КОНСПЕКТ проведения детской литературной викторины по теме «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
план-конспект занятия (старшая группа)
Литературная викторина для детей 5-6 лет с заданиями по сказкам А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_viktoriny_wecompress.com_.docx | 734.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
проведения детской литературной викторины
по теме «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Возрастная группа: 5-6 лет
Тема календарно-тематического плана: «Народное творчество»
Дидактические единицы:
викторина (литературная); литературные жанры: сказка, загадки; особенности жанров: смысл (основная идея), языковые средства.
Авторы произведения: русские народные произведения, главные герои (имена, характер), содержание произведений (основная идея).
Вид (разновидности) деятельности детей: познавательно-игровая, литературно-познавательная, литературно-коммуникативная.
Задания для совместной деятельности:
Задание (действие и его содержание) | Способ предъявления задания | Способ презентации результатов выполнения задания |
1. Представьте свою команду и поприветствуйте соперников | Словесный | Словесный |
2. Послушайте предложение из сказки и закончите его | Словесный | Устный ответ |
3. Назовите из какой сказки предметы | Словесный | Устный ответ с показом предмета |
4. Разложите картинки в правильной последовательности | Словесный с показом картинок | Устный ответ с показом выбранных изображений |
5. Соберите картинку и назовите произведение | Словесныйс предоставлением разрезных картинки | Составление целого изображения и устный ответ |
6. Определите по иллюстрации сказку А. С. Пушкина и назовите героев | Словесная инструкция, картинки с изображением эпизодов сказок | Устный ответ с демонстрацией картинки с изображением эпизодов сказок |
7. Отгадайте название сказки по ключевым словам | Проговаривание слов | Устный ответ |
8. Ответьте на вопросы | Словесный, зачитывание вопросов | Устный ответ |
Способ оценивания результатов викторины: В тубу каждой команды после правильного выполнения каждого задания ведущий помещает одну фишку; после выполнения последнего задания подсчитывается количество фишек, полученных командами; победителем становится команда, получившая большее количество фишек.
Способ награждения детей:
Команды выстраиваются напротив друг друга, ведущий озвучивает количество фишек, полученных каждой командой; награждает победителей медалями «Победители викторины». Участники, которые набрали меньше по количеству фишек, награждаются медалями «Участники викторины».
Образовательные задачи:
1. Способствовать использованию детьми представлений о сказках А.С.Пушкина при выполнении поисковых заданий литературного содержания (ПР).
2. Формировать у детей умение строить разные типы высказываний в зависимости от ситуации, соблюдая их структуру (описание, повествование, рассуждение) (РР)
3. Развивать интерес детей к командной работе в решении поисковых задач, к художественной литературе, желание и умение обозначать свое отношение к сказкам и поступкам персонажей (СКР+ПР).
4. Формировать у детей умение работать в команде, соблюдая правила сотрудничества, ответственность и взаимопомощь.(СКР).
Материалы и оборудование
Стимульный материал:
– объявление о викторине;
– выставка книг по сказкам А.С.Пушкина;
– медали с надписью «Победители викторины» красного цвета (по количеству участников команды); медали с надписью «Участники викторины» желтого цвета(по количеству участников команды);
– материал для подведения итогов викторины (тубы для фишек на столах участников, фишки).
Материалы для деятельности детей:
– картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане» картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане»;
–картинки с изображением месяца, солнца и ветра;
– аудиозапись музыки для музыкальных пауз.
Дидактический материал:
– карточки с заданиями;
– правила поведения участников викторины.
