НОД (слушание музыки, подготовительная группа) М. Мусоргский «Картинки с выставки»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Материал рекомендуется использовать в качестве конспекта для проведения занятия по слушанию музыки для старших дошкольников с целью ознакомления с циклом М. Мусоргского «Картинки с выставки». В ходе занятия используются ИКТ для демонстрации видео- и аудиоматериалов по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_slushaniyu_muzyki.doc | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
НОД (слушание музыки, подготовительная группа)
Тема: М. Мусоргский «Картинки с выставки»
Цель: Используя ИКТ познакомить дошкольников с циклом М. Мусоргского «Картинки с выставки».
Задачи:
- приобщать детей к музыкальному искусству, способствовать становлению культуры личности, развитию музыкальных способностей;
-воспитывать культуру слушания музыки, формировать у детей интерес и активизировать желание слушать классическую музыку;
- обогатить музыкально-слуховые впечатления и представления;
-побуждать детей давать словесную характеристику услышанным произведениям, используя музыкальную терминологию;
- развивать слуховое внимание и музыкальную память;
- раскрывать творческий потенциал, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников.
Ход мероприятия.
Зал оформлен, как выставка детских рисунков по произведениям
М. П. Мусоргского. У центральной стены – экран для просмотра видеоматериала. Под музыку в зал входит художник.
Художник: Здравствуйте, ребята, я – художник. А вы знаете, чем занимаются художники?
Д: Рисуют картины.
Х: Правильно. Мои друзья – кисти, краски и мольберт. А нарисовать можно всё, что видишь вокруг. Я рисую природу – и тогда получается пейзаж, я рисую людей – получается портрет, я могу нарисовать осенние фрукты и овощи – и тогда получится натюрморт.
Мне очень хочется, чтобы мои картины видели другие люди, но не знаю, как это сделать.
-ребята, давайте поможем художнику советом, что он должен сделать, чтобы его работы увидели другие люди?
Д: Устроить выставку.
-правильно, нужно выставить картины в выставочном зале, и тогда любой желающий сможет их увидеть.
Видео «Выставка»
Х: Спасибо, ребята, я так и сделаю. И обязательно приглашу вас на выставку своих работ.
-И в нашем зале мы тоже устроили выставку, на которой представлены работы наших детей. Мы обязательно её посетим, но
немного позже.
-А сейчас мы хотим пригласить тебя на выставку другого художника.
Эта выставка необычная, так как состоялась она очень давно.
А отправимся мы на эту выставку вместе с М. П. Мусоргским.
Х: А кто же этот Мусоргский и чем он занимался?
Д: Композитор, сочинял музыку.
- да, был такой композитор, он тоже мог изобразить в своих музыкальных произведениях картины природы, сказочного персонажа, настроение человека …
Х: Он тоже умел рисовать?
-нет, всё это он изображал с помощью…
Д: Звуков.
-Так вот, однажды отправился М/П на выставку, где были представлены работы художника Гартмана. Мусоргский переходил от рисунка к рисунку и внимательно их рассматривал. Рисунки так ему понравились, что, придя домой, Мусоргский решил сочинить музыку о том, что увидел на выставке.
Давайте посмотрим, какие рисунки увидел композитор.
Слайд «Эскиз костюмов цыплят»
Этот рисунок имеет непосредственное отношение к театру.
Х: Меня тоже часто приглашают в театр.
- ребята, давайте подумаем, для чего в театре нужен художник?
Д: Художник рисует декорации.
-правильно, если действие происходит в лесу, в замке или на берегу реки, художник может нарисовать декорации.
Д: Придумывает костюмы.
- каждому персонажу нужен свой костюм. Перед тем, как костюм шить, художник должен его придумать и нарисовать. Это будет называться эскиз. Так вот, первый рисунок – это эскиз костюма. Как вы думаете, чей это костюм?
Д: Цыплёнка.
- да, это костюмы цыплят: жёлтые шапочки, а внизу остатки скорлупы;
Глядя на этот рисунок, композитор представил себе цыплят, которые только что вылупились, но уже пытаются танцевать, это получается у них неуклюже и забавно. Он назвал свою пьесу «Балет невылупившихся птенцов»
Давайте послушаем, как Мусоргский изобразил забавный, смешной танец маленьких цыплят.
(слушают «Балет невылупившихся птенцов»)
- что можно сказать о музыке?
Д…………….
- музыка лёгкая, весёлая, изображает комичный, беспорядочный танец, неуклюжие подпрыгивания и взмахи крыльев;
2ч более сдержанная – цыплята осматриваются вокруг, рассматривают друг друга; снова начинают танцевать.
Переходим к следующей работе.
Слайд «Избушка Бабы-Яги»
Как вы думаете, что здесь изображено?
Д…..часы.
-Это часы в виде домика. Раньше были популярны часы с кукушкой. (слайды)
Если есть кукушка, значит, для неё нужен домик. Поэтому часы с кукушкой имеют форму…
Д… домика.
Каждый час открываются дверцы, появляется кукушка и кукует определённое количество раз.
Посмотрите внимательно на наш рисунок, чей домик напоминают эти часы?
Д…..избушку Бабы Яги.
-правильно, рисунок так и называется «Избушка Б/Я».
Но Мусоргский сочинил пьесу не про часы и не про избушку, а про того, кто в ней живёт. Как вы думаете, кто это?
Д…….
- правильно, Баба-Яга; а кто же она такая?
Д……….
- да, это сказочный персонаж – старая колдунья, которая живёт в лесу в избушке на курьих ножках. Какой характер у Б/Я?
Д………..
- Скажите, Бабу Ягу всегда изображают злой?
Д………….
-иногда она бывает смешной и забавной, как, например, в мультфильме «Летучий корабль» (видео)
- Но чаще баба-Яга бывает вот такой… (видео)
-А сейчас мы послушаем музыку и поймём, про какую бабу-Ягу сочинил музыку М. Мусоргский (слушают «Избушка на курьих ножках»)
-что вы можете сказать о характере Б/Я?
Д……….
- а какой характер у музыки, изображающей Б/Я?
Д………….
- верно, музыка грозная, чёткая, ритмичная, властная, мощная, страшная; яростная мелодия, сметающая всё на своём пути, звучит низко, зловеще; «кляксы» - небрежность; Б/Я вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа, Баба села в ступу и полетела, помелом машет, свистит, злится. В середине мелодия звучит тихо, таинственно, настороженно – Б/Я затевает что-то недоброе, колдует, шепчет, возится. И опять музыка становится жёсткой, свирепой, грозной, как в начале.
Продолжаем осмотр выставки.
Слайд «Старый замок»
-что изображено на этом рисунке?
Д: Замок.
-верно, это – старинный замок. Раньше он был обитаем. Может быть, там жили король и королева, проходили красивые праздники и балы, на которых танцевали старинные танцы принцы и принцессы…
А теперь он пуст, заброшен и только ветер гуляет по пустым залам.
(слушают «Старинный замок») – показать руками движение ветра (движения плавные, мягкие)
-какую музыку вы услышали?
Д………….
-музыка спокойная, печальная, мелодия красивая, протяжная, певучая. В середине музыка немного меняется, становится более светлой, как воспоминание о былых временах. Постепенно всё затихает, замок погружается в сон.
-Давайте подойдём ещё к одному рисунку.
Слайд «Богатырские ворота»
Как вы думаете, что здесь изображено?
Д…………
-это богатырские ворота
Как вы думаете, почему они называются «богатырские»?
Д….
-Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, кто такие богатыри?
Д….
-Это воины, которые защищали русскую землю от врагов.
Слайд «Три богатыря»
-