Консультация для воспитателей "Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника"
консультация по развитию речи по теме
В материале изложена проблема развития лексико-грамматических категорий дошкольников в новейших условиях внедрения ФГОС. Даны нормативы развития лексико-грамматического строя детей от 0 до 7 лет. Предложен один из эффективных методов обогащения словаря- дидактический синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.76 МБ |
![]() | 15.44 КБ |
![]() | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интегративные качества дошкольника?
словарь ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников
Ранний возраст (от рождения до 3 лет)
4-й год жизни
5-й год
6-й год
7-й год
Педагогическая мастерская
Синквейн Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна : 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. 4-я строка – фраза из нескольких слов, имеющих отношение к предмету. 5-я строка – предложение, связанное с личными ассоциациями .
1. … 2. … 3. … 4. … 5. …
Успехов Вам, дорогие коллеги ! Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Синквейн
С французкого «5 строк»
Лирические стихи, несущие определенный фон.
Дидактический синквейн одна из новых технологий используемая в как средство оптимизации работы по развитию речи дошкольников.
Синквейн в переводе с французского – «пяти строчное стихотворение», иногда оно ассоциируется с японскими трехстишиями хоку и пятистишиями – танка, в которых слова минимальны, но каждое слово несет огромную информацию и эмоциональную окраску. Рифмы в этих стихах нет, она не важна, в них на первый план выступает глубокий смысл (белый стих).
Синквейн – не рифмованное стихотворение, заставляющее думать, осмысливать каждую строчку. Его особенность – это структура. Традиционный синквейн состоит из пяти строк.
В дидактических целях синквейн получил разнообразие вариаций своей формы. Он используется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат и полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Примеры некоторых синквейнов:
Воробей.
- Пугливый, маленький;
- прыгает, чирикает, клюет;
- Воробей живет под крышей.
- Птица.
Лошадка.
- Добрая, сильная;
- скачет, ржет, возит;
- Лошадь пасется на лугу.
- Домашнее животное.
Зима.
- Снежная, морозная;
- пришла, укрыла снегом, запорошила;
- Все вокруг в снегу.
- Холодное время года.
Белка.
- Пушистая, рыжая;
- прыгает, скачет, заготавливает;
- Белка живет в дупле на дереве.
- Дикое животное.
Герань.
- Душистая, полезная;
- растет, цветет, лечит.
- Герань очищает воздух в доме.
- Комнатное растение.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей района
«Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника» от 25.10.2013 г.
Подготовила и провела Колчина А.С. ,
учитель-логопед МБДОУ детский сад «Росинка»
Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.
Так какие же это интегративные качества?
- Физически развитый
- Любознательный, активный
- Эмоционально отзывчивый
- Овладевший средствами и способами общения со сверстниками и взрослыми
- Овладевший необходимыми умениями и навыками
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Для того чтобы ребенок смог овладеть данными качествами его речь должна быть достаточно хорошо развита. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, помогающий ему освоить новое, т.е., по сути, с развитием словаря у ребенка происходит развитие интегративных качеств. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.
Максимально сензитивный период развития речи – дошкольное детство.
Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.
Сегодня в исследованиях разных авторов (М.М.Кольцовой, А.Р.Лурия, А.Н.Гвоздева, В.В.Гербовой, Е.И.Тихеевой и т.д.) достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста.
По данным А.Н.Гвоздева к трем с половиной годам в словаре детей представлены все части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова: предлоги, союзы, частицы и междометия). В то же время в языке ребенка появляются грамматические формы, отображающие не только изолированные предметы, действия и качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются при помощи системы флексий, отдельных служебных слов и т. д.
Такие исследователи детской речи, как Гвоздев А.Н., Красногорский Н.М., Швачкин Н.Х., отмечают, что к пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Ребенок правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений.
Итак, рассмотрим формирование лексико-грамматичеких категорий подробнее.
