Конспект занятия ОО Речевое развитие . Тема "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина "
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Прокофьева Елена Викторовна

Углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_konspekt.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"города Мценска " детский сад № 4

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе №8 

по творчеству А. С. Пушкина

 Тема: «Путешествие по сказкам»

Подготовила:  Прокофьева Е.В.

март  2019г.

Конспект занятия по развитию речи  

по творчеству А. С. Пушкина

Тема: «Путешествие по сказкам»

Цель

Углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина.

Программные задачи

Обучающие

Закрепить знания детей о произведениях А.С. Пушкина.

 Формировать связную речь, обогащать словарь.

Закрепить умения подбирать слова-родственники.

Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие отрывки литературных произведений.

Уточнить содержание сюжета через сложноподчиненные связи в предложениях.

Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

Развивающие.  

 Повторить жанровые различия произведений – рассказов, сказок.

  •  Развивать фонематический слух через дифференциацию звуков Р – РЬ

Развивать у детей творческие способности,

внимание, мышление, память.

Воспитательные

Воспитывать интерес к художественному слову, доброжелательное отношение к произведениям А.С. Пушкина. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, эстетический вкус к литературным произведениям.

Оборудование

Сказки Пушкина, портрет Пушкина А.С, няни  и бабушки Пушкина, иллюстрации к сказкам.

Предварительная работа

Чтение произведений А.С. Пушкина, заучивание наизусть эпизодов из сказок А.С. Пушкина,   рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильмов, слайд-шоу о детстве поэта, рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций, фотографий с памятниками Пушкину, выставки книг Пушкина.

Интеграция образовательный областей

Познавательное развитие, речевое развитие ,физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Ход занятия

Методы используемые на каждом этапе

Этапы занятия

Использование ТСО

Словесный (беседа, рассказ,),

Словесный (бесе

да, рассказ)

Использование ТСО

Организационный момент.

Музыка «Приходите сказки к нам» Дети входят под музыку в группу.

Воспитатель :В сказках какого автора живут эти герои?

Ответы детей:(В сказках Пушкина)

Воспитатель: Что вы знаете о Пушкине? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики и послушать о Пушкине А. С.               1. Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, его стихи известны во всем мире.

2.  Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня  1799г. в Москве . Он родился очень давно, более 200 лет назад, когда еще наших бабушек и дедушек не было.

3. У него была старшая сестра и младший брат.

4. Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна. Она была очень доброй, и она знала много интересных сказок.

5. А еще в их семье жил большой пушистый кот. Когда няня Арина рассказывала детям сказки, он приходил к Саше на колени и мурчал.

6. Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много книг. Чтение стало его любимым занятием.

7. В период своего творчества он написал семь сказок. Очень часто поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!»  

8. Во многих городах есть памятники Пушкину. В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал Пушкина!

9. Пушкин очень  любил писать об осени.

Сейчас мы с вами посмотрим, как Пушкин работает(Ребенок, изображая Пушкина пишет стихотворение )

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Подрастая, вы будете ближе и подробнее знакомиться с творчеством Пушкина. Тогда Пушкин станет вам понятнее и дороже.

Словесный (бесе

да, рассказ)

Использование ТСО

Мотивационный этап 

Воспитатель: Ребята что же мы с вами можем сказать о Пушкине А. С.?

Расскажет нам  Арина.

Он много сказок сочинил,

Нам в Лукоморье путь открыл,

В страну, где с чудесами

Встречаемся мы с вами.

Да! Пушкин учит нас любить,

Дружить, природой любоваться

И красотою слова восхищаться!

Воспитатель: Послушайте, ребята. София приготовила нам стихотворение.

Сказки Пушкина мы знаем,

Любим очень и читаем.

Всех героев этих сказок

Узнаем мы без подсказок:

Царь Салтан и Черномор.

Поп, Балда и Царь Гвидон…

Страницы сказок мы листаем,

Путешествие начинаем.

(Под музыку дети движутся по группе к дубу)

Наглядный , словесный (рассматривание картинок )

Игровой метод

Наглядный метод , беседа , рассказ (рассматривание картинок )

Двигательная деятельность

Наглядный метод , беседа

Игровой метод

Использование ТСО

Практический этап

 Воспитатель: И вот мы в стране Сказок .Давайте присядем.(Дети присаживаются на стульчики у дуба.)

Воспитатель: А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами? (В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.)

Воспитатель: Какие чудеса вам встречаются в сказках Пушкина? (Волшебная белка. Тридцать три богатыря, волшебный петушок, волшебное зеркальце, царевна-лебедь, золотая рыбка и т. д.)

Воспитатель вместе с детьми рассматривают дуб(Под дубом стоит сундук закрытый на замок. На сундуке надпись "Что бы сундук открыть нужно ключик раздобыть."

На дубу находят волшебный мешочек.

1.Воспитатель: Посмотрите, в волшебном мешочке рыбка. (Сказка о рыбаке и рыбке.) Рыбка предлагает нам поиграть.

