Диагностика уровня умственного развития детей 6-7 года жизни С ЗПР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Работа обобщает имеющийся опыт по теме «Психолого-педагогическое обследование ребенка с задержанным психическим развитием. Представляет собой комплексную дифференцированную диагностику умственного развития детей 6-7 лет с ЗПР. По результатам комплексной диагностики разрабатывается индивидуальный маршрут развития и обучения. К диагностике умственного развития прилагаются ключ к диагностике, протокол диагностики умственного развития, сводная таблица по группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_urovnya_umstvennogo_razvitiya_detey_6-go_goda.doc | 78.5 КБ |
rezultaty_ppd_.doc | 29 КБ |
protokol_ppd_v_starshey.doc | 76 КБ |
rezultaty_ppd_obshchie.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 2220
109143 г. Москва ул. Пронская д.5 корп. 2
Тел. 705-47-99, факс 705-47-99
ДИАГНОСТИКА
УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗПР
учитель-дефектолог
Дерябкина Юлия Анатольевна
Введение. «Настроение»
Задание направлено на выявление понимания детьми эмоциональных состояний по мимике.
Ребенку показывают поочередно картинки, на каждой из которых изображено лицо девочки, отражающее то или иное эмоциональное состояние. Обследующий наблюдает за эмоциональной реакцией ребенка, возникающей при восприятии каждой из предъявленных картинок.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием и сохранной эмоциональной сферой дают адекватную реакцию и понимают ярко выраженное эмоциональное состояние по мимике лица уже в возрасте 4,5- 5 лет. Эта реакция находит отражение в их мимике.
1. «Разрезная картинка.» ( Е.А. Стребелева)
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на три (четыре) части но диагонали.
Проведение обследования: взрослый показывает ребенку три (четыре) части разрезной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку».
Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату
Оценка в уровнях
1 балл | Не принимает задания, неадекватно реагирует |
2 балла | Принимает задание, но условий задания не понимает. Действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения; |
3 балла | Принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб; |
4 балла | Принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием |
2. Эталоны (Л.А. Венгер)
Задание направлено на сформированность степени обобщенности сенсорных эталонов, уровень интеоризации действий восприятия
Оборудование: 8 листов с картинками изображающими различные предметы. Под картинкой изображена фигурка- ЭТАЛОН- для анализа форм предметов нарисованных на картинках.
Проведение обследования Ребенку дают по одному листу и говорят: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки, строку за строкой и фигурку под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставь крестики или покажи. Переверни страницу отметь картинки , которые похожи на фигурку под ними. Так надо отметить на всех страничках.
Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается, сличает ли ребенок форму, узнает ли ее по слову, по табличке, фиксируется речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.
Оценка
1 балл | Не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения; |
2 балла | Понимает цель, при нахождении эталона- действует хаотически, после обучение не переходит на другой уровень действий; Сличает 1 эталон |
3 балла | Понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения; Сличает 2эталона |
4 балла | Понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом Зрительного соотнесения. Сличает все эталоны |
3. Логоформочки (С.Д. Забрамная, таблица 15)
Задание направлено на выявление сформированности целостности восприятия; наглядно- образного мышления; способности решать задания в умственном плане.
Оборудование: четырехместная (пятиместная) матрешка.
Проведение обследования: Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга ( квадрата, треугольника) вырезали кусочек. Найди его среди тех, которые здесь нарисованы» Если ребенок не понимает, ему показывают правильное решение. Остальные задания он должен выполнить сам. В более сложном задании у фигур отсутствуют вырезанные части, ребенок должен выполнить задание на уровне наглядно- образного мышления.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.
Оценка
1 балл | Не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения; |
2 балла | Понимает цель, но действует хаотически, т.е. не учитывая величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет; |
3 балла | Понимает цель, пользуется методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами; |
4 балла | Понимает цель и самостоятельно на основе зрительного соотнесения пользуясь целенаправленными пробами выполняет задание. |
4. «4-ый лишний». (С.Д. Забрамная, таблицы 62-68)
Задание направлено на выявление у ребенка умения понять принцип классификации и провести обобщения по существенному признаку.
