План-конспект открытого занятия "Сказочные образы М.П. Мусоргского. Картинки с выставки."
учебно-методический материал (подготовительная группа)
План-конспект открытого занятия
«Сказочные образы М. П. Мусоргского. Картинки с выставки»
Цель: Воспитание музыкальной культуры у дошкольников, посредством ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского
- закреплять навыки восприятия музыкального произведения
- учить анализировать увиденный образ, выделяя характер объектов
- учить различать средства музыкальной выразительности
Развивающие:
- формировать образное восприятие музыки
- развивать связную образную речь, воображение, творческие способности
- развивать навыки сотрудничества, умение создавать коллективный образ
- побуждать к активному восприятию музыки, передаче характера сказочных персонажей в движениях, мимике, инсценировке, в игре на музыкальных инструментах (фортепиано)
- развивать цветовое восприятие музыки
- формировать умение отобразить воображаемый образ посредством предлагаемого прикладного материала (разрезные картинки, газовые платки)
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость к музыке
- воспитывать эстетический вкус, интерес к классическим музыкальным произведениям разных народов мира
- воспитывать навыки культурного и организованного поведения
Предварительная работа:
Знакомство с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского, знакомство с портретом композитора, знакомство с прикладным материалом (разноцветные платочки), пластическая импровизация с цветными платочками
Материалы: портрет композитора М.П. Мусоргского, запись голоса Компьютера, загада к пьесе «Старый замок», иллюстрация к пьесе «Балет невылупившихся птенцов», пазлы (разрезанная иллюстрация к пьесе «Избушка на курьих ножках»), набор газовых платков, фонограмма частей произведения: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Старый замок», целый фрагмент со всеми перечисленными частями, музыкальный инструмент фортепиано, демонстрационная доска
Используемые технологии:
- технология развития процессов восприятия
- технология проблемного обучения
- информационно-коммуникационные технологии
- технология двигательной импровизации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
План-конспект
интегрированного занятия по восприятию музыки
в подготовительной группе
Тема: «Сказочные образы М. П. Мусоргского. Картинки с выставки»
Музыкальный руководитель:
Вохрамеева Светлана Рудольфовна
Используемые технологии:
- технология развития процессов восприятия
- технология проблемного обучения
- информационно-коммуникационные технологии
- технология двигательной импровизации
Санкт-Петербург
2023 год
Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений
Цель: показать возможности творческого похода в восприятии музыки, с использованием дидактического материала
Содержание:
1. Проведение открытого занятия «Сказочные образы М.П. Мусоргского. Картинки с выставки» с детьми 6-7 лет
2. Проведение мастер-класса для педагогов дошкольных образовательных учреждений
3. Подведение итогов
План-конспект открытого занятия
«Сказочные образы М. П. Мусоргского. Картинки с выставки»
Цель: Воспитание музыкальной культуры у дошкольников, посредством ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского
- закреплять навыки восприятия музыкального произведения
- учить анализировать увиденный образ, выделяя характер объектов
- учить различать средства музыкальной выразительности
Развивающие:
- формировать образное восприятие музыки
- развивать связную образную речь, воображение, творческие способности
- развивать навыки сотрудничества, умение создавать коллективный образ
- побуждать к активному восприятию музыки, передаче характера сказочных персонажей в движениях, мимике, инсценировке, в игре на музыкальных инструментах (фортепиано)
- развивать цветовое восприятие музыки
- формировать умение отобразить воображаемый образ посредством предлагаемого прикладного материала (разрезные картинки, газовые платки)
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость к музыке
- воспитывать эстетический вкус, интерес к классическим музыкальным произведениям разных народов мира
- воспитывать навыки культурного и организованного поведения
Предварительная работа:
Знакомство с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского, знакомство с портретом композитора, знакомство с прикладным материалом (разноцветные платочки), пластическая импровизация с цветными платочками
