Долгосрочный творческий проект "Дружба народов мира"
проект по теме

Лукьянова Дина Сергеевна

Нам известно, что необходимо уделять большое внимание творческому развитию ребенка при игре на детских музыкальных инструментах.

Существует множество традиционных и современных технологий обучения дошкольников игре на музыкальных инструментах для эффективного развития детского творчества. Определенное место среди них занимают  информационно-компьютерные технологии, имеющие бесспорный успех у современных дошколят.

Демонстрация презентаций, разработанных мною к занятиям по изучению детских музыкальных инструментов, помогает озвучить задания,  дети совместно музицируют - играя в оркестре, изображают пантомиму, поют в хоре. Благодаря демонстрации презентации решаются психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может почувствовать себя более раскрепощенным; а творческий ребенок - проявит свою фантазию на деле. Дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение. Кроме собственных презентаций, использую готовые цифровые и интернет образовательные ресурсы. Информация, представленная на компьютерных дисках или сети Internet, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства.

Для большей заинтересованности воспитанников игрой на музыкальных инструментах в нашем учреждении изменена форма организации педагогического процесса. А именно: мы с начала учебного года реализуем образовательный проект «Дружба народов мира». В рамках этого проекта не только знакомим детей с обычаями, традициями, историческими и географическими особенностями разных стран, но и с культурой, искусством, музыкой. Каждая страна имеет свой популярный народный музыкальный инструмент. Армения – дудук, Центральная Америка (Пуэрто – Рико) - маракас, Беларусь – цымбалы, Турция – канун, Япония- кото, Россия – балалайку. Конечно, можно просто показать детям маракас  или балалайку, сказать, как это называется, дать послушать  звучание и предложить им сыграть. Но  ребенку будет намного интереснее, если он погрузится в обстановку определенной страны, узнает о ней много нового, увидит национальные костюмы, продегустирует блюда национальной кухни, познакомится с песнями и танцами. Этот процесс не оставит равнодушным ни одного ребенка и каждому захочется попробовать себя в музицировании на инструментах. С помощью родителей изготовлены костюмы, музыкальные инструменты разных стран. Надевая костюм, ребенок легче входит в образ, его интерес к музыке и музыкальным инструментам данной  страны возрастает в несколько раз. При знакомстве с Россией мы более углубленно остановились на русской народной музыке. Это и понятно, ведь мы – россияне. На заключительном мероприятии проекта Россия представлена оркестром народных инструментов.

Таким образом, обновление  системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать новые формы образовательного  процесса, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx35.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Актуальность проекта:

Наше общество представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности, вероисповедания. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, по-другому молятся, соблюдают иные традиции.

Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я разработала проект «Дружба народов мира», который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости, справедливости, отзывчивости; воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.

Цель проекта:

Воспитывать толерантность и дружеское отношение к разным народам мира.

Задачи:

  1. Формировать знания об особенностях национального быта разных народов.
  2. Развивать связную речь дошкольников, обогащать их словарный запас.
  3. Развивать интерес к истории, традициям, жизни людей.

Участники проекта: 

                  дети всех возрастных групп, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта: 

                            сентябрь 2014 г.  –  апрель 2015 г.

Предполагаемые результаты:

  • Дети получили качественные знания о культурах различных народов, познакомились с национальными особенностями.
  • У детей сформирован интерес к жизни и традициям народов разных стран.
  • Словарный запас детей обогащен новыми терминами, понятиями.
  • Дети уважительно относятся к другим народам.

Используемые в проекте виды детской деятельности:

  • Музыкально-художественная
  • Игровая
  • Продуктивная
  • Познавательно-исследовательская
  • Чтение художественной литературы.

Описание проекта

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир отчизны – России.

При современном уровне миграции народов дошкольные учреждения посещают дети разных народностей, с разными культурными традициями, разным уровнем знания русского языка. Система дошкольного образования только на уровне частных детских садов может создавать для детей группы, объединяющие малышей по национальному признаку. В государственных учреждениях все дети распределяются по группам с учетом возраста.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или, наоборот, испуг.

Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к национальной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».

Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.

