ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКОГО АЛЬБОМА П.И. Чайковского
материал (старшая группа)
Цель: Знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского в доступной форме для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с произведениями «Детского альбома» П.И.Чайковского.
- Воспитывать любовь к классической музыке через различные виды музыкальной деятельности.
- Развивать чувства сострадания и сопереживания через восприятия музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stranitsam_detskogo_alboma.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«По страницам» Детского альбома» П.И.Чайковского
Цель: Знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского в доступной форме для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с произведениями «Детского альбома» П.И.Чайковского.
- Воспитывать любовь к классической музыке через различные виды музыкальной деятельности.
- Развивать чувства сострадания и сопереживания через восприятия музыка.
Музыкальный репертуар из «Детского альбома» П.И.Чайковского:
- Полька.
- Марш деревянных солдатиков.
- Баба Яга.
- Вальс.
- Мужик на гармонике играет.
- Камаринская.
- Неаполитанская песенка.
- Подснежник.
- Песня жаворонка.
Подготовительная работа:
С детьми: разучивание марша с перестроением; разучивание танцев полька и вальс; разучивание танца жаворонков; игра на детских музыкальных инструментах.
Подготовка демонстрационного материала в виде презентации.
Роли:
Фея музыки, Баба Яга, Весна – взрослые.
Мальчик Боб – ребенок.
Дети входят в зал под музыку П.И.Чайковского. Рассаживаются по местам. В зале их встречает фея Музыка.
Дети читают стихи:
Ветер чуть слышно поёт,
ипа вздыхает у сада-
Чуткая музыка всюду живёт-
В шелесте трав, в шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода- Э
то мелодией вечной своей
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход
Ласточка солнышку рада! музыка всюду живёт
Только прислушаться надо!
Фея: Добрый день, мои маленькие друзья. Я – фея музыки и очень рада видеть вас в своей музыкальной гостиной. Сегодня мы с вами встретимся с великим русским композитором – Петром Ильичем Чайковским. (Слайд №1)
Есть у нас в Удмуртии небольшой городок Воткинск. (Слайд №2) 25 апреля 1840 года в этом городе родился мальчик, и его назвали Петей. (Слайд №3)В семье было много детей, Петя был младшим. (Слайд №4)Все его очень любили, потому что он был добрым. С Петей было всегда весело. Он придумывал всегда новые игры и смешные истории.
Няня считала, что у Пети доброе сердце, а мама говорила, что оно просто золотое. Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он уходил в дом, бросал игру и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, рождавшимся внутри его.
Петя был очень впечатлительным мальчиком. Музыка заставляла его и плакать и смеяться.
Но вот музыка, которая звучала внутри его, и которую он слышал вокруг себя, стала все больше захватывать его. Теперь Петя садился за фортепиано и подбирал разные мелодии. Он даже сам пробовал сочинять. Один раз, когда его мама уехала в Петербург, он сел за пианино и сочинил песенку. Он сочинял ее долго и, наконец, сочинив ее, так и назвал: «Наша мама уехала в Петербург». Песенка вышла немного грустная, но ведь это и вправду грустно, когда мама уезжает.
Но вот Петя вырос. Имя этого доброго, умного человека, известного всем, - Петр Ильич Чайковский. И мы по праву можем гордится тем, что он наш земляк, так как родился у нас в Удмуртии, в городе Воткинске.
У Петра Ильича был любимый племянник Володя Давыдов, по прозвищу Боб. В зал вбегает мальчик. Звучит «Полька» Чайковского. Мальчик бегает по залу, играет с игрушками. Подходит к Фее.
Ему был посвящен детский альбом с пьесами, который так и назвали «Детский альбом». Посиди милый Боб вместе с ребятами и послушай.
Выносит большую нотную тетрадь, на которой написано «Детский альбом». Устанавливает книгу рядом с кулисами.
Боб еще не учился в школе, любил поиграть и послушать разные истории и сказки. П. И. Чайковский и написал ему такие произведения-сказки. Сейчас вы их услышите. В этой музыке есть добрые и злые герои, есть веселые и грустные настроения. Вы услышите и сказку, и историю о кукле, и еще многое другое.
«Жили-были 25 оловянных солдатиков. Все они родились от одной матери – старой оловянной ложки, а, значит, приходились друг другу родными братьями. Были они красавцами писаными, мундир синий с красным, ружье на плече, взгляд устремлен вперед…»
Так начинается сказка о «Стойком оловянном солдатике». А у Боба солдатики были деревянные. Но, подумаешь, какая разница. Эти тоже были красивые, бравые, и они также умели ходить, четко выстукивая своими деревянными ножками, как барабанными палочками.
Раз-два! Раз-два! Очень легко и уверенно идут солдатики. Музыка весело, как будто с удовольствием подыгрывает им. Не беда, что они деревянные, не такие, как в сказке. Но они такие же смелые, они также пойдут в огонь ради красавицы-балерины или куклы, только сгореть им легче… ведь они деревянные. Поэтому марш у них легкий, игрушечный – то идут маленькие, бравые деревянные солдатики.
Звучит эта музыка негромко, легко и отрывисто. Вначале она едва слышна – солдатики появляются издалека. Вот они подходят все ближе, и марш звучит громче, а потом как будто солдатики удаляются, и музыка звучит все тише и тише.
Под марш деревянных солдатиков из тетради выходят солдатики-мальчики средней группы исполняют танец. После танца солдатики заходят обратно в книгу.
Дети слышите, как дрожит земля, как шумят деревья, как трещат и ломаются сучья? Это летит Баба-Яга. Нос крючком, зубы торчком, глаза горят, а в волосах ветер свистит. Куда несется старая? На какие злые дела?
Звучит музыка «Баба Яга». В зал влетает Баба Яга, исполняет танцевальную композицию под музыку. Баба Яга: Я – Баба яга! Известная всем собирательница вредных привычек и проказ. Вот захочу – и ваша музыка никогда не будет звучать. А этот детский альбом Чайковского навсегда исчезнет.
Фея: Что ты, что ты, Баба яга, вместе с детским альбомом и музыкой исчезнешь и ты. Ты же образ музыкального произведения, которое создал великий русский композитор П.И.Чайковский. Вот такой он тебя увидел и создал. Не будет музыки, не будет и тебя.
Баба Яга: Хорошо, хорошо, я согласна. Вы меня убедили. Но так просто мне уходить не хочется. Может, вы меня развеселите.
Фея: Ну, что, ребята, исполним желание Бабы Яги? Мы станцуем для тебя польку. Её тоже написал Чайковский. И живет полька вместе с тобой вот в этом альбоме.
Баба Яга: Слыхать то я её слыхала, недаром соседка. А вот как танцуют, не видала. Порадуйте меня, старушку.
Фея: Польку танцует каждый. Пролетела маленькая девочка с большим бантом в косичках и с надутыми от стараний губами, легко проскакал зайчик, а за ним заспешил усатый охотник в огромных сапожищах. Но заяц не боится охотника – ведь все это – только карнавал и только в праздник охотник и заяц танцуют вместе.
Дети исполняют польку.
Еще есть один замечательный танец, который любил П.И.Чайковский – это вальс. Вальс – это плавный, довольно медленный танец; его танцуют, кружась парами. Начало и конец вальса плавные, певучие, а середина – более оживленная. Сейчас прозвучит вальс, а поможет нам в этом альбом.
Звучит музыка. Из альбома выбегают дети в бальных костюмах и исполняют вальс. После выступления забегают обратно за ширму.
Баба Яга: Вот спасибо вам, ребятишки. Теперь буду знать, что такое «Полька» и «Вальс». Ну а мне пора обратно в альбом. До свидания! Еще увидимся!
Баба яга убегает обратно в альбом.
Фея: Бывают такие мастера, которые берутся делать неизвестные им вещи…
Пирожник начнет шить сапоги, а сапожник – печь пироги… Вот и наш мужичок взял в свои руки гармонь и заладил понравившийся ему мотив.
Нескладная музыка, да тешит игрока. Так и тянет он свою бесконечную разудалую песню.