Материалы: портрет композитора М.П. Мусоргского, запись голоса Компьютера, загада к пьесе «Старый замок», иллюстрация к пьесе «Балет невылупившихся птенцов», пазлы (разрезанная иллюстрация к пьесе «Избушка на курьих ножках»), набор газовых платков, фонограмма частей произведения: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Старый замок», целый фрагмент со всеми перечисленными частями, музыкальный инструмент фортепиано, демонстрационная доска
Используемые технологии:
- технология развития процессов восприятия
- технология проблемного обучения
- информационно-коммуникационные технологии
- технология двигательной импровизации
Ход деятельности
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организация обучающихся перед НОД | |
Дети заходят в зал, рассаживаются | |
Мотивация | |
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, был ли кто-нибудь из вас на выставке картин? -Было ли так, что какие-то картины вам понравились больше всего? Расскажите. Воспитатель берет портрет композитор М.П. Мусоргского Вот и русский композитор Модест Петрович Мусоргский, который тоже жил здесь в Петербурге, однажды пошел на выставку картин. И некоторые из картин произвели не него такое впечатление, что, придя домой, ему захотелось самому нарисовать понравившиеся ему картины. Но только не кистью и красками. -Ребята посредством чего может создать картины композитор? Что он использует вместо кисти и красок? -Да он захотел нарисовать эти картины посредством музыки, на фортепиано. Он сочинил музыкальное произведение на каждую картину, собрал их вместе и назвал Сюита «Картинки с выставки». Сюита - это когда несколько маленьких произведений объединено в одно большое под одним названием. -Хотите узнать, что у него получилось, какие картины произвели на него особенное впечатление? | -Да Дети рассказывают о своем опыте -Музыкальный инструмент -Да |
Выявление и постановка проблемы | |
Звучит голос Робота: «Внимание, говорит компьютерный Робот. Произошел сбой компьютерной системы. В системе появился вирус, который повредил и перепутал все названия в сюите М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Помогите восстановить систему, вернуть названия пьесам и воссоединить их с музыкой. Вам помогут подсказки, которые лежат в конверте» | Дети слушают |
Целеполагание | |
- Как интересно! Я никогда не возвращала названия музыкальным пьесам, а вы возвращали? Хотели бы вы попробовать? | - Нет -Да |
Планирование будущей деятельности | |
- Как нам это сделать? -Кто хочет открыть конверт? -Перечислите, что же там за подсказки - Вот только непонятно, как нам пригодятся картинки, пазлы, загадка? - Хорошо, как мы будем действовать дальше? | -Посмотрим, что лежит в конверте Один из детей открывает конверт и достает содержимое -две скрепленные, картинки, пазлы, загадка -мы сможем по ним разгадать названия пьес -расставим подсказки на доски и начнем расшифровывать названия |
Реализация плана | |
Воспитатель обращается к первой подсказке (два скрепленных скрепкой изображения, на одной из которых вылупляющиеся птенцы, на второй балерина и танцовщик) -Думаю, что здесь зашифровано название одной из пьес. Давайте разберем. Что здесь изображено? -Какие есть предположения? -Что может означать то, что картинки скреплены между собой? -Попробуйте предложить свои варианты -Предлагаю выбрать один вариант Воспитатель переходит ко второй подсказке (пазлы) -Что будем делать со второй подсказкой? -Что получилось? -Что это значит? -Посмотрим следующую подсказку. Название следующей пьесы зашифрована в загадке. Воспитатель читает: Вот старинный дом огромный Стены, башни, ров кругом. Здесь когда-то танцевали, Короли вели прием. А теперь стоит забытый Весь во мхе и одинок. Переставишь ударение Превратится от в замок. (Замок) -Согласна. Это старый замок. Поздравляю, вы разгадали названия всех трех пьес. -Что мы будем делать дальше? -Что нам для этого нужно? Воспитатель включает первый фрагмент «Балет невылупившихся птенцов» -К какому из названий подходит эта музыка? -Как вы это определили? -А какой темп быстрый, медленный или средний -В каком регистре будет звучать музыка в низком, среднем или высоком? -Хотите проверить эту версию на пианино? -Предлагаю сесть за инструмент и изобразить балет птенцов на пианино -А как бы звучала на пианино, музыка «Избушка на курьих ножках»? -В чем отличие?