Работа по реализации проекта ведется по блокам:

1 блок «Методический»:

  • Сбор информации по теме.
  • Определение основных направлений работы.
  • Подготовить материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных, нормативно-правовых, программно-методических, информационных условий для ознакомления дошкольников с национальностями людей, проживающих на территории нашего края.

2 блок «Содержательный»:

Изучение устного творчества различных народов:

  • Стихи.
  • Загадки.
  • Рассказы, сказки.
  • Пословицы и поговорки.
  • Знакомство со словами «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста» и т.д. на различных языках.

Музыкальное творчество:

  • Прослушивание песен и произведений разных народов.
  • Презентация «Танцы, пляски, хороводы разных народов».

Национальная кухня:

  • Презентация «Блюда разных национальностей».
  • Презентация «Знакомство с национальными овощами и фруктами».
  • Приготовление с родителями национальных блюд.

3 блок «Досуговый»:

  • Беседы,
  • Просмотры мультфильмов разных стран
  • Знакомство с народными национальными подвижными играми.

4 блок «Аналитический»:

  • Систематизирование методического материала
  • Сопоставление промежуточных результатов с задачами проекта

5 блок «Отчетный»:

  • Фестиваль «Все мы разные, но все мы вместе»

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный:
  • Изучение теоретических вопросов проблемы. Анализ методической литературы по теме.
  • Сбор информации (фото, исторический материал) о национальностях.
  • Создание «банка» на электронных носителях о костюмах, флагах, песнях, произведений искусства, быта, танцах, блюдах и т. д. разных национальностей.
  • Изготовление практического материала (детали костюмов, рисование флагов, животных разных стран).
  • Разработка сценариев бесед и фестиваля.
  • Разработка конспектов НОД по интернациональному воспитанию, создание информационных условий для реализации проекта (консультации для родителей и педагогов).
  • Определение участников фестиваля.


II.  Основной:

  • Систематизация методического материала.
  • Проведение бесед с педагогами по интернациональному воспитанию дошкольников.
  • Беседы с детьми о толерантности. Дать понятие о том, что толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Формировать умение терпимо относится к другим народам.
  • Игровые образовательные мероприятия во всех возрастных группах по темам: «Хоровод дружбы», «Поезд», «Шарик в ладони», «Тук-тук, кто там?», «Скажи соседу комплимент», «Продолжи пословицу».
  • Изобразительная деятельность. Раскрашивание по образцу «Национальные костюмы», аппликация «Хоровод дружбы».
  • Игровая деятельность. Дидактическая игра «Часть – целое» (по народным костюмам), дидактическая игра «Собери мир» (книга - пазл), дидактическая игра «Государственные символы России», Дидактическая игра «Путешествие по миру». Вызвать у детей интерес путешествовать по карте, закреплять знания детей о народах, живущих на нашей планете, подвижные игры разных народов.
  • Познавательная деятельность. Чтение сказок разных народов, чтение стихотворений В.Степанова «Российская семья», О. Александровой «Лучшее богатство», С.Маршака «Всемирный хоровод», Я. Акима «Есть одна планета – сад».
  • Знакомство детей с государственной символикой и народной культурой (демонстрация презентаций):

«Солнечная Армения»

«Моя Родина – Россия»

«Восток – дело тонкое. Турция»

«Загадочная Япония»

«Наша подруга Белоруссия»

  • Создание мини-альбомов о странах, быте, блюдах, костюмах, растительном мире, животном мире, значимых архитектурных сооружений и мн.др.

