Содержание коррекционной работы образовательной программы
статья на тему

Шабалина Екатерина Викторовна

Содержание коррекционной работы образовательной программы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание коррекционной работы образовательной программы дошкольного образования.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования  направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в  физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям этой категории.

     Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, состояние здоровья которых, препятствует освоению программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды, либо другие  дети  в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

     Группа детей чрезвычайно неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития.

     По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:

  1. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
  2. Дети с нарушениями зрения (глухие, слабослышащие).
  3. Дети с нарушениями речи (логопаты).
  4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  5. Дети с умственной отсталостью.
  6. Дети с задержкой психического развития.
  7. Дети с нарушением поведения и общения.
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью и др.).

     Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

     Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ;

- возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы дошкольного образования и их интеграции в ДОУ.

Содержание коррекционной работы должно отражать:

  1. Нормативно-правовое обеспечение.
  2. Цель и задачи коррекционной работы.
  3. Направления работы.
  4. Характеристику содержания направлений:

- диагностическая работа;

- коррекционно-развивающая работа;

- консультативная работа;

- информационно-просветительская работа.

5. Перечень программ и технологий.

6. Разделы программы коррекционной работы:

6.1.  Характеристика контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями:

- характеристика нарушений развития детей (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, поздно ослепшие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталые, с ранним детским аутизмом);

- число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями в ДОУ;

- анализ состояния здоровья этой категории детей на основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования (группа здоровья, диагнозы, физкультурная группа);

- анализ рекомендаций специалистов (медицинских работников, психологов, дефектологов, логопедов, педагогов) по организации занятий с детьми с особыми потребностями.

6.2. План комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса:

- работа с детьми (обследование, мониторинг, описание индивидуальной коррекционной работы воспитателя и специалистов);

- работа с воспитателями и педагогами дополнительного образования;

- работа и взаимодействие с родителями.

6.2.1. Психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей.

6.2.2. Модель взаимодействия участников разработки и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателей, физкультурного работника и других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.

6.2.3. Содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы дошкольного образования:

- алгоритм разработки индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ.

6.2.4. Мониторинг динамики развития детей, их успешность в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

6.3. Описание специальных условий образования, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:

- формы образовательной деятельности;

- психолого-педагогическое обеспечение;

- кадровое обеспечение ( в соответствии со спецификой имеющегося нарушения развития детей);

- материально-техническое обеспечение;

- информационное обеспечение;

- программно-методическое обеспечение;

- функциональное использование помещений в ДОУ.

- мониторинг коррекционной работы;

- требования к мониторингу коррекционной работы.

 6.4. Планируемые результаты психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ,

6.5. Мониторинг динамики развития детей:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Содержание коррекционной работы" в образовательной программе ДОУ комбинированного вида с учётом ФГТ

Раздел программы "Содержание Коррекционной работы " в ДОУ с учётом требований ФГТ разрабатывается при воспитании в дошкольном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоров...

Задачи и содержание коррекционной работы при 2 – м уровне ОНР.

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить мокó» — дай пить молоко...

Содержание коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья в основной общеобразовательной программе ДОУ в свете введения ФГТ.

Согласно ФГТ, содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможност...

Содержание коррекционной работы в ДОУ.

В данном материале представлена система коррекционной работы в ДОУ комбинированного вида....

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»

   Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...

«Формы и содержание коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении»

Особенность системы включенного образования в том, что она затрагивает все уровни образования – от детских садов до школ и университетов. Самое главное в этом процессе – создать безбарьерн...