Ранний возраст (0-3 лет)
Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к периоду овладения речью. В это время у малыша происходит развитие предречевых голосовых реакций: от крика- к гулению, от гуления- к «свирели», от «свирели»- к лепету. От лепета- к первым словам-понятиям. Развитие понимания речи начинается с адекватного реагирования на интонацию и завершается пониманием отдельных инструкций в конкретной ситуации, пониманием названий отдельных предметов. Таким образом к концу первого года жизни происходит становление коммуникативной функции речи. Словарный запас не одинаков : от 2-3 слов до 15-20 слов. Есть дети которые не демонстрируют активную речь, но у них развито приличное понимание речи. Первые слова как правило ударные слоги знакомых слов: «кА»-каша, мама, папа, баба. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия, хотя в них нет сочетания по грамматическим правилам язык. Первые слова, появляющиеся в речи малыша, после усвоения их понимания. Вначале ребенок устанавливает связь между предметом и словом, демонстрирует свое адекватное восприятие его и затем на определенном этапе это слово произносит. Важно взрослым закрепить полученное слово в активной речи, одобряя реенка. Одно и тоже «слово» может обозначать несколько предметов: кА- это и каша и рука.
Со второго года жизни начинает накапливаться активный словарь. Существующие в психологической литературе данные о развитии словаря свидетельствуют о том, что в 1-м полугодии происходит небольшой рост (от 3 до 40 слов), сменяющийся бурным ростом во 2м полугодии (до 300 слов). Слово при первом усвоении ребенком обозначает для ребенка название только данного единичного предмета. В течение второго года жизни дети при помощи чувственного восприятия конкретного предмета выходят на первую степень общения, т.е.начинают понимать нарицательное значение слова. Для этого ребенку необходимо не только видеть предмет. Но и трогать его руками, нюхать, пробовать на вкус. Активное чувственное восприятие предмета облегчает ребенку не только запоминание слова-наименования, но и усвоение этого наименования как обобщенного названия всех предметов данного класса: стол- это не только предмет в данной комнате, но и любой другой стол.
Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения. Ребенок совершает конкретные действия с предметом, видит, как такие же действия совершают другие люди, и усваивает их названия.
Ребенок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать что один и тот же цвет, форма, величина может относится к разным предметам, т.е. он начинает осознавать обобщенный смысл прилагательных.
Словарный запас является строительным материалом, с помощью которого можно построить предложения, служащие целям общения и познания действительности. В развитии речи ребенка 2го г.ж. усвоение грамматического строя речи является таким же актуальным, как и накопление словаря. Первые слова-предложения не имеют грамматической формы. Для уточнения значения ребенок использует мимику, жесты. Ближе к 2м годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простых и сложных предложений и уже к 7 годам ребенок осваивает морфологическую систему языка.
После этапа слов-предложений начинается этап фразовой речи: этап предложений из нескольких слов-корней. Далее фраза начинает оформляться грамматически, в соответствии с законами языка.
Первыми формами существительных, которые появляются в речи, являются формы множественного числа, предложного падежа с обозначением места , но без использования предлогов. Появляются первые прилагательные, чаще мужского и женского рода. Фраза состоит из 3-4 слов, имеет некое грамматическое оформление.
Развитие словаря в этом возрасте происходит в процессе предметно-практической деятельности.
После 2 лет в активной речи детей появляется все больше слов. Количество слов в 3 года в активной речи достигает 1 000. Такой существенный рост словаря,обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27%), прилагательных (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой- маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества.
По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. Объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (лиса-нора). Начинает усваивать слова-обобщения (одежда, посуда, мебель) в пассивной речи. Достаточно хорошо ориентируется в мире бытовых вещей, окружающих их, но могут смешивать названия сходных предметов (чашка-кружка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: фуражка, кепка, шляпа- «шапка». Почти не называют детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо. Не выделяют части тела животных.
Начинает формироваться словообразование . раньше всего появляются уменьшительно-ласкательные формы существительных. Этому способствуют запоминание народных потешек, песенок.
В речи детей наблюдаются все новые формы словоизменения, появляются личные местоимения, включая и косвенные падежи: я, ты, меня, мне,тебе, он, она, они, его, ее,их. К 3 годам вводятся в речь наиболее употребительные предлоги: на, в, под, за и др. в основном усваивает многие грамматические формы. Но полная морфологическая система языка еще не усвоена.
