Проект в подготовительной группе "Хлеб всему голова"
материал (подготовительная группа)
Проект ко Дню хлеба в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_vsemu_golova.docx | 114.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация проекта в подготовительной группе "Солнышко"
к Международному дню хлеба
«Хлеб - всему голова!»
«Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» –
В поле, в доме, в державе!»
Вид проекта: познавательный, трудовой.
По количеству участников: групповой.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель Карижская М.Н., музыкальный руководитель Плотникова О.И.
Вид проекта: краткосрочный.
Актуальность
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб — это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта:
- Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
- Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
- Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
- Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
- Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
- Продолжить знакомить с картинами известных художников;
- Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
- Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;
- Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
- Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями
Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов:
- Художественно – эстетическое развитие (рисование): «Душистый хлеб»;
- Беседа о хлебе, Рассматривание иллюстраций, из чего его делают и как выращивают?
- Рассматривание ржи и пшеницы, муки, хлебных колосьев
- Экскурсия на пищеблок, наблюдение за приготовлением и выпечкой булочек;
- Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе;
- Выпекание хлебобулочных изделий с родителями в домашних условиях.
- Изготовление с детьми картины «Девушка с колосьями»
Для создания данного проекта был подготовлен фильм, в результате просмотра, которого дети узнали, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Этапы проекта
I этап Разработка проекта и реализация проекта
Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова»:
- Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
- Как люди выращивают хлеб?
- Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
- Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?
Типы вопросов на данную тему:
Что мы знаем? | Хлеб делают из муки. Муку делают из зерен. Хлеб покупают в магазине. Хлеб бывает белый, черный. Мама дома печет хлеб в хлебопечке. |
Что мы хотим узнать? | Когда появился хлеб? Как раньше выращивали хлеб? Как выращивают хлеб в наше время? Какие машины помогают людям выращивать и изготавливать хлеб? Какие профессии у людей, которые выращивают и изготавливают хлеб? Как сделать тесто? Что можно сделать из муки еще? Почему говорят: Хлеб всему голова. Что можно приготовить из черствого хлеба? Смогли бы вы прожить без хлеба? Какие пословицы, стихи, песни вы знаете о хлебе? |
Как нам найти ответ? | Спросить у родителей Спросить у воспитателя Провести опыт, получить муку Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете |
Реализация проекта
Образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | С родителями |
Познавательное развитие, речевое развитие | Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл» экологическая игра «что за чем», «Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением), Просмотр фильма «Хлеб - всему голова», чтение рассказов и стихов о хлебе. | Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба, Д/и для развития мелкой моторика «Золушка», Д/и «Посчитай зерна» | Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. |
Художественно - эстетическое развитие | Рисование «Душистый хлеб», рассматривание иллюстраций И. Шишкин «Рожь», Московская. Хлеба» | Раскрашивание раскрасок. | Составление альбома «Хлебобулочные изделия» (оформление каждой семьей информационного листка для альбома, состоящего из картинок, загадок, рассказов, сказок и т.д.) |
Социально – личностное развитие | Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел», Организация чаепития. | Сюжетно – ролевые игры «Булочная», «Семья», «Ярмарка» (дид. материал «Набор хлеба», «Продукты», «Магазин») | Замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий. Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий |
Художественно - эстетическое развитие (музыка) | Разучивание песен об урожае, хороводных и пальчиковых игр | Интегрированное занятие |
Подведение итогов
Вывод
В результате работы над проектом дети узнали:
- Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
- Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
- Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
- Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями. А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вешний день, пахать пора…
"Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!"
С.Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…»
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"
П. Каганова «Хлеб – наше богатство»
Сею в поле зёрна, И зерно в амбары
Раннею весною, Потечёт рекою,
А над ними светит, И его машины
Солнышко родное. Сделают мукою.
На ветру весёлом, На заводе пекарь
Зашумят колосья, Хлеб спечёт с любовью,
Будет урожайной, Скажет он: «Ребята!
Золотая осень. Ешьте на здоровье!»
Н.Самкова «О хлебе»
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем - спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла. .
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» - только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив
Сухомлинский В. Моя мама пахнет хлебом.
(В книге: Сухомлинский, В. Яблоко и рассвет. – М., 1984. – С. 17.)
В один день в детский сад пришли двое новеньких – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:
– Где работает твоя мама?
– А ты не догадался? – удивился Коля.
– От неё пахнет лекарствами. Моя мама – врач. Если заболеет человек – мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?
– А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама – пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.
– И врач? – удивлённо спросил Коля.
– И врач не сможет, – с гордостью сказал Толя. Задание для внимательных слушателей:
– Кем же работала мама Толи? (Возможные ответы детей: пекарем, кондитером, хлеборобом.)
Я. Тайц «Все здесь»
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:
- Бабушка, а тут что растет?
- Хлеб, внученька!
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь. Все здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники.
Пальчиковая гимнастика
1. Божья коровушка
Божья коровушка,
Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)
В огород – бобы,
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу. (поочерёдно загибают пальцы)
2. Тесто
Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола)
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай
В гости друг- друга приглашай.
3. Колосок.
Золотистый колосок, кто тебе расти помог?
Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.
А еще людские руки, что в труде не знали скуки.
Мне не стать без них таким Сильным, рослым и большим!
Н. Красильников
4. Испечем пирожки и плюшки
Мама пироги печет, заинька не отстает
Пальчики стараются – плюшки получаются.
На дощечке нет уж места (руки в сторону, сжимает пальцы)
Мама снова месит тесто («месим»)
Отдохни,- сказала мама.
Заинька твердит упрямо (загибает пальцы)
У слоненка день рожденья, очень любит он печенье,
Рыбку любит кошка, бублики матрешка.
Все я это испеку, только не жалей муку.
5. Пироги
Мы печем пшеничные пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра Пес лохматый со двора.
6. Хороводная игра «Каравай»
Как на наш весёлый праздник,
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай приехал к детям.
Как его, ребята, встретим?
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки
Вырастай богатырём!
ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ:
1. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».
2. Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».
3. Константин Ушинский «Два плуга».
4. Шведская песенка «Отличные пшеничные».
5. Русская народная сказка «Колосок».
6. Э.Шим «Хлеб растёт».
7. Д.Кугультинов «Кусок хлеба».
8. Т.Аргези «Хлеб».
9. Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла».
10.Ф.Шкулева «Молотьба».
11.Ю.Ждановская «Нива».
12.К.Паустовский «Тёплый хлеб».
13.М.Глинская «Хлеб».
14.Я.Дагутите «Руки человека», «Лето».
15.А.Ремизов «Хлебный голос».
16.Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В.Карнауховой).
Конспект тематического
музыкального занятия
«От зернышка до каравая»
для детей подготовительной группы
Цель:
Уточнить и закрепить представления у детей о труде взрослых, выращивающих хлеб, показать результаты труда и его общественную значимость; привлечь внимание родителей к данной теме.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей об истории хлеба и русских традициях, связанных с ним; о том, люди каких профессий участвуют в процессе его выращивания и изготовления.
Развивающие:
- Развивать творческий потенциал у детей, коммуникативные навыки;
- продолжить работу по развитию связной речи, обогащению и активизации словарного запаса у детей;
- развивать навыки хорового пения.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к результатам их труда;
- продолжить работу по формированию патриотических чувств у детей;
- вызвать интерес к коллективному труду людей
♫Под песню «Хлеб – наш батюшка" слова Л. Худяковой, О. Курициной.
дети друг за другом заходят в музыкальный зал и останавливаются на полукруг.
Музыкальный руководитель:
В землю зернышко упало,
Дождь его полил и в срок,
К небу вскоре потянулся,
Очень тонкий стебелёк.
Его солнышко согрело,
Дождик часто поливал.
А оно росло и зрело,
Колос силу набирал.
И ветра его качали,
Гнулся колос до земли.
И до сбора урожая.
Все дожили колоски.
Дети, сегодня наше занятие посвящено хлебу. Скажите мне пожалуйста, а из чего пекут хлеб? (Ответы детей).
Да ребята, прежде чем хлеб попадет на наш стол, зерно необходимо посеять в землю. Вырастить хлеб не так просто. Давайте споем с вами об этом песню, но для начала нам нужно разбудить наши голосочки, а поможет нам в этом наша любимая распевочка.
♫ «Распевание» музыка и слова А. Евдотьевой.
"Перед пением, друзья, разогреем голоса:
Высоко мы будем петь,
Средним - тоже бы суметь!
Ну, а низким петь не будем, и о низком позабудем!
Петь красиво начинаем и к распевкам приступаем!"
♫ «Птички на проводах» (музыкально-дидактическая игра)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, а сейчас наши голосочки проснулись и можем исполнить нашу любимую песню про колосок.
♫ Исполнение песни «Колосок», музыка и слова В. Орлова
1.Каравай земли и неба
На твоем столе.
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
Припев:
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
И на хлебном колосочке
Держится земля.
2.Даже в зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
Припев:
3.И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Припев:
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
И на хлебном колосочке
Держится земля.
Музыкальный руководитель: Дети, какие вы молодцы! Как вы замечательно, нежно и мягко исполнили нашу песню! Но прежде чем каравай появиться у нас на столе очень много работы сделают люди, которые выращивают и пекут хлеб. Давайте прочитаем стихи об этом, а поможет нам наш любимый колобок, у кого он окажется в руках, тот и прочитает.
Ребенок: Вот на поле выезжает,
На комбайне комбайнер.
Он пшеницу убирает.
И везет ее во двор.
Ребенок: Жернова пшеницу смелют,
И получится мука.
Повезут муку в пекарню.
Два больших грузовика.
Ребенок: И в пекарне, утром ранним Ребенок: А потом в печи огромной,
Пекарь не жалея сил, Выпекался разный хлеб.
Все еще в округе спали. Булки, бублики, баранки.
Тесто из муки месил. Чтоб порадовать нас всех.
Ребенок: Так из зернышка в колосья.
Из колосьев так - в муку,
Из муки в баранки, в булки,
В хлеб, что к нашему столу.
Так, все время происходит.
Чередуя день и век.