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: магнитофон, демонстрационная магнитная доска.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
мотивациионно-целевой | Педагог размещает в группе объявление о литературной викторине, объясняет ее особенности, поощряет желание детей участвовать, комплектует команды, определяет их численность . Создает у детей позитивный настрой на участие в викторине и осознание каждым ребенком, что предстоит ему делать. | Дети рассматривают, читают с помощью воспитателя объявление, делятся впечатлениями, принимают решение об участии в викторине, уясняют особенности викторины по сказкам А.С.Пушкина. |
проектировочно-организационный | Помогает детям обсудить подготовку к викторине. Определяет особенности организации пространства группы (кабинета) и готовит помещение. Продумывает оформление помещения, подбор музыкальных произведений для заполнения пауз. Подбирает фоновое музыкальное сопровождение. Продумывает и готовит материалы и оборудование для литературной викторины. | Дети придумывают название, отражающее содержание викторины; обсуждают правила сотрудничества и правила поведения в викторине, обсуждают с педагогом необходимую предварительную подготовку, определяют план подготовки (содержание и действия) и реализуют его. |
содержательно-деятельностный | Обеспечивает детей материалами. Выполняет роль ведущего. Знакомит детей с механизмом оценки. Последовательно представляет детям задания, обеспечивает необходимым материалом для их выполнения. Осуществляет оценку результатов задания (выкладывает фишки для каждой команды). По окончании работы с каждым заданием освобождает рабочую зону для дальнейшей работы. По ходу викторины обеспечивает соблюдение всех правил и процедур викторины согласно сценарию, организует заполнение паузы между конкурсными заданиями. Регулирует взаимодействия участников викторины и ведущего. Осуществляют по ходу викторины оценку правильности выполнения каждого задания. | Дети презентуют команду. Знакомятся с заданиями, сообща обсуждают ответы. Выбирают, кто будет отвечать. Представляют решение в заданной форме (выкладывают карточки). Взаимодействуют, соблюдая правила, регламентирующие процедуру викторины. Раскладывают и убирают материалы по мере их использования. |
оценочно-рефлексивный | Организует подсчет фишек и определяет номинантов. Подводит итоги, подчеркивает позитивные моменты, озвучивает итоговые результаты выполнения заданий, называет номинантов. Проводит процедуру награждения участников (или победителей) в соответствии с правилами (положением) данной викторины. | Участники благодарят друг друга за партнерство, высказываются, что больше всего понравилось. |
Методы и приемы
1. Рассматривание объявления о проведении викторины, обсуждение подготовки к участию в викторине:
– Кто хочет принять участие в викторине?
– Кого мы выберем капитаном?
– Как мы назовем команды?
– Как команды будут приветствовать друг друга?
– Какие правила должны соблюдать участники викторины?
– Что нужно сделать, чтобы победить в викторине?
2. Объяснение правил проведения викторины с использованием наглядного материала.
3. Объяснение заданий, инструктаж по их выполнению
4. Обсуждение результатов выполнения заданий:
- Правильно ли выполнено задание?
- Почему вы считаете, что задание выполнено правильно?
- Есть ли дополнения у команды-противника или другие варианты ответа?
5. Исправление ошибок, допущенных командами.
6. Похвала за правильный ответ, активность, соблюдение правил, подчеркивание достоинств ответов, их качественная оценка.
7. Заключительное слово и награждение участников викторины.
Ведущий приглашает участников викторины «Победители викторины» для подведения итогов и награждения.Команды выстраиваются напротив друг друга, ведущий озвучивает количество фишек, полученных каждой командой; вручает детям медали: «Победители викторины» (за большее количество фишек) и «Участники викторины» (за меньшее количество фишек).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД
Задание 1 «Подскажи словечко».
- Жил старик со своею старухой
У самого синего ... (моря).
- Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому ... (зверюшку).
- И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи ... (кругом).
- Белка песенки поет, да орешки все ... (грызет).
- Нужен мне работник: повар, конюх и ... (плотник).
- Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка ... (Золотого петушка).
Задание 2. «Из какой сказки предметы».
В коробке лежат предметы ( орех, белка, яблоко, рыбка, месяц, зеркало). (Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку).
Задание 3«Сказочные последовательности»
Инструкция:Разложите картинки в правильной последовательности.
Команда 1.
На магнитной доске выложены картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.
Команда 2.
На магнитной доске выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.
Задание 3 «Собери картинку»
Инструкция:Соберите картинку и назовите произведение.
Команда 1.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Команда 2.
«Сказка о царе Салтане»
Задание 4 «Определите по иллюстрации сказку А. С. Пушкина и назовите героев»
Инструкция: Найдите иллюстрацию к сказке Пушкина и назовите героев.
Команда 1.
На магнитной доске выложены иллюстрации к сказкам Ершова «Конек-горбунок» и Пушкина «Сказка о царе Салтане». Дети должны выбрать иллюстрацию к сказке Пушкина и назвать героев (царь, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха, сватья – баба Бабариха и т.д.)
Команда 2.
На магнитной доске выложены иллюстрации к сказкамШ. Перро«Золушка» и «Спящая красавица» и Пушкина «Сказка о золотом петушке». Дети должны выбрать иллюстрацию к сказке Пушкина и назвать героев ( царь Додон, петушок, Шамаханская царица и т. д.)
