"Использование нестандартного оборудования для обучения детей дошкольного возраста плаванию"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Актуальность темы:
Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. Плавание относится к циклическим, а значит монотонным видам спорта. Использование нестандартного оборудования на занятиях по плаванию, во-первых, помогает снять психологическую монотонность постоянно повторяющихся движений. Применение всевозможных мячей, обручей, гимнастических палок и т.п. на занятиях по плаванию вызывает у детей положительное настроение, желание окунаться в этот загадочный и пока непонятный мир воды, способствует превращению обычного занятия в игру и развлечение таким образом, что у детей возникает огромное желание научиться плавать. Во-вторых, использование нестандартного оборудования помогает разнообразить приемы и методы обучения, что заметно ускоряет освоение детьми программного материала. Так, например, использование мячей и плавающих не тонущих игрушек на занятиях с детьми младшего возраста способствует быстрому устранению водобоязни и освоению с водной средой. Использование, например, обручей и гимнастических палок в старших группах ускоряет процесс обучения скольжениям, а использование хоккейных шайб способствует погружениям под воду с головой с открытыми глазами. В-третьих, применение нестандартного оборудования в развлечениях и праздниках на воде позволяет сделать мероприятие интересным, живым и очень разнообразным. Таким образом, использование нестандартного оборудования на занятиях по плаванию с детьми дошкольного возраста считаю очень важным и необходимым. Оно может быть настолько разнообразным, насколько позволяет творчество тренера. Единственное требование – оборудование должно быть удобным в обращении и безопасным для детей.
Воздушные шары
Прежде всего, шары я использую для обучения правильному выдоху в воду. В игре «Чей шарик больше?» ( игра проводится на суше) дети надувают шары по команде. В воде можно применить шары в игре «Резвый шарик» ( положив на воду надутый шарик и дуть на воду, чтобы шарик плыл по воде). Воздушные шары позволяют разнообразить купание детей, стимулируют передвижения и прыжки в бассейне. В старших группах использую шары в играх «Волейбол на воде», «Перебрось все шары» (через волейбольную сетку), где дети получают большой эмоциональный заряд. А если украсить бассейн воздушными шарами, то это создаст атмосферу праздника, поможет малышам успешно преодолевать чувство водобоязни, сделает занятия радостными и желанными.
Мячи
В работе на занятиях по плаванию применяю малые, средние и большие мячи. Они дают возможность, прежде всего, проводить подвижные и спортивные игры: «Бегом за мячом», «Охотники и утки», «Перебрось все мячи», «Попади в цель», «Мина», «Водное поло» и т.д. Кроме этого, с мячами провожу всевозможные эстафеты: «Передай мяч», «Мяч - капитану», «Минное поле» и др. Мячи применяю на занятиях уже со второй младшей группы. Они помогают детям осваивать водную среду; затем – в старших группах помогают погружаться под воду с головой, способствуют передвижению, прыжкам в воде, необходимы при проведении эстафет и двусторонних игр. А такая игра, как «Футбол в воде» является подготовительным упражнением для выработки правильного движения стоп.
Надувные круги
Использую их только как вспомогательное средство обучения и для развлечений во время купания, праздника Нептуна. Постоянное плавание в кругах отрицательно влияет на усвоение техники плавания, поэтому использую их при обучении работе рук способом «кроль» в сочетании с дыханием (держа его в одной руке), при обучении работе рук способом «кроль на спине» (круг зажат ногами), а так же при обучении выдоху в воду ( плыть с кругом в руках). Во второй младшей группе круги использую в играх «Прокатись за кругом», «Паровозик», «Привези мяч в круге» и др. Эти игры помогают детям осваивать водную среду. В старших группах использую игру «Сомбреро» (на погружение под воду с головой). На развлечениях и праздниках на воде с кругами можно проводить всевозможные эстафеты, что веселит и забавляет как детей, так и взрослых.
