Педагогический проект "Дружба народов"
проект (старшая группа)
В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. В связи с этим в детском саду также необходимо создавать условия, способствующие воспитанию детей в духе толерантности, при которых каждый ребенок, невзирая на национальность, будет чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Дружба народов" | 71.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЧЕБОКСАРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.В. НИКОЛЬСКОГО»
(ГАПОУ ЧР «ЧПК» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ)
Программа профессиональной переподготовки
«Дошкольное образование»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Дружба народов»
Тема: «Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста»
Разработан:
Варламовой Ксенией Алексеевной,
воспитатель детского сада «Ласточка»
Чебоксары 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Паспорт проекта…………………………………………………………. Актуальность (проблема)………………………………………………. Анализ внешней и внутренней среды………………………………….. Цели и задачи проекта…………………………………………………... Участники и их роль в реализации проекта…………………………… Ресурсы проекта…………………………………………………………. Механизм реализации проекта…………………………………………. План реализации проекта……………………………………………….. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности………….. Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………. Список литературы……………………………………………………… Приложения……………………………………………………………… | 3 4 6 9 10 11 13 14 17 18 19 20 |
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица 1 – Паспорт проекта
Название проекта | Дружба народов |
Тема проекта | Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста |
Автор проекта | Варламова Ксения Алексеевна |
Место реализации проекта | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 имени Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов» – Детский сад «Ласточка» города Новочебоксарск Чувашской Республики, старшая группа |
Проблема, на решение которой направлен проект | Недостаточный уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о культуре межнациональных отношений и толерантности |
Цель проекта | Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста |
Задачи проекта | 1. Обогащать представление детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе. 2. Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе. 3. Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности. 4. Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников. |
Участники проекта | Воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников |
Срок реализации проекта | Средней продолжительности – с 14.01.2019 по 21.04.2019 |
Ожидаемые результаты | 1. Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов. 2. Дети проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу. 3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности. 4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников. |
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантность становится сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Международный День толерантности или терпимости был торжественно провозглашен в «Декларации принципов терпимости» ЮНЭСКО, которая была утверждена в 1995 году и ежегодно празднуется 16 ноября. Символом толерантности принято считать радужный флаг.
Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте интересы старших дошкольников выходят за пределы непосредственно воспринимаемого мира и направлены на особенности другого человека, его характерные черты, действия.
Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп. Межнациональная толерантность как интегративное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семье, детском саду, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника.
Воспитание у детей таких важных и, в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям независимо от их расовой и национальной принадлежности – одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начала гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.
Предрассудки по отношению, как к чужим культурам, так и к своей собственной возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. В связи с этим в детском саду также необходимо создавать условия, способствующие воспитанию детей в духе толерантности, при которых каждый ребенок, невзирая на национальность, будет чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять.
Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста», который направлен на формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Анализ внешней среды
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня, подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности («Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция ООН «О правах ребенка», Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» и др.).
Реализация процесса воспитания культуры межнационального общения и толерантности у дошкольников в детских дошкольных организациях через интегративный подход, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, через усвоение национальных культур может быть наиболее эффективным в том случае, когда ребенок полностью включен в учебно-игровую ситуацию, когда его личная деятельность направлена на выработку тех установок, навыков и знаний, которые составляют культуру межнационального общения, адекватную данной возрастной группе. Другими словами, в число основных педагогических задач воспитателей детских дошкольных организаций входит выработка заинтересованности детей в той деятельности, которую они осуществляют. Обеспечить это может и должна соответствующая педагогическая методология.
Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей старшего дошкольного возраста основ толерантной культуры, потому что именно период дошкольного детства является благоприятным для развития многих нравственных качеств и формирования толерантности. Об этом свидетельствуют исследования таких педагогов и психологов, как A. M. Виноградова, В. Г. Нечаева, Я. Л. Коломинский, Т. А. Маркова, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова и другие.
В. В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России – подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».
Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения мало изученная. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования толерантности с дошкольного возраста и отсутствие научно обоснованных технологий этого процесса.
Анализ внутренней среды
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 имени Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов» – Детский сад «Ласточка» города Новочебоксарск Чувашской Республики расположено по адресу: 429960, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Воинов Интернационалистов, дом 51.
ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей – 12 часов, с 6:30 до 18:30, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни. Детский сад функционирует с 10 декабря 2014 года. Количество воспитанников – 251. Кадровый потенциал ДОУ: всего 19 педагогов, из них: 17 воспитателей; 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре. Педагоги воспитательного учреждения в количестве 11 человек прошли курсы повышения квалификации в соответствии с ФГОС ДО. На сегодняшний день 9 воспитателей имеют первую квалификационную категорию.
Дошкольное образовательное учреждение имеет собственный интернет-сайт (http://www.dslastochka-sosh20-nowch.edu21.cap.ru), на котором размещается актуальная информация по дошкольному образованию.
ДОУ осуществляет дошкольное образование в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В детском саду функционирует 11 групп (II группа раннего возраста – 2, II младшая группа – 2, средняя группа – 2, старшая группа –3, подготовительная к школе группа – 2). В старшей группе «Улыбка», где воплощается наш проект, в групповом помещении оформлен уголок патриотического воспитания. В ней располагаются куклы в национальных костюмах, флаг, герб, карта Чувашской Республики и России, сувениры, портрет президента РФ и главы ЧР, глобус, картотека народных игр, книги по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством и историей возникновения Чувашии.
В подготовительном этапе в целях заинтересованности по данной теме с родителями была проведена беседа. Она заключалась в том, чтобы дать общие представления о проекте, целях, задачах и планах ее реализации. Многие родители высказали свое мнение о том, что современным детям уже с детского сада нужно прививать культуру межнациональных отношений и толерантности. В ходе данной работы выяснилось, что все родители приветствуют такую форму организации деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Обогащать представление детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе.
2. Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе.
3. Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности.
4. Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.
5. УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Участниками реализации проекта являются дети старшего дошкольного возраста МБОУ «СОШ №20 им. Васьлея Митты с УИОП» – Детский сад «Ласточка» г. Новочебоксарск и их родители, Варламова Ксения Алексеевна – слушатель курсов профессиональной переподготовки по программе «Дошкольное образование» группы ДПО-15.
Таблица 2 – Участники проекта
Участники | Роль в реализации проекта |
Воспитатель | - знакомит с национальными обычаями и традициями, играми, сказками, куклами; - проводит непосредственную образовательную деятельность; - организует фотовыставку, флешмоб и просмотры мультфильмов; - проводит родительские собрания |
Родители | - принимают участие в родительском собрании; - проходят анкетирование; - осваивают информацию с буклета |
Дети | - принимают участие в непосредственной образовательной деятельности; - осваивают новые дидактические игры; - отображают свои знания в рисунках; - принимают участие в обсуждениях, двигательной и творческой деятельности, связанных с культурой межнационального общения и толерантности |
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования).
3. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
4. Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.
5. «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
6. Декларация принципов терпимости (Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года).
7. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Программно-методическое обеспечение:
Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва, 2015. – 354 с.
Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л. А. Парамоновой – 5-е изд. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
Научно-методическое обеспечение:
1. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст] / М. И. Богомолова. – Москва : Флинта, 2013. – 176 с.
2. Смирнова, Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве / Е. О. Смирнова. Москва : Сфера, 2014. – 218 с.
Информационные ресурсы:
Материально-технические ресурсы:
- художественные принадлежности (цветные карандаши, краски, кисточки, бумага А4, газеты, журналы, ножницы, клей ПВА);
- наглядный материал (макет «Цветик-семицветик», куклы с национальными костюмами, глобус, карта, герб, макет «Генеологическое древо семьи», сундук);
- дидактические игры («Радость и печаль», «Жилище разных народов», «Найди пару»);
- пазлы «Народные праздники»;
- компьютер, проектор, магнитофон, цифровой фотоаппарат;
- книга «Сказки народов мира»;
- гимн дружбы «Родина моя» – автор текста (слов) Р. Рождественский, композитор (музыка) Д. Тухманов.
Информационные ресурсы:
-информационный буклет «Толерантность надо воспитывать»;
- презентация «Страны мира», презентация «Бабушка о национальных костюмах», презентация «Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва».
