Дифференцированный подход при обучении основным видам движений детей с косоглазием и амблиопией на физкультурных занятиях.
статья на тему
Современные исследования показали, что дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Анализ исследования состояния физического развития детей с косоглазием и амблиопией обнаружил отставание их от нормально видящих сверстников. Специфика физического развития детей с нарушением зрения требует пересмотра унифицированного подхода к содержанию и методике физического воспитания.Актуальность данного подхода определяется вариативностью нарушений двигательной с разными глазными патологиями: зрительно-двигательной ориентации, двигательными возможностями, спецификой овладения движениями. Дифференцированный подход в физическом воспитании позволит проводить коррекционно-компенсирующую и оздоровительно развивающую работу с учетом психофизического состояния детей, эффективно преодолевать имеющиеся индивидуальные недостатки, добиваться эффективного решения задач физического развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход при обучении основным видам движений детей с косоглазием и амблиопией на физкультурных занятиях.
Перевозчикова И. Ю. - воспитатель МДОУ № 93
Современные исследования показали, что дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Страдает точность и полнота зрительного восприятия, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, происходит сложнее, затрудняется ориентация в пространстве. У детей с данной патологией наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, это приводит к снижению двигательной активности, сложностям в овладении движениями, они отстают в формировании физических навыков (бег, ходьба, прыжки, метание) от своих сверстников (Л.С. Сековец). У них отмечаются трудности в переключении с одного движения на другое, при выполнении заданий связанных с передвижением по уменьшенной опоре, ограниченной плоскости.
Анализ исследования состояния физического развития детей с косоглазием и амблиопией обнаружил отставание их от нормально видящих сверсников. Они более физически ослаблены, чаще подвергаются простудным заболеваниям. У многих детей обнаруживаются нарушения осанки, координации движений. Наличие сопутствующих дефектов отмечают М. И. Земцова, А. И. Плаксина и др. Это связанно с осложнением зрительного контроля при овладении движениями.
Специфика физического развития детей с нарушением зрения требует пересмотра унифицированного подхода к содержанию и методике физического воспитания. Время возникновения и тяжесть дефекта, сохранность анализаторов, функций и систем организма, отклонения в развитии двигательной сферы – все это обуславливает необходимость модифицированного подхода к физкультурно- оздоровительной и коррекционно-комплекной работы в рамках физического воспитания.
Актуальность данного подхода определяется вариативностью нарушений двигательной с разными глазными патологиями: зрительно-двигательной ориентации, двигательными возможностями, спецификой овладения движениями. Дифференцированный подход в физическом воспитании позволит проводить коррекционно-компенсирующую и оздоровительно развивающую работу с учетом психофизического состояния детей, эффективно преодолевать имеющиеся индивидуальные недостатки, добиваться эффективного решения задач физического развития.
Как отмечает один из ведущих исследователей проблемы физического воспитания детей с нарушением зрения, Л.С. Сековец, учет специфики дефекта позволяет более эффективно мобилизовать сохранные возможности детей, компенсировать и корректировать нарушенные функции.
Значимость дифференцированного подхода на физкультурных занятиях с детьми с косоглазием и амблиопией подчеркивается рядом факторов:
1. взаимообусловленностью развития зрительного анализатора и двигательной сферы;
2. спецификой развития двигательной сферы в условиях зрительной депривации;
3. вынужденным ограничением двигательной активности детей с косоглазием и амблиопией;
4. гиперопекой со стороны родителей;
5. широкой восстребованностью в практике воспитания детей с патологией зрения новых разработок по физическому воспитанию.
В своей работе мы выделили группу детей с косоглазием, так как этот диагноз наиболее часто встречается в нашем МДОУ (4-го вида). Изучение двигательных возможностей этой группы детей показало:
1. ходьба, бег - трудности в овладении движением, мышечное напряжение, несогласованность работы рук и ног, неравномерный темп, потеря направления, равновесия;
2. прыжки - низкая техническая подготовка, несформированность навыка прыжка, ошибки во всех фазах выполнения движения (толчке, полете, приземлении);
3. метание, бросание, ловля - неуверенность, трудности в принятии исходного положения, слабый замах, бросок, отсутствие прослеживания взором полета мяча.
Нарушение качественных характеристик выполнения основных видов движений привели и к снижению количественных показателей в ходьбе, беге, прыжках в длину, метании.
В своей работе мы поставили цель: развивать физические навыки и двигательные умения детей с косоглазием и амблиопией.
Выделили следующие задачи:
1. Коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей у детей с косоглазием и амблиопией;
2. Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;
3. Совершенствовать формирование ОВД;
4. Развивать культуру движений;
5. Воспитывать осознанное отношение к физкультурным занятиям.
Для организации дифференцированного подхода при обучении ОВД важное значение имеет развивающая среда:
> Все физкультурное оборудование имеет специальные метки. Цель: помочь детям координировать действия руки и глаза, определять направление движения.
