Музыкальная гостиная «По страницам Детского альбома» П. И. Чайковского для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Цель: Познакомить детей с фортепианным циклом «Детский альбом» П.И.Чайковского
Задачи:
- прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского;
- развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка;
- прививать навыки культуры слушания классической музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_gostinaya.docx | 33.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная гостиная
«По страницам Детского альбома» П. И. Чайковского
для детей подготовительной группы
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Возрастная категория: дети 6-7 лет
Место проведения занятия: музыкальный зал ДОУ
Виды детской деятельности: музыкальная, коммуникативная.
Цель: Познакомить детей с фортепианным циклом «Детский альбом» П.И.Чайковского
Задачи:
- прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского;
- развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка;
- прививать навыки культуры слушания классической музыки.
Оборудование:
Экран, мультимедийная установка, компьютер, музыкальные инструменты, портрет композитора, картины известных художников, кивера.
Музыкальный материал: «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс»,
«Немецкая песенка», «Баба-Яга».
Ход занятия.
Звучит « Сладкая грёза» П.И. Чайковского дети заходят в зал. ( Слайд №1)
Муз. рук. Здравствуйте дети, меня зовут Надежда Александровна. Сегодня мы собрались с вами в нашей музыкальной гостиной. Раньше люди часто ходили друг к другу в гости, чтобы послушать красивую музыку, почитать стихи. (Слайд №2)
Сегодня и у нас будет такая встреча, которую мы посвятим великому русскому композитору – Петру Ильичу Чайковскому. ( показываю портрет композитора)
А кто такой композитор? Правильно, это человек, который сочиняет музыкальные произведения. А может кто-то из вас знает произведения , которые написал Пётр Ильич?
Дети отвечают.
А кто из вас знает сказку Эрнста Гофмана «Щелкунчик»?. Да эта история про смелого принца который принес волшебный орех кракатук для принцессы и за это злая крыса превратила его в игрушку «Щелкунчика».(Слайд №3) Так вот П.И. Чайковский написал музыку к балету по этой сказке( Слайд №4 ) . А вы знаете сказку «Спящая красавица»?
( Слайд №5) Это сказка о злой колдунье, которая заколдовала маленькую принцессу, и когда ей исполнилось 16 лет, она уколола палец веретеном и уснула вечным сном, и пробудить её от этого сна мог только поцелуй любви. Так вот и для этой сказки П.И. написал музыку к балету. (Слайд №:6)
А кто-нибудь из вас знает, что такое балет? Правильно, это спектакль, в котором артисты не разговаривают, а только танцуют. (Слайд №7).
А ещё Чайковский писал музыку для одного инструмента и для целого оркестра.
Обратите внимание , перед вами сборник музыкальных картинок, который П.И.Чайковский написал для детей, посвятил его своему племяннику Володе, это «Детский альбом». (показываю сборник «Детский альбом»)
«Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано.
Хотите увидеть и услышать произведения из «Детского альбома». Дети отвечают
Муз.рук :
Бом, бом, бом… Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный.
Сочинённый для ребят
Много - много лет назад.(Слайд №8)
В альбоме собраны музыкальные пьесы, рассказывающие о детях, их любимых игрушках. Например, «Марш деревянных солдатиков». (Слайд №9) В солдатики любили играть дети во все времена. Их изготавливали из олова, из дерева. Они были нарядными, яркими. Такие солдатики были и у племянника П.И.Чайковского Володи.
Вот они, деревянные солдатики. Уже расставленные и готовые к бою. Сейчас раздастся военный марш – и в поход! Послушайте, какой необычный марш сочинил П.И. Чайковский.
Слайд № 10 Видеоролик .Слушание пьесы «Марш деревянных солдатиков»
Муз .рук. В чем необычность этого марша?
Дети. Музыка тихая, легкая.
М.р. Да, этот марш звучит легко, он игрушечный. Под него шагает войско деревянных солдатиков.
«Дидактическая игра» — дети должны подобрать из предложенных ударных инструментов тот, который сможет передать лёгкость марша. (Треугольник , барабан).
Муз.рук: Сейчас мальчики, наденут кивера, и превратятся в солдатиков. А девочки возьмут треугольники. Мальчики будут маршировать по кругу, а девочки будут отстукивать ритм марша. (Слайд №11)
М.Р хвалит детей.
Муз.рук : А ещё Пётр Ильич очень любил танцевать. В молодости он часто бывал на балах, где танцевал мазурку, галоп, вальс… Молодой композитор прекрасно играл на рояле танцевальную музыку и друзья приглашали его к себе домой, как музыканта, чтобы порадовать, повеселить своих гостей. Королём танцев в те времена считался вальс – лёгкий, плавный, красивый танец, в котором все плавно танцуют и кружатся. Так вот П.И. написал «Вальс» для Детского альбома.
Слайд №12
Муз.рук : Ребята, я уже говорила, что П.И. Чайковский писал пьесы также и для оркестра, (Слайд №13) Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. Посмотрите, здесь есть разные группы инструментов: и духовые, и струнные, и ударные , и клавишные. Вот послушайте «Вальс» из «Детского альбома» в звучании оркестра .