Обручи
Обручи в бассейне можно использовать как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Для малышей можно положить обручи на воду в играх «Найди свой домик» (на ориентировку в пространстве), «Моем носики», «Загляни в окошечко» (на опускание лица в воду и открывание глаз под водой), «Попади в цель» (метание мячей в обруч). Затем учу детей подныривать под обруч, лежащий на воде. Для детей старшего возраста обручи в горизонтальном положении использую для прыжков с бортика (способом «поджав ноги» и головой вниз, сидя на бортике). В вертикальном положении обручи применяю для погружения под воду с головой (игра «Поезд в туннеле»), а так же скольжений с различным положением рук. Обручи способствуют развитию координации движений под водой, стимулируют плаванию с открытыми глазами, а при прыжках с бортика – помогают преодолеть чувство страха водобоязни, развивая при этом смелость и ловкость. Обручи можно использовать как при обучении, так и на развлечениях.
Гимнастические палки
Использую в своей практике пластмассовые палки длиной 1м, деревянные палки 75см. В младших группах к палке привязываю леску с «жучком» или «осой» и провожу игры на погружение под воду с головой «Жучок – паучок» и «Оса». Пластмассовые палки на первых порах использую как плавающую цель, под которую можно просунуть голову, поднырнуть. В старших группах задания усложняются: дети скользят под палкой с различным положением рук, выполняют разные кувырки и другие упражнения. Деревянные палки широко использую для обучения скольжениям в сочетании с дыханием в игре «Буксир». Для этого привязываю веревку к концам палки; один ребенок ложится на воду, держась за палку, другой тащит его за веревку. Это упражнение часто использую при проведении эстафет: «Раненые бойцы», «Эвакуатор» на развлечениях и досугах.
Шест
Использую шест длиной 2м с кольцом диаметром 25 – 30см как вспомогательное, поддерживающее средство для не умеющих плавать. Малышей можно просто покатать по воде (игра – забава «Поезд), для детей постарше шест использую при обучении плавании на спине. Сама при этом нахожусь на бортике.
Волейбольная сетка
На занятиях по плаванию с детьми дошкольного возраста я давно применяю волейбольную сетку. Детям очень нравятся двухсторонние игры «Волейбол на воде», «Перебрось все мячи». Эти игры стимулируют энергичные движения и прыжки в бассейне, а так же бросанию и ловле мячей или воздушных шариков. Такие игры способствуют воспитанию коллективизму и дружбы в команде, сделают любое занятие эмоциональным и живым. Эти игры широко применяю на развлечениях и праздниках на воде.
Флажки
Во-первых, флажки использую в таких играх как «Бегом до флажка», «Чье звено быстрее соберется?», «Красный, желтый, зеленый» в качестве цели до которой можно добежать или возле которой можно построиться. Во-вторых, флажки можно повесить вдоль бассейна, разделив его на две зоны, получится так называемая «Линия воды», по которой дети ориентируются, плавая на спине. Ну, а в-третьих, флажками можно просто украсить бассейн. Это вызывает у детей положительные эмоции создает атмосферу праздника.
Разделительная дорожка
В своей практике использую самодельную дорожку из киндер-сюрпризов и крышек от бутылей «Оле-роли», одетых на резинку. Она может служить как разделитель бассейна на зоны, использоваться как цель, под которую можно поднырнуть или проскользить в таких играх как «Переправа», «Перейди на другой берег», «Проплыви , не задев». Широко использую дорожку в играх – эстафетах, где у каждой команды своя зона, а так же на индивидуальных соревнованиях.
Бумажные кораблики
Использую их для обучения выдоху в воду в таких играх как «Кораблики», «Разноцветная флотилия», «Лучший капитан». Кораблики, особенно сделанные из цветной бумаги, очень разнообразят занятия, делают их эмоциональными. Игры с корабликами применяю в основном с детьми младшего возраста на этапе обучения выдоху в воду. С детьми старшего возраста можно включить эти игры в развлечения и праздники на воде.
Ласты
В ластах легче и быстрее научиться плавать, это всем известно. Опыт моей работы показал, что для обучения детей плаванию способом «кроль» они даже необходимы, т.к. дети сильно сгибают ноги в коленных суставах. А ласты как раз позволяют выполнять правильные движения ногами, препятствую сгибанию ног. Дети, одев ласты, чувствуют как начинают быстро плыть. Это их радует и забавляет. Ласты начинаю давать детям в старшей группе, когда они хорошо освоят погружения, скольжения, ориентируются с открытыми глазами под водой. Сначала дети сидят на бортике и работают ногами. Затем они лежат на воде, держась за бортик руками, выполняют движения ногами вверх-вниз на груди и на спине. Только после этого предлагаю детям проплыть в ластах с доской в руках. Через несколько занятий дети, чувствуя себя уверенно, начинают плавать самостоятельно в ластах без досок. На развлечениях применяю ласты в эстафетах с досками и без них.
