Сценарий осеннего тематического занятия с элементами фольклора «Осенние посиделки» для детей старшего возраста (6-7 лет) в группе компенсирующей направленности с ТНР
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Сценарий осеннего тематического занятия с элементами фольклора «Осенние посиделки» для детей старшего возраста (6-7 лет) в группе компенсирующей направленности с ТНР
Под музыку парами, небольшими группами входят в зал дети, останавливаются врассыпную, читают стихи об осени.
Ребенок: Солнышко усталое, скупо греешь ты!
Желтые да алые кружатся листы.
В шелесте да шорохе наш осенний сад.
На дорожках ворохи желтые лежат.
Ребенок: В золотой карете, что с конем игривым.
Проскакала осень по полям и нивам.
Добрая волшебница все переиначила
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
Песня «Осенняя песня», муз.и сл. Н.П.Бобковой
Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые, приятно видеть вас в добром здравии. Как в далекую старину люди русские собирались по вечерам после трудового дня. Кто попеть, кто поплясать, а кто и доброе слово молвить… Так и мы собрались позабавиться да потешиться. Перво-наперво, ребята, давайте дорогих гостей доброй песней приветим.
«К нам гости пришли», муз. А.Александрова, сл. М.Ивенсен
В конце песни девочка с поклоном выносит каравай хлеба.
После песни дети садятся наместа.
Хозяюшка: А знаете, ребята, откуда хлеб к нам на стол пришел? С полей! С ранней весны до осени крестьяне растят хлеб, трудятся не покладая рук, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел. А вы знаете поговорки о хлебе и о труде?
Пословицы и поговорки о хлебе (игра «Веночек»)
(Дети встают кругом, передают друг другу веночек под музыку. У кого веночек оказывается в руках, когда музыка смолкла - тот говорит пословицу или поговорку.
Ведущий: Ну-ка, дружно в круг вставай, да венок передавай, у кого в руках веночек- поговорку называй)
Дети:
- Хочешь есть калачи- не сиди на печи
- Труд кормит, а лень портит.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Дело мастера боится.
- Была бы охота- будет спориться и работа.
- Будет хлеб – будет и песня.
- Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
- Какова пряха, такова на ней и рубаха.
- Без труда - нет добра.
- От скуки бери дело в руки.
- Хлеб – всему голова.
Дети садятся на места.
Хозяюшка: Девчушки наши нарядились, вон нарядные какие. А давайте и мам наших нарядим.
«Кто быстрее нарядится на праздник»
(Дети сидят вдоль боковых стен зала. На двух стульчиках сложены платок, пояс, сарафан и рубашка. Дети передают по очереди все эти предметы мамам, они одеваются. Ведущая просит мам показать свои наряды.
Мамы проходят под музыку по кругу одна вправо, другая влево)
Раздается стук в дверь, входят Дед и Бабка с корзиною.
Бабка: Дед, поздоровайся с людьми!
Дед: Нет, ты первая здоровайся!
Бабка: Давай вместе!
Вместе: Здравствуйте, люди добрые!
Ребенок: Проходите, гости дорогие, не замерзли ли?
В октябре на одном часу и дождь, и снег.
Ребенок: И то правда. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
Ребенок: На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима!
Бабка: Спасибо, милые. Дома не сидим, в гостях не стоим.
Мы поближе к печке сядем, на улице слякоть, а у печки тепло, хорошо.
Дед и Бабка садятся на лавочку перед печкою.
Бабка(вздыхает): «О-хо-хо!»
Дед: Что такое с моей Бабкой?
То слезу смахнет украдкой,
То задумчива сидит, ничего не говорит.
Что с тобой, скажи, случилось?
Бабка: Охо-хо! Да вот приснилось
Что опять я молода,
Улетучились года!
И как раньше в сентябре
Мы собрались на дворе,
Чтобы лето проводить,
Хороводы поводить.
Встретить осень золотую.
Вот сижу я и тоскую!
Дед: Ну и Бабка! Во дает!
Кто же молодость вернет?
Хватит, Бабка, слезы лить.
Хватит скуку разводить!
Ты пошла бы в огород,
Посмотрела, что растет.
