"Использование нестандартного оборудования для обучения детей дошкольного возраста плаванию"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Колесник Алла Всеволодовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnoe_oborudovanie.docx323.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Актуальность  темы:

              Купание, плавание, игры и развлечения  на  воде – один  из  самых полезных видов  физических  упражнений,  они способствуют  оздоровлению детей, укрепляют  их  нервную  систему. Поэтому, чем  раньше  приучить  ребенка  к  воде, тем  полнее  скажется  положительное  воздействие  плавания  на  развитие  всего  детского  организма.                                                                                                             Плавание  относится  к  циклическим, а значит  монотонным  видам  спорта.  Использование  нестандартного  оборудования  на  занятиях  по  плаванию, во-первых,  помогает  снять  психологическую  монотонность  постоянно  повторяющихся  движений. Применение  всевозможных  мячей, обручей, гимнастических  палок  и т.п.  на занятиях  по  плаванию  вызывает  у  детей  положительное  настроение, желание  окунаться  в этот  загадочный  и  пока  непонятный  мир  воды, способствует  превращению  обычного занятия  в  игру  и  развлечение  таким  образом, что у детей возникает  огромное  желание  научиться  плавать.                                                                                                                                           Во-вторых, использование  нестандартного  оборудования помогает  разнообразить  приемы и методы обучения, что заметно ускоряет освоение  детьми  программного  материала. Так, например, использование  мячей и плавающих  не тонущих игрушек  на занятиях  с детьми  младшего  возраста способствует быстрому устранению  водобоязни  и освоению с водной средой.  Использование, например, обручей и гимнастических  палок в старших группах ускоряет  процесс  обучения  скольжениям, а  использование хоккейных  шайб способствует погружениям под воду с головой с открытыми глазами.                                                                                                                                                В-третьих, применение  нестандартного  оборудования  в развлечениях и праздниках  на воде  позволяет сделать  мероприятие  интересным, живым  и очень разнообразным.                                                                                                                        Таким  образом, использование  нестандартного  оборудования   на занятиях по плаванию с детьми дошкольного  возраста считаю  очень важным и необходимым. Оно  может быть настолько  разнообразным, насколько позволяет  творчество  тренера. Единственное  требование – оборудование  должно  быть  удобным  в  обращении  и  безопасным для детей.

                                                        Воздушные  шары

Прежде  всего, шары  я использую  для обучения   правильному  выдоху  в воду. В игре  «Чей  шарик  больше?» ( игра проводится на суше) дети  надувают  шары по команде. В  воде  можно  применить шары  в игре  «Резвый  шарик» ( положив на воду надутый  шарик и дуть на воду, чтобы шарик плыл  по воде). Воздушные  шары  позволяют  разнообразить  купание  детей, стимулируют  передвижения и прыжки  в бассейне. В старших  группах  использую  шары  в играх   «Волейбол  на воде»,  «Перебрось все  шары» (через волейбольную  сетку), где дети  получают  большой  эмоциональный  заряд. А  если  украсить  бассейн  воздушными  шарами, то это  создаст  атмосферу  праздника, поможет  малышам  успешно  преодолевать  чувство  водобоязни, сделает  занятия  радостными  и желанными.

                           

                                                           Мячи

В  работе   на  занятиях  по  плаванию  применяю  малые, средние  и большие  мячи. Они  дают  возможность, прежде всего, проводить   подвижные  и спортивные  игры: «Бегом  за мячом», «Охотники  и утки», «Перебрось все мячи», «Попади в цель», «Мина», «Водное  поло» и  т.д.                                                                                                                                                           Кроме  этого, с мячами  провожу  всевозможные эстафеты: «Передай мяч», «Мяч - капитану», «Минное  поле» и др.                                                                                                                          Мячи  применяю  на занятиях  уже  со второй младшей  группы. Они  помогают  детям  осваивать  водную  среду; затем – в старших  группах  помогают  погружаться  под  воду  с головой, способствуют  передвижению, прыжкам  в  воде, необходимы  при проведении эстафет  и  двусторонних  игр. А  такая  игра, как  «Футбол  в воде»  является  подготовительным  упражнением  для  выработки  правильного  движения стоп.

