Музыкальная гостиная «По страницам Детского альбома» П. И. Чайковского для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Орлова Надежда Александровна

Цель Познакомить детей с фортепианным циклом «Детский альбом» П.И.Чайковского

Задачи:

  • прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского;
  • развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка;
  • прививать навыки культуры слушания классической музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_gostinaya.docx33.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная

«По страницам Детского альбома» П. И. Чайковского

для детей подготовительной группы

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Возрастная  категория: дети 6-7 лет 

Место проведения занятия: музыкальный зал ДОУ

Виды детской деятельности: музыкальная, коммуникативная.

Цель Познакомить детей с фортепианным циклом «Детский альбом» П.И.Чайковского

Задачи:

  • прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского;
  • развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка;
  • прививать навыки культуры слушания классической музыки.

Оборудование:

Экран, мультимедийная установка, компьютер, музыкальные инструменты, портрет композитора, картины известных художников, кивера.

Музыкальный материал: «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс»,

«Немецкая песенка», «Баба-Яга».

Ход занятия.

     Звучит  « Сладкая грёза»  П.И. Чайковского  дети заходят в зал. ( Слайд №1)

Муз. рук. Здравствуйте дети, меня зовут Надежда Александровна. Сегодня мы собрались с вами  в нашей музыкальной гостиной.  Раньше люди часто ходили друг к другу в гости, чтобы послушать красивую музыку, почитать стихи. (Слайд №2)

 Сегодня и у нас будет такая встреча, которую мы посвятим великому русскому композитору – Петру Ильичу Чайковскому.  ( показываю портрет композитора)

А кто такой композитор? Правильно, это человек, который сочиняет музыкальные произведения. А может кто-то из вас знает произведения , которые написал Пётр Ильич?

Дети отвечают.

А кто из вас знает сказку Эрнста Гофмана «Щелкунчик»?. Да эта история про смелого принца который принес волшебный орех кракатук для принцессы и за это злая крыса превратила его в игрушку «Щелкунчика».(Слайд №3) Так вот П.И. Чайковский написал музыку к балету по этой  сказке( Слайд №4 ) .  А вы знаете сказку «Спящая красавица»?

 ( Слайд №5) Это сказка о злой колдунье, которая заколдовала маленькую принцессу, и когда ей исполнилось 16 лет, она уколола палец веретеном и уснула вечным сном, и пробудить её от этого сна мог только поцелуй любви. Так вот и для этой сказки П.И.  написал музыку к балету. (Слайд №:6)

А кто-нибудь из вас знает, что такое балет?  Правильно, это спектакль, в котором артисты не разговаривают, а только танцуют. (Слайд №7).

А ещё Чайковский писал музыку для одного инструмента и для целого оркестра.

Обратите внимание , перед вами сборник музыкальных картинок, который П.И.Чайковский написал для детей, посвятил его своему племяннику Володе, это «Детский альбом». (показываю сборник «Детский альбом»)

«Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано.

Хотите увидеть и услышать произведения из «Детского альбома». Дети отвечают

Муз.рук :

      Бом, бом, бом… Открывается альбом.

Не простой, а музыкальный.

Сочинённый для ребят

Много - много лет назад.(Слайд №8)

В альбоме собраны музыкальные пьесы, рассказывающие о детях, их любимых игрушках. Например, «Марш деревянных солдатиков». (Слайд №9) В солдатики любили играть дети во все времена. Их изготавливали из олова, из дерева. Они были нарядными, яркими. Такие солдатики были и у племянника  П.И.Чайковского Володи.

    Вот они, деревянные солдатики. Уже расставленные и  готовые к бою. Сейчас раздастся военный марш – и в поход! Послушайте, какой необычный марш сочинил П.И. Чайковский.

Слайд № 10 Видеоролик .Слушание пьесы «Марш деревянных солдатиков»

Муз .рук. В чем необычность этого марша?

Дети. Музыка тихая, легкая.

М.р. Да, этот марш звучит легко, он игрушечный. Под него шагает войско деревянных солдатиков.

 «Дидактическая игра» — дети должны подобрать из предложенных ударных инструментов тот, который сможет передать лёгкость марша. (Треугольник , барабан).

Муз.рук: Сейчас мальчики, наденут кивера, и превратятся в солдатиков. А девочки возьмут треугольники. Мальчики будут маршировать по кругу, а девочки будут отстукивать ритм марша.  (Слайд №11)

М.Р хвалит детей.

Муз.рук :  А ещё Пётр Ильич очень любил танцевать. В молодости он часто бывал на балах, где танцевал мазурку, галоп, вальс… Молодой композитор прекрасно играл на рояле танцевальную музыку и друзья приглашали его к себе домой, как музыканта, чтобы порадовать, повеселить своих гостей. Королём танцев в те времена считался вальс – лёгкий, плавный, красивый танец, в котором все плавно танцуют и кружатся. Так вот П.И. написал «Вальс» для Детского альбома.

Слайд №12

Муз.рук : Ребята, я уже говорила, что П.И. Чайковский писал пьесы также и для оркестра, (Слайд №13)  Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. Посмотрите, здесь есть разные группы инструментов: и духовые, и струнные, и ударные , и клавишные. Вот послушайте «Вальс» из «Детского альбома» в звучании оркестра .