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 – Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Работа воспитателя: - Изучение научно-методической литературы по данной теме - Постановка целей, определение актуальности - Составление перспективного плана работы с детьми Работа с детьми: - Беседа Работа с родителями: - Беседа | Работа с детьми: - НОД - Рассматривание кукол в национальных костюмах - Собирание пазлов - Проведение игр на развитие толерантных взаимоотношений - Просмотр мультфильмов - Продуктивный вид деятельности (рисование) - Просмотр презентации - Проведение дидактических игр - Чтение и обсуждение сказок - Интеллектуальная игра – викторина Работа с родителями: - Выпуск буклета - Родительское собрание | Работа с детьми: - Фотовыставка - Флешмоб - Создание коллажа Работа с родителями: - Родительское собрание Работа воспитателя: - Подведение итогов - Обобщение результатов работы над проектом |
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4 – План реализации проекта
Этапы | Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения мероприятия | Ответственные |
Подготовительный | Работа воспитателя | |||
Изучение научно-методической литературы по данной теме | 3 неделя января | библиотека | Воспитатель | |
Постановка целей, определение актуальности | 4 неделя января | группа | Воспитатель | |
Составление перспективного плана работы с детьми | 4 неделя января | группа | Воспитатель | |
Работа с детьми | ||||
Беседа «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов» | 1 неделя февраля | группа | Воспитатель | |
Работа с родителями | ||||
Беседа о формировании культуры межнациональных отношений и толе-рантности у детей дошкольного возраста | 1 неделя февраля | группа | Воспитатель | |
Основной | Работа с детьми | |||
Проведение НОД « Генеалогическое древо моей семьи» | 2 неделя февраля | группа | Воспитатель | |
Рассматривание кукол в национальных костюмах | 2 неделя февраля | группа | Воспитатель | |
Собирание пазлов на тему «Народные праздники» | 3 неделя февраля | группа | Воспитатель | |
Проведение игр на развитие толерантных взаимоотношений «Мировое приветствие», «Я - хороший, ты - хороший». | 3 неделя февраля | группа | Воспитатель | |
НОД «Лети, лети лепесток…» | 4 неделя февраля | группа | Воспитатель | |
Просмотр мультфильмов из серии «Гора самоцветов» | 1 неделя марта | группа | Воспитатель | |
Продуктивный вид деятельности (рисование) «Цветик-семицветик» | 1 неделя марта | группа | Воспитатель | |
Просмотр презентации «Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва». | 2 неделя марта | группа | Воспитатель | |
Проведение дидактических игр «Жилище разных народов», «Найди пару» | 2 неделя марта | группа | Воспитатель | |
Чтение и обсуждение сказок малых народов России (ненецкой «Кукушка», нанайской «Айога») и сказок народов мира (китайской «Самый красивый наряд на свете», японской «Желтый аист», африканской «Заяц по имени Лек») | 3 неделя марта | группа | Воспитатель | |
Интеллектуальная игра – викторина «Наша Родина –Россия» | 4 неделя марта | группа | Воспитатель | |
Работа с родителями | ||||
Выпуск буклета в родительский уголок «Толерантность надо воспитывать» | 2 неделя марта | группа | Воспитатель | |
Проведение родительского собрания «Как воспитать толерантного человека» | 4 неделя марта | группа | Воспитатель | |
Заключительный | Работа с детьми | |||
Фотовыставка «Моя семья» | 1 неделя апреля | группа | Воспитатель | |
Флешмоб «Дружба народов» под гимн дружбы «Родина моя» – автор текста (слов) Р. Рождественский, композитор (музыка) Д. Тухманов | 1 неделя апреля | музыкальный зал | Воспитатель | |
Создание коллажа «Планета дружбы» | 2 неделя апреля | группа | Воспитатель | |
Работа с родителями | ||||
Общее родительское собрание (подведение итогов) | 2 неделя апреля | группа | Воспитатель | |
Работа воспитателя | ||||
Подведение итогов | 3 неделя апреля | группа | Воспитатель | |
Обобщение результатов работы над проектом | 3 неделя апреля | группа | Воспитатель |
9. ОЖИДАЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Ожидаемые результаты
1. Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов.
2. Дети проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу.
3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности.
4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.
Критерии оценки эффективности
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
3. Достижение ожидаемых результатов.