                                             Надувные  круги

Использую  их   только  как  вспомогательное  средство  обучения   и  для  развлечений  во  время  купания, праздника  Нептуна.  Постоянное  плавание  в кругах  отрицательно  влияет  на  усвоение  техники  плавания, поэтому  использую  их  при обучении  работе  рук способом  «кроль»  в сочетании  с  дыханием  (держа его  в одной руке),  при обучении  работе  рук  способом «кроль  на  спине» (круг  зажат  ногами), а так же  при  обучении  выдоху  в  воду ( плыть с кругом  в руках).                                                                                                     Во  второй  младшей  группе  круги  использую  в играх  «Прокатись  за  кругом», «Паровозик», «Привези  мяч в круге» и др. Эти игры  помогают  детям  осваивать  водную среду. В  старших  группах  использую  игру  «Сомбреро» (на  погружение  под  воду  с головой). На  развлечениях  и  праздниках  на  воде  с  кругами   можно  проводить  всевозможные  эстафеты,  что  веселит  и  забавляет  как  детей, так и  взрослых.

                                                          Обручи

Обручи  в  бассейне  можно  использовать  как  в  горизонтальном, так и в вертикальном  положении. Для  малышей  можно положить обручи на воду  в играх  «Найди свой домик» (на ориентировку в пространстве), «Моем  носики», «Загляни в окошечко» (на опускание лица в воду и открывание  глаз  под  водой), «Попади в цель» (метание  мячей в обруч).   Затем  учу  детей  подныривать  под  обруч, лежащий  на  воде. Для  детей  старшего  возраста  обручи  в  горизонтальном  положении  использую  для  прыжков  с бортика (способом «поджав ноги» и  головой вниз, сидя на бортике). В  вертикальном  положении  обручи   применяю  для  погружения  под  воду  с  головой (игра «Поезд  в туннеле»), а так же  скольжений  с  различным  положением  рук. Обручи  способствуют  развитию  координации движений  под  водой, стимулируют  плаванию  с открытыми  глазами, а при  прыжках  с бортика – помогают  преодолеть  чувство  страха  водобоязни, развивая  при этом  смелость  и ловкость. Обручи  можно  использовать  как  при обучении, так  и  на  развлечениях.

                                                 Гимнастические  палки

Использую  в своей  практике  пластмассовые  палки  длиной   1м, деревянные  палки  75см. В  младших  группах  к  палке  привязываю  леску  с  «жучком»  или   «осой»   и  провожу  игры  на  погружение  под  воду  с  головой  «Жучок – паучок»  и  «Оса». Пластмассовые   палки  на  первых  порах  использую  как   плавающую  цель, под  которую  можно  просунуть  голову, поднырнуть. В  старших  группах  задания  усложняются:  дети  скользят  под  палкой  с  различным  положением  рук,  выполняют  разные кувырки  и  другие  упражнения.  Деревянные  палки   широко  использую  для  обучения  скольжениям  в  сочетании с  дыханием  в игре  «Буксир». Для  этого   привязываю  веревку  к  концам  палки; один  ребенок  ложится  на  воду, держась за  палку, другой тащит его  за  веревку. Это  упражнение  часто  использую  при  проведении  эстафет: «Раненые  бойцы», «Эвакуатор»  на  развлечениях  и   досугах.

                                                       Шест

Использую  шест  длиной  2м  с  кольцом  диаметром  25 – 30см  как  вспомогательное, поддерживающее  средство  для  не умеющих  плавать.  Малышей  можно  просто  покатать  по  воде (игра – забава  «Поезд), для  детей  постарше  шест  использую  при  обучении  плавании  на  спине.  Сама  при этом  нахожусь  на  бортике.

                                             Волейбольная  сетка

На  занятиях  по  плаванию  с  детьми  дошкольного  возраста  я  давно  применяю  волейбольную  сетку.  Детям  очень  нравятся  двухсторонние  игры  «Волейбол  на  воде»,  «Перебрось  все  мячи». Эти игры  стимулируют  энергичные движения  и  прыжки  в бассейне, а так же  бросанию  и  ловле  мячей  или  воздушных  шариков. Такие игры  способствуют  воспитанию  коллективизму  и  дружбы в команде, сделают  любое  занятие  эмоциональным  и живым. Эти игры   широко  применяю  на развлечениях и праздниках  на  воде.