Выходит мужичок в русском народном костюме. Под музыку «Мужик на гармонике играет» растягивает меха на игрушечной гармошке. Садится на лавочку и имитирует игру на инструменте.
Фея: Ох и любил же слушать П.И.Чайковский русскую народную музыку. Может поэтому, мы так часто слышим в его произведениях народные интонации. А ну, «камаринскую» давайте!
Народные песни часто пелись под аккомпанемент русских народных инструментов. Чайковский, в своей «Камаринской», очень похоже передал звучание народных инструментов. Нам поможет послушать эту музыку наш оркестр.
Звучит «камаринская» в сопровождении оркестра народных инструментов. Дети выходят из альбома и уходят обратно в альбом.
ФЕЯ: П.И.Чайковский любил много путешествовать. Эту мелодию композитор Чайковский услышал во время путешествия по Италии в городе Неаполе, который славится своими певцами и песнями. Ее пели под гитару. Композитор записал мелодию без слов и включил ее в «Детский альбом». Сопровождение ее напоминает звук гитары.
Песенка оживленная, веселая, ее вторая часть похожа на пляску.
Звучит «Неаполитанская песенка» в сопровождении слайдов о Неаполе.
«Подснежник» Чайковского. В зал входит Весна.
Фея: Всю ночь капелям не до сна. Растаял снег, пришла Весна! Здравствуйте, ребята!
Фея: Здравствуй, Весна. Скажи, почему ты к нам пришла?
Весна: Теперь моя очередь праздновать бал. Наступило мое время. Природа просыпается от зимней спячки. Земля, согретая солнцем, начинает дышать. Наверно не зря, великий русский композитор Петр Ильич Чайковский родился именно весной, когда вся природа оживает, так же как оживает музыка этого удивительного композитора. Петр Ильич Чайковский очень любил природу, он любил гулять в поле, в лесу, слушать пение птиц. В одной из пьес он изобразил жаворонка, который весело щебечет, то как будто взлетает вверх, то сразу опускается вниз.
Звучит «Песня жаворонка» сопровождающаяся слайдами фото жаворонка. Дети исполняют танец жаворонков.
Фея: Спасибо тебе, весна, за прекрасную музыку.
Весна: Не меня благодарить надо, а того, кто её сочинил.
Фея: Ребята, а вы помните, кто написал все эти замечательные музыкальные шедевры?
Ответы детей.
В этом году мы празднуем 175-летний юбилей этого великого композитора. Говорим ему огромное спасибо за творчество, за возможность слушать прекрасную музыку.
Весна прощается и заходит в альбом.
Мы закрываем детский альбом Чайковского в нашей музыкальной гостиной. Но музыка, услышанная сегодня будет с вами всегда. До свиданья, ребята.
Литература:
- «Музыка всюду живет» В.Семернин
- «Музыкальное развитие детей» О.П.Радынова, М.:Владос, 1997
- Интернет ресурсы:
- https://ped-kopilka.ru
- htpps://www.cultur.ru
- Яндекс.Картинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского
Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского - это музыкально-тематическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с рядром миниатю...
Сценарий «Путешествие по страницам «Детского Альбома» П.И.Чайковского» (совместно с музыкальной школой)
Знакомство детей старшей группы с фортепианным циклом П.И.Чайковского «Детский Альбом», совместно с учениками музыкальной школы....
Музыкальна гостиная "По страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского"
Сценарий развлечения в рамках краткосрочных образовательных практик...
Музыкальная гостиная "По страницам Детского альбома" П.И. Чайковского
Для детей старшего возраста...
Открытое музыкальное занятие в старшей группе «По страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского
Открытое музыкальное занятие в старшей группе«По страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского...
Музыкальная гостиная «По страницам Детского альбома» П. И. Чайковского для детей подготовительной группы
Цель: Познакомить детей с фортепианным циклом «Детский альбом» П.И.ЧайковскогоЗадачи:прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского;развивать образное...
проект «Музыкальные страницы «Детского альбома» П. И. Чайковского»
Проект предназначен для детей старшей и подготовительной групп...