III. Заключительный:

  • Организация  фестиваля совместно с родителями и общественностью.
  • Озвучка слайдов
  • Япония находится в тихом океане. Здесь все необычно. И климат- жаркий на юге, где растут пальмы; и холодный на севере, где по 4 месяца в году лежит снег. И одежда, похожая на кимоно-это длинный халат с широкими рукавами, который стягивается на талии поясом . И еда, сейчас самое популярное японское блюдо- суши, и столовые приборы -не вилки и ложки, а палочки хАси. Вы слышали о сумо, дзюдо и каратэ? Все это японские боевые искусства. А вот так японцы танцуют.
  • Турция - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух континентах -в Европе и в Азии. В Турции есть места, где совсем нет зимы, поэтому хорошо растет виноград, инжир, орехи. На альпийских лугах пасутся стада овец и коров. Турецкий национальный костюм состоит из штанов, рубахи, сложной юбки и сложного головного убора. В основу блюд турецкой кухни заложены баранина и мясо птицы. Большим спросом пользуются турецкие сладости:  щербет, пахлава, рахат-лукум, халва.
  • Армения очень древняя страна, ее столица Ереван на 30 лет старше древнего города Рима. В Армении находится Севан- самое большое озеро Кавказа с лазурно-синей водой. Главное национальное блюдо Армении -долма. Оно очень похоже на голубцы, только мясо завернуто в виноградные листья. Лишь в Армении можно попробовать варенье из зеленых грецких орехов. И мужской и женский национальный костюм включает в себя рубашку и шаровары, стянутые у щиколотки. На голове мужчины носили шапки, а женщины-накидки, шапочки и вуали.
  • В Белоруссии мягкая зима и теплое лето, здесь находится древнейший лес Европы- Беловежская пуща. В Белоруссии мягкая зима и теплое лето, здесь находится древнейший лес Европы- Беловежская пуща. Некоторые ее деревья росли еще тогда, когда Колум только открывал Америку. Национальная кухня Белоруссии славится колбасами, ветчиной, салом. Самое распространенное блюдо- драники. Национальная одежда Белоруссии украшена вышивкой, тесьмой, кружевом. Карманы заменяла кожаная сумочка через плечо. Обязательная деталь одежды-головной убор.
  • Россия –самая большая страна в мире. Таких лесов, полей, гор, речных и озерных просторов нет больше нигде. Гордо устремлены в небо золоченые купола церквей, соборов, монастырей.  Если вы посетите Россию в качестве туриста, то мужчины, в рубахах-косоворотках, подпоясанных яркими кушаками,  прокатят вас на русской тройке,  а женщины в нарядных сарафанах-  угостят русскими пирогами, испеченными в жаркой русской печи.

СЦЕНАРИЙ ФЕСТИВАЛЯ

 «Все мы разные, но все мы вместе»

На столах гостей  лежат готовые мини-альбомы.

Двое детей заходят с планшетом в зал.

1: «Ой, а что это здесь происходит?»

2: «К нам в детский сад пришли гости, а мы и не знали..!»

1: «Здравствуйте, дорогие гости! (ждут ответа) Мы рады вас видеть в нашем детском саду!»

2:  «А давай порадуем гостей, есть для этого немало фантастических идей»

1: «Ну не томи, рассказывай»

2:  «Я нашел в интернете удивительную, просто сказочную историю:

Пишут здесь, что в старину был на свете необычный цветок Дружбы, а злой волшебник … его сорвал и лепестки по свету разбросал. Попали лепестки эти в разные страны. Он хотел, чтобы люди перестали дружить и понимать друг друга

1: «Никак нельзя этого допустить! Лепестки нужно найти и собрать цветок!»

2:  «Вот бы найти лепестки, чтобы все народы на Земле дружили между собой!»

1:   Смотри-ка, о том, где находятся лепестки, знает только одна мудрая змея.

Гаснет свет, «выползает Змея, голос «Первый лепесток находится в стране восходящего солнца, в Японии… .»»

2: «Отправляемся в Японию»

Музыка народная, выходит девочка (слайд- с голосом о костюме), девочка несет блюдо (голос о блюде на том же слайде), девочка идет на танец + мальчики и мини-танец, после которого девочка отдает лепесток ребятам-искателям.

1: «Мы нашли первый лепесток!»

2: «Как это здорово!»

Ставят цветок в сердцевину, гаснет свет, выползает Змея, голос:

«Второй лепесток находится в Турции…»

1: «Отправляемся в Турцию»

Музыка народная, выходит девочка (слайд- с голосом о костюме), девочка несет блюдо (голос о блюде на том же слайде), девочка идет на танец, после которого отдает лепесток ребятам-искателям.

2: «Вот и  второй лепесток!»

