"Формирование у дошкольников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения" Проект «Дружба народов».
проект по теме
С 2015 года в дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) действует проект «Игры и игрушки азиатского мира» под руководством доцента дошкольной кафедры ИРОиПК им. С.Н. Донского-II Лены Дмитриевны Троевой-Лугиновой. Наш детский сад представляет японский народ. В рамках данного проекта мы работаем по теме «Воспитание толерантности посредством игр и игрушек японского народа». Как участники проекта наша группа создала свой подпроект «Дружба народов».
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу. Основываясь на эти проблемы мы выбрали данную тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_prezentatsiya.docx | 24.05 КБ |
prezentatsiya_druzhba_narodov3.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №39 «Ромашка» городского округа «город Якутск»
Сергеляхская 10/2, тел: 36-31-86
____________________________________________________________________________________
Тема: «Формирование у дошкольников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения».
Проект «Дружба народов».
Максимова Инна Иннокентьевна
воспитатель МБДОУ д/с №39 «Ромашка»
дополнительные группы «Остуоруйа дойдута»
квалификационная категория СЗД
Якутск 2017 г.
Формирование у дошкольников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения.
Проект «Дружба народов».
С 2015 года в дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) действует проект «Игры и игрушки азиатского мира» под руководством доцента дошкольной кафедры ИРОиПК им. С.Н. Донского-II Лены Дмитриевны Троевой-Лугиновой. Наш детский сад представляет японский народ. В рамках данного проекта мы работаем по теме «Воспитание толерантности посредством игр и игрушек японского народа». Как участники проекта наша группа создала свой подпроект «Дружба народов».
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу. Основываясь на эти проблемы мы выбрали данную тему.
Целью нашего проекта является нравственное развитие дошкольников через воспитание толерантности и изучение культурных традиций разных народов.
Задачи проекта:
Образовательные:
1.Расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба народов».
2. Дать ориентиры понимания социального и культурного развития народов Якутии и Японии. Знакомство с символикой, играми и игрушками.
3. Обогащать представления детей об окружающем их социальном мире.
Развивающие:
1. Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов через стихи, песни, танцы, игры якутского и японского народа.
2. Развивать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов.
3. Обогащение словаря, развитие связной речи, развитие памяти и мышления, певческих и творческих навыков.
Воспитательные:
1. Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ, любовь к Родине.
2. Воспитывать бережное отношение к культурам народов.
3. Воспитывать чувство уважения к традициям других народов, толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования по изобразительной деятельности и якутскому языку.
Вид проекта: групповой, инновационный, социально – познавательный.
Инновационная направленность проекта: На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства. В наш проект мы решили пригласить студентов института иностранных языков СВФУ.
Продолжительность: долгосрочный (2015-2017гг..)
База реализации проекта: группа Мир Диснея, МБДОУ Д/с №39 Ромашка дополнительные группы «Остуоруйа дойдута»
Связь с образовательными областями.
Социально-коммуникативное развитие:
Знакомство с историей и культурой разных народов. Развивать интерес к быту, народным промыслам народов мира. Толерантное отношение друг к другу. Формировать желание участвовать в совместных играх и праздниках. Формировать такие качества, как толерантность, коммуникабельность, дружелюбие, сочувствие. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми разных национальностей, умение контактировать и общаться, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.
Познавательное развитие:
Дать элементарные знания о жизни народов, символике, играх и традициях, о природе и климате, географическим положением стран. Расширять представление детей о многообразии окружающего мира.
Речевое развитие:
Продолжать совершенствовать речь, как средство общения. Обогащение и активизация словаря, развитие связной и грамматической речи, работа над интонационной выразительностью речи. Познакомить с многообразием языков на нашей планете, через художественную литературу, знакомство с разными странами мира.
Художественно-эстетическое развитие:
Знакомить с песнями, танцами, играми и музыкой разных стран. Развитие творческого воображения при выполнении творческих заданий на занятиях, при оформлении выставок. Формировать интерес к народному искусству.
Физическое развитие:
Развитие физических навыков и качеств при разучивании танцев, игр разных стран.
Ожидаемые результаты:
- толерантные, дружелюбные, коммуникативные дошкольники, знающие культурные традиции народов Якутии и Японии, умеющие адекватно взаимодействовать в условиях межэтнических отношений;
- заинтересованность родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;
- расширение и совершенствование информационной базы пропаганды международного общения в детском саду и в других городах нашей страны;
- обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города и Республики.
В ходе проекта мы провели работу в следующих направлениях:
- организация поисково-исследовательской деятельности по изучению культуры Японии;
- подбор и систематизация материалов;
- активизация родителей к участию в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ через приобщение к данному проекту.
Формы работы.
Родители:
- Консультации на тему: «Толерантность», участие в выставке творческих работ «Игрушки японского народа», конкурс «Кукла в национальном костюме», организация родительского клуба по изготовлению национальных игрушек, настольных и подвижных игр, изготовление костюмов и атрибутов, обогащение развивающей среды детей центрами японской и якутской культуры.
Дети:
- Беседы (НОД о разных странах их символике, культуры и традиции
разных народов), просмотр презентаций, разучивание стихов, песен, танцев,
поделки, рисунки. Проведение спортивных состязаний по национальным видам спорта, по настольным, развивающим играм народов.
Социум:
- Студенты СВФУ, сотрудничество с Республиканской детско-юношеской библиотекой, с журналом «Чуораанчык», с музеем Хомуса.
