Управление женским коллективом
статья по теме
Раскрываются гендерные аспекты управления коллективом. Отличие женского и мужского восприятия. Психология женского поведения в конфликтах. Практические советы руководителю по управлению женским коллективом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_zhenshchinami.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА
ЖЕНСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Н.В.Вахрушева,
Заведующая МДОУ Мокроусовский детский сад №1 «Колосок»
Любой руководитель в определённый момент задумывается о том, как правильно построить свои отношения с коллективом подчинённых. И здесь на помощь приходят книги и статьи об организации эффективного руководства коллективом. Но проблема в том, что большинство таких рекомендаций ориентированы, в основном, на некий абстрактный «персонал», пол которого не уточняется.
При этом известно, что в общеобразовательных учреждениях нашей страны преподавательские составы, в основном, женские. Именно поэтому руководителю, для осуществления эффективного руководства коллективом, приходится учитывать особенности именно женской психологии.
Какие же это особенности? Во-первых, как показывают исследования психологов, женщины чаще, чем мужчины, проявляют чувствительность к психологическому климату в коллективе, для них наиболее значимы именно эмоциональные связи с коллегами. Женщины подсознательно строят свои отношения в коллективе по принципу семьи и, соответственно, ожидают от коллег и руководителя эмоционального тепла, поддержки и понимания.
Во-вторых, в чисто женском коллективе конкуренция проявляется своеобразно. Настроенные на взаимную поддержку и склонные к сопереживанию, женщины хорошо относятся к тем, кому плохо (а значит, могут принимать сторону «невинно пострадавшего» от гнева руководства), что, опять же, может сказываться на эффективности работы и доверии к руководителю в целом. Поэтому руководителю приходится в большей степени учитывать совместимость, стремиться поддерживать не просто тёплые, но и ровные отношения со всеми членами женского коллектива. Кроме того, приходится находить время для того, чтобы поинтересоваться настроением сотрудников, их домашними делами и прочими «мелочами».
Третьей особенностью женского коллектива можно назвать наличие неких «подводных течений», которые ощущаются всеми членами коллектива, но при этом редко «выходят из берегов». Конфликты в мужских коллективах протекают, в основном, открыто: как протест или вызов. В женских – более скрыто, с использованием сплетен, злословия и даже мелких пакостей. Поэтому руководителю женского коллектива приходится быть «на чеку», не обольщаясь отсутствием открытых конфликтов, а чётко следить за настроением в коллективе, твёрдо пресекая распространение слухов и сплетен.
И, наконец, как показывает опыт, в женском коллективе очень непросто реализовать соревновательные элементы. Ведь если мужчины относительно легко переживают свой проигрыш в производственной сфере, им (по утверждениям психологов) достаточно чувствовать себя победителями в других сферах жизни: хобби, внимание противоположного пола и т.п., с женщинами всё намного сложнее. Будучи натурами тонкими, эмоциональными, они хотят быть успешными во всём. Именно поэтому, если уж руководитель выделяет кого-либо из сотрудников по результатам соревновательной деятельности, это должно быть хорошо обосновано и понятно всем членам женского коллектива. Иначе успех одного из коллег может быть воспринят женщинами как собственный проигрыш.
Все перечисленные выше сложности женского коллектива не стоит воспринимать как сложности. Если руководитель станет учитывать эти сложности, лишь как особенности женского коллектива, ему удастся достигнуть взаимопонимания с персоналом, и он сможет рассчитывать на поддержку коллектива.
Так, в нашем детском саду постоянными стали «Часы общения», когда весь коллектив собирается вместе, обсуждая личные проблемы и радости. Позволю себе перечислить упражнения, которые получают наибольший эмоциональный отклик и очень нравятся нашим педагогам.
Как утверждал Дейл Карнеги, «чтобы решить проблему, надо найти что-то общее». Находить это «общее» нам помогает упражнение «Лукошко характеров», когда из корзинки достают предмет и предполагают, кто из членов коллектива имеет схожесть с этим предметом (кто-то такой же добрый и тёплый как эта рукавичка, а кто-то такой же весёлый, как эта дудочка и т.п.).
Живо и динамично проходит игра «Паровозики», где люди примеряют на себя роли ведущего и подчинённого. И, стоит отметить, не многие готовы брать на себя ответственность за весь коллектив. Это упражнение как нельзя лучше даёт прочувствовать то, как нелегко иногда приходится тому, кто ответственен за всех. Быть может, когда-то это ощущение поможет проявить сочувствие и понимание к своему руководителю.
Очень полюбились нашим воспитателям психологические упражнения «Шушаника Минична» и «Подарок». Ведь так приятно, когда коллеги смогли угадать твои желания, и приятно осознавать что люди, работающие рядом, действительно хотят тебя радовать.
Проводимые нами «Часы общения» - это не просто набор отдельных упражнений и весёлых игр. С увлечением весь наш коллектив «путешествовал в прошлое», где каждый побывал в роли вожака первобытнообщинного племени, сумел выразить накопившиеся негативные эмоции в лёгкой, адекватной форме. В заключение этого «путешествия» все «напитались» мирной энергией, получили заряд бодрости и хорошего настроения и ещё долго не хотели расходиться.
Такие психологические упражнения, кроме позитивного настроения, дают ещё и возможность в игровой форме почувствовать групповое давление, плечо товарища и даже ответственность за весь коллектив.
Таким образом, руководство женским коллективом не должно быть просто руководством. Руководить женщинами – это значит жить с ними одной семьёй, переживая боль и радость каждого как свою собственную, но при этом быть образцом мудрости и порядочности, ненавязчиво обучая этому всех членов своей «семьи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование социометрического метода в управлении педагогическим коллективом
Социометрия (от лат. socius – общий и греч. metron – мера) – метод исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Использовани...
Формула управления педагогическим коллективом
В данном материале я хочу поделиться своим опытом и своими размышлениями о стиле и способах мотивации каждого члена педагогического коллектива к совремнным, инновационным формам работы....
Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования
Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......
Презентация итоговой аттестационной работы "Делегирование полномочий в управлении педагогическим коллективом в организации предметно-развивающей среды ДОУ"
Представлена тема, актуальность,цель,задачи, гипотеза, пути и средства организации работы с педагогическим коллективом в создании предметно-развивающей среды...
Социально-психологические особенности управления творческим коллективом в школе
Руководителю, который заботится о психологическом комфорте необходимо создавать радость, дарить ее своим подчиненным....
Управленческий проект «Личный пример руководителя как эффективный механизм управления педагогическим коллективом»
ПРОБЛЕМА: проанализировав деятельность своего коллектива в сравнении с другими детскими садами я решила создать команду, чтобы быть не только на плаву и принимать участие в конкурсах, семина...