Бабка: Нет, ты иди!
Дед: Ладно, пойду посмотрю, что на нашем огороде выросло.
Дед (выводит Репку-девочку)
Ну и Репка! Вот те на!
Ну-ка, подь сюда, жена! (Садятся)
Инсценировка сказки «Репка»
Рассказчик: Посадил Дед репку,
Выросла репка большая – пребольшая.
Репка: Вот я какая! (покружилась и присела на стульчик)
Рассказчик: Стал Дед репку тянуть.
Дед: Дедка за репку!
Дети хором (поют): Тянет-потянет, вытянуть не может! Барыня ты моя, сударыня ты моя!
Рассказчик: Позвал Дед Бабку
Дед: Бабка, иди репку тянуть!
Бабка: Бабка за дедку!
Дед: Дедка за репку!
Дети хором (поют): Тянет-потянет, вытянуть не может! Барыня ты моя, сударыня ты моя!
Рассказчик: Позвала Бабка Внучку!
Бабка: Внучка, иди репку тянуть!
Внучка: Внучка за Бабку!
Бабка: Бабка за Дедку!
Дед: Дедка за репку!
Дети хором (поют): Тянет-потянет, вытянуть не может! Барыня ты моя, сударыня ты моя!
Рассказчик: Позвала Внучка Жучку
Внучка: Жучка, иди репку тянуть!
Жучка: Жучка за Внучку!
Внучка: Внучка за Бабку!
Бабка: Бабка за Дедку!
Дед: Дедка за репку!
Дети хором (поют): Тянет-потянет, вытянуть не может! Барыня ты моя, сударыня ты моя!
Рассказчик: Позвала Жучка Кошку.
Жучка: Кошка, иди репку тянуть!
Кошка: Кошка за Жучку!
Жучка: Жучка за Внучку!
Внучка: Внучка за Бабку!
Бабка: Бабка за Дедку!
Дед: Дедка за репку!
Дети хором (поют): Тянет-потянет, вытянуть не может! Барыня ты моя, сударыня ты моя!
Рассказчик: Позвала Кошка Мышку.
Кошка: Мышка, иди репку тянуть!
Мышка: Мышка за Кошку!
Кошка: Кошка за Жучку!
Жучка: Жучка за Внучку!
Внучка: Внучка за Бабку!
Бабка: Бабка за Дедку!
Дед: Дедка за репку!
Дети хором (поют): Тянет-потянет, вытянули репку! Барыня ты моя, сударыня ты моя!
Дед: Молодцы! Дружно репку тянули!
Теперь можно и поплясать!
Бабка: Рано еще плясать. Еще картошка не вся убрана!
Эстафета «Кто быстрее соберет картошку»
(В двух обручах насыпана картошка. Дети делятся на две команды, берут по одной картошке в ведро, бегут и высыпают ее в мешки Бабке и Деду. По окончании считают, кто больше собрал картошки)
Дед: Шустрые ребятишки! Мигом два ведра картошки насобирали, теперь можно и попеть!
Бабка: Рано еще петь! Кто капусту на зиму рубить будет?
Дед: А хороша ли нынче капуста уродилась?
Бабка: А может нам ребята об этом расскажут?
Песня «Капуста», муз. Д.Львова-Компанейца,сл. И.Мазнина
Дед: Ну что, Бабка, довольна капусткой?
Бабка: Маловата, маловата… Может, нам родители помогут капустку завивать? Беритесь все за руки, будем капусту завивать.
Хоровод «Вейся, капустка…» (с родителями)
Игра с капустой
(Дети и родители становятся в круг и под музыку передают капусту друг другу, как только музыка смолкает, в круг выходит и танцует тот, у кого в руках капуста.
В конце игры ведущий просит определить вес капусты. Кто точнее всего назовет вес кочана, тот и получает кочан капусты в подарок.
Дед: Хорошие у нас помощники растут! И картошку собрать помогли, и капусту, теперь на радости и поплясать можно!
Бабка: Можно, дедка Николай!
Пляска Деда и Бабки.
Бабка, запыхавшись, садится на лавочку, обмахивается платком
Ребенок: Опустел скворечник –
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Ребенок: Целый день сегодня
Все летят, летят.