-Что делаем дальше? Воспитатель включает первый фрагмент «Избушка на курьих ножках» -К какому названию подходит эта музыка? -По каким признакам вы это определили? -А может быть эта музыка походит к названию «Старый замок»? -Как мы можем это проверить? Воспитатель включат третий фрагмент «Старый замок» -К какому названию больше походит эта музыка? -По каким признакам вы это определили? -Вы уверены, что это так? Может быть, чтобы удостовериться попробовать подвигаться под эту музыку? А в помощь вам вот эти газовые платочки. Они очень легкие, воздушные. Принимают любую форму и с ними легко импровизировать. Воспитатель включает музыку «Старый замок» - А теперь вот эта музыка. Воспитатель включает фрагмент «Избушка на курьих ножках» -Какое решение вы принимаете? Как распределите музыку? -Поздравляю, вы вернули название и музыку всем трем пьесам -Уважаемый компьютер, ребята исправили ошибки вируса? Компьютерный Робот: Благодарю. Система восстановлена. Теперь я могу сказать названия всех трех музыкальных картин. Первая музыкальная картина называется «Балет невылупившихся птенцов», вторая – «Избушка на курьих ножках», третья – «Старый замок». И вы, ребята сможете услышать музыку Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» без всяких сбоев, вы это заслужили. - Ну что, ребята, прослушаем целиком всю музыку, которую композитор создал под впечатлением от выставки? Мы можем не только послушать музыку, но и представить эти картины в своем воображении. Воспитатель включает фонограмму со всеми фрагментами | Дети расставляют подсказки на демонстрационную доску -На одной картинке птенцы, которые вылупляются из яйца, на другой балет -Что-то про птенцов и балет -Слушать музыку -Это одно название -Балет птенцов и т.д.-Балет птенцов -Нужно их собрать Дети собирают из пазлов картинку, но которой изображена избушка на курьих ножках -Избушка на курьих ножках -Название второй пьесы «Избушка на курьих ножках» -Замок -Соединять названия с музыкой -Послушать музыку и найти ее название Дети слушают -Балет птенцов - музыка веселая легкая, похожа на птенцов -Быстрый -Высокий -Да Желающий ребенок импровизирует на пианино Ребенок импровизирует -Другой характер, более тяжелый, резкий -Слушаем следующую музыку Дети слушают фрагмент -Избушка на курьих ножках -Музыка резкая, зловещая - Может быть -Послушать следующую музыку Дети слушают третий фрагмент -Эта музыка больше подходит к старому замку -Она более спокойная, тихая Дети двигаются и импровизируют под музыку с газовыми платочками Дети танцуют, по окончании музыки дети возвращаются на места -Первая –это «Старый замок», вторая - «Избушка на курьих ножках» -Ура! Дети слушают музыку от начала до конца |
Оценка и рефлексия | |
- Ребята, у нас получилось вернуть названия музыке? - Как мы это делали? -Что вам больше всего понравилось? -Что было трудным? -Если вы пойдете на концерт послушать классическую музыку, сможете вы узнать эти произведения? - Эту музыку любят во всем мире, часто исполняют в концертных залах в нашем городе. Вы можете пойти на концерт и послушать музыку М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» - А теперь нам пора возвращаться в группу. | -Да -Мы разгадали названия, послушали музыку и нашли к какому названию какая музыка подходит Дети прощаются и уходят |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-театрализованной постановки сюиты М. Мусоргского "Картинки с выставки"
Методическая разработка по сюите М.П.Мусоргского "Картинки с выставки" является интегрированной, т.к. заканчивается выставкой юных художников. Работа апробирована в старшей и подготовительной группе и...
Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - "М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"
Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта...
НОД (слушание музыки, подготовительная группа) М. Мусоргский «Картинки с выставки»
Материал рекомендуется использовать в качестве конспекта для проведения занятия по слушанию музыки для старших дошкольников с целью ознакомления с циклом М. Мусоргского «Картинки с выставки&raqu...
Конспект по слушанию музыки Старший возраст Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки"
Конспект НОД по слушанию музыки в детском саду, старший возраст....
Конспект интегрированного занятия По музыке Мусоргского «Картинки с выставки» в подготовительной группе Интегрированное занятие ИЗО + Музыка.
компазитор и художник...
конспект интегрированного занятия Мусоргский "Картинки с выставки"
quot;Прогулка", "Баба яга", "гном", "Старинный замок"Задачи: Продолжать знакомить детей с творчеством М. П. Мусоргского;Развивать музыкально-творческ...
М. П. Мусоргский "Картинки с выставки"
quot;Всего себя подай людям – вот, что теперь надо в искусстве".М.П. Мусоргский«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским М. П. под впечатлением от выставки произведений ху...