4 год жизни
Словарь достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. особенно заметно обогащается словарь ребенка за счёт наречий. К концу 4 г.ж. большинство детей соотносят числа 1,2,3 с нужным количеством предметов, т.е. осознанно пользуются этими числительными. Кроме личных местоимений применяются притяжательные: мой, твой. Начинают появляться в активной речи слова-понятия: одежда, посуда, обувь и т.д. Не всегда дети пользуются ими адресно. Все легче употреблять детям становится обобщения.. психологической особенностью восприятия детей является их способность видеть предмет как целостный образ, неумение замечать детали. В связи с этим в речи детей мало слов – названий частей предметов. Не пользуются она еще и названиями оттенков цветов. В то же время дети хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, трава зеленая.
После 3 лет происходит усвоение словообразования. Этот процесс растягивается на весь дошкольный период. В начале дети допускают ошибки в употреблении тех или иных суффиксов и приставок. Возникают слова несуществующие в языке- неологизмы, такое словотворчество исчезает к 6-7 годам. Неологизмы свидетельствуют о том, что дети понимают смысл употребляемых фонем, но они еще не запомнили как нужно их употреблять. Настораживать взрослых должно не наличие таких ошибок, а их отсутствие при малом словарном запасе.
Дети склоняют несклоняемые существительные (без пальта), ошибочно склоняют существительные по падежам (видели конь), смешивают женский и средний род (зеленое трава). Еще не справляются со склонениями числительных (кошка с два котенка), в речи мало причастий и деепричастий.
5 лет
В этом возрасте ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях. Пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного (Потому что болел) появляются предложения с однородными обстоятельствами. Усложнение высказывания. Увеличение количества слов в предложениях может привести к большому количеству грамматических ошибок: неадекватному использованию предлогов, неправильным согласованием прилагаетельных с существительными в косвенных падежах.
Количество слов растет и достигает примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, т.к. дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье-одежда), т.е. достигают второй степени обобщения. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда. Когда 1) в их активном словаре достаточно слов-названий конкретных предметов 2) они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах и их предназначении.
6 лет
Словарь детей 6го года жизни растет стремительно. Если в предыдущие годы его можно было сосчитать, то сейчас это сделать трудно. Непроизвольная память –основа пополнения словаря-достигает в этом возрасте своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Количество слов ребенка зависит от общей осведомленности ребенка, чем больше ребенок знает тем богаче его словарный запас.
В этом возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм мн.числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево-дерева). В их речи почти нет причастий, если и появляются, то употребляются неправильно (ПОРЕЗАТЫЙ, ПОРВАТЫЙ). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: смешиваются близкие по значению морфемы, например, вошел-зашел.
7 лет
В словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей речи: в нем много числительных, которыми они пользуются осмысленно; различными видами глаголов, в частности причастиями и деепричастиями, появляются и сложные предлоги из-за, из-под.
Четко ориентируются в родовых и видовых понятиях, обобщениях. Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия (высокий-низкий, длинный-короткий), состояние предметов (горячий-холодный), чувства человека (грустный-веселый), свойства характера (добрый-злой). Им не составляет труда подбирать слова с противоположным значениям и к наречиям, выражающим пространственные и временные понятия (рано-поздно, здесь-там).
Осмысливают и понимают слова с переносным значением (время ползет). При соответствующей подготовке у детей появляются научные термины: звук, буква.
Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении некоторых глагольных форм (ехать-ехают), несклоняемые существительные (в пальте), некоторые формы падежей, где много вариантов окончаний и др.речевые ошибки. На уровне предложения дети используют все основные типы предложений, в их состав включаются причестные и деепричастные обороты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности."
Мастер-класс был представлен на Выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей. Это разработка тренингового занятия для дошкольников с использованием телесно-ориентироанного подхо...
Анализ мониторинга интегративных качеств дошкольников
Презентация форм и методов мониторинга интегративных качеств дошкольников. Анализ мониторинга....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-347449-1384722284.jpg)
мониторинг формирования интегративных качеств дошкольников
Аналитическая справка по формированию интегративных качеств...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/27/picture-194619-1630077039.jpg)
Консультация "Интегративные качества дошкольника"
Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549265-1418471057.jpg)
«Развитие словаря ребенка – один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника»
Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/04/picture-1254307-1591283809.jpg)
Консультация для педагогов "Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"
Задача педагогов - прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него....
консультация для воспитателей Роль занимательной математики в развитии интегративных качеств дошкольников
Консультация направлена на повышение компетенции педагогов и воспитателей в организации воспттательно-образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений и развития инт...