Игра «Подбор признаков к предметам». (С мячом)

Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.

Игра «Различай звук Р »

Начало, середина, конец.

Старуха, черномор , старче, корыто, рыбка, рожок, коршун, зеркало, крыльцо , ветер.

Игра «Слова-противоположности» 

Большо- маленький

Высокий – низкий

Длинный –короткий

Горячий –холодный

Веселый - грустныйый

Толстый –тонкий

Много – мало

Широкий – узкий

Белый – черный

2.Воспитатель: Посмотрите, в волшебном мешочке лежит яблоко. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Как описывает Пушкин яблоко? (Молодое, наливное, золотое, соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь.)

Как выражает пёс свое предчувствие беды? (На доске иллюстрации) (Жалко смотрит, грозно воет, Словно песье сердце ноет, словно хочет ей сказать: Брось! Лает, к старухе не пускает, он лесного зверя злей.)

Как выражает царица свое хорошее настроение, после того, как зеркальце ответило, что царица всех милее, всех румяней и белее? (На доске иллюстрации) (А царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. 

3.Воспитатель: Посмотрите, в волшебном мешочке лежит орех. (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

Воспитатель : Ребята расскажите как можно попасть в царство князя Гвидона ?

Дети : (Поморю)

Физкультминутка.

Мы по морю проплывали –

Птицу-лебедь увидали.

А как вышли мы на берег,

Там увидели мы терем,

Черномора, повариху,

Белку, бабу-Бабариху…

Раз, два, три, четыре, пять,

Любим сказки мы читать!

 Игра "Потому что… ."

Лебедь исполняла желания Гвидона, потому что …. (он спас лебедь от погибели) .

Гвидон превратился в комара, потому что… .(ему захотелось попасть в дом отца Салтана) .

Все удивлялись чудесной белке, потому что (она  пела песенки, грызла золотые орешки, а внутри орехов были изумруды) .

Князь Гвидон превратился в муху, потому что (ему снова захотелось побывать в доме отца и услышать, о чем там говорят) .

Князь Гвидон попросил лебедь исполнить еще одно чудо, потому что… (хотел, чтобы царь Салтан узнал о чуде и приехал в гости к сыну Гвидону) .

Лебедь превратила Гвидона в шмеля, потому что (хотела исполнить желание Гвидона навестить отца Салтана)

Воспитатель:

Мы побывали в разных сказках, встречались с их героями, но ключ от сундучка так и не нашли.

Воспитатель: Ребята что то море расшумелось?(Звучит музыка "Шум моря") . Подходит к морю и находит бутылку которую море выбросило на берег. В бутылке свиток ,но прочесть не возможно так как водой размыло некоторые слова.

Воспитатель:

 Жил старик со своею старухой

У самого синего…(моря)

Родила царица в ночь

Не то сына, не то… (дочь)

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи…(кругом)

Белка песенки поет

Да орешки все… (грызет)

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный…(рожок)

Нужен мне работник:

Повар, конюх и… (плотник)

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

В сказке горе – не беда,

Зло наказано всегда.

Вы добрые и дружные дети, хорошо знаете сказки эти. Так и быть, я вам помогу. (в конверте ключ).

Воспитатель :  Дети, как вы думаете ,откуда появился ключ? (Дети предполагают что его подарила золотая рыбка)

Дети благодарят рыбку. Воспитатель открывает сундучок, вынимает книгу сказок А.С.Пушкина и дарит ее детям.

Словесный (беседа)

Рефлексивно-оценочный этап

 Воспитатель

Молодцы, ребята вы хорошо знаете сказки Пушкина. А что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились    и сумели ответить на все вопросы, показав этим, как хорошо вы знаете сказки А.С. Пушкина.  

Ангелина:

 Да! Пушкин-это чудо

Это прелесть без конца

В нашей жизни будут вечно

Его сказок голоса!

Читайте Пушкина, пусть его сказки всегда будут с вами. А сказка с нами не прощается, сказки еще будут впереди….

Музыкальная вставка «музыка из сказки». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:"Сказки А. С. Пушкина" в подготовительной группе

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Сказки А. С. Пушкина"...

Конспект НОД по речевому развитию " Путешествие по сказкам А.С.Пушкина " для детей подготовительной группы

Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок А.С. Пушкина...

конспект занятия по речевому развитию " Русские народные сказки"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группевоспитатель: Павлова Е.ЛЦель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по ...

Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».

Знакомство детей старшей группы со сказкой "Петух да собака", обучение пересказу, составлению плана пересказа....

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» с детьми старшей группы

Конспект занятия по речевому развитию  «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» с детьми старшей группы...

Конспект занятия по речевому развитию Творческое придумывание сказки по воображению "Как у оленёнка появились друзья"

Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе родного краяЗадачи:образовательная: В сказочной форме совершенствовать знания  детей о животном мире Кольского Севера.развивающая:...

Конспект занятия по речевому развитию "Пушкин детям"

Через чтение произведений А.С. Пушкина расширять словарный запас детей ...