> Подводящие дорожки. Цель: развитие зрительного восприятия.
> Зеркальные стенки. Цель: осуществление зрительного контроля за движением.
Занятия физической культурой являются основной формой организации физического воспитания детей с косоглазием и амблиопией. Мы проводим занятия в соответствии с требованием программы Васильевой и коррекционной программой Плаксиной Л.И., с учетом зрительных диагнозов детей.
В своей работе при организации обучения ОВД мы соблюдаем следующие требования:
> Предупреждение травматизма;
> Обеспечение страховкой;
> Подготовка занятий ведется с учетом диагноза и индивидуальных возможностей детей;
> Ведется учет зрительных нагрузок.
Основными принципами организации дифференцированного подхода коррекционной помощи при обучении детей с косоглазием и амблиопией ОВД являются:
1. Выполнение офтальмолога — гигиенического режима в процессе занятия физической культурой;
2. Комплексная диагностика психофизической и двигательной подготовленности;
3. Учет индивидуальных особенностей, диагнозов в комплектовании групп для занятий физической культурой;
4. Индивидуально дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом диагноза и физического развития;
5. Обеспечение оптимальных условий для формирования у детей ОВД, здорового образа жизни;
6. Обеспечение содержания образования по физической культуре посредством освоения основ содержания двигательной деятельности и взаимосвязи с лечебно-восстановительной и коррекционной работой;
7. Целостность и комплексность в решении задач физического воспитания, здоровья и социальной адаптации детей с нарушением зрения [3]
Эти принципы позволяют решать вопросы выравнивания физического развития и формирования ОВД у детей с косоглазием и амблиопией.
Для организации дифференцированного подхода обучения детей с косоглазием и амблиопией необходимо создание следующих условий, которые улучшают процесс восприятия, способствуют прочному усвоению навыков:
> Комплексное использование различных форм физического воспитания (гимнастика, занятия, игры, развлечения);
> Оснащение физкультурного зала;
> Освещенность зала;
> Создание оптимистического настроя;
> Пропедевтическая работа по освоению ОВД.
При обучении ОВД детей дифференцированный подход был ориентирован на совершенствование техники движений, развитие физических и волевых качеств. Детям со средним уровнем развития подбираются задания, направленные на совершенствование двигательных навыков. Детям с низким уровнем - предлагаются облегченные варианты заданий, способствующие усвоению техники разучиваемых движений. Различия прослеживаются и в выборе методов обучения. Детям с низким уровнем двигательных умений отдаем предпочтение наглядным и практическим методам обучения (показ, помощь детям, зрительные ориентиры). Детям со средним уровнем - сочетание словесных и наглядных методов (объяснение, анализ действий, положительная оценка).
Основные приемы: медленный показ, поэтапное выполнение действия ребенком, словесная инструкция, многократные упражнения, зрительный анализ, непосредственная помощь ребенку, использование средств, обеспечивающих страховку (опоры, ориентиры, сигналы).
Подводя итог сказанному, следует отметить, что правильная организация и осуществление физического воспитания детей с косоглазием и амблиопией определяются:
> Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;
> Знанием закономерностей и особенностей психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией;
> Современными подходами к организации и выбору средств и методов;
> Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;
> Признание принципа комплексного подхода ведущим [3].
Список литературы
1. Дружинина Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации занятий лечебной физкультурой детей е косоглазием и амблиопией. Ж. Физическое воспитание детей с нарушением зрения. — 2000. - № 1.
2. Ермаков ВЛ., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М- 1990
3. Сековец Л.С. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с нарушением зрения. К.Н. - 2008
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для слабовидящих детей). - под ред. Плаксивой Л.И.. - М. -1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование произвольного поведения старших дошкольников в процессе обучения основным видам движений»
Мухамадеева Лилия Азатовна Инструктор по физической культуре...
Рекомендации для воспитателя по обучению основным видам движений детей 1-ой младшей группы.
I. Рекомендации для воспитателя по обучению основным видам движений детей 1-ой младшей группы:1. по обучению детей бегу;2. по обучению детей лазанию;3. по обучению детей ходьбе;4. по обучению детей пр...
Рекомендации для воспитателя по обучению основным видам движений детей 2-ой группы раннего возраста
I. Рекомендации для воспитателя по обучению основным видам движений детей 2-ой группы раннего возраста:1. по обучению детей бегу;2. по обучению детей лазанию;3. по обучению детей ходьбе;4. по обучению...
Реализация гендерного подхода в освоении основных видов движений детьми средней группы
Физическая культура в ДОУ выступает как одно из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей. Традиционно её роль - формирование здоровья, обеспечение нормального роста...
В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра
В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...
Алгоритм обучения основным видам движений детей дошкольного возраста ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ
Алгоритм обучения основным видам движений детей дошкольного возраста ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ...
Мониторинг педагогического обследования техники выполнения основных видов движения детей 3-5 года обучения.
Педагогическое обследование техники выполнения общих видов движения осуществляется по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкол...