Консультация для воспитателей "Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника"
консультация по развитию речи по теме
В материале изложена проблема развития лексико-грамматических категорий дошкольников в новейших условиях внедрения ФГОС. Даны нормативы развития лексико-грамматического строя детей от 0 до 7 лет. Предложен один из эффективных методов обогащения словаря- дидактический синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_konsultatsii.pptx | 1.76 МБ |
pedagogicheskaya_masterskaya.docx | 15.44 КБ |
konsultatsiya_dlya_vospitateley_rayona.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интегративные качества дошкольника?
словарь ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников
Ранний возраст (от рождения до 3 лет)
4-й год жизни
5-й год
6-й год
7-й год
Педагогическая мастерская
Синквейн Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна : 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. 4-я строка – фраза из нескольких слов, имеющих отношение к предмету. 5-я строка – предложение, связанное с личными ассоциациями .
1. … 2. … 3. … 4. … 5. …
Успехов Вам, дорогие коллеги ! Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Синквейн
С французкого «5 строк»
Лирические стихи, несущие определенный фон.
Дидактический синквейн одна из новых технологий используемая в как средство оптимизации работы по развитию речи дошкольников.
Синквейн в переводе с французского – «пяти строчное стихотворение», иногда оно ассоциируется с японскими трехстишиями хоку и пятистишиями – танка, в которых слова минимальны, но каждое слово несет огромную информацию и эмоциональную окраску. Рифмы в этих стихах нет, она не важна, в них на первый план выступает глубокий смысл (белый стих).
Синквейн – не рифмованное стихотворение, заставляющее думать, осмысливать каждую строчку. Его особенность – это структура. Традиционный синквейн состоит из пяти строк.
В дидактических целях синквейн получил разнообразие вариаций своей формы. Он используется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат и полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Примеры некоторых синквейнов:
Воробей.
- Пугливый, маленький;
- прыгает, чирикает, клюет;
- Воробей живет под крышей.
- Птица.
Лошадка.
- Добрая, сильная;
- скачет, ржет, возит;
- Лошадь пасется на лугу.
- Домашнее животное.
Зима.
- Снежная, морозная;
- пришла, укрыла снегом, запорошила;
- Все вокруг в снегу.
- Холодное время года.
Белка.
- Пушистая, рыжая;
- прыгает, скачет, заготавливает;
- Белка живет в дупле на дереве.
- Дикое животное.
Герань.
- Душистая, полезная;
- растет, цветет, лечит.
- Герань очищает воздух в доме.
- Комнатное растение.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей района
«Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника» от 25.10.2013 г.
Подготовила и провела Колчина А.С. ,
учитель-логопед МБДОУ детский сад «Росинка»
Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.
Так какие же это интегративные качества?
- Физически развитый
- Любознательный, активный
- Эмоционально отзывчивый
- Овладевший средствами и способами общения со сверстниками и взрослыми
- Овладевший необходимыми умениями и навыками
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Для того чтобы ребенок смог овладеть данными качествами его речь должна быть достаточно хорошо развита. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, помогающий ему освоить новое, т.е., по сути, с развитием словаря у ребенка происходит развитие интегративных качеств. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.
Максимально сензитивный период развития речи – дошкольное детство.
Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.
Сегодня в исследованиях разных авторов (М.М.Кольцовой, А.Р.Лурия, А.Н.Гвоздева, В.В.Гербовой, Е.И.Тихеевой и т.д.) достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста.
По данным А.Н.Гвоздева к трем с половиной годам в словаре детей представлены все части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова: предлоги, союзы, частицы и междометия). В то же время в языке ребенка появляются грамматические формы, отображающие не только изолированные предметы, действия и качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются при помощи системы флексий, отдельных служебных слов и т. д.
Такие исследователи детской речи, как Гвоздев А.Н., Красногорский Н.М., Швачкин Н.Х., отмечают, что к пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Ребенок правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений.
Итак, рассмотрим формирование лексико-грамматичеких категорий подробнее.
