Викторина по сказкам Александра Сергеевича Пушкина
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Мустаева Фируза Тауфиковна

Обобщить знания детей о творчестве А. С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_pushkin.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по сказкам Александра Сергеевича Пушкина

Цель: Обобщить знания детей о творчестве А. С. Пушкина.

Задачи:
-
продолжать знакомить детей с биографией  и творчеством А.С. Пушкина;
- развивать у детей творческие способности; 
- воспитывать любовь и уважение к русским поэтам;
- воспитание бережного и уважительного отношения к книге;
- поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение детей;
-  формировать умение детей работать в команде. 
Оборудование: выставка книг и рисунков детей по сказкам А. С. Пушкина, портрет А. С. Пушкина, разрезные картинки, математические пазлы; аудио запись, красивый мешочек, зеркальце, яблоко, веревка, жетоны, корзины, орешки (золотые и серебряные).

 Ход:
Звучит музыка «Сказки гуляют по свету».
Сказочница входит в зал со словами:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит;
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.

Сказочница: - Ребята, обратите внимание на нашу выставку. Назовите, кто изображен на рисунках? Где можно встретить этих персонажей? (ответы детей). В сказках Пушкина. 
Сказочница: - Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей).  Вот сейчас мы это и проверим!
        Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок великого русского поэта А. С. Пушкина. (показать портрет А.С.Пушкина). А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. С раннего детства Саша был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня - Арина Родионовна. Она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню, любил слушать её необыкновенно простые и волшебные сказки. Начнет Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих сказок Пушкин создал свои произведения, которые вы все знаете и любите. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. Имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину.
Сказочница обращается к детям: - А вы, ребята, любите чудеса? Хотели бы вы, чтобы сейчас произошло чудо? Если да, то закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова. Посмотрим, что произойдет.

Дети закрывают глаза, Сказочница произносит слова «крибле, крабле, бумс!». Из-за кулис появляется Ученый кот.

Ученый Кот: 
Я ученый, мудрый кот! У меня полно хлопот.
Коль направо я пойду - Звонку песню заведу.
А налево поверну - Сказки сказывать начну
.
Отвечайте без подсказки
,
 Все ли дети любят сказки! (Ответы детей)

Ученый кот: Предлагаю вспомнить сказки А. С. Пушкина и поучаствовать в викторине. Но для начала, вам необходимо разделиться на  команды. Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него может ответить другая команда.

Сказочница: Прежде чем начать викторину, капитанам команд необходимо выбрать эмблему. Прошу капитанов подойти ко мне.

Дети садятся на стулья двумя командами «Золотой петушок» и «Золотая рыбка».

Сказочница: Для участия в викторине необходимо соблюдать правила:
1. Внимательно слушать задания.
2. Полно и обосновано отвечать на заданные вопросы, только после того, как вас спросят.
3. Вопросы будут задаваться командам поочередно.
4. За каждый правильный ответ команда будет получать жетончик.

Сказочница:
 Но вначале для порядка загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски! Вспомним пушкинские сказки, и героев, и названья. Приготовились? Вниманье!
1. Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит
Но жадность ребята к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым. «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед чем она стоит,
Разговаривать велит? (Перед зеркалом) 
Сказочница: - Правильно. Как называется эта сказка? «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Ученый кот: Итак, я объявляю конкурс, который называется «Разминка» - «Ты катись колечко». В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете. Колечко катится по подносу, для совершения чудес.
Вопросы – разминки:

1 вопрос: - Где жили старик со старухой из сказки «О рыбаке и рыбке»? (У моря)

2 вопрос: - Как называется животное, которое пело песенки и грызло орешки? (Белочка)

3 вопрос: - Назовите самый первый предмет, который попросила старуха у золотой рыбки? (Корыто)

4 вопрос: - У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? (У зеркальца) Раздаются жетоны.

Сказочница: Правильно ребятки, отгадали все загадки!
Следующий конкурс
«Блиц опрос»
Учёный кот: (Я буду вам бросать мяч, называть сказочного героя, а вы возвращать мне мяч с продолжением его названия):
Иван - (царевич); мышка - (норушка); лягушка - (квакушка);  зайчик -(побегайчик); лисичка - (сестричка); сестрица - (Аленушка); братец - (Иванушка); Кощей - (Бессмертный); Царевна - (лягушка); Конек - (горбунок); Жар - (птица); Серый - (волк); Василиса - (Премудрая); Баба - (Яга); шапка - (невидимка); ковер - (самолет); скатерть - (самобранка).
Змей – (
Горыныч), Три – (поросенка) 
М
олодцы! И с этим заданием справились. А сейчас давайте отдохнём и поиграем.
Физминутка
«Бабушка Яга»
В темном лесу есть избушка, (шагают)
Стоит задом наперед. (поворачиваются)
В той избушке есть старушка, (грозят пальцем)
Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком, (показывают пальцем)
Глаза большие, (показывают)
Словно угольки, горят. (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят! (поднимают руки вверх) 
Сказочница:
 Немного отдохнули. А теперь послушайте мое следующее задание: конкурс: «Собери картинку» У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. (Дети выкладывают из деталей картинку к сказке. Чья команда быстрее соберет тот получает жетон).
Учёный кот: Молодцы, ребята, справились с этим заданием. Продолжаем дальше. Я начну, а вы заканчивайте, дружно хором отвечайте.
1. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит.
Глядь поверх текучих вод. Лебедь белая …(плывёт)
2. У лукоморья дуб зелёный. Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный. Всё ходит по цепи ….(кругом)
3. Жил старик со своею старухой. У самого синего …. (моря)
4. Свет, мой зеркальце, скажи! Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее Всех румянее и …. (белее)
5 . Три девицы под окном. Пряли поздно… (вечерком)
6. Белка песенки поет и Орешки все грызет.
А орешки не простые. В них скорлупки
(золотые) 
Конкурс «Орешки»
Ученый кот: - Ребята, у меня для вас есть еще один сюрприз! К нам пришла белочка.