Задание 5 «Узнай сказку по следующим словам»
Инструкция:Определите, каким сказкампринадлежат слова, которые ябуду называть.
Команда 1.
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Команда 2.
1. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)
- Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
Задание 5 «Блиц-опрос»
Инструкция:Ответьте на вопросы.
Команда 1.
- В какой сказке Пушкина упоминается остров Буян? («Сказка о царе Салтане)
- Подберите рифму:
"Ветер весело шумит,
судно весело… (бежит)
мимо острова Буяна
в царство славного… (Салтана)
и желанная страна
вот уж издали… (видна)
- В какой сказке есть такое диво?
"Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар гора,
Тридцать три богатыря." («Сказка о царе Салтане»)
4. В какой сказке старушонка бросила царевне яблоко? ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")
5. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза)
6. С чем пришёл невод в первый, второй и третий раз? (В первый раз -с тиной; во второй - с травой морской; в третий- с золотой рыбкой).
7. Как в сказке море отзывается на жадность старухи? (Помутилось, неспокойно, почернело, на море черная буря)
8. Как золотая рыбка проучила старуху? (Старуха осталась у разбитого корыта)
9. Из какой сказки эти слова?
"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Говорит одна девица:
"Кабы я была царица
Я б для батюшки -царя
Родила богатыря:"
("Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне:")
Команда 2
- Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите, в каких? (Комар, муха, шмель)
- Царевна Лебедь выполняет по желанию царевича Гвидона 3 чуда.
Какие это чудеса?
("Белка песенки поет и орешки все грызет, а орешки непростые, в них скорлупки золотые", "В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря:" , Лебедь обернулась царевной "Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит" )
3. Сколько жил старик со своею старухой в "Сказке о рыбаке и рыбке"? (Тридцать лет и три года)
4. Из какой сказки этот отрывок? О ком он написан?
"Что и жизнь в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу" ("Сказка о золотом петушке" , о царе Додоне).
- Кто и из какой сказки говорит такие слова?
"Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
(Царица из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"»
6. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу и ветру)
7. Кем хотела стать старуха? (Столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
8. Какую песню поет белочка, грызя золотые орешки? ("Во саду ли, в огороде»)
9. Послушайте отрывок из сказки:
"В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчугиогрузили шею,
На руках золотые пестни,
На ногах красные сапожки"
О ком идет речь? из какой это сказки? (О старухе из "Сказки о рыбаке и рыбке")
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Вид материала | Название | Характеристика | Размещение (способы и место) | Особенности использования (детьми, воспитателями, родителями) |
1. Стимульный материал | 1.1 Объявление о проведении викторины. | Предоставляет основную информацию о викторине | Вывешивается в группе, где его могут увидеть участники и зрители. | Изготавливается организаторами викторины и является для участников стимульным материалом. |
1.2 Поощрительные подарки участникам викторины | Медали с надписью «Победители викторины» красного цвета; медали с надписью «Участники викторины» желтого цвета (по количеству участников) | Находятся на рабочей поверхности стола ведущего. | Изготавливаются воспитателем и предлагаются детям как стимульный материал для награждения по итогам викторины | |
2. Материал для организации деятельности | 2.1 Карточки с правилами поведения участников викторины | Карточки с изображением символов, обозначающих правила поведения | Размещаются в зоне ведущего | Подбор, подготовку осуществляет разработчик в соответствии с маршрутом викторины. |
3. Дидактический материал | 3.1 Карточки с заданиями | Картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане», картинки с изображением месяца, солнца и ветра | Находятся на рабочей поверхности стола ведущего. | Ведущий достает материалы и демонстрирует их детям по мере прохождения маршрута викторины |
Пазлы с изображением фрагментов сказок «Сказка о царе Салтане » и «Сказка о рыбаке и рыбке» | Размещаются в зоне ведущего в виде конверта с заданием | Ведущий достает материалы и предоставляет их детям по мере прохождения маршрута викторины | ||
4. Оборудование | 4.1. Демонстрационная магнитная доска | Демонстрационная магнитная доска на которой вывешиваются иллюстрации | Находятся в зоне ведущего и подведения итогов | В ходе викторины по мере подведения итогов помещаются материалы в соответствии с выбранным способом |
Приложение 1
Стимульный материал
- Объявление о викторине
1.2Фишкаучастникам викторины за правильный ответ
1.3 Медали победителям и участникам викторины
Приложение 2
Материал для деятельности детей
2.1 Пиктограммы правил поведения во время викторины
1 – внимательно слушать задание,
2 – обсуждать в команде разные варианты его выполнения,
3 – выполнить задание,
4 – выбрать, кто будет отвечать, и составить текст ответа,
- – представить решение своей команды.
