Музыкальна гостиная "По страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме

Дводненко Виктория Владимировна

Сценарий развлечения в рамках краткосрочных образовательных практик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz._gostinnaya.docx25.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                      Музыкальная гостиная

П. И. Чайковский и его «Детский альбом». Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыке для детей старшего дошкольного возраста

П. И. Чайковский и его «Детский альбом». Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыке в старшей группе

Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.

Задачи:

1. Образовательные: а) познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;

б) познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;

в) научить детей воспринимать образы в музыке;

г) учить различать контрастное звучание музыки;

д) учить импровизировать, фантазировать под музыку.

2. Развивающие: а) развивать музыкальный вкус;

б) развивать умение вслушиваться в музыку и понимать

музыкальные образы;

в) развивать музыкальные и творческие способности.

3. Воспитывающие: а) воспитывать в детях доброе начало через

классическую музыку;

б) воспитывать культуру слушания;

в) воспитывать желание слушать классическую музыку.

Дидактические средства: иллюстрации к музыкальным произведениям, портрет композитора, «Детский альбом» П. И. Чайковского, куклы, кроватка для куклы, повязка на голову куклы, барабан, гусарский головной убор.

Аудиосредства: магнитофон, кассета и диск с записью музыкальных произведений из«Детского альбома» П. И. Чайковского.

Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий обзор«Детского альбома», разучивание роли Бабы Яги с воспитателем.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал на фоне музыки П. И. Чайковского «Осенняя песнь»Музыкальный руководитель встречает детей.

Дети рассаживаются на стульчики.

Постановка цели.

Тихо, тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовет нас за собой.

Муз. рук.  Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостинной! Узнали ли вы произведение, которое сейчас звучало? Да, правильно, Это «Осенняя песнь». А помните ли вы имя композитора, который написал это замечательное произведение?

Правильно! Это Пётр Ильич Чайковский. Сегодня наша беседа будет посвящена этому  великому человеку с интересной профессией. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами воплотиться и передать музыкальные образы его произведений. Посмотрите на портрет, про кого я говорю?

Дети называют композитора П. И. Чайковского

Муз. рук. А кто же он по профессии?

Дети. Композитор.

Муз. рук. Правильно!

Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском? Ведь вам уже приходилось слушать его произведения.

Дети рассказывают о композиторе все, что знают.

Муз. рук. Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома».

- Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».

Вам интересно узнать больше о великом композиторе?

Муз. рук. Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с

машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.

Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.)

Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к.  он всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.

Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.

Как-то к нему в комнату зашла его няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила Петю, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!»

Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.

А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.

- Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие?(Дети называют)

Вот вы, ребята, уже знаете, что в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.

Не простой он, музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят много лет тому назад.

(Открывает первую страницу)

Итак, страничка первая открывается.
Льется музыка рекой,
Вьется нотною строкой
Снова звуков половодье 
Захлебнуло все вокруг,
И кораблики мелодий 
Выплывают из под рук.

Муз. рук. А сейчас я вам загадаю загадку:

Они в коробочке лежат, но если их достать,

Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!

И каждый с новеньким ружьем,

похожи, словно братики,

Кто скажет, как мы их зовем? (деревянные солдатики)

(показ слайда деревянных солдатиков)

- Мы с вами уже слушали это произведение. Скажите, сколько частей в этом произведении?

 (Звучит фрагмент “Марш деревянных солдатиков”)

Правильно, это “Марш деревянных солдатиков”

А какое настроение передает эта музыка?

(Бодрая, веселая, четкая)

К какому жанру она относится?

(Жанр-марш)

Сколько в ней музыкальных частей?

- Правильно, две части одинаковые, для солдатиков, а средняя часть - для командира- барабанщика.

Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики.

(Выбирается барабанщик, становится в центре круга)

«МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»

(дети маршируют и затем садятся.)

Вносится кукла, которую муз. рук. качает на руках,

у куклы повязка на голове.

Кукла заболела, на бочок легла.

Дали ей конфетку – кукла не взяла,

«Сами виноваты» - доктор говорит

«У нее животик от конфет болит»

- Что вы делаете, когда болеете? (Стонут, плачут)

- Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал

П. И. Чайковский.

«БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»

- Вы узнали произведение?

- О чем рассказала вам эта музыкальная картинка?

- Какая музыка по характеру?

- Что вы услышали в музыке

(как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается)

- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело?(ответы детей)

Тихо, тихо, тишина,

кукла бедная больна,

просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

и она поправится.

- Давайте споем песенку про хомячка, чтобы наша кукла повеселела.

(посадить куклу на стульчик)

- Ну вот, куколка и поправилась

- П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, и вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка. Слушайте внимательно, музыка вам сама подскажет.

«БАБА – ЯГА»

- Ну что, ребята, догадались, про кого эта музыкальная картинка?

(дети высказывают свои предположения)

(муз. рук. вновь предлагает представить себе сказочного героя)

(Звучит начало пьесы, забегает Баба-Яга и начинает прыгать и скакать.)

Баба- Яга: Это моя музыка! Я под нее танцую!

Музыкальный руководитель: Ну вот. Баба- Яга, не дала даже детям пофантазировать и подумать. Прискакала сюда. Раскричалась «Моя музыка, моя музыка (передразнивает)

- Ребята, ну вы догадались, чья это музыка? Как называется?

Правильно! Эта пьеса так и называется «Баба- Яга»

Музыкальный руководитель: Баба-Яга, а ты другую музыку послушай. Ее также как и твою, написал П. И. Чайковский, она красивая, плавная и под нее тоже можно танцевать. Ребята сейчас тебе покажут, как можно танцевать.

Что ребята, покажем, как мы умеем красиво танцевать вальс?

Баба- Яга: Да куда вам? Лучше меня никто не танцует!

Музыкальный руководитель: А вот это мы сейчас посмотрим!

 Девочки, выходите танцевать вальс с осенними листочками  и Бабу- Ягу научите.

«ВАЛЬС»(с осенними листьями)

(Дети танцуют вальс, Баба-Яга с ними)

Баба-Яга: Мне понравилось так красиво танцевать и музыка такая нежная, прямо воздушная! Теперь я под нее всегда буду танцевать. А кто же сочинил ее, я уже забыла?

(Дети говорят фамилию композитора)

Баба Яга: Спасибо. Пойду в лес с Лешим вальс танцевать

(доходит до двери, останавливается.)

- Ой, еще раз повторите, какой композитор сочинил этот вальс?

(Идет и повторяет) ЧайковскийЧайковский, все, запомнила! Спасибо! До свидания.

Откроем последнюю страничку альбома. Послушайте фрагмент следующего произведения и определите его.

(Играет фрагмент “Камаринской”)

И от грусти и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки
Песни, пляски, шутки, смех.

А сейчас музыканты подойдите к музыкальным инструментам. “Камаринскую” мы сыграем в оркестре.

(Дети исполняют “Камаринскую” на музыкальных инструментах: металлофоне, ксилофоне, бубне, маракасе и ложках).

Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу.

- Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?

- Какая музыка у П. И. Чайковского(красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать.

- Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?

- А теперь вам задание. Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?

На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена, встретимся завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...