Ранний возраст (0-3 лет)
Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к периоду овладения речью. В это время у малыша происходит развитие предречевых голосовых реакций: от крика- к гулению, от гуления- к «свирели», от «свирели»- к лепету. От лепета- к первым словам-понятиям. Развитие понимания речи начинается с адекватного реагирования на интонацию и завершается пониманием отдельных инструкций в конкретной ситуации, пониманием названий отдельных предметов. Таким образом к концу первого года жизни происходит становление коммуникативной функции речи. Словарный запас не одинаков : от 2-3 слов до 15-20 слов. Есть дети которые не демонстрируют активную речь, но у них развито приличное понимание речи. Первые слова как правило ударные слоги знакомых слов: «кА»-каша, мама, папа, баба. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия, хотя в них нет сочетания по грамматическим правилам язык. Первые слова, появляющиеся в речи малыша, после усвоения их понимания. Вначале ребенок устанавливает связь между предметом и словом, демонстрирует свое адекватное восприятие его и затем на определенном этапе это слово произносит. Важно взрослым закрепить полученное слово в активной речи, одобряя реенка. Одно и тоже «слово» может обозначать несколько предметов: кА- это и каша и рука.
Со второго года жизни начинает накапливаться активный словарь. Существующие в психологической литературе данные о развитии словаря свидетельствуют о том, что в 1-м полугодии происходит небольшой рост (от 3 до 40 слов), сменяющийся бурным ростом во 2м полугодии (до 300 слов). Слово при первом усвоении ребенком обозначает для ребенка название только данного единичного предмета. В течение второго года жизни дети при помощи чувственного восприятия конкретного предмета выходят на первую степень общения, т.е.начинают понимать нарицательное значение слова. Для этого ребенку необходимо не только видеть предмет. Но и трогать его руками, нюхать, пробовать на вкус. Активное чувственное восприятие предмета облегчает ребенку не только запоминание слова-наименования, но и усвоение этого наименования как обобщенного названия всех предметов данного класса: стол- это не только предмет в данной комнате, но и любой другой стол.
Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения. Ребенок совершает конкретные действия с предметом, видит, как такие же действия совершают другие люди, и усваивает их названия.
Ребенок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать что один и тот же цвет, форма, величина может относится к разным предметам, т.е. он начинает осознавать обобщенный смысл прилагательных.
Словарный запас является строительным материалом, с помощью которого можно построить предложения, служащие целям общения и познания действительности. В развитии речи ребенка 2го г.ж. усвоение грамматического строя речи является таким же актуальным, как и накопление словаря. Первые слова-предложения не имеют грамматической формы. Для уточнения значения ребенок использует мимику, жесты. Ближе к 2м годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простых и сложных предложений и уже к 7 годам ребенок осваивает морфологическую систему языка.
После этапа слов-предложений начинается этап фразовой речи: этап предложений из нескольких слов-корней. Далее фраза начинает оформляться грамматически, в соответствии с законами языка.
Первыми формами существительных, которые появляются в речи, являются формы множественного числа, предложного падежа с обозначением места , но без использования предлогов. Появляются первые прилагательные, чаще мужского и женского рода. Фраза состоит из 3-4 слов, имеет некое грамматическое оформление.
Развитие словаря в этом возрасте происходит в процессе предметно-практической деятельности.
После 2 лет в активной речи детей появляется все больше слов. Количество слов в 3 года в активной речи достигает 1 000. Такой существенный рост словаря,обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27%), прилагательных (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой- маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества.
По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. Объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (лиса-нора). Начинает усваивать слова-обобщения (одежда, посуда, мебель) в пассивной речи. Достаточно хорошо ориентируется в мире бытовых вещей, окружающих их, но могут смешивать названия сходных предметов (чашка-кружка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: фуражка, кепка, шляпа- «шапка». Почти не называют детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо. Не выделяют части тела животных.
Начинает формироваться словообразование . раньше всего появляются уменьшительно-ласкательные формы существительных. Этому способствуют запоминание народных потешек, песенок.
В речи детей наблюдаются все новые формы словоизменения, появляются личные местоимения, включая и косвенные падежи: я, ты, меня, мне,тебе, он, она, они, его, ее,их. К 3 годам вводятся в речь наиболее употребительные предлоги: на, в, под, за и др. в основном усваивает многие грамматические формы. Но полная морфологическая система языка еще не усвоена.
