Образовательный проект " Дружба народов"
проект (подготовительная группа)

Яковенко Галина Анатольевна

Патриотизм – это личностное качество, которое формируется с самого раннего детства. Любовь к родной семье, родному городу и стране – это начало внутреннего желания сделать окружающее лучше, краше, удобнее и интереснее. Уважать и чтить традиции своего народа – это важная патриотическая задача для каждого человека. А принимать и знать традиции других народов – это не только расширение личностного кругозора, но и формирование таких важных качеств личности, как эмпатия и толерантность.

В детском саду важную роль имеет сотрудничество образовательного учреждения с родителями воспитанников, потому что главную роль в воспитании играет именно семья. При поддержке семьи  у детей формируются такие личностные качества, как любознательность, интерес к различным традициям и культурам своего народа, эмпатия и толерантность, гордость за свой народ.

Образовательное учреждение создаёт условия для равноправного участия и возможности самовыражения для  всех участников образовательного процесса. У детей и их родителей  возникает  желание делиться своим опытом и знаниями, семейными традициями. Творчески  и активно выражать свою позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ

«ДРУЖБА НАРОДОВ»

 

Подготовили: педагог – психолог Яковенко Галина Анатольевна

Музыкальный руководитель Чанина Марина Ивановна

Воспитатель Гущина Марина Владимировна

МАДОУ « ДЕТСКИЙ САД №33»

Г. ЭНГЕЛЬС, САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение.

1.1. Актуальность выбранной темы.

1.2  Проблема (идея) проекта.

1.3 Цель проекта.

1.4 Задачи, поставленные для реализации проекта.

1. 5 Вид проекта.

2. Описание проектной работы и её результаты.

2.1. Этапы проекта и ожидаемые результаты.

2.2. Выводы.

3. Информационно – методическое обеспечение.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Патриотизм – это личностное качество, которое формируется с самого раннего детства. Любовь к родной семье, родному городу и стране – это начало внутреннего желания сделать окружающее лучше, краше, удобнее и интереснее. Уважать и чтить традиции своего народа – это важная патриотическая задача для каждого человека. А принимать и знать традиции других народов – это не только расширение личностного кругозора, но и формирование таких важных качеств личности, как эмпатия и толерантность.

В детском саду важную роль имеет сотрудничество образовательного учреждения с родителями воспитанников, потому что главную роль в воспитании играет именно семья. При поддержке семьи  у детей формируются такие личностные качества, как любознательность, интерес к различным традициям и культурам своего народа, эмпатия и толерантность, гордость за свой народ.

Образовательное учреждение создаёт условия для равноправного участия и возможности самовыражения для  всех участников образовательного процесса. У детей и их родителей  возникает  желание делиться своим опытом и знаниями, семейными традициями. Творчески  и активно выражать свою позицию.

Проблема (идея) проекта.  

История развития Поволжья способствовала  возникновению пересечения разных культур и народностей  нашего региона. Многонациональному населению важно знакомиться с традициями и бытом друг друга.  Дети  через игровые моменты знакомятся с  языком, кухней, национальной одеждой, фольклором и творчеством народов, населяющих Саратовскую область.

Гипотеза проекта: все мы разные, но все мы равные. Знания друг о друге улучшает взаимопонимание и взаимоотношения.

1.3 Цель проекта.

 Воспитание у детей основ системных знаний о народах, населяющих родной край.

1.4 Задачи:

Образовательные: формировать у детей устойчивый интерес к выбранной  теме проекта,

обогатить словарь названиями этнических предметов быта и культуры.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к родному городу, его культурным традициям.

развивать психические процессы память, внимание, воображение,  логическое мышление,

 формировать представление о прошлом, настоящем и будущем родного города

Воспитательные: воспитывать целеустремлённость, сплоченность, любознательность.

1.5 Вид проекта.

Проект носит комплексный характер:

 -  по направлению: творческий, исследовательский;

- по продолжительности: краткосрочный (с сентября  по ноябрь 2024 года);

-  по количеству участников: коллективный.

Копилка.

Воспитанники  подготовительной к школе  группы,  родители, руководители проекта собирали материалы для знакомства  с национальными традициями народов Поволжья.

       

 Содержание  копилки.

Фотографии национальных костюмов народов Поволжья.

Энциклопедии о русских этнических традициях.

