"Содержание коррекционной работы" в образовательной программе ДОУ комбинированного вида с учётом ФГТ
материал (подготовительная группа) по теме
Раздел программы "Содержание Коррекционной работы " в ДОУ с учётом требований ФГТ разрабатывается при воспитании в дошкольном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В данной программе - это дети с Общим недоразвитием речи III ур.р.р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекционная работа» в Образовательной программе ДОУ
учитель – логопед МБДОУ д/с № 14
комбинированного вида А.Н.Голубева
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы дошкольного образования являются:
* Закон Российской Федерации «Об образовании»;
*Федеральные государственые образовательные требования дошкольного образования образования;
*СанПиН, "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ в дошкольных учреждениях""
*О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
*Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
*Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
*Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Программа коррекционной работы на ступени дошкольного образования сформирована для контингента детей с общим недоразвитием речи, обучающихся в МБДОУ №14 комбинированного вида.
Цель коррекционно – логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи. Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР III ур.р.р.) в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.
В связи с этим логопедическая работа с детьми ОНР направлена на решение задач:
1. практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
2. формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);
3. подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
4. развитие навыков связной речи.
Программа коррекционной работы для детей с ОНР направлена на реализацию задач:
1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов.
3. Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы у ребёнка с ОНР в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми с ОНР в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами;
4. Оценка результатов помощи детям с ОНР и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;
5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);
7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
Содержание программы коррекционной работы определяют принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.
-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
( законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей
( законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.
Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Приложение 4. План методической работы учителя – логопеда на год.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с ОВЗ;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в доу) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.
Коррекционно- развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, ЦОР). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
Программа коррекционной работы содержит следующие разделы:
- Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.
- Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
- Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
- Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, корректировку коррекционных мероприятий.
- Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.
- Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
1. Характеристика контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями
— число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями
- детей с ОНР- … человек;
— анализ состояния здоровья этой категории детей на основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования
- ММД - …
-СДВГ- …
-МЦД -…
— анализ рекомендаций специалистов (медицинских работников, психологов, дефектологов, логопедов, педагогов) по организации занятий с детьми с особыми потребностями
- для детей с ОНР групповые, индивидуальные занятия.
2. Система комплексного психолого – медикопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.
В детском саду создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО педагог-психолог, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра доу и врач педиатрического отделения поликлиники, прикрепленной к доу. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения в группах с ОНР являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми с ОНР).
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий
Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР III ур.р.р.) реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.
Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи» (I год обучения, старшая группа), технологией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (ч.II , второй год обучения) и перспективному плану логопеда (приложение 1).
В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.
Приложение 2. План по формированию речевой деятельности детей 6- 7 ОНРIV ур.р.р. на неделю
Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 33 темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа- концентрированное изучение темы( в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.
Приложение 3 Циклограмма работы учителя - логопеда
Групповые занятия для детей в группе 5 - 6 лет с ОНР в 1 период обучения приоритетно ориентированы на формирование лексико – грамматических средств языка и развитие связной речи и проводятся 2 раза в неделю. Во II период обучения проводятся 3 раза в неделю и дополняются занятиями по по формированию произношения( 1 раз в неделю).В III период - 2 фронтальных занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, а занятия – по формированию произношения - 2 раза в неделю. В течение года постепенно увеличивается продолжительность каждого занятии: 20 минут в начале года, 25 – 30 мин. – в конце.
Групповые занятия для детей в группе 6 - 7 лет с ОНР в 1 период обучения логопед еженедельно проводит 2 фронтальных занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия – по формированию произношения. Во II период - 2 фронтальных занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятия – по формированию произношения и 1 – по подготовке к обучению грамоте.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми. План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь). В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР.
Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании.
На основании индивидуального плана логокоррекционной работы логопед составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.
Приложение 5. Индивидуальный план логокоррекционной работы.
Коррекционно – логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.
3. Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировка коррекционных мероприятий.
Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет логопед. Он проводится по итогам полугодия, учебного года.
Мониторинговая деятельность предполагает:
отслеживание динамики развития детей с ОНР и эффективности
- Плана индивидуальной логокоррекционной работы;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с ОНР, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР. Данные о результатах мониторинга заносятся в протокол логопедического обследования. Приложение № 6.
4. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Требования к условиям реализации программы.
Психолого – педагогическое обеспечение:
- Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
- Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;
- Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
- Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития. Вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение.
Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание МБДОУ введены
2 ставки учителя-логопеда,
1 ст. педагога-психолога,
1 ст. музыкального руководителя,
1 ст. инструктора по ФИЗО.