1: «В каких красивых странах мы побывали. Интересно, куда еще мы попадем»

 

Ставят цветок в сердцевину, гаснет свет, выползает Змея, голос:

«Третий лепесток находится в Белоруссии…»

2: «Отправляемся в Белоруссию»

Музыка народная, выходит девочка (слайд- с голосом о костюме), девочка несет блюдо (голос о блюде на том же слайде), девочка идет на танец + мальчик и мини-танец, после которого девочка отдает лепесток ребятам-искателям.

1: «Мы нашли третий лепесток!»

2: «Замечательно! Здесь места осталось для двух лепестков. Интересно, где они»

Ставят цветок в сердцевину, гаснет свет, выползает Змея, голос:

«Следующий лепесток находится в Армении…»

1: «Отправляемся в Армению»

Музыка народная, выходит девочка (слайд- с голосом о костюме), девочка несет блюдо (голос о блюде на том же слайде), девочка идет на танец, после которого отдает лепесток ребятам-искателям.

2: «Мы нашли четвертый лепесток!»

1: «Куда же мы отправимся за последним лепестком»

Ставят цветок в сердцевину, гаснет свет, выползает Змея, голос:

«Последний лепесток находится в вашей стране, в России…»

2: «Итак, Россия

Музыка народная, выходят 6 ребят (слайд- с голосом о костюме), ?? несет блюдо (голос о блюде на том же слайде), танец, после которого ____отдает лепесток ребятам-искателям. Уходят.

1:  Цветок собран, дружба восстановлена!

2: Спасибо тебе, Змея, что помогла нам! (змея «уползает»)

1: Самое время спеть песню!

ПЕСНЯ: «Рыбки в воде»

Выходит Муз.рук-ль:

Японию представляли- Ксения Ширяева, Евгений Рогов, Денис Горохов.

Гостья из Турции- Лера Войтова.

Белоруссия- Ангелина Тананаева, Никита Крючков.

Армения- Манушак Балян

Россия- Екатерина Милованова, Дмитрий  Олейников_, Ника Кондратова_, Кирилл Жолобов_, Вика Сербина_, Никита_Савелов.

Мудрая Змея: Дарья Кошелева

Помогали восстанавливать дружбу- Оксана Цеброва и Егор Горовой.

Слайд «спасибо за внимание!»

Библиографический список:

  1. Беляева Л.И.Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1977.
  2. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников. – М.: Педагогика, 1974.
  3. Богомолова М. И.Роль общения в интернациональном воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание. 1984, № 5, с. 8-10.

4. Богомолова М.И.Праздник как средство интернационального                    

     воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 1980, № 1, с. 8-12.

5.  Богомолова М.И.Интернациональное воспитание дошкольников в    

     игре//Вопросы преподавания курса дошкольной педагогики в                      

     педагогическом вузе. 1974, № 1, с. 141-157.

6.  Каллагова Ф. Патриотическое и интернациональное воспитание детей. –    

    М., 1978.

7.  Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры/Под ред Л. В.  

     Руссковой. – М., 1986.

8.  Орлова А. Детям о разных народах. – М., 1967.

9.  Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. //Дшкольное  

     воспитание. – М., 2003, № 11. – с. 51-54.

10.  Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. – Киев,  

      1975.

11.  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

краткосрочный творческий проект "Дружба народов мира"

Проект во 2 мл.гр. о формировании представления о России как о многонациональном государстве. Ознакомление детей с традициями и обычаями народов  Южной Кореи....

Творческий проект: «Праздники народов мира. Традиционные русские и казахские праздники»

МДОАУ «Детский сад № 92 г. Орска» Творческий проект:«Праздники народов мира. Традиционные русские и казахские праздники»Цель проекта: изучить, сравнить и определить с...

Творческий проект в старшей группе «Сказки народов мира»

Сказка - это мир, который дарит нам радость, новые впечатления, приключения. Обогащает наше воображение, развивает память, мышление. Мы с удовольствием переносимся в волшебный мир. Сказка - это то, с ...

ТВОРЧЕСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА»

Танец – это бесценное сокровище, показывающее быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей всего мира. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Используя танцев...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.

Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.

Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....