4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Данный проект средней продолжительности, который реализуется в течение четырнадцати недель. После завершения сроков для реализации проекта, он расширится и в него будут включаться новые мероприятия.
Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательных отношений в формировании культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста. Разработка методического материала позволит более эффективно организовать образовательную деятельность по данному направлению. Перспективной дальнейшей работы также служит реализация проекта в параллельных группах или в других дошкольных образовательных учреждениях. С целью обмена опытом можно принять участие в конкурсе педагогических проектов или научно-практических конференциях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст] / М. И. Богомолова. – Москва : Флинта, 2013. – 176 с.
- Заболоцкая В. Э., Андреева Л. Д. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в поликультурной среде // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – №3. – С. 4-9.
- Орлинская, Г. Б. Формирование толерантности у дошкольников / Г. Б. Орлинская. – Москва : Сфера, 2013. – 262 с.
- Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: метод. пособие / сост. Н. А. Васильева. – Издание 2-е. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 108 с.
- Подивилова, О. Н. Технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Подивилова // Педагогика. – 2015.– №2. – С.181 - 185.
- Смирнова, Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве / Е. О. Смирнова. Москва : Сфера, 2014. – 218 с.
Интернет-ресурсы:
https://vk.com/vk_club_neposed
https://moluch.ru/archive/127/35341/
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/24/nod-moya-semya-i-genealogicheskoe-drevo-moey-semi
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов»
Цель: Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией.
Задачи:
1. Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов.
2. Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.
3. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину – Великую страну Россию.
4. Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.
Материалы: глобус, презентация «Страны мира», компьютер, проектор.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, перед вами модель земного шара. Как она называется?
Дети: глобус.
Воспитатель: правильно. На земном шаре много разных стран и народностей. Какие страны вы знаете? (Дети перечисляют)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто, где живет». Я называю страну, а вы называете народ, который там живет.
Америка – американцы
Россия – россияне
Англия – англичане
Франция – французы
Индия – индийцы
Китай – китайцы
Япония – японцы
Казахстан – казахстанцы
Воспитатель: Большую часть территории занимает наша Родина – Россия, где мы живем. Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. Матерью зовем потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Крепко любят свою Родину русские люди. Сложили о ней пословицы и стихи.
«Родина любимая, что мать родимая»
«Человек без Родины, что человек без песни»
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха»
«Где жить, тем и слыть»
«На родной стороне и камешек знаком»
Воспитатель: Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, национальным традициям. Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и танцы. Ребята, как вы думаете людям разных национальностей надо дружить друг с другом? (Да).
Воспитатель: В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. У нас принято при встрече не только говорить: «Здравствуй!», но и пожать руку, а в других странах это делают по-другому. Выберите себе пару, мы отправляемся в путешествие по странам нашего огромного мира. (показ слайдов)
И так мы с вами в Казахстане. В Казахстане принято прижимать друг к другу руки.
А сейчас мы отправляемся в Италию. Здесь при встрече горячо обнимаются.
Мы в Бразилии. Бразильцы хлопают друг друга по плечам.
А теперь мы в Зимбабве. Там жители при встрече трутся спинами.
А сейчас мы в Македонии. Поприветствуем друг друга локтями.
Мы в Никарагуа. Здесь здороваются плечами.
Мы в гостях у Австралийских аборигенов. У них принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром.
Воспитатель: Как вы думаете, а чем похожи дети разных стран? (Ответы детей)
Воспитатель: Много общего у всех детей. Все дети одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходят в детский сад, в школу. Любят бегать, играть, шалить, заниматься спортом. И все дети любят смотреть мультфильмы.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мечтают все люди на земле? (высказывания детей).
Воспитатель: О мире мечтает каждый из нас,
Чтоб солнце у каждого было в руках,
И пусть не грозят нам взрывы войны,
Ведь портят они наши мирные дни.
Добрые люди, не надо войны!
Радостный мир защитим от войны!
Воспитатель: Я надеюсь, что вы будете жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей. Когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никому не дадите в обиду нашу планету.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были? В какой стране вы хотели бы побывать? Что вам было интересно делать?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект непосредственной образовательной деятельности
« Генеалогическое древо моей семьи»
Цели: Формирование у детей представлений о семье.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с понятием «семья», расширять знания о членах семьи.
2. Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, мое генеалогическое древо);
3. Формировать умение отгадывать загадки; выполнять движения, соответствующие тексту; учить детей аккуратно рисовать ладошками.
Материалы и оборудование: образец генеалогического древа семьи, дидактическая игра «Радость и печаль», лист бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель: Солнышко встало, утро настало
Ты мне руку подай, в хоровод скорей вставай!
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем:
-Доброе утро! (Дети здороваются)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла на работу и встретила почтальона. Он передал мне для вас письмо. Давайте прочтем, что же написано в письме. (Открывает конверт).
Слушайте:
1. Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?
На вопрос ответим прямо: Всех милее наша …. (мама)
-Правильно ребята, первая загадка отгадана.
2. Кто научит гвоздь забить, Даст машинку порулить,
И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете ребята, Ну конечно это - …. (папа)
-Молодцы, опять отгадали.
3. Кто любить не устает, Пироги для нас печет
Вкусные оладушки - Это наша … (бабушка)
И последняя загадка.
4. Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки
Он теперь и стар и сед Мой родной, любимый …. (дед)
-Молодцы, все загадки отгадали
-Ребята, а как же назвать их одним словом? (ответы детей)
-Правильно, семья!
Пальчиковая гимнастика «Вот и вся моя семья».
-Что такое семья? (Ответы детей)
Семья - это группа людей живущих вместе.
-Как вы думаете, зачем нужна семья? (Ответы детей)
- Верно! Что бы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о пожилых членах семьи.
- Нам очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите, ребята, о том, какая у вас семья.
Наводящие вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
-Как ты заботишься о членах своей семьи?
- Ты любишь своих близких? Почему?
- Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.
Физкультминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
- А теперь я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру.
Дидактическая игра «Радость и печаль»
Воспитатель: Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)
- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку?
Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке испачкали куртку.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно понимаете, что приносит вашим родным радость, а что огорчение.
3. Продуктивная деятельность «Рисование древа семьи»
Воспитатель: Дети давайте каждый из вас нарисует свою семью из вашей ладошки. Пофантазируйте и нарисуйте дружную семейку.
А как, сейчас я вам покажу приложите ладошку к листу обведите её. Представьте, что ладошка это древо и каждый пальчик может быть членом вашей семьи. Посмотрите, это я нарисовала свою семью. Приступаем к работе.
III. Рефлексия.
Воспитатель: Получилось очень красиво. Ребята, посмотрите какая замечательная семейка у нас получилась. Вам нравится? (ответы детей) И мне очень нравится.
- Дети, когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рассматривание кукол в национальных костюмах
Цель: Познакомить детей с куклами в национальных костюмах. Выяснить с детьми, что одежда каждой национальности имеет свои отличительные особенности.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с элементами национальных костюмов;
2. Воспитывать патриотические чувства, интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям;
3. Воспитывать интерес к культурам других народов.
Материалы: куклы в народных костюмах, сундук, письмо, презентация «Бабушка о национальных костюмах».
Ход занятия:
Весь ход занятия сопровождается показом презентации.
Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо. Интересно от кого оно? Хотите узнать? (открывает конверт)
- Это Бабушка приглашает в гости нас. Пойдемте к ней? (дети приходят к бабушке)
Бабушка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте, бабушка. Какой у вас красивый сундук.
Бабушка: Да, у меня есть сундук, и в нем хранится много интересного. Хотите посмотреть. (Достает куклу в русском костюме)
Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!
Бабушка: Какая интересная гостья пришла к нам. Откуда вы?
Кукла: Из древней Руси.
Бабушка: Давным-давно на Руси (так называли раньше Россию) все так одевались. Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах лопаточки плетеные, на голове лента шелковая. Волосы у нее в косы заплетены, на Руси был такой обычай, когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали в две, и должна она была отныне всегда носить головной убор кокошник (показ иллюстраций). Хотите узнать, как зовут нашу гостью?
Кукла: Зовут меня Марьюшка. Имя по-православному означает «госпожа».
Воспитатель: Давайте посмотрим, что есть еще в сундуке. (достает куклу в башкирском наряде)
Кукла: Здравствуйте!