В ходе проекта созданы этнические пространства в группах, обогащена предметно-развивающая среда ДОУ, разнообразился музыкальный репертуар воспитанников. Еженедельно по понедельникам проводится день якутской национальной культуры, где воспитатели, дети и их родители принимают активное участие. В этот день дети одевают национальную одежду, тем самым мы прививаем любовь и уважение к традиционной одежде якутского народа, день начинается с гимна Республики Саха (Якутия), знакомим с играми и культурными традициями предков. По средам у нас день японской культуры, где дети и воспитатели одеваем японский национальный костюм, знакомим с традициями, с культурой, играми и игрушками японского народа. В меню включается блюдо японской кухни (рис с овощами).
Ежегодно у нас проводится день открытых дверей. В один из таких дней нашими гостями были студенты из Японии Окабэ Юто, Накано Икуо изучающие русский язык в СВФУ. Они были приятно удивлены увидеть в нашем детском саду кусочек своей Родины. Их заинтересовала идея проекта, отношение педагогов, воспитанников и их семей к японской культуре. Японские куклы, сделанные руками родителей, привели в восхищение наших гостей. Окабэ Юто, Накано Икуо выразили пожелание сотрудничества с нашим ДОУ.
Заключение:
К концу второго года мы можем сказать, что в результате проделанной работы по реализации проекта достигнута поставленная в начале проекта цель, реализованы задачи. Дети обогатили свои знания о своей родной Республике Саха (Якутия) и о народе Японии.
1. Дети усвоили, что мир и дружба – самое важное на планете Земля.
2. Люди разных национальностей любят и уважают традиции и культуру своего народа и народов разных стран. Произошло укрепление взаимоотношений между детьми, студентами, педагогами и родителями. Улучшился психологический климат в ДОУ!
3. Родители, педагоги и дети усвоили, что толерантный путь – путь человека, который знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь с доброжелательным отношением к другим культурам, взглядам и традициям.
Рекомендации:
Наш проект позволяет организовать практическую работу по толерантному воспитанию дошкольников и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами в данном направлении.
Его реализация содействует формированию у дошкольников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения. Прививает детям навыки толерантного отношения к сверстникам другой национальности. Будет способствовать стимулированию детей к изучению национальной культуры, обычаев и традиций разных народов и стран.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. И маленький японец, и маленький якут, и маленький русский, и люди других национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа и разных стран.
Литература:
- Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников.» – М.: ЦГЛ, 2004.
- Асмолов А. Г. «На пути к толерантному сознанию» М. 2000. с 7.
- Бугаев А.Л. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших дошкольников. М, 1981г.
- Выготский Л. С. «Педагогическая психология» Педагогика. 1997-479 с.
- Гагеман К. Игры народов Японии. Л,1924
- Готовцев И. Якутские настольные игры. Якутск, 2012
- Григорьева А.А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов. М, 1993 – 140с.
- Гримелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М, 1986
- Емельянов Н.В. Якутские пословицы и поговорки. Якутск, 1962-93с.
- Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. «Занимательная педагогика народов России» М.: 1998.
- Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» СПб.: Детство-Пресс, 2004
- Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в японии. М, 1989
- Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
- Традиции Японии – разнообразие обрядов и обычаев этого народа. www.обычаи-и-традиции.рф
- Федоров А. С. Саха торут оонньуулара. Народные игры и забавы Саха. Якутск: Бичик, 2011-96с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С 2015 года в дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) действует проект «Игры и игрушки азиатского мира» под руководством доцента дошкольной кафедры ИРОиПК им. С.Н. Донского- II Лены Дмитриевны Троевой-Лугиновой . Наш детский сад представляет японский народ. В рамках данного проекта мы работаем по теме «Воспитание толерантности посредством игр и игрушек японского народа». Как участники проекта наша группа создала свой подпроект «Дружба народов».
Воспитательные : 1. Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ, воспитывать любовь к Родине. 2. Воспитывать бережное отношение к культурам народов. 3. Воспитывать чувство уважения к традициям других народов, толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей. Целью нашего проекта является нравственное развитие дошкольников через воспитание толерантности и изучение культурных традиций разных народов. Задачи проекта: Образовательные: 1.Расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба народов». 2. Дать ориентиры понимания социального и культурного развития народов Якутии и Японии. Знакомство с символикой, с играми и игрушками. 3. Обогащать представления детей об окружающем их социальном мире. Развивающие: 1. Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов через стихи, песни, танцы, игры якутского и японского народа. 2. Развивать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. 3. Обогащение словаря, развитие связной речи, развитие памяти и мышления, певческих и творческих навыков.
Группа «Мир Диснея»
Работа с родителями
Работа с детьми
Развивающая среда
Наши гости студенты из Японии
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков.
Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков, как средство приобщения их к здоровому образу жизни....
Игровой тест на определение знаний, умений навыков воспитателей по развитию речи дошкольников
Игровой тест для воспитателей на Педсовете...
«Формирование у дошкольников знаний и навыков, необходимых для безопасного поведения на дорогах»
Обучение детей правилам дорожного движения поможет сократить ДТП с их участием. Детский возраст – наиболее благоприятное время для формирования устойчивых знаний и навыков, необходимых для безоп...
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников знаний и навыков, необходимых для безопасного поведения на дорогах»
Аннотация: Обучение детей правилам дорожного движения поможет сократить ДТП с их участием. Детский возраст – наиболее благоприятное время для формирования устойчивых знаний и навыков, необходимы...
Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями
В данной статье рассматриваются особенности формирования социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями....
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОМ И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Аннотация: в статье рассматриваются взгляды исследователей на понятие «функциональная грамотность». Авторы статьи выделяют компоненты функциональной грамотности в музыкальном и физическом ...
Консультация для родителей "Формирование у дошкольников знаний, умений, навыков здорового образа жизни"
«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясните им, и они будут беречься&ra...