Коррекционная работа воспитателей в группе комбинированного вида
материал по коррекционной педагогике

Половцева Марианна Владимировна

Коррекционная работа воспитателей в группе комбинированного вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_vospitateley_v_gruppe.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Половцева М.В.

Коррекционная работа воспитателей в группе

комбинированного вида « Солнышко»

Педагогический совет 2020г.

Этап дошкольного детства — время врастания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности.

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ:

1.Создание соответствующего образовательного пространства;

2.Создание программно-методического обеспечения;

3.Создание предметно-развивающей образовательной среды;

 4.Создание дидактического обеспечения.

         Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей, коррекционной направленности  должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Во ФГОС сказано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. 

Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования развивающей среды, будет зависеть развитие, становление, оздоровление воспитанников. Создавая здоровье сберегающую образовательную среду, необходимо учитывать требования СанПиН и помнить, что она выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Среда должна способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной деятельности и творческой активности.

Воспитатели  должны  строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог с взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.       Воспитателю необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинским работником, музыкальным работником, психологом.

Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста должно  основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе,  доброжелательном отношении к ребенку с ОВЗ;

Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное -  развитие личности воспитанника.

Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ осуществляется при помощи различных форм работы: беседы, консультации, составление индивидуальных маршрутов с учетом интересов семьи, вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс, консультационные встречи «Ребенок-родители-специалисты». В работе с детьми возникает необходимость консультаций у психоневролога, невропатолога. Среди родителей детей дошкольников проводится просветительская работа о необходимости раннего диагностирования не только физического, но и интеллектуального, психического развития ребенка.

Коррекционная работа в группе ДОУ проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, в играх и развлечениях. Воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических и коррекционных занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т.д.

К основным коррекционным задачам воспитателя в работе с детьми с ОВЗ относятся:

1.Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2.Развитие правильного речевого дыхания.

3.Закрепление произношения поставленных специалистами звуков.

4.Развитие фонематических представлений.

5.Целенаправленная активизация отработанной лексики.

6.Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

7.Развитие внимания, памяти, мышления в играх и упражнениях.

8.Формирование связной речи.

9.Формирование и закрепление первых навыков чтения и письма.  

Основные направления коррекционной работы воспитателя.

 Коррекционный час

Время проведения коррекционного часа: после сна, перед полдником, или в утренний отрезок времени перед завтраком.  

Длительность группового и подгруппового занятия 20 - 25 мин., индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.

Очень важно проводить коррекционный час систематически, не заменяя его другими видами деятельности. Коррекционный час проводится ежедневно во второй половине дня. Его продолжительность регулируется программными требованиями, определёнными для каждой возрастной группы ДОУ.

Коррекционный час представляет собой фронтальную работу с детьми Индивидуальные,  подгрупповые и групповые занятия.

- обязательный, ежедневно повторяющийся комплекс упражнений и заданий, предлагаемый учителем-логопедом, дефектологом согласно календарного и перспективного планирования.

Фронтальная работа включает в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной функции, развитию всех компонентов импрессивной и экспрессивной речи (грамматического строя речи, фонетических и фонематических представлений, диалогической речи, речевого общения в целом).  А также неречевых психических функций (слухового, речеслухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти и т.д.) 

Структура коррекционного часа: 

1.Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).

2.Пальчиковая гимнастика (3мин.)

3.Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук (4 мин).

4.Физкультминутка (2 мин.).

6.Упражнения и игры на развитие общей и мелкой моторики (2 мин.).

7.Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).

8.Обязательный контроль над выполнением домашнего задания. 

Ежедневный комплекс - артикуляционная и дыхательная гимнастика, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и совершенствование всех компонентов речевой системы, подвижные игры и упражнения.

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин.

Особо следует обратить внимание воспитателей на контроль над качеством выполнения упражнений детьми. Важно следить за продолжительностью данного этапа, которая составляет 5-7 минут (вне зависимости от возраста детей). Количество повторов каждого упражнения не должно превышать 6 раз, но и не должно быть меньше 3-х (в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда, дефектолога) и выполняться строго под счёт до 6-ти.

Пальчиковая гимнастика - выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день, а также во время занятий как общеобразовательной, так и коррекционной направленности. Пальчиковая гимнастика является следующим немаловажным компонентом ежедневного комплекса упражнений. Игры и упражнения для гимнастики подбираются с учётом возраста детей и тематического плана (лексических тем). Несмотря на кажущуюся простоту этого вида работы, он играет значительную роль в речевом развитии дошкольников. От качества выполнения упражнений для развития тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук зависит эффективность коррекционной работы в целом (овладение навыками речевого развития, в общем).

Специфика выполнения игр и упражнений для развития мелкой моторики определяется возможностями здоровья и возрастом детей.

В младшей группе движения выполняются каждой рукой в отдельности.

В средней группе допускается объединение движений обеих рук, т.е. выполнение движений обеими руками одновременно.

Для детей старшей и подготовительной к школе групп обязательно выполнение упражнения обеими руками одновременно.

 Дыхательная гимнастика включается в структуру коррекционного часа по необходимости, исходя из особенностей детей с ОВЗ, и представляет собой комплекс последовательных упражнений по развитию физиологического и речевого дыхания. При проведении дыхательных упражнений воспитатель должен строго следовать методическим рекомендациям и инструкциям к ним (не поднимать плечи, не надувать щёки, придать определённое положение ребёнку и т.п.)

Физминутка - в процессе проведения подвижных игр закрепляется и автоматизируется пройденный материал. Кроме того, посредством подвижных игр решаются важные воспитательные задачи. Развитие умения соотносить движения с речью

Повторение и закрепление пройденного материала по определенной теме.

Контроль над выполнением домашнего задания с родителями дома.

