Здоровье сберегающие технологии в профилактике проблемы "эмоционального выгорания" педагогов в детском саду.
презентация к уроку по теме
Использование здоровье сберегающих технологий в работе психолога, при разработке мероприятий. направленных на профилактику "синдрома эмоционального выгорания" в педогагическом коллективе дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sberegayushchie_tekhnologii_v_profilaktike_problemy_.pptx | 451.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Синдром эмоционального выгорания» - состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек-человек ». Термин «эмоциональное выгорание» впервые, в 1974 году, представлен американским психологом Х.Фреденбергом.
Проблема «эмоционального выгорания» в образовательном учреждении имеет социальные последствия, выражающиеся в том, что эмоциональное состояние воспитателя передается другим людям. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, приводят к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала ребенка, повышают невротизацию и формируют различные формы эмоционального перенапряжения.
Основные симптомы синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов являются: 1)ухудшение отношений с коллегами и родственниками; 2)нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям….); 3) утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи, вины; 4) повышенная раздражительность (дома и на работе); 5) упорное желание переменить род занятия; 6) то и дело возникающая рассеянность; 7) нарушение сна; 8)обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; 9)повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.
Перед педагогом-психологом в дошкольном учреждении, при разработке комплекса мероприятий, направленных на профилактику и преодоление «эмоционального выгорания» в педагогическом коллективе стоит ряд целей и задач. Это: - Формирование компетентности в области теории и практики профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости. - Снятие негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния. - Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения возможных последствий психического перенапряжения, оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности. - Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний. - Открытие творческого потенциала, повышение работоспособности и укрепление позитивного отношения к профессии.
Под здоровье сберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Дыхательные техники эффективно влияют на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Мышечная релаксация дает возможность снять напряжение, что очень важно, так как одна из особенностей нашего состояния в стрессовой ситуации — это напряжение всех мышц.
Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения. С ее помощью человек может оказывать существенное влияние на психические и вегетативные процессы в организме.
Арт-терапевтические методы создают условия для самопознания, саморазвития, творческого самовыражения педагогов, посредством рисунка, коллажа, лепки и т.д..
Сказкотерапия способствует интеграции личности, развитию творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствует способы взаимодействия с окружающим миром.
Технология музыкального воздействия обладает сильным психологическим воздействием. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния. Способствует снятию напряжения.
Итоги: Таким образом, применение в работе педагога-психолога здоровье сберегающих технологий в условиях ДОУ повышает результативность профилактических мероприятий, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление своего физического и психического здоровья. Список использованной литературы: Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов. Кемерово, Кузбасс, 2003г. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. -М., Наука, 1996 г. Крылова Н.И. Здоровье сберегающее пространство в ДОУ. – СПб., Издательство «Учитель» 2008год. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. - СПб., Речь, 2010г. Леви В.Л. «Искусство быть собой.-М;1977г. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования//Психологический журнал, 2001 год, т.22, № 1 Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций: тренинг управления чувствами и настроениями» - СПб., Речь, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровье сберегающих технологий при изучении английского языка в детском саду.
Использование здоровье сберегающих технологий при изучении английского языка в детском саду....
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
Школьное обучение никогда не ...
Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".
В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....
НОД с использованием здоровье сберегающих технологий для детей старшей группы в детском саду
На данном занятии я использовала здоровье сберегающие технологии в течении всего времени...
Элементы здоровье сберегающих технологий по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Элементы здоровье сберегающих технологий по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста...
Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели
«Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели» И для коего не секрет, что здоровье взрослого челов...
Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".
В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...