Слайд №14 – Видеоролик «Вальс» из «Детского альбома».

Муз.рук:  Ребята , а вы слышали, как музыка менялась. Сначала она была  нежная, плавная , а в середине  становилась  взволнованней,  встревоженной, а потом опять стала спокойной. Вальс – это танец, под который можно кружиться и плавно танцевать. У вальса 3-хдольный размер, есть сильная доля и две слабые.

Девочкам я сейчас раздам цветные ленты и они покажут, как можно танцевать под вальс, выделяя сильную долю.

Импровизация с лентами под «Вальс»  П.И. Чайковского. ( Слайд №15)

Муз.рук. А ещё  Пётр Ильич Чайковский много путешествовал по разным странам , бывал во Франции, Италии , Германии . Cлушал там народную музыку, записывал народные мелодии, а потом использовал их в своих произведениях. Так в «Детском альбоме» появились «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», которую мы сейчас и послушаем.

Слайд №16  Слушание пьесы «Немецкая песенка»

Муз. рук: Ребята, скажите, какая эта музыка по характеру. (Дети отвечают) Правильно,  музыка очень веселая, задорная, танцевальная. Как вы думаете, как можно танцевать под эту пьесу. (дети показывают)

А ещё в детстве у П.И. Чайковского была няня, (Слайд №17)которая очень любила рассказывать маленькому Пете сказки, чтобы тот поскорей засыпал. А вы любите слушать сказки? (дети отвечают) Так вот , П.И.Чайковский в своём альбоме тоже написал сказку.

А про кого, вы попробуйте отгадать сами.

Эта старушка не любит детей,

Часто пугают ей малышей.

У бабушки есть костяная нога,

Зовут же старуху….(Баба-яга)

Следующая пьеса, которую мы послушаем так и  называется «Баба-Яга».

      Слайд №18 – видеоролик «Баба-Яга» П.И Чайковского.

   Муз.рук :Как рассказывает музыка о Бабе Яге? (дети отвечают)

Правильно, музыка злая, страшная, быстрая, тревожная. Баба-Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя её помелом. В конце исчезает, проваливаясь сквозь землю, пропадает.

Муз.рук : Ребята, а сейчас я приглашаю вас в картинную галерею,  посмотрите на эти картины , на них изображена Баба-Яга, но нарисовали эти картины разные художники. Скажите , какая из этих картин  наиболее точно подходит по настроению к музыкальной картинке П.И. Чайковского( когда дети выбирают М.Р. называет художника и название картины)  Молодцы , а вы хотите поиграть в музыкальную игру.

                                            Музыкальная игра «Спим-танцуем» (Слайд №19-20)

(Звучит Немецкая песенка  дети танцуют, звучит тема Баба-Яги, дети садятся на корточки и засыпают)

Муз.рук: Ребята, а сейчас мы с вами проведём «Музыкальную викторину», подойдите к столу , на котором лежат карточки с иллюстрациями пьес из «Детского альбома», вы эти картинки уже видели на экране  , сейчас я  буду включать отрывок пьесы, а вы  должны показать мне  карточку, которая подходит к этой пьесе.              

«Музыкальная викторина» ( Слайды №21-22)

Муз.рук: Молодцы, ребята, справились с заданием, а теперь давайте подойдём к портрету великого композитора. Давайте вспомним, как звать этого композитора? А как называется сборник , пьесы которого мы сегодня слушали.

Муз.рук. Ребята ,  сегодня вы большие молодцы и вас ждёт награда. Я  вам подарю памятные медали с  изображением П.И. Чайковского. (награждаю). На этом наша музыкальная гостиная подошла к концу.

Слайд № 23

Тили-бом. Тили-бом

Закрывается альбом!

И мне пора с вами прощаться.

Спасибо, что пришли в музыкальную гостиную.

Звучит «Немецкая песенка», дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского

Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского - это музыкально-тематическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с рядром миниатю...

Музыкальна гостиная "По страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского"

Сценарий развлечения в рамках краткосрочных образовательных практик...

Сценарий музыкальной гостиной: "По страницам Детского альбома П.И.Чайковского".

В сценарии представлен материал, который поможет провести итоговое музыкальное занятие по слушанию музыки. Разнообразные формы игровой музыкальной деятельности позволяют легко и интересно представить ...

Методическая разработка музыкальной гостиной "Волшебные страницы "Детского альбома", посвященной творчеству П.И.Чайковского

Методическая разработка будет полезна учителям музыки в общеобразовательной школе и музыкальным руководителям детского сада. В ней увлекательно и доступно рассказывается о жизни и творчестве П.И.Чайко...

В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия: Развлечение для детей Музыкальная гостиная «Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского».

В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия:Развлечение для детей Музыкальная гостиная «Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского»...

Музыкальная гостиная. Сценарий «По страницам «Детского альбома П.И.Чайковского»

Предварительная работа:Знакомство с некоторыми биографическими сведениями из жизни П.И.Чайковского; Слушание отдельных произведений на музыкальных занятиях; игра на музыкальных инструментах, ритмическ...