Из земли зерно восходит
Что посеял человек.
Музыкальный руководитель:
И пока под синим небом,
Будет жизнь из века в век.
Колосок, что станет хлебом,
Будет сеять человек.
♫ Музыкальная подвижная игра «Трактористы», (музыка р. н. м.
Тара-тара-тара-ра,
С деревенского двора
Выезжают трактора.
«Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать!
Будем рожь молотить!
Малых детушек кормить».
Музыкальный руководитель:Да, дети. Вы сами обо всем рассказали. Какой длинный путь от зернышка до хлеба на нашем столе.Хлеб – это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. И таких слов в нашей родной речи очень мало: Родина, мать, отец, отечество, хлеб…Есть такая традиция у нашего народа, встречать дорогих гостей хлебом и солью. Я хочу вас познакомить с очень красивой песней, которая так и называется «Хлеб да соль» в исполнении фольклорной группы "Услада".
♫ «Хлеб да соль» в исполнении фольклорной группы "Услада"
(слушание сопровождается показом картин «Расскажите детям о хлебе». Далее идёт беседа о тексте и характере музыки)
Музыкальный руководитель: На этом, ребята, наше занятие окончено, до свидания.
♫Под песню «Хлеб – наш батюшка" слова Л. Худяковой, О. Курициной дети
друг за другом уходят в группу
Структура игрового комплекса | Текст комплекса | Описание действий |
Певческая установка | Раз, два, три, четыре, пять – Мы отправимся гулять? | Круговые движения плечами, «расправляем» спинку |
Артикуляционное упражнение | По дорожке, по тропинке, Мы пойдем, расправив спинки | Артикуляционное упражнение «Щелчки язычком» выполняется следующим образом: первый раз губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы открыты, второй раз зубы спрятаны за собранными и вытянутыми в трубочку губами. По четыре раза. Одновременно работают кисти рук, производя сильные короткие удары третьего пальца о большой, с быстрым возвращением пальцев в исходное растопыренное положение. |
Интонационно-фонетическое упражнение | Мы гуляли и увидели поле с пшеничными колосками | Интонационно-фонетическое упражнение «Произнесение согласных» - это сильное, активное произнесение согласных звуков. Одновременно с произнесением согласных так же работают кисти рук. Перед и после каждого звука фиксируется исходное положение рта и делается бесшумный вдох. Звуки К и Г произносятся только за счет движения языка без закрывания рта, без движения челюсти, т.е. с сохранением исходного положения. Поменяли звук, поменяли положение руки. |
Слышите, трещит сверчок! | Вибрация губ, имитация звука «р». | |
Поет в поле ветерок! | Основной элемент упражнения «Вопросы-ответы» скользящая – восходящая или нисходящая – интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и наоборот. Контрольный жест - «самолетик». | |
Скороговорка | Наступает утро, восходит солнышко. Все начинают трудиться! Как начать день без хлеба? Именно хлеб дает нам силы на весь день. Рано, спозаранку начинает трудиться пекарь, что он нам приготовил? |
Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку
|
Вокальные упражнения | Чтобы выросла пшеница, и уродилось много хлеба, нужно дождик нам позвать. Позовем его песенкой «Дождик». Все, что слышишь, повторяй! | Для точного интонирования интервала кварты вверх - вокальное упражнение «Пой за мной», когда педагог поет, а дети повторяют. Пение интервала кварты по полутонам вверх и вниз: «А – У! Дождик, дождик поливай. Будет хлеба урожай!» р.н.п. |
А чтобы солнышко показалось, нам нужен волшебный рожок. | Для развития умения передавать в песне ритмический рисунок (пунктирный ритм) - вокальное упражнение «Волшебный рожок» - пропевания мелодического хода ритмослогами. | |
И мы услышали песенку, какую, назовите? | Музыкальный руководитель пропевает мелодию песни «Колосок» губной вибрацией, дети угадывают песенку, и повторяют мелодию песни, как будто поет моторчик машины. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среднесрочный проект на тему: «Хлеб - всему голова».
Обогащение знаний о хлебе и труде людей его выращивающих от зерна до колоска. Знакомство со способами приготовления муки и теста. Обобщение и систематизация полученных знаний и отражение их...
Проект иследовательно-творческий : «Хлеб — всему голова»
Проект: «Хлеб — всему голова» Полное название проекта: «Хлеб - всему голова»Авторы проекта: Вокуева О.В. Дерябина С. А.Город, представивший проект: Нарьян – Мар Вид, тип проекта:...
Проект на тему: "Хлеб - всему голова!"
Информационно, практико-ориентированный проект: "Хлеб - всему голова"...
Проект на тему: «Хлеб - всему голова».
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Проект на тему: "Хлеб- всему голова"
Проект для подготовительной группы...
Экологический информационно-исследовательский проект в ДОУ «Хлеб – всему голова»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Приобщение дошкольников к истокамнациональной культуры через экологическое образование» « Хлеб – всему голова!» Актуальность опытаПрирода – это наш...
Краткосрочный экологический , нравственно- патриотический проект на тему: " Хлеб - всему голова!"
Экологический , нравственно-патриотический проект...