Рисунки этнических орнаментов и узоров.  Традиционные , национальные предметы быта.

Выставки предметов народного промысла русских, татарских, дагестанских, чеченских, азербайджанских мастеров. Выставка блюд национальной кухни.

2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТЫ

Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.

формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере);

формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.

знакомить с историей возникновения праздников, воспитывать бережное отношение к народным праздничным традициям и обычаям;

развивать интерес к участию в праздничных программах и вызывать желание принимать участие в подготовке помещений к ним (украшение флажками, гирляндами, цветами и прочее);

формировать внимание и отзывчивость к окружающим людям во время праздничных мероприятий (поздравлять, приглашать на праздник, готовить подарки и прочее);

воспитывать интерес к народной культуре, продолжать знакомить с традициями народов страны; воспитывать интерес и желание участвовать в народных праздниках и развлечениях;

 2.1 Этапы проекта и ожидаемые результаты.

период

Содержание работы

участники

ответственные

Организационный этап

С 01.10 по 01.11

2024

  Выбор темы для проекта, связанной с интересами и увлечениями; Систематизирование знаний, полученных в результате  изучения темы о родном городе, особенностях национального колорита семьи

Подготовка материалов для демонстрации макета;

Подготовка рисунков

Родители воспитанников, воспитанники подготовительной к школе

 группы № 2

Родители воспитанников, воспитанники,  воспитатели

Педагог – психолог

Яковенко Г. А

01.11- 8.11. 2024

 Создание презентации

 Создание и работа над сценарием проекта

Работа над гипотезой проекта.

 Музыкальный руководитель Чанина М. И

Педагог – психолог

Яковенко Г. А

Музыкальный руководитель  Чанина М. П

Педагог – психолог

Яковенко Г. А

Основной этап

01.11.- 08.11. 2024г.

 Чтение  фольклорных народных произведений. Казахская сказка

Татарская народная сказка « Шах – петух», «Мудрый старик»

Русская народная сказка « Иван крестьянский сын и чудо – юдо»

 Нанайская сказка «Айога»

воспитанники

подготовительной к школе  группы №2

Воспитатели .

Азиханова А. Г

Гущина М. В

Воспитатели .

Азиханова А. Г

Гущина М. В

01.11.- 08.11. 2024г.

Рассматривание  макетов татарской   и русской старинной избы . Сравнение организации быта в далёкие времена в поволжской деревне. Игра

« Назови общее и отличие»

Изготовление Рукавички с национальным орнаментом с помощью аппликации

воспитанники

подготовительной к школе  группы №2

Воспитатели .

 Азиханова А. Г

Гущина М. В

Родители воспитанников, воспитанники,  

Воспитатели .

 Азиханова А. Г

Гущина М. В

01.10.-11.11.2024 года

Разучивание народных игр малой и средней подвижности  русского народа

Игра « Кузовок» русская народная

Игра « Юрта» татарская

Игра « Казан»  дагестанская народная игра

Игра «Калапуш» - татарская народная

воспитанники

 подготовительной к школе   группы №2

Педагог – психолог

Яковенко Г. А

Педагог – психолог

Яковенко Г. А

Заключительный этап

08.11.2024

 Музыкально- литературная гостиная « Дружба народов Поволжья»

Родители воспитанников, воспитанники,  педагоги подготовительной к школе группы № 2  Музыкальный руководитель

 Чанина  М. И.

Педагог – психолог

Яковенко Г. А

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Ткаченко М. П.

Педагог – психолог

Яковенко Г. А

Воспитатели  подготовительной группы № 1

Азиханова А. Г

Гущина М. В

Роль воспитанников  в проекте:

Художника: дети изготовили серию картин в национальных одеждах, сделали аппликацию «Рукавичка»

Исследователя: исследовали языковые особенности народов, исследовали  общее  и различное в костюмах, кухне, играх народов разных национальностей.

Путешественника: совершали виртуальное путешествие  на самолёте по России, изучали географическое расположение, называние городов.

Чтеца: дети читали стихи  на русском, татарском , на дагестанском  языке, слушали пословицы.

Результаты проекта.

 Создание презентации « Дружба народов», создание выставки детских работ,

Музыкально – литературная гостиная « Дружба народов » ( Приложение №)

2.2ВЫВОДЫ.