Оборудование : предметные картинки, игрушки.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, решение задачи в наглядно-образном плане, умение объяснить выбор на основе сформированных обобщающих понятий.
Оценка
1 балл | не принимает задание; |
2 балла | Принимает задание, но не может проанализировать условия проблемной практической задачи; либо отказывается от решения; |
3 балла | Принимает задание, пытается решить задачу в наглядно-образном плане, но не может провести обобщение, поэтому перечисляет объекты, изображенные на картинке; |
4 балла | Принимает задание, самостоятельно проводит обобщения, выделяя классификационный признак |
5.Схематизация (Р.И. Бардина)
Задание направлено на выявление уровня развития наглядно- образного мышления, содержит задачи на использование условно- схематических изображений для ориентировки в пространстве.
Оборудование: полянки с разноцветными домиками .В нижней части расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Первые задания содержат вводные задачи, а остальные- основные.
Проведение обследования: Ребенку предлагают посмотреть на картинку и говорят: « Вот полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правильно найти один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, нужно смотреть на «письмо». В «письме» нарисовано, что надо идти от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка – тогда найдем домик»
Оценка выполнения
1 балл | Не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения; |
2 балла | Понимает цель, но действует хаотически, отвлекаясь на сюжетный материал. |
3 балла | Понимает цель, выполняет задание пользуясь организующей помощью |
4 балла | Понимает условия задачи, выполняет задание пользуясь зрительной ориентировкой. |
6. Включение в ряд (Е.А. Стребелева)
Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка ориентировочно- познавательной деятельности ( ориентировки на величину.), степени сформированности предпосылок логического мышления.
Оборудование: экран, шестиместная матрешка.( столбики)
Проведение обследования: Взрослый берет шестиместную матрешку, разбирая и собирая ее на глазах у ребенка выстраивает в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Затем предлагается поиграть с матрешками Взрослый за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место. Когда матрешка окажется поставленной на свое место , взрослый предлагает ребенку продолжить игру . Ребенок должен поставить в ряд две- три матрешки (каждый раз по одной).
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость.
Оценка
1 балл | Не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения; |
2 балла | Понимает цель, но действует хаотически, ставит матрешки в ряд без учета их размера. |
3 балла | Понимает цель, выполняет задание пользуясь практическим примериванием |
4 балла | Понимает условия задачи, выполняет задание пользуясь зрительной ориентировкой. |
7. Расскажи (серия сюжетных картинок, Е.А. Стребелева)
Задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно- образного мышления)
Оборудование 4 картинки, с изображением ситуаций , знакомых детям из каждодневного опыта.
Проведение обследования: взрослый перед ребенком в случайном порядке выкладывает четыре картинки и проситрассмотреть, а затем разложить их. «Разложи все картинки по порядку: что мальчик делал сначала? Что потом? Чем завершились его действия?
Обучение: . если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, то взрослый показывает их и говорит: «Вот первая картинка. Утро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
Оценка
1 балл | Не понимает цель, не воспринимает изображенный на картинках сюжет. |
2 балла | Ребенок принимает задание, однако не воспринимает серию картин как единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их их в единый сюжет во временной последовательности. |
3 балла | Ребенок принимает задание; раскладывает картиники не всегда точно; ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает понимать единый сюжет; может рассказать о событиях. |
4 балла | Ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки, четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них. |
8. «Слова и картинки» (С.Д. Забрамная , таблица 38)
Задание направлено на выявление уровня развития кратковременной памяти. (Долговременной памяти.) таблица 38
Оборудование: предметные картинки
Проведение обследования: Перед ребенком кладут 5-6 картинок и дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки». Затем картинки убирают и предлагают: «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале». При новом предъявлении расположение картинок меняется.
Оценка.