Теннисные шарики
Пластмассовые шарики от настольного тенниса очень легкие и при малейшем дуновении хорошо передвигаются по воде. Использую их при обучении детей выдоху в воду в игре «Резвый шарик» в основном с детьми младшего и среднего возрастов.
Хоккейные шайбы
Использую их как тонущее средство для обучения детей погружению под воду с головой и открыванию глаз в воде. Доставая предметы со дна бассейна, ребята учатся свободно ориентироваться под водой. В результате проведения таких игр как «Водолазы», «Найди клад», «Искатели жемчуга», видно, кто ныряет самостоятельно, а кому нужна помощь. С этой же целью с успехом можно использовать резиновые кольца для развития кистей рук, резиновые пробки от медицинских бутылочек и другие тонуще иигрушки.
Дуги
Металлические дуги размером от 75см до 1м (в зависимости от глубины бассейна и возраста детей) ставлю на дно бассейна по одной или две- три друг за другом так, чтобы верхушки дуг слегка виднелись из воды. Сначала дети учатся проходить через дугу по одному, низко приседая и погружаясь под воду с головой. В старших группах дуги использую при обучении скольжениям с различным положением рук. Дуги психически и физически готовят детей к задержке дыхания, стимулируют плавание с открытыми глазами, способствуют развитию координации движений под водой. С успехом дуги использую в играх –эстафетах.
Мыльные пузыри
Использую мыльные пузыри для обучения выдоху в воду. Их можно применять на занятиях во время разминки на суше, а так же праздниках на воде.
Плавательные доски в младших группах применяю как поддерживающее средство. Затем дети учатся лежать на воде, держась за доски, подныривать под них. В старших группах при помощи досок дети учатся работе ног, рук отдельно и в сочетании с выдохом в воду на груди и на спине. При этом доски можно держать как руками, так и ногами в зависимости от поставленных задач занятия.
Калабашки
Калабашки использую в старших группах при обучении работе ног на спине (калабашка под головой или в вытянутых руках), совершенствовании работы рук (калабашка зажата ногами), а так же работе рук в сочетании с выдохом в воду (калабашка в одной руке).
Игрушки плавающие и нетонущие
Резиновые, надувные и пластмассовые нетонущие игрушки дают большой положительный эффект для малышей. Они помогают отвлечь внимание ребенка, облегчают вхождение в воду, способствуют преодолению чувства водобоязни, помогая детям свободно передвигаться по бассейну. Для этих целей используются всевозможные лейки, лодочки, ведерки (пластмассовые и резиновые). Надувные игрушки так же имеют большое разнообразие – это мячи, игрушки, с которыми можно проводить такие игры, как «Умоем куклу», «Дождик», «В гости к рыбке», «Догони лодочку» и т.д. Дети с удовольствием умывают игрушки, ходят за ними по бассейну, поливают их из леек, получая массу положительных эмоций и большое желание приходить в бассейн снова и снова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка"Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме, как средства подготовки и обучения детей дошкольного возраста плаванию"
Использование здоровьесберегающих технологий в игровой формепозволяет более эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья детей,а обучение плаванию более интересным для ребенка....
Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию
Роль игры в занятиях трудно переоценить...
Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию
Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОСТ «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЛАВАНИЮ»
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на ум...
Игровые методы обучения детей дошкольного возраста плаванию
Игровой метод используется и при обучении детей плаванию, поскольку обеспечивает заинтересованность в занятиях, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообра...
Мастер-класс «Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста плаванию как средство развития их познавательной активности»
Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.Физическая культура занимает о...
КОНСУЛЬТАЦИЯ. Обучение детей дошкольного возраста плаванию. 04.05.2024год.
КОНСУЛЬТАЦИЯ. Обучение детей дошкольного возраста плаванию. Уже начиная с трехлетнего возраста ваш малыш может посещать занятия плавания в бассейне для детей. Нередко такие курсы проводят непосредст...