                                                              Флажки

Во-первых, флажки  использую  в таких  играх  как   «Бегом  до флажка», «Чье звено  быстрее соберется?», «Красный, желтый, зеленый»  в  качестве  цели  до  которой  можно  добежать  или  возле  которой  можно  построиться. Во-вторых, флажки  можно  повесить  вдоль  бассейна,  разделив  его  на  две  зоны, получится  так  называемая  «Линия воды»,  по которой  дети ориентируются,   плавая  на  спине. Ну, а в-третьих,  флажками  можно  просто украсить  бассейн. Это  вызывает  у детей  положительные  эмоции создает атмосферу праздника.

 

                                           Разделительная  дорожка

В  своей  практике  использую  самодельную  дорожку  из киндер-сюрпризов  и крышек  от  бутылей  «Оле-роли», одетых  на  резинку. Она  может  служить  как  разделитель  бассейна  на  зоны, использоваться  как  цель,  под  которую  можно  поднырнуть  или  проскользить  в  таких играх   как  «Переправа», «Перейди  на  другой  берег», «Проплыви , не  задев». Широко  использую  дорожку  в  играх – эстафетах, где у каждой  команды  своя  зона,  а  так  же  на  индивидуальных  соревнованиях.      

                                                                     

                                                      Бумажные  кораблики

Использую  их  для  обучения  выдоху  в воду  в  таких  играх  как  «Кораблики»,  «Разноцветная  флотилия»,  «Лучший  капитан».  Кораблики, особенно  сделанные  из  цветной  бумаги,  очень  разнообразят  занятия, делают  их  эмоциональными. Игры  с  корабликами  применяю  в основном  с  детьми  младшего  возраста  на  этапе  обучения  выдоху  в воду. С детьми  старшего  возраста  можно  включить эти  игры  в развлечения  и  праздники  на воде.

                                                                 Ласты

  В  ластах  легче  и быстрее  научиться  плавать, это  всем  известно. Опыт  моей  работы  показал,  что  для обучения  детей  плаванию  способом  «кроль»  они  даже  необходимы, т.к.  дети  сильно  сгибают  ноги  в коленных  суставах.  А  ласты  как  раз  позволяют  выполнять  правильные  движения ногами, препятствую сгибанию ног. Дети, одев  ласты,  чувствуют  как  начинают  быстро  плыть. Это их  радует  и  забавляет.                                                                  Ласты  начинаю  давать  детям  в старшей  группе, когда  они  хорошо  освоят  погружения, скольжения, ориентируются  с  открытыми  глазами  под  водой.    Сначала  дети  сидят  на  бортике  и  работают  ногами. Затем  они  лежат  на  воде, держась  за  бортик  руками, выполняют  движения  ногами  вверх-вниз  на  груди  и  на спине. Только  после  этого  предлагаю  детям  проплыть  в  ластах  с  доской  в руках. Через  несколько  занятий  дети,  чувствуя  себя  уверенно,  начинают  плавать  самостоятельно  в  ластах  без  досок. На  развлечениях  применяю  ласты  в  эстафетах  с  досками  и  без  них.                              

                                                        Теннисные  шарики

Пластмассовые  шарики  от настольного  тенниса  очень  легкие  и  при  малейшем  дуновении  хорошо  передвигаются  по  воде. Использую  их при  обучении  детей  выдоху  в  воду  в  игре «Резвый  шарик»  в основном  с детьми  младшего  и  среднего  возрастов.

                               

                                                          Хоккейные  шайбы

Использую  их  как  тонущее  средство  для  обучения  детей  погружению  под  воду  с  головой  и  открыванию  глаз  в  воде. Доставая  предметы  со  дна   бассейна, ребята  учатся  свободно  ориентироваться  под водой. В  результате  проведения  таких  игр  как  «Водолазы»,  «Найди  клад», «Искатели  жемчуга»,  видно,  кто  ныряет  самостоятельно, а кому  нужна  помощь. С этой же  целью  с успехом  можно  использовать  резиновые  кольца  для развития кистей рук,  резиновые  пробки от  медицинских  бутылочек  и другие тонуще  иигрушки.

