

Педагог исполняет пьесу на металлофоне,

барабане, бубне (из «Детского оркестра» Н.А. Ветлугиной). Дети должны назвать инструмент.

Определение на слух

Поочередное пение и исполнение на инстру менте ритмической попевки (из «Музыкального букваря А. Ветлугиной)

Подготовительная группа

Называние любимых музыкальных произведений

Педагог просит ребенка назвать любимое произведение и объяснить, почему оно нра вится

Узнавание знакомого музыкального произведе ния по отдельным фраг ментам

Педагог предлагает детям узнать исполняе мое произведение по отдельно сыгранным вступлению, заключению, второй части, яр кому фрагменту. Опрос проводится индиви дуально

Различение характера трех пьес одного жанра (пляска, полька, вальс)

Детям предлагают рассмотреть картинки с условным изображением польки, вальса и плясовой. После исполнения произведений дети выбирают соответствующую картинку. Педагог исполняет незнакомое произведе ние. Фишками разного цвета дети отмечают начало звучания каждой части

Определение трехчастной формы музыкально го произведения при ус ловии динамических и темповых изменений во второй части

Знать и называть знако мые произведения ком позиторов

П.И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского

Различение вокальной и инструментальной музыки

Звучит грамзапись. Педагог предлагает де тям определить вокальную и инструментальную музыку

Исполнение знакомых
песен

Дети по своему  выбору исполняют 2-3 пес ни

Исполнение знакомой песни в разных тональностях

Дети исполняют знакомую песню в двух раз ных тональностях по тону, данному педаго гом

1

2

Определение направления движения мелодии вверх и вниз

По звукоряду дети определяют, куда движется мелодия, вверх или вниз, и по ют звукоряд.

Определение высоких и низких звуков в пределах квинты-терции

Педагог поочередно исполняет высокие и низкие звуки в пределах квинты-терции. Кто-либо из детей определяет, какой звук высокий (низкий).

Различение точности ис полнения песни

Кто-либо из детей исполняет песню, а другой ребенок определяет качество пе ния.

Передача в движении му зыкально-игрового образа

Прослушав незнакомую музыку, дети изображают с помощью выразительных движений характер персонажа.

Оценка исполнения танца товарищами

Дети парами исполняют танец. Осталь ные дают оценку их исполнению.

Сочинение танца

Дети становятся парами и договаривают ся, какие движения будут выполнять. Наблюдающие оценивают их исполне ние.

Импровизация пляски с использованием знакомых элементов народного танца

Опрос идет по парам (кто придумает больше вариантов?).

Инсценирование незнако мой песни с помощью самостоятельно подобранных движений

Педагог поет песню, ребенок импровизирует, стараясь не копировать своих това рищей.

Определение на слух зву чания детских музыкаль ных инструментов

Дети прослушивают и определяют, на каких  инструментах играли в оркестре взрослые.

Исполнение мелодии зна комых песен на детских инструментах

Детям предлагают па инструменте с диатоническим или хроматическим звукоря дом исполнить знакомую мелодию.

Знание и умение исполнять знакомые попевки

Педагог предлагает детям по желанию исполнить любимую попевку на музыкальном инструменте.

Окончание таблицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня художественного развития детей дошкольного возраста.

Диагностика уровня художественного развития детей дошкольного возраста.АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕАНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСК...

Диагностика уровня умственного развития детей 6-7 года жизни С ЗПР

Работа обобщает имеющийся опыт по теме «Психолого-педагогическое обследование ребенка с задержанным психическим развитием. Представляет собой комплексную дифференцированную диагностику умственного раз...

диагностика уровня речевого развития детей II мл. группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя речи....

Диагностика уровня речевого развития детей средней группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....

диагностика уровня музыкального развития детей

Средний показатель на начало года   10,85 – С;     В –  0%; С – 60%; Н – 40%.Средний показатель на конец года     19,5 ...

Общие показатели результатов проведенной диагностики уровня музыкального развития детей в МБДОУ Д/С « Островок» на октябрь 2019-декабрь 2019г. Аналитическая справка

Общие показатели результатов проведенной диагностикиуровня музыкального развития детей в МБДОУД/С « Островок» на октябрь 2019-декабрь 2019г.Аналитическая справкас.Малокурильское.По итогам ...