Слайд №14 – Видеоролик «Вальс» из «Детского альбома».
Муз.рук: Ребята , а вы слышали, как музыка менялась. Сначала она была нежная, плавная , а в середине становилась взволнованней, встревоженной, а потом опять стала спокойной. Вальс – это танец, под который можно кружиться и плавно танцевать. У вальса 3-хдольный размер, есть сильная доля и две слабые.
Девочкам я сейчас раздам цветные ленты и они покажут, как можно танцевать под вальс, выделяя сильную долю.
Импровизация с лентами под «Вальс» П.И. Чайковского. ( Слайд №15)
Муз.рук. А ещё Пётр Ильич Чайковский много путешествовал по разным странам , бывал во Франции, Италии , Германии . Cлушал там народную музыку, записывал народные мелодии, а потом использовал их в своих произведениях. Так в «Детском альбоме» появились «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», которую мы сейчас и послушаем.
Слайд №16 Слушание пьесы «Немецкая песенка»
Муз. рук: Ребята, скажите, какая эта музыка по характеру. (Дети отвечают) Правильно, музыка очень веселая, задорная, танцевальная. Как вы думаете, как можно танцевать под эту пьесу. (дети показывают)
А ещё в детстве у П.И. Чайковского была няня, (Слайд №17)которая очень любила рассказывать маленькому Пете сказки, чтобы тот поскорей засыпал. А вы любите слушать сказки? (дети отвечают) Так вот , П.И.Чайковский в своём альбоме тоже написал сказку.
А про кого, вы попробуйте отгадать сами.
Эта старушка не любит детей,
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху….(Баба-яга)
Следующая пьеса, которую мы послушаем так и называется «Баба-Яга».
Слайд №18 – видеоролик «Баба-Яга» П.И Чайковского.
Муз.рук :Как рассказывает музыка о Бабе Яге? (дети отвечают)
Правильно, музыка злая, страшная, быстрая, тревожная. Баба-Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя её помелом. В конце исчезает, проваливаясь сквозь землю, пропадает.
Муз.рук : Ребята, а сейчас я приглашаю вас в картинную галерею, посмотрите на эти картины , на них изображена Баба-Яга, но нарисовали эти картины разные художники. Скажите , какая из этих картин наиболее точно подходит по настроению к музыкальной картинке П.И. Чайковского( когда дети выбирают М.Р. называет художника и название картины) Молодцы , а вы хотите поиграть в музыкальную игру.
Музыкальная игра «Спим-танцуем» (Слайд №19-20)
(Звучит Немецкая песенка дети танцуют, звучит тема Баба-Яги, дети садятся на корточки и засыпают)
Муз.рук: Ребята, а сейчас мы с вами проведём «Музыкальную викторину», подойдите к столу , на котором лежат карточки с иллюстрациями пьес из «Детского альбома», вы эти картинки уже видели на экране , сейчас я буду включать отрывок пьесы, а вы должны показать мне карточку, которая подходит к этой пьесе.
«Музыкальная викторина» ( Слайды №21-22)
Муз.рук: Молодцы, ребята, справились с заданием, а теперь давайте подойдём к портрету великого композитора. Давайте вспомним, как звать этого композитора? А как называется сборник , пьесы которого мы сегодня слушали.
Муз.рук. Ребята , сегодня вы большие молодцы и вас ждёт награда. Я вам подарю памятные медали с изображением П.И. Чайковского. (награждаю). На этом наша музыкальная гостиная подошла к концу.
Слайд № 23
Тили-бом. Тили-бом
Закрывается альбом!
И мне пора с вами прощаться.
Спасибо, что пришли в музыкальную гостиную.
Звучит «Немецкая песенка», дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского
Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского - это музыкально-тематическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с рядром миниатю...
Музыкальна гостиная "По страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского"
Сценарий развлечения в рамках краткосрочных образовательных практик...
Музыкальная гостиная "По страницам Детского альбома" П.И. Чайковского
Для детей старшего возраста...
Сценарий музыкальной гостиной: "По страницам Детского альбома П.И.Чайковского".
В сценарии представлен материал, который поможет провести итоговое музыкальное занятие по слушанию музыки. Разнообразные формы игровой музыкальной деятельности позволяют легко и интересно представить ...
Методическая разработка музыкальной гостиной "Волшебные страницы "Детского альбома", посвященной творчеству П.И.Чайковского
Методическая разработка будет полезна учителям музыки в общеобразовательной школе и музыкальным руководителям детского сада. В ней увлекательно и доступно рассказывается о жизни и творчестве П.И.Чайко...
В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия: Развлечение для детей Музыкальная гостиная «Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского».
В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия:Развлечение для детей Музыкальная гостиная «Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского»...
Музыкальная гостиная. Сценарий «По страницам «Детского альбома П.И.Чайковского»
Предварительная работа:Знакомство с некоторыми биографическими сведениями из жизни П.И.Чайковского; Слушание отдельных произведений на музыкальных занятиях; игра на музыкальных инструментах, ритмическ...