Для организации и проведения коррекционного часа воспитателю необходимо иметь картотеку соответствующего игрового  иллюстративного и речевого материала (игрушки, настольные игры и т.п.):

- комплект предметных картин  по лексическим темам (демонстрационных и индивидуальных);

- комплект развивающих и дидактических игр в соответствии с возрастом детей и программными требованиями;

- комплект сюжетных картин для составления предложений, рассказов;

- картотеку речевого материала (стихов, загадок, рассказов, сказок, пословиц и поговорок) согласно тематическому плану;

- картотеку пальчиковых игр и упражнений согласно перспективному плану на год;

- картотеку подвижных игр и упражнений в соответствии с лексическими темами.

- комплекты специального иллюстративного (предметные и сюжетные картины, схемы) и речевого материала для закрепления знаний и умений, полученных детьми на логопедических занятиях (для работы над слоговой структурой речи, автоматизацией различных групп звуков, для закрепления лексико - грамматических категорий и т.п.)

Продолжительность фронтальных занятий регулируется программными требованиями и возрастом детей:  

- для младшей группы – 10-15 минут,

- для средней группы – 15-20 минут,

- для старшей группы – 20-25,

- для подготовительной к школе группы – 25-30 минут.

Особенность индивидуальной работы состоит в том, что воспитатель организовывает её не только во второй половине дня, но и в любое свободное время. При проведении индивидуальной работы воспитатель должен находиться рядом с ребёнком перед зеркалом, что обеспечит необходимый зрительный контроль над движениями и положением органов речи. Индивидуальная работа должна проводиться в условиях максимальной сосредоточенности ребенка и минимальном постороннем шуме.

В тетради по взаимодействию специалистов воспитатель указывает, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы, по  возможности, включать эти задания в индивидуальную работу, рекомендовать их родителям для закрепления дома.

Продолжительность индивидуального занятия с каждым ребенком не должна превышать 10 – 15 минут, в зависимости от его индивидуальных и возрастных особенностей.

Игры и упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей детей с ОВЗ, специфики речевых недостатков, этапа коррекционной работы и тематического планирования.

Упражнения для постановки голоса:

А) произнесение длительного звука ММ

Б) произнесение длительного звука ММ - МА с добавлением гласного звука

В) произнесение рядов гласных на одном выдохе.

Г) произносить на одном выдохе слова или короткую пословицу, например: Хлеб - всему голова (нет шипящих звуков, нет Р).

Работа на формирование и развитие словесно – логического мышления. Обсуждение пословицы, или маленького рассказа.

Упражнения на развитие мимической мускулатуры. 

Выполняются стоя. (Например)

Утром солнышко проснулось, улыбнулось. дети улыбаются.

Посмотрело солнышко на землю – удивилось, изображают удивление

Как много ростков пшеницы зеленеет на полях

Ай! Жадные жуки напали на ростки изобразить страх, ужас

Прилетели птицы, склевали жуков, губы сложить в «клювики»

И снова солнышко радуется, изобразить радость

смотрит ласково, согревает пшеничные всходы. ласково улыбнуться

Лексическая работа. 

«Перепалка» - поделить детей на 2 команды, чья команда вспомнит больше названий изделий из муки…овощи – фрукты.

Работа на развитие зрительного восприятия.

Конверты» - у детей на столах разложены конверты с разрезными картинками по теме «Хлеб». Дети собирают картинки, ориентируясь на образцы, выставленные на доске.

Работа на развитие тактильных ощущений. 

«Угадай, что в мешочке». Мешочки наполнены разными мелкими предметами. Дети, ощупывая мешочки, должны догадаться, чем они наполнены.

Работа над просодической стороной речи.

Повторить за воспитателем предложения с разной интонацией: Мы испекли каравай. Мы испекли каравай? Мы испекли каравай!!!!

Ответить на вопрос, услышав логическое ударение: Мама купила торт? Мама купила торт?

С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения  словаря, развития связной речи воспитатели группы организуют свою работу в рамках определенной лексической темы.

 Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета осенние листочки, (орехи, желуди, шишки) от разных пород деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят осенние деревья, учат стихи и т.д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.

Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои функциональные обязанности, то успех адаптации и социализации детей с ОВЗ будет гарантирован.

Список литературы

Алябьева Б.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. Кн. 1. М.:ТЦ Сфера, 2006.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.

Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: Гном-Пресс, 2004.

Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе: пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. М.: Гном-Пресс, 1999.

Левченко А.Н. Коррекционные возможности режимных моментов в ДОУ // Логопед. 2005.  №6.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: Просвещение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа воспитателя логопедической группы

.... о работе  воспитателей, работающих  в  группах для  детей  с нарушениями  речи......

Календарно-тематический план работы воспитателя старшей группы комбинированной направленности с воспитанниками

содержание образовательной деятельности педагога с детьми саршей дошкольной группы...

Статья "Особенности работы воспитателя в группе комбинированной направленности"

Предлагаю статья по работе воспитателя в группе комбинированной направленности....

Консультация для воспитателей на тему: «Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с нарушениями речи»

Основной контингент дошкольников в группах с нарушениями речи – это дети, имеющие речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются поздне...

"Особенности работы воспитателя в группе комбинированной направленности (ОНР)"

1 слайд Добрый день!Меня зовут Лукина Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ «ДС № 12 г. Челябинска», я представляю опыт на тему "Особенности работы воспитателя в группе комбинированной ...

Работа воспитателей в группе комбинированной направленности

Коррекционные задания, связанные с режимными моментами в группе комбинированного вида....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Специфика работы воспитателя в группах комбинированной или компенсирующей направленности с детьми, имеющими речевые нарушения»

В группах для детей комбинированной и компенсирующей направленности существует два направления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное. Коррекционно-развивающее направление...