Бабушка: А вы кто такая?
Кукла: Я – башкирка Айсылу. Мое имя означает – «красивая луна».
Бабушка: Расскажи о своем костюме.
Кукла: Я одета в башкирское платье – күлмәк, поверх платья – камзол с длинными рукавами. Он украшен национальным башкирским орнаментом (края, подол). На голове – кашмау – головной убор, он украшен монетами, бисером. Это хараус – налобная повязка. Впереди нагрудник – хакал. Это нагрудное женское украшение, тоже украшено бисером, яркими монетами. На ногах сапожки – ситек (ичиш). Они украшены узором, орнаментом.
Бабушка: Соня, посмотри, в сундуке осталось что-нибудь? (достает куклу в марийском костюме)
Кукла: Сай улыда! Здравствуйте!
Дети: Расскажите нам, кто вы такая?
Кукла: Я – марийка Айвика. Это мой национальный костюм. Я одета в яркое платье (тувыр) с оборками и воланчиками. Поверх платья надела фартук, он тоже красивый. Украшен лентами, тесьмой. На голове платок (шовыч), на ногах лапти (йондал). В праздники надеваю красивую нарядную одежду, украшение (такия). Они богато украшаны лентами, бисером, бусами, камнями. На грудь надеваю нагрудное украшение – сога, полоска холста с чешуйчатыми рядами монет, по краям бусы, жемчуг (показ).
Дети: А что означает ваше имя?
Кукла: Айвика в переводе «сильная».
Воспитатель: Давайте поблагодарим нашу бабушку и вспомним, что было у нее в сундуке (русская кукла Марьюшка, башкирская кукла Айсылу и марийская кукла Айвика).
Воспитатель: А сейчас к нам пришли куклы в чувашском костюме, посмотрите на них.
Народный костюм древних предков чувашей складывался в течение многих веков. В нём отражались мировоззрение древнего народа и особенности земледельческой культуры; использовались материалы растительного (холст, красители) и животного происхождения (шерсть, кожа, мех, а также множество покупных элементов (шелк, бусы, бисер, монеты, бляшки, жетоны, раковины). В праздничном костюме чувашей насчитывалось около 20 предметов, выполненных и орнаментированных разными техниками: вышивкой, тканью, аппликацией, плетением, вязанием и другими. Старинный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубахи и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. По костюму можно судить не только о достатке и принадлежность к определённой территориальной группе, а также можно даже узнать, сколько детей у женщины-чувашки.
Но особую роль играл белый цвет одежды. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Схематичные изображения дневного светила присутствуют в костюме повсюду: и на головных уборах женщин и девушек, и в вышивке. В творчестве чуваш красный цвет связан с понятием прекрасного - это символ огня, солнца, цвет жизни, любви, отваги. Черный цвет – цвет плодородной земли, в сочетании с красным он символизирует брак, начало жизни. Белый цвет понимается как признак чистоты, правдивости, мудрости. Зеленый цвет – это признак жизни, роста и развития растительности.
Дополнял костюм нарядный головной убор: хушпу для замужней женщины и остроконечная тухья для девушки. Их сшивали из плотной шерстяной тесьмы и покрывали плотными рядами мелких серебряных «копеек». Верхушка обрамлялась полосой несложного узора из бисера красного цвета.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с костюмами разных национальностей. Какие наряды вам запомнились? Какой костюм вам больше всего понравился?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа»
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа» ...
Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и традиций русского народа».
Педагогический прект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
Педагогический проект к семидесятилетию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне «Я помню, Я горжусь!"
ПРОЕКТ"Я помню, Я горжусь! " Участники проекта: АдминистрацияВоспитатели Воспитанники подготовительной группыРодителиПедагог-психолог Вид проекта:исследовательский, личностно-о...
Педагогический проект «Этот День Победы…», посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Цель Проекта:· Формировать патриотические чувства у детей, уважение и гордость за подвиг народа в Великой Отечественной войне.·...
Доклад на педагогическом совете " Воспитание девочек и мальчиков в традициях разных народов". Старшая группа.
Подготовила тему для коллег. С темой познакомила коллег для всестороннего развития....
Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? ...