1 балл | Не включается в игру со взрослыми; |
2 балла | Принимает задание , но выполняет задание хаотично, показывает на все игрушки. игрушки. |
3 балла | Справляется с задание после обучения. |
4 балла | Принимает и точно выполняет задание. |
9. Что изменилось? (С.Д. Забрамная, таблица 31)
Задание направлено на выявление уровня концентрации внимания; наблюдательности и зрительной памяти.
Оборудование: предметные картинки таблицы 31
Проведение обследования: Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы и просят назвать изображенные на ней предметы. Картинку убирают и предъявляют другую (расположенную в нижней части) Просят сказать, чем отличается картинка от предыдущей. Задают вопрос: «Что забыл нарисовать художник?»
Оценка
1 балл | Не принимает и не выполняет задания. |
2 балла | Проявляет интерес, но не понимает словесной инструкции. |
3 балла | Принимает и понимает задание, но решает с помощью наводящих вопросов педагога. |
4 балла | Принимает и точно выполняет задание. |
10. Найди отличия. (С.Д. Забрамная, таблица 32)
Задание направлено на выявление уровня сформированности устойчивости внимания и переключаемости.
Оборудование: две одинаковые картинки имеющие отличия (4-5)
Проведение обследования: Педагог предлагает посмотреть на картинки и обращает внимание, что в «фотография» получилась не точной. Что не так сфотографировал фотограф?
Оценка
1 балл | Не принимает и не выполняет задания. |
2 балла | Проявляет интерес, но быстро отвлекается, переключаясь на интересующие его моменты. |
3 балла | Принимает и понимает задание, но решает с помощью наводящих вопросов педагога. |
4 балла | Принимает и точно выполняет задание на основе зрительного соотнесения |
Предварительный просмотр:
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗПР
Многолетний опыт работы по психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста с использованием представленных методик свидетельствует, что показателями умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения — пользуется ли ребенок практической ориентировкой (методом проб, практическим примериванием или зрительной ориентировкой), обучаемость в процессе диагностического обследования, интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.
В соответствии с этими показателями и количеством баллов можно условно отнести обследуемых детей к следующим группам:
Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность со взрослым, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная их речь характеризуется наличием отдельных слов или элементарной фразы.
Анализ показателей этой группы детей говорит о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности.
В целях определения потенциальных возможностей развития этих детей и составления индивидуальных программ обучения обследование необходимо проводить с использованием методов и методик диагностики раннего возраста.
Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, включаются в совместные действия со взрослым.
В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к самостоятельному выполнению задания. У них не сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь этих детей характеризуется отдельными словами, элементарной фразой, отмечаются грубые нарушения грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения.
Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности. Эти дети также нуждаются в комплексном обследовании с использованием клинических методов.
В дальнейшем с ними необходимо организовать целенаправленную коррекционно-воспитательную работу.
Третью группу (24—33 балла) составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания.
В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку — перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование.
Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут только после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмом. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха, зрения и речи. В зависимости от первичного нарушения строится система коррекционно-воспитательной работы.
Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.
Результаты психолого-педагогического обследования подробно фиксируются в протоколе обследования познавательного развития детей дошкольного возраста (см. Приложение 1.).
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 -ГО ГОДА ЖИЗНИ.