Во время работы над проектом дети стали проявлять больше интереса к традициям разных народов, участвовать в коллективных социальных акциях и проектах.

У каждого города, как и человека, есть своя история. В нашем городе много национальностей, каждая по - своему интересна. Особенно интересно  для детей было знакомиться с народными играми и национальными костюмами, пробовать блюда национальной кухни.

3.Информационно – методическое обеспечение .

  • Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова. « Занятия для детей 5-6 лет по социально- коммуникативному развитию» издательство ТЦ «Сфера ,2015 г – 320с

Интернет ресурсы.

Приложение 1

Сценарий музыкально – литературной гостиной « Дружба народов »

Дети заходят под музыку « Я, ты, он, она, вместе целая страна» в зал, рассаживаются по местам

Ведущий : Сегодня мы собрались с вами, чтобы отметить праздник Дружбы и Единства всех народов. На этом празднике мы будем слушать стихи, песни разных народов. Играть в национальные игры и обязательно попробуем национальные блюда. Открывают наш праздник дети, которые прочитают стихи о нашей Родине -  великой России.

 Ребенок  Живут в России разные                                    

       Народы с давних пор.

       Одним – тайга по нраву,

       Другим – степной простор.

ребенок   У каждого народа

       Язык свой и наряд.

       Один черкеску носит,

       Другой надел халат.

Ребенок     Один – рыбак с рожденья,                                    

       Другой – оленевод.

       Один – кумыс готовит,

       Другой готовит мед.

Ребёнок     Одним милее осень,

       Другим милей весна.

       А Родина Россия

       У нас у всех одна.

 Ребёнок  Наша Родина большая                      

           И на свете лишь одна

           Где же есть ещё такая

           Необъятная страна ?

Ведущий   На просторах российской страны

           Много разных народов живет.
          Все народы, как братья равны,

           Всем народам – любовь и почет.

 Русские, казахи, украинцы  и армяне,

           Грузины и туркмены, белорусы, молдаване.

           В России  — на земле родной,

           Живем мы все большой и дружной семьей

Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по просторам нашей необъятной России. Совершим мы его на самолёте.

Итак, чтобы приготовится к полёту необходимо спеть песню о Родине.

Дети исполняют песню о России « У моей России длинные косички»

    Занимайте места, пристёгивайте ремни безопасности  и делаем обратный отсчёт  (  5,4..3..2..1 ). Полёт нормальный, мы с вами приближаемся  к самому горному участку -  Кавказу.  Самолёт снижается

Ребёнок .  В этом  краю  живет с давних пор:

           Журчанье бурлящей реки, шепот гор.

           Гордость, свобода, джигит, наконец!

           Кавказ - край горячих сердец.

На нашем празднике присутствуют представители национальностей Кавказа.

 Выступление детей.

Танец «Лезгинка»

Презентация национальных блюд.

Национальная игра народов Кавказа.

« Казан» - правила игры

Дети должны попасть с расстояния 1,5 метра мешочком в казан. Побеждает та команда, которая будет самая меткая.

 Ведущий  Наше путешествие продолжается. Занимайте места, пристёгивайте ремни безопасности  и делаем обратный отсчёт  (4.3.2,1   ).  Полёт нормальный. Мы сейчас пролетаем над красивым городом Казань. Снижаемся.

  Ребёнок : От Золотой Орды, до настоящих дней,

 Менялся облик твой, немало раз,

 И обновлённая, ввысь устремлённая,

 В сердцах хранимая,

 Неповторимая, стоит красавица, Казань.

 Для Вас друзья, стихи на татарском языке. Выступление для презентации татарских блюд.

Игра «Юрта» татарская народная игра

 Описание игры:  в игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

 Мы, веселые ребята,

 Соберемся все в кружок.

 Поиграем и попляшем,

 И помчимся на лужок (мелодия – татрская)

 На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают над головами в виде шатра (крыши, получается юрта.

 Правила игры: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

 Выступление детей татарской национальности.

 Ведущий :Наш самолёт продолжает своё путешествие. Занимайте места, пристёгивайте ремни безопасности  и делаем обратный отсчёт  ( 5,4..3..2..1  ).  Полёт нормальный. Наш самолёт приближается к красивому городу – красные звезды на верхушках башен, большие часы с приятным звоном . Кто знает этот город и назовёт его?

