Использование дифференцированного подхода к обучению детей с ОВЗ, плаванию в условиях ДОУ.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект мероприятия по организации и проведению занятия с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_produkt_stsenariy_prazdnika.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №5»
г. Усолье – Сибирское
Использование дифференцированного подхода к обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
(КОНСПЕКТ-СЦЕНАРИЙ)
Плавание для детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель - повышение эффективности физической и психической реабилитации детей с особенностями в развитии.
Наблюдения показали, что для детей с задержкой психического развития физическое воспитание является не только средством укрепления здоровья и повышения двигательной подготовленности, но и мощным фактором коррекции и компенсации функций. Средства плавания являются важным компонентом физического воспитания с задержкой психического развития и высока эффективность применения средств плавания для реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического здоровья.
В работе с детьми с ограниченными возможностями над отметить специфическое воздействие водной среды на вестибулярный, опорно-двигательный аппарат, ЦНС, вегетативные и другие органы способно обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребенка. Водная среда, обеспечивая через тактильные, температурные, мышечные и другие рецепторы мощное стимулирующее воздействие, окажет положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психическую сферу детей-инвалидов.
Помимо основной функции овладения навыков плавания в воде, повышается уровень психических качеств. При обучении плаванию необходимо включать следующие задания: игры, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения высокой интенсивности, заучивание связок движений, разных стилей плавания с выполнением в уме построенных задач, рассказом после
упражнений стихов или рассказов, выученных на занятиях, проплыванием большого расстояния без учета времени, выполнения упражнений большой и малой амплитуды движения.
С самого начала упражнений надо внимательно относиться к выполнению техники движения, учитывать количество выполняемых упражнений. Очень важно поддерживать эмоциональный фон, для этого необходимо применять игровую деятельность, и давать возможность детям самим придумывать разные упражнения.
В процессе комплексного воздействия средств плавания на организм детей с задержкой развития необходимо использовать психотехнические игры в воде с элементами плавания, а так же модифицированные и строго регламентированные упражнения общего и специального действия. Опыт показывает, что таким детям необходим строгий контроль не только в бассейне, но и в раздевалках и в душевых.
Для повышения плотности занятия нужны разные построения по определенному сигналу, использование различных ориентиров, применение эстафет с препятствием различной сложности, использование упражнений с частым переключением внимания, оцениванием стараний и поощрениями, проговаривание заданий хором.
Перед обучающимися необходимо ставить конкретные задания, при исправлении ошибок. Выделять на одном занятии только одну ошибку и исправлять другие постепенно, добиваться на одном занятии коррекции одного движения.
Кроме того, для всех детей были рекомендованы психотехнические игры в воде и упражнения для развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление и др.), а также упражнения, способствующие развитию физических качеств с добавлением заданий математического характера, запоминанием слов, терминов и словосочетаний, пальцевой гимнастики - доставание мелких предметов со дна бассейна, сборка или разборка деталей конструктора в воде и т.п.
Применение специализированных упражнений в водной среде позитивно влияет на развитие интеллектуальных процессов детей с ЗПР: улучшается наглядно-образное мышление, способность оперировать различными образами и представлениями, повышается уровень мыслительных процессов, обобщения и отвлечения, выделения существенных признаков, установления логических связей и отношений между понятиями, а также скорость переключения внимания.
Таким образом, применение средств плавания в системе реабилитации детей 5-8 лет с ЗПР обеспечивает положительный эффект, заключающийся в более качественном освоении техники плавания, улучшении уровня физической подготовленности и физического развития, нормализации психической сферы.
В результате двухлетних занятий по экспериментальной методике дети с ЗПР по своему физическому и психическому развитию приблизились к нормотипичным детям.
Результаты исследования показали, что, несмотря на многочисленные рекомендации по использованию плавания в оздоровительных и лечебных целях, традиционная методика обучения плаванию не подходит для применения в работе с детьми ОВЗ прежде всего из-за отсутствия дифференцированного, с учетом дефекта, подбора средств.
Проведенный подбор соответствующих средств плавания применительно к детям, имеющим нарушение слуха или задержку психического развития, позволил достичь большей эффективности в освоении ими техники плавания, а также позитивно повлиять на физическую и психическую сферы занимающихся. Приближение изученных показателей таких детей к средним значениям, характерным для здоровых детей, а также перевод части детей из коррекционных в общеобразовательные классы школ может свидетельствовать в пользу перспективности использования средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей с особенностями в развитии.
Заключение: Таким образом систематические занятия плаванием расширяют функциональные возможности детей, оздоравливают организм, улучшают действие опорно - двигательного аппарата, сердечно- сосудистую и дыхательную систему, благотворно воздействуют на психику, тренируют волю и возвращают детям с ограниченными возможностями чувство защищенности и социальной значимости и полезности.
Порядок проведения
водно - спортивного праздника для детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Водные забавы»
1. Цели и задачи.
- укрепление здоровья детей;
- адресная поддержка семей, воспитывающих детей с инвалидностью;
- преодоление социальной изолированности и повышение качества жизни.
2. Ход праздника:
- построение, открытие праздника
- весёлая разминка (дыхательные упражнения)
- проведение комплекса упражнений в воде с нудлсами
- соревнования с элементами спортивного плавания
- проведение веселых игр и эстафет на воде
- свободное плавание
3. Награждение.
Все участники спортивного праздника награждаются памятными призами.
КОНСПЕКТ-СЦЕНАРИЙ
Проведения водно - спортивного праздника
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Водные забавы»
Место проведения: бассейн МБДОУ «Детский сад №5» г. Усолье - Сибирское.
Инвентарь: плавательные доски, резиновые мячи, круги, игрушки, мелкие предметы.
Время проведения: 2 декабря 10.00-10.45
Участники праздника: дети-инвалиды и дети с ОВЗ дошкольного сада №5.
Ведущие – Рейз Валентина Александровна, Парамонова Татьяна Сергеевна
Инструкторы по физ. культуре МБДОУ «Детский сад №5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование нестандартного оборудования для обучения детей дошкольного возраста плаванию"
Методическая разработка...
Дифференцированный подход при обучении основным видам движений детей с косоглазием и амблиопией на физкультурных занятиях.
Современные исследования показали, что дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Анализ исследования состояния физического развития детей с косоглазием и ам...
Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития
Психофизиологические особенности воспитанников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого воспитанника или группы детей неодинаковых ус...
Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ
Коррекционные занятия с учетом дифференцированного подхода отличаются рядом особенностей:• усиление роли практической направленности изучаемого материала (процесс получения знаний основан на выпо...
Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию
Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию...
Мастер-класс «Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста плаванию как средство развития их познавательной активности»
Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.Физическая культура занимает о...