2.2 Карточки для задания «Сказочные последовательности»
- Сказка о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
- Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
2.3 Карточки для задания «Собери картинку»
- Сказка о рыбаке и рыбке.
- Сказка о царе Салтане.
- Иллюстрации сказок разных авторов.
Сказка Ершова «Конек-горбунок»
Сказка Ершова «Конек-горбунок»
Сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Сказка Пушкина «Сказка о золотом петушке»
Сказка Ш. Перро «Золушка»
Сказка Ш. Перро «Спящая красавица»
ВАРИАНТЫ ЗОНИРОВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЯ
РЕЧЕВАЯ КОПИЛКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ …
В начале викторины:
- Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите сказки?
- Конечно, сказки любят и знают все. Какие сказки вы знаете? А кто же сочиняет сказки? (Писатели и народ). Все верно. Сказки, которые сочинял народ – это народные сказки. Они передавались из поколения к поколению. Бабушки рассказывали их своим внукам. Внуки вырастали и рассказывали эти сказки своим детям.
А есть сказки, которые сочиняли писатели, они записывали свои сказки и эти сказки мы можем прочитать.
- Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Вы знаете его сказки? Кто лучше всех знает сказки А.С.Пушкина? Все? Мы можем это проверить? Как? Мы проведем викторину по этим сказкам. Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для всех. За каждый правильный ответ вы получаете фишку. В конце викторины посчитаем, у кого больше фишек – тот лучше знает сказки А.С.Пушкина.
Внимание! Мы начинаем викторину …
В нашей викторине сегодня принимают участие команды…..(название команд).
Предлагаю командам поприветствовать друг друга. Представляю капитанов команд. Сегодня в нашей игре разыгрываются следующие номинации …
Позвольте напомнить правила поведения участников викторины…
В нашей игре вам предстоит выполнить задания……
Всем желаю удачной игры и хорошего настроения! Всем удачи!
Речевые конструкции ведущего во время проведения викторины
Уважаемые игроки, прошу проверить правильность выполнения задания другой командой.
Следующее задание …
Мы услышали ответ команды … Вы согласны с этим ответом?
Молодцы, ребята, вы с успехом справляетесь с заданиями.
В процессе игры можно напомнить правила, особенно если наблюдается нарушение их игроками.
Речевые конструкции поощрения
Вы легко справились с вопросом.
Обе команды успешно выполнили задание.
Ответ достойный (правильный, верный, полный).
Молодцы! Ваш ответ порадовал.
Вы сделали еще один шаг к победе.
Заключительная часть
Вы честно и достойно боролись за победу.
Благодарю игроков за хорошую игру!
Вы старательно шли к победе, хоть это было непросто. Ваша любознательность и старательность приведет вас к новым достижениям, новым победам.
Настала пора подвести итоги нашей игры.
Хочу напомнить вам правило: выиграл – не зазнавайся, проиграл – не унывай.
Благодарю игроков за доставленное удовольствие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности на тему: "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"
Дети путешествуют по сказочной стране "Лукоморье" и в игровой форме повторяют сказки А.С.Пушкина.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7685758","attributes":{"alt":"","class":"media-image...
Конспект образовательной деятельности c детьми старшего дошкольного возраста. на тему: "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина".
Прививать любовь к творчеству А.С Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики....
Конспект занятия ОО Речевое развитие . Тема "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина "
Углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина....
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: "Путешествие по сказкам А. С. Пушкина"
Цель: Закрепить знания детей о русском писателе А. С. Пушкине,и его произведениях.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21159381","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению к художественной литературе в подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Цель: закреплять знания детей о творчестве А. С. Пушкина в жанре сказки...
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие к сказкам А.С.Пушкина». для детей средней группы.
Занятие для детей среднего возраста. Закреплять знания о творчестве А. С. Пушкина....
Сценарий итогового мероприятия проектной деятельности «Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с произведениями А. С. Пушкина» для воспитанников 6 – 7 лет Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Цель: формирование у детей интереса к произведениям А.С Пушкина, активизируя литературную память, создавая эмоционально-положительное настроение.Задачи:Образовательные:Продолжить формировать инт...