Здоровьесберегающая технология «Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»
проект

Смоленцева Лидия Петровна

      Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразны отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья детей, к снижению физического и умственного потенциала. В современной России из десяти человек здоровы только два. Особо остро стоит проблема здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, кол – во здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Поэтому, забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать в России приоритетные позиции. В связи с чем проблема охраны и укрепления здоровья детей, формирование ЗОЖ у воспитанников, их родителей и педагогов ставится в центр работы нашего образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_foneticheskaya_ritmika.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

«Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми

дошкольного возраста»

                                                             Выполнила:

                                                                                     воспитатель  первой                  

                                                                                  кв. категории

                                                                                  Смоленцева Л.П.

«Человек – совершенство природы.

                                                           Но для того, чтобы он мог пользоваться

благами жизни, наслаждаться ее красотой

                                      очень важно иметь здоровье.

Здоровье – не все, но без здоровья ничто».

        Сократ

      Здоровье – важнейший показатель, отражающий биологические характеристики ребенка, социально – экономическое состояние общества, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития мед. Помощи, служб охраны материнства и детства и, в конечном счете, - отношение государства к проблемам здоровья.

      Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразны отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья детей, к снижению физического и умственного потенциала. В современной России из десяти человек здоровы только два. Особо остро стоит проблема здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, кол – во здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Поэтому, забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать в России приоритетные позиции. В связи с чем проблема охраны и укрепления здоровья детей, формирование ЗОЖ у воспитанников, их родителей и педагогов ставится в центр работы нашего образовательного учреждения.

 В муниципальном автономном образовательном дошкольном учреждении

 СЦРР «Детский сад «Золотой ключик»

 реализуется «Программа оздоровления детей дошкольного возраста «Здоровье» на 2019 – 2024 учебные годы», которая является стратегическим планом улучшения здоровья детей. Данная программа ориентирует педагогов на поиск наиболее эффективных, новых форм работы по оздоровлению детей. Одной из таких форм работы  и темой моего исследования стало «Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста».

      Работая над данной темой я увидела актуальность своего исследования в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.

      В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Однако здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего детства. Результаты статистики свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей нет. Конечно, причин тому множество: экологические, медицинские, социальные, генетические. Одна из таких причин – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования основ ЗОЖ, т.е. выработки правильных привычек, которое в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

      Такое понятие как «нетрадиционные методики оздоровления» появилось сравнительно недавно и за несколько лет стало достаточно распространенным. Это фундамент физического и психологического здоровья, возможность выплеснуть накопившуюся энергию, освоение жизненно необходимых навыков и умений.

      В связи с этим мной были поставлены следующие цели:

1. Научно – методическая. Внедрение комплексной системы оздоровления детей с помощью одной из коррекционных технологий сохранения и укрепления здоровья с учётом регламентации воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы.

2. Практическая. 

- Совершенствование функциональных возможностей детей,  социальной адаптации и улучшение состояния их здоровья;

- Повышение речевой активности детей.

Для достижения поставленных целей были выдвинуты следующие задачи:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие моторных и сенсорных функций.
  2. Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье.
  3. Формированиие стойкой мотивации на ЗОЖ.
  4. Воспитание гармонично – развитой личности.

Используя нетрадиционные методики оздоровления, я планировала добиться получения следующих результатов:

- Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

-  Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

- Активизация и развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений.

-  Коренное совершенствование системы оздоровления на основе реализации индивидуального подхода.

- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

-  Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

-  Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей

-  Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.

-  Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

      Организуя свою работу по данному направлению мне хотелось остановиться на одной из нетрадиционных методик оздоровления, которая носит коррекционный характер – фонетическая ритмика.

     Участвуя в секции «Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования» V Всероссийского форума “Здоровьесберегающее образование: опыт,проблемы,перспективы развития» меня заинтересовала влияние фонетической ритмики на речевую активность детей дошкольного возраста. Где обсуждалась данная технология.                    Фонетическая ритмика как метод работы над произношением  появилась в Хорватии несколько лет назад и использовалась для работы с глухими и слабослышащими детьми. Достоинства этого метода давно перешагнули рамки работы со слабослышащими детьми, фонетическую ритмику в наше время используют в своей работе учителя – логопеды, воспитатели и др. педагоги.

Основные направления в занятиях  по фонетической ритмике

  • Соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  • Формирование у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической сторонами.

Значение использования занятий  по фонетической ритмике

  • Развитие памяти, внимания;
  • Работа над правильной артикуляцией произношения слов, звуков;
  • Улучшение голосовых возможностей;
  • Работа над ударением, ритмом, интонацией;
  • Постановка правильного дыхания и соблюдение дыхательных пауз;
  • Развитие координации движения.

Основные элементы фонетической ритмики

- напряженность;

- интенсивность;

- время.

Гипотезой моего исследования является следующее определение: речевая активность детей будет выше, если в систему ООД включить занятия по фонетической ритмике.

Предмет: Система применения фонетической ритмики.

Объект исследования: система оздоровительной работы с помощью средств фонетической ритмики.                                                                                                                                                    

Новизна: Использование фонетической ритмики как коррекционной технологии сохранения и укрепления здоровья.

Упражнения по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания;
  • формирование умения изменять силу и высоту голоса;
  • правильное воспроизведение звуков и сочетаний;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе.

Обязательное условие занятий по фонетической ритмике

  1. Эмоционально – положительный фон.
  2. Активное использование жестов, мимики, интонации

1. Мной была подобрана и изучена научно – методическая литература по теме: авторские программы и рекомендации Кудрявцева, Н.Ю. Костылевой и отдельных педагогов в рамках рубрики «Школа здоровья».

2. О результативности использования фонетической ритмики  в системе оздоровительной работы свидетельствуют следующие показатели:

год        уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий

уровень

Начало 2019-2020 уч. г.

12%

81%

7%

Середина 2019-2020 уч.г.

15%

80%

5%

Низкий уровень – неполная согласованность движений с речью, упражнения выполняются не в полном объеме, с ошибками.

Средний уровень – допускаются 2 – 3 ошибки при исполнении упражнений, нарушается амплитуда движений.

Высокий уровень – это полное и правильное выполнение элементов фонетической ритмики.

3. Сотрудничество с родителями.

Родители приняли активное участие в обсуждении моего вопроса использования фонетической ритмики в системе оздоровления детей. Мной было проведено анкетирование, которое показало, что данное направление в оздоровительной работе с детьми полностью поддерживается родителями. Особое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей, используя при этом разнообразные формы работы:

- совместная работа детей и родителей по намеченной тематики ДОУ;

- участие в Неделе Семьи «Если хочешь быть здоров»;

- проведение совместного мероприятия «День здоровья»;

- организация дней семейных увлечений «»Сто умею сам – научу детей» (в вечернее время);

- оформление папки – раскладушки «Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы»;

- оформление фотоальбома кружка «Здоровячок».

        Фонетическая ритмика, в отличии от лечебной ритмики, приобретает свои специфические особенности. Длительные наблюдения за эффективностью работы в данном направлении позволяют прийти к выводу, что данный метод дает положительные результаты и является ценным вкладом в общую систему оздоровления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Проектная деятельность с применением здоровьесберегающих технологий как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Ухудшение здоровья детей требует включения в процесс физического воспитания жлшкольников различных оздоровительных технологий.Создание единой композиции в одном стиле с применением ритмопластики, стре...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОО"

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Данная здоровьесберегающая технология, которая носит коррекционный характер направлена на развитие у детей речевой активности....

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии и их направления, применяемые в работе ДОУ....

«Технологии, сберегающие здоровье в системе оздоровительной работы в детском саду»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...