Ф. И. ребенка______________________________________________________________________________
Возраст___________________________________________________________________________________
Дата обследования__________________________________________________________________________
Задания для детей | На что направлена методика | Принятия задания | обучаемость | Способы выполнения | Способы ориентировки | ||||||||
Самостоятельность выполнения | При помощи взрослого | Невыполнение задания | Зрительная ориентировка | примеривания | пробы | Действия силой | Интерес к результату работы | ||||||
Выполнение действия по подражанию | С использованием указательного жеста | С речевой инструкцией | |||||||||||
1. Восприятие. «Разрезная картинка» 6-8 составная Е. А. Стребелева | Уровень развития восприятия, целостное восприятие предметной картинки, уровень развития интереса к познавательным заданиям, количество проб, понимание задания. | ||||||||||||
2. «Эталоны» ( Л.А.Венгер) 1-3 | Степень обобщенности сенсорных эталонов, уровень интериоризации дейтвий восприятия. | ||||||||||||
3. «Логоформочки» (С.Д. Забрамная) таблица 15 | Сформированность целостного восприятия; н/о мышления; способность решать задания в умственном плане. | ||||||||||||
4. Мышление «4-ый лишний» (Е.А. Стребелева) 2-3 исключения | Задание направлено на выявление у р-ка умение понять принцип классификации и провести обобщения по существенному признаку. | ||||||||||||
5. «Схематизация» (Р.И. Бардина) 1-3 | Уровень развития наглядно-образного мышления | ||||||||||||
6. «Включение в ряд» (Е.А. Стребелева) | Степень сформированности предпосылок логического мышления | ||||||||||||
7. «Расскажи» Е. А. Стребелева | Задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность н/о мышления) | ||||||||||||
8. Память. «Слова и картинки» (С.Д. Забрамная)- 38 | Задание направлено на выявление уровня развития кратковременной памяти. Долговременной памяти | ||||||||||||
9 Внимание. «Что изменилось?» т.31 | Степень концентрации внимания; Степень устойчивости внимания; Особенности внимания, наблюдательность. | ||||||||||||
10. «Найди отличия» т. 32 | Задание направлено на выявление уровня устойчивости внимания и переключаемости. | ||||||||||||
Заключение.
Используемая литература.
- Дети – сироты: консультирование и диагностика развития / Под редакцией Е. А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.
- Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей» . Забрамная С. Д., О.В. Боровик
- «Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста». Под редакцией Е. А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.
- «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения» Венгер А. А.
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогического обследования ребенка 6 года жизни.
Ф. И. Ребенка | ВОСПРИЯТИЕ | НАГЛЯДНО- ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ | ПАМЯТЬ | ВНИМАНИЕ | ||||||||||||||||||||||||||
«Разрезная картинка» 6-8 составная Е. А. Стребелева | «Эталоны» ( А.Венгер) 1-3 | «Логоформочки» (С.Д. Забрамная) таблица 15 | «4-ый лишний» (Е.А. Стребелева 2-3 исключения | «Схематизация» (Р.И. Бардина) 1-3 | Включение в ряд» (Е.А. Стребелева) | «Расскажи» Е. А. Стребелева | «Слова и картинки» (Забрамная)таблица 38 | Что измени- лось?» (Забрамная) Таблица 31 | «Найди отличия» (Забрамная) Таблица 32 | |||||||||||||||||||||
с | я | м | с | я | м | с | я | м | с | я | м | с | я | м | с | я | м | с | я | м | с | я | м | с | я | м | с | я | м | |
Условные обозначения: Этапы обследования: с – сентябрь, я – январь, м – март.
Первая группа обозначается желтым цветом
Вторая группа обозначается синим цветом
Третья группа обозначается зеленым цветом
Четвертая группа обозначается красным цветом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращаются в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную проблему. Её разрешение возможно только в...
Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни (Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.)
Шкала оценки нервно-психического развития детей 1-го года жизни по методике Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л....
Диагностика нервно-психического развития детей 2-3 года жизни.
Методика выявления уровня нервно-психического развития детей раннего возраста:возраст 1 год 3 мес.;возраст 1 год 6 мес.;возраст 1 год 9 мес.;возраст 2 года;возраст 2 года 6 мес.;возраст 3 года....
Диагностика нервно-психического развития детей 2-3 года жизни
Диагностика нервно-психического развития...
Диагностика речевого развития детей _7_- го года жизни группы № _5_____
Диагностика речевого развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста 7-го года жизни за 2015-16 учебный год. Справка по результатам диагнос...
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ
Авторы: Л.С.Рычкова, Г.Н.Лаврова«Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 –летнего возраста»( учебно- практическое пособие, Челябинск, 2000 год.)...
Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы с использованием ТРИЗ технологии.
Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы ТРИЗ технологии....