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Ребенок: Птицы к югу потянулись,
Значит, осень на дворе.
Рано утром мы увидим
Белый иней на траве.
Сбросили деревья листья,
Ярко-синяя река,
Словно в зеркале холодном
Отражает облака.
Бабка: Листья на землю упали,
Птички певчие пропали.
Сентябрю пришла пора
И ушел он со двора.
Дед: Пришло время октября- свадебника.
Время свадеб веселых да шумных!
А помнишь, ярмарки-то какие были!
Бабка: Помню… песни пели, танцевали, играли.
Дед: А карусель помнищь?
Бабка: Помню… интересная игра…
Игра «Карусель» (с родителями) + зонтик с лентами
Бабка: Что ты, Дед, не ешь, не пьешь?
Себе места не найдешь?
Может, малость захворал?
По хозяйству ли устал?
Вижу плохо твое дело!
Дед: Ты мне, бабка надоела!
Вот возьму и разведусь!
На молоденькой женюсь!
Бабка: Ну и старый! Ха-ха-ха!
Вы видали жениха? (бабка обиделась)
Дед: Слышишь, Бабка, не сердись,
Ты со мною помирись!
Не расстаться нам видать,
Будем вместе доживать!
Бабка: Ладно, дедка Николай,
Сиди дома, не гуляй!
Дед: А вы, ребята, выходите,
С бабкой нас повеселите!
Танец с ложками
Бабка: Дед, а что на празднике главное?
Дед: Главное на празднике веселье!
Бабка: И детишкам угощенье! (Ставит корзину, накрытую платком на стол/лавку)
Дед: Спасибо за веселье, а нам пора домой.
До свидания, люди добрые!
Дед и Бабка вместе: Спасибо этому дому, пойдем к другому.
Дед и Бабка уходят.
Хозяюшка: Я посмотрю, что в корзинке, там, наверное, подарок от Бабушки и Дедушки. Заглядывает в корзину, и находит там записку.
«Дорогие деточки! Отгадайте-ка нашу загадку! Как загадку отгадаете, где искать сюрприз узнаете. Ваши любимые Дедушка и Бабушка.»
Четыре ноги,
Два уха,
Один нос
Да брюхо. (Самовар)
Когда дети отгадали загадку (возможно с помощью родителей), они заглядывают в самовар, а там еще одна записка.
«Ха-ха-ха, хо-хо-хо! Это слишком уж легко!
Вновь загадку отгадайте, где искать сюрприз узнайте!
А загадочка такая, а загадка не простая:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
То она печет блины,
То показывает сны. (Русская печь)
Ваши любимые Бабушка и Дедушка»
Хозяюшка заглядывает в печь, смотрит, нет ли подарков в печи. В печи находят корзину с яблоками.
Хозяюшка читает записку, найденную там же в корзине:
«Яблочками угощайтесь, в холода не простужайтесь!
Счастья, радости, везенья и улыбок в день осенний!»
Бабка и Дед из-за кулис: Ваши любимые Бабушка и Дедушка!
Хозяюшка: Наш праздник подошел к концу. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Монография "Развитие детей раннего возраста с нарушением зрения в группах компенсирующей направленности"
Книга адресована тифлологам, воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям, имеющим детей с нарушением зрения. Авторами представлены разработанная система и конкретные рекоме...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности
Возраст детей: 6 -7 летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области: речевой развитие, познавательное развитие.Цель:...
Проект программы организации индивидуального обучения для воспитанников с особыми образовательными потребностями испытывающие трудности в обучении (для детей старшего возраста (2 период обучения) в группе компенсирующей направленности)
Создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)....
Конспект НОД по речевому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: "Новоселье"
Конспект НОД по теме "Новоселье". Цель занятия: совершенствование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи на начальном э...
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...
Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»
Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах с применением социоигровых технологий для детей дошкольного возраста 5-7 лет в группе компенсирующей направленности: «В гости к зимушке зиме»
Конспект игры составлен с опорой на ООП ДО и методический комплект программы по формированию социально-коммуникативному развитию дошкольников....