                                                           Дуги

Металлические  дуги  размером  от  75см  до 1м  (в зависимости  от  глубины  бассейна  и  возраста  детей)  ставлю  на  дно  бассейна  по  одной  или  две- три  друг  за  другом  так, чтобы  верхушки  дуг  слегка  виднелись  из  воды. Сначала  дети  учатся  проходить  через  дугу  по  одному, низко  приседая  и  погружаясь  под  воду  с  головой.  В  старших  группах  дуги  использую  при  обучении скольжениям  с  различным  положением  рук. Дуги  психически  и  физически  готовят  детей  к  задержке   дыхания, стимулируют  плавание  с  открытыми  глазами, способствуют  развитию  координации  движений  под  водой. С   успехом  дуги  использую  в  играх –эстафетах.

                                                    Мыльные  пузыри

Использую  мыльные  пузыри  для  обучения  выдоху  в воду. Их  можно  применять  на  занятиях  во  время  разминки  на  суше,  а так же  праздниках   на  воде.

                                                                Доски

Плавательные  доски   в  младших  группах  применяю  как  поддерживающее  средство. Затем  дети  учатся  лежать  на  воде, держась  за  доски, подныривать  под  них. В  старших  группах  при  помощи  досок  дети  учатся  работе  ног, рук  отдельно  и  в сочетании  с  выдохом  в  воду  на  груди  и на спине. При  этом  доски  можно держать  как  руками, так и ногами  в  зависимости  от  поставленных  задач  занятия.

                                     

                                                    Калабашки

Калабашки  использую  в  старших  группах  при  обучении  работе  ног  на  спине (калабашка  под  головой  или  в вытянутых  руках), совершенствовании  работы  рук (калабашка  зажата  ногами), а так же  работе  рук  в  сочетании с  выдохом  в  воду (калабашка  в  одной  руке).

                 

                                      Игрушки  плавающие  и  нетонущие

Резиновые, надувные  и  пластмассовые  нетонущие  игрушки  дают  большой  положительный  эффект  для  малышей.  Они  помогают  отвлечь  внимание  ребенка,  облегчают  вхождение  в воду, способствуют   преодолению чувства  водобоязни, помогая  детям  свободно  передвигаться  по бассейну.  Для этих  целей  используются  всевозможные  лейки, лодочки, ведерки (пластмассовые  и резиновые).  Надувные  игрушки  так же  имеют  большое  разнообразие – это  мячи, игрушки, с которыми  можно  проводить  такие  игры, как  «Умоем  куклу», «Дождик», «В  гости  к рыбке»,  «Догони  лодочку»  и т.д.  Дети  с удовольствием  умывают  игрушки, ходят  за  ними  по  бассейну, поливают  их  из леек,  получая  массу  положительных  эмоций  и  большое  желание  приходить  в  бассейн  снова  и  снова.

   

                                                                                         

                                                                   

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка"Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме, как средства подготовки и обучения детей дошкольного возраста плаванию"

Использование здоровьесберегающих технологий в игровой формепозволяет более эффективно  решать задачи сохранения и укрепления здоровья детей,а обучение плаванию более интересным для ребенка....

Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию

Использование вспомогательных средств для обучения детей дошкольного возраста плаванию...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОСТ «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЛАВАНИЮ»

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на ум...

Игровые методы обучения детей дошкольного возраста плаванию

Игровой метод используется и при обучении детей плаванию, поскольку обеспечивает заинтересованность в занятиях, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообра...

Мастер-класс «Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста плаванию как средство развития их познавательной активности»

Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.Физическая культура занимает о...

КОНСУЛЬТАЦИЯ. Обучение детей дошкольного возраста плаванию. 04.05.2024год.

КОНСУЛЬТАЦИЯ. Обучение детей дошкольного возраста плаванию. Уже начиная с трехлетнего возраста ваш малыш может посещать занятия плавания в бассейне для детей. Нередко такие курсы проводят непосредст...