Специфика организации воспитательно- образовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
В связи с этим в ДОУ выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации воспитательно- образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития
- Учителя – логопеды: курсы НИРО по теме «Логопедия» - ноябрь 2010;
- Воспитатель группы компенсирующей направленности - февраль 2011, НИРО.
Сведения об обеспечении учебно-методической литературой, используемой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов
В процессе реализации программы коррекционной работы логопед в ДОУ использует коррекционно – развивающую образовательную программу логопедической работы по преодолению ОНР Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи»(I год обучения, старшая группа) Москва, 1991 год
и технологию Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (ч.II второй год обучения, подготовительная группа), Москва, 1993 год;
диагностический и коррекционно – развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда.
Учебно – дидактический материал, специальные методические пособия учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования.
можгут систематизирован по следующим разделам:
- Развитие речи и коррекция её недостатков.
- Альбомы, инструментарий для логопедического обследования.
- Демонстрационные материалы по лексическим темам.
- Подготовка к обучению грамоте.
- Развитие познавательных психических процессов.
- Совершенствование мелкой и общей моторики.
Ниже перечень учебно – дидактического материала для проведения фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, а также коррекционной работы воспитателя в группах для детей с ОНР
3. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
5. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества.
Внутренний механизм взаимодействия:
В исправлении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя логопедической группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Необходимиость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ОНР.
В группах компенсирующей направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно – педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы логопеда по разделам программы.
Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации воспитательно – образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.
Содержание коррекционно – развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно – эстетического развития дошкольника с ОНР. Система коррекционно – развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные занятия, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно – речевой среде.
Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно - развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно – тематический план, осуществляет постановку диафрагмально – речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание других занятий (математику, художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим миром через наблюдения за явлениями природы и экспериментальную деятельность) а так же в режимные моменты.
Психолог включает следующие направления: коррекционно – развивающая работа с детьми с ОНР по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющих отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музукотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма) просодическая сторона речи ( темп, тембр, мелодику, логическое ударение, выразительность, сила голоса). По мере речевого развития ребёнка с ОНР усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.
Медицинский работник изучение и оценка соматического здоровья и состояния нервной системы ребёнка с ОНР в соответствии со средневозрастными критериями.
Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.
Определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступили: педсоветы, консультации, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями.
Образовательное учреждение взаимодействует по вопросам коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины.
Ещё один механизм реализации коррекционной работы - социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодейcтвие образовательного учреждения с внешними ресурсам (организациями различных ведомств, общественными организациями). Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество ДОУ с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, здоровьесбережения детей с ОВЗ(доу с компенсирующими и интегрированными группами, МОУСОШ № 3, 1, 9; педиатрическое отделение поликлиники МУЗ ЦРБ, ФОК «Темп»,
- сотрудничество ДОУ со средствами массовой информации ( «газета «Кулебакский металлист», а также с негосударственными структурами, организациями родителей с ОВЗ;
- сотрудничество ДОУ с родительской общественностью.
6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми с ОНР строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи. Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОНР. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились. Схема № 2.
Схема № 2
Мониторинг уровня развития речи | |||||||||||||
Группа компенсирующей направленности детского сада ОНРIIIур.р.р. | |||||||||||||
Дата проведения мониторинга | |||||||||||||
Уровень развития параметров логопедического обследования | |||||||||||||
Имя, фамилия ребёнка | Познавательные процессы | Моторная сфера | Импрессивная речь | Связная речь | Артикуляционный аппарат | Общее звучание речи | Фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза | Звукороизношение | Слоговая структура | Грамматический строй | Словообразование | Словарь | Итоговый результат |
начало | |||||||||||||
середина | |||||||||||||
конец |
Оценка уровня развития:
3 балла - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
2 балла – единичные ошибки исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции.
1 балл – большинство заданий не выполняются.
0 баллов – невыполнение задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание коррекционной работыдля детей с ограниченными возможностями здоровья в основной общеобразовательной программе ДОУ в свете введения ФГТ.
Согласно ФГТ, содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможност...
«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»
Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...
Содержание коррекционной работы образовательной программы
Содержание коррекционной работы образовательной программы...
«Формы и содержание коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении»
Особенность системы включенного образования в том, что она затрагивает все уровни образования – от детских садов до школ и университетов. Самое главное в этом процессе – создать безбарьерн...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы по образовательной программе дошкольного образования МОЗАИКА с учётом ФГОС ДО.
Рабочая программа воспитателя....
Коррекционная работа воспитателей в группе комбинированного вида
Коррекционная работа воспитателей в группе комбинированного вида...