4 год жизни
Словарь достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. особенно заметно обогащается словарь ребенка за счёт наречий. К концу 4 г.ж. большинство детей соотносят числа 1,2,3 с нужным количеством предметов, т.е. осознанно пользуются этими числительными. Кроме личных местоимений применяются притяжательные: мой, твой. Начинают появляться в активной речи слова-понятия: одежда, посуда, обувь и т.д. Не всегда дети пользуются ими адресно. Все легче употреблять детям становится обобщения.. психологической особенностью восприятия детей является их способность видеть предмет как целостный образ, неумение замечать детали. В связи с этим в речи детей мало слов – названий частей предметов. Не пользуются она еще и названиями оттенков цветов. В то же время дети хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, трава зеленая.
После 3 лет происходит усвоение словообразования. Этот процесс растягивается на весь дошкольный период. В начале дети допускают ошибки в употреблении тех или иных суффиксов и приставок. Возникают слова несуществующие в языке- неологизмы, такое словотворчество исчезает к 6-7 годам. Неологизмы свидетельствуют о том, что дети понимают смысл употребляемых фонем, но они еще не запомнили как нужно их употреблять. Настораживать взрослых должно не наличие таких ошибок, а их отсутствие при малом словарном запасе.
Дети склоняют несклоняемые существительные (без пальта), ошибочно склоняют существительные по падежам (видели конь), смешивают женский и средний род (зеленое трава). Еще не справляются со склонениями числительных (кошка с два котенка), в речи мало причастий и деепричастий.
5 лет
В этом возрасте ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях. Пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного (Потому что болел) появляются предложения с однородными обстоятельствами. Усложнение высказывания. Увеличение количества слов в предложениях может привести к большому количеству грамматических ошибок: неадекватному использованию предлогов, неправильным согласованием прилагаетельных с существительными в косвенных падежах.
Количество слов растет и достигает примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, т.к. дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье-одежда), т.е. достигают второй степени обобщения. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда. Когда 1) в их активном словаре достаточно слов-названий конкретных предметов 2) они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах и их предназначении.
6 лет
Словарь детей 6го года жизни растет стремительно. Если в предыдущие годы его можно было сосчитать, то сейчас это сделать трудно. Непроизвольная память –основа пополнения словаря-достигает в этом возрасте своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Количество слов ребенка зависит от общей осведомленности ребенка, чем больше ребенок знает тем богаче его словарный запас.
В этом возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм мн.числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево-дерева). В их речи почти нет причастий, если и появляются, то употребляются неправильно (ПОРЕЗАТЫЙ, ПОРВАТЫЙ). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: смешиваются близкие по значению морфемы, например, вошел-зашел.
7 лет
В словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей речи: в нем много числительных, которыми они пользуются осмысленно; различными видами глаголов, в частности причастиями и деепричастиями, появляются и сложные предлоги из-за, из-под.
Четко ориентируются в родовых и видовых понятиях, обобщениях. Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия (высокий-низкий, длинный-короткий), состояние предметов (горячий-холодный), чувства человека (грустный-веселый), свойства характера (добрый-злой). Им не составляет труда подбирать слова с противоположным значениям и к наречиям, выражающим пространственные и временные понятия (рано-поздно, здесь-там).
Осмысливают и понимают слова с переносным значением (время ползет). При соответствующей подготовке у детей появляются научные термины: звук, буква.
Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении некоторых глагольных форм (ехать-ехают), несклоняемые существительные (в пальте), некоторые формы падежей, где много вариантов окончаний и др.речевые ошибки. На уровне предложения дети используют все основные типы предложений, в их состав включаются причестные и деепричастные обороты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности."
Мастер-класс был представлен на Выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей. Это разработка тренингового занятия для дошкольников с использованием телесно-ориентироанного подхо...
Анализ мониторинга интегративных качеств дошкольников
Презентация форм и методов мониторинга интегративных качеств дошкольников. Анализ мониторинга....
мониторинг формирования интегративных качеств дошкольников
Аналитическая справка по формированию интегративных качеств...
Консультация "Интегративные качества дошкольника"
Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современ...
«Развитие словаря ребенка – один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника»
Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника....
Консультация для педагогов "Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности ребенка"
Задача педагогов - прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него....
консультация для воспитателей Роль занимательной математики в развитии интегративных качеств дошкольников
Консультация направлена на повышение компетенции педагогов и воспитателей в организации воспттательно-образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений и развития инт...