Белочка: Здравствуйте! Друзья, мне очень нужна ваша помощь, помогите отобрать золотые орешки от серебряных. Пожалуйста!
Белка песенки поет. Да орешки все грызет
А орешки не простые. Все скорлупки золотые
Ядра - чистый изумруд. Слуги белку стерегут
У нас есть орешки непростые, а с секретом.
Сказочница: - Ребята, поможем белочке? Это будет вашим следующим заданием. Чтобы быстрее справиться с ним, мы проведем эстафету. (Во время проведения эстафеты нельзя толкать друг друга, не забывать передавать эстафету товарищу, согласовывать свои действия с действиями партнера). Ваша задача добежать до стола, раскрыть орешек, скорлупки в одно ведро сложить, а ядрышки в другое.
Сказочница: - Молодцы, ребята, и с этим заданием справились. Следующий конкурс «Волшебный мешочек».

Учёный кот: - Капитанам команд предстоит достать из «Волшебного мешочка» по одному предмету, и назвать из какой сказки этот предмет.

Яблоко, Зеркало, Веревка, Петушок. Орех. Дуб. Лебедь.

Ученый кот: - Ребята, у меня для вас сюрприз, а вы умеете танцевать?
Разминка: (Звучит песня «Сказки гуляют по свету», муз.Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского)
Сказочница:
 Молодцы, снова в путь!  Следующий конкурс называется «Дальше, дальше». Каждой команде будет заданы вопросы. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор сказки «О рыбаке и рыбке
»? (Александр Пушкин)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме?
(в Африку)
3. Усатый персонаж сказки Чуковского.
(Тараканище)
4. Жених Мухи-цокотухи
. (Комар)
5. Из чего сварил кашу хитрый солдат?
(Из топора)
Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла?
(Бабушке)
2. Что купила Муха-цокотуха на базаре?
(Самовар)
3. Кто поймал золотую рыбку?
(Старик)
4. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке?
(Дюймовочка)
5. Фрукты, которыми объелся Чебурашка.
(Апельсины)
(Команды получают жетоны)
 Сказочница - Ребята, мы все знаем, что по многим сказкам были сняты мультфильмы, и конечно ни один мультфильм не может обойтись без….Правильно, без песни или музыки, и сейчас мы с Вами по очереди будем отгадывать из какого мультфильма эти отрывки из песен. Конкурс  «Угадай чья песенка» (Звучит аудио запись песен из сказок)
1. Бременские музыканты 2. Золушка 3. Винни-Пух 4. Чебурашка.
5.Волк и семеро козлят  6. Буратино. 7. Красная шапочка
8. Три поросёнка 9. Колобок 10. Буратино 11. Колобок
12 Рыжий 13.Антошка
Сказочница: -
 Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки. Ребята, наше путешествие по сказкам А. С. Пушкина подходит к концу. Понравилось вам оно? (Предложить детям в самостоятельной художественной нарисовать героев любимых сказок А. С. Пушкина). Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок. 
Подведение итогов. Подсчитывание жетонов. Награждение команд.

Учёный кот:
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них!
Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям! До новых встреч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) с использованием ИКТ по теме "Знаешь ли ты сказки Александра Сергеевича Пушкина?"

Цель:Закрепить у детей навыки диалоговой речи.Задачи:1. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.2. Развитие навыков общения и обмена информацией в рамках проводимого за...

Сценарий литературного досуга «Поле – чудес по сказкам Александра Сергеевича Пушкина» с детьми подготовительной группы.

Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества...

Сценарий досуга, посвященный сказкам Александра Сергеевича Пушкина в старшей и подготовительной группах

Литературный досуг для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, посвященный творчеству поэта А.С. Пушкину...

Презентация для родителей по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

laquo;Сказка о царе Салтане»: интересные факты. 6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина традиционно отмечается Пушкинский день – праздник поэзии и русского языка.Предлаг...