 Ребёнок  Россия — наш дом,

           Наше общее счастье,

           С нею встречи мы ждем,

           Чтобы вместе собраться,

Ребёнок   Разных народов сыны —

           Здесь как одна мы семья.

           Разные мы, но равны,

           Будь это ты или я.

 Ребёнок  Дружба народов — не просто слова,

           Дружба народов навеки жива.

           Дружба народов — счастливые дети,

           Колос на ниве и сила в расцвете.

 Выступление детей русской национальности.

Русские блюда  - презентация

Русские народные частушки

Русская народная песня « Белая берёзонька»

 Русская народная игра « Карусели» . Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

 Ведущий : Ребята, займите все места для того, чтобы возвратится в родной город. Наш самолёт продолжает своё путешествие. Занимайте места, пристёгивайте ремни безопасности  и делаем обратный отсчёт . Полёт нормальный . Посмотрите в иллюминаторы – какой город вам видно? По  каким особенностям мы можем узнать, что это наш родной город?

Ребёнок  Повнимательней  вглядись,

Как наш город  хорош.

В нём на славу потрудись,

Красоту умножь.

 Дети перечисляют все достопримечательности.

1 ребенок. Мы важный праздник отмечаем,

К нему готова вся страна

Друзей улыбками встречаем

И пожелаем всем добра! 

2 ребенок. Моя большая Родина – российская страна,

На всей земле огромной такая ты одна.  

Как велика моя земля, как широки просторы! 

Озёра, реки и поля, леса и степь, и горы.

Цвети же наша Родина, любимая страна! 

На всей земле огромной такая ты одна! 

3ребенок. Слово мы – сильней, чем я!

Мы – семья, и мы – друзья

Мы – народ, и мы – едины.  

Вместе мы непобедимы! 

4 ребенок. День нашей Родины сегодня,

Милей её на свете нет.  

В единстве сила всех народов,

А в крепкой дружбе – весь секрет! 

5 ребенок  В День единства будем рядом,

                     Будем вместе навсегда,

                     Все народности России.

                     В дальних сёлах, городах!

                     Вместе жить, работать, строить,

                     Сеять хлеб, растить детей,

                     Созидать, любить и спорить,

                     Охранять покой людей!

                     Чтобы счастьем жизнь наполнить,

                     Чтоб под мирным небом спать!

Музыкальная композиция  « Хохлома»

Россия, Россия…        

У нее глаза, как небо, синие, Добрые и ясные глаза,

У нее – моей России .Брови, как над Волгою леса.

У нее душа – степей раздолье,  Чуткий, словно песня, слух.

Выйдешь в пору жатвы в поле – И захватит дух.

По - над ней шумят такие ливни,  В переливах сильных  гроз,  

Что навек становишься счастливым  От ее черемух и берез.

У нее, родной, такие выси,  Родниковой свежести вода,

Что она тебя, как мать, возвысит  И в обиду никому не даст.

У нее такой звенящий ветер,  Что на цыпочки встают хлеба.

Вся она – былинкой каждой светит,  Славой своего герба!

С ней дано любую даль осилить – Пусть, как Млечный путь, и далека…

Вот такой была и есть Россия   На века!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный творческий проект "Дружба народов мира"

Нам известно, что необходимо уделять большое внимание творческому развитию ребенка при игре на детских музыкальных инструментах.Существует множество традиционных и современных технологий обучения дошк...

Проект "Дружба народов"

Проект "Патриотическое воспитание старших дошкольников чУчастники проекта:Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.Продолжительность проекта:  проект долгосрочный – работа над пр...

"Формирование у дошкольников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения" Проект «Дружба народов».

С 2015 года в дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) действует проект «Игры и игрушки азиатского мира» под руководством доцента дошкольной кафедры ИРОиПК им. С.Н. Донского-II ...

Проект «Дружба народов – сила страны!»

  Познавательный, информационно-творческий проект с детьми подготовительной к школе группе по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Дружба народов - си...

краткосрочный творческий проект "Дружба народов мира"

Проект во 2 мл.гр. о формировании представления о России как о многонациональном государстве. Ознакомление детей с традициями и обычаями народов  Южной Кореи....

Педагогический проект "Дружба народов"

В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. В связи с этим в детском саду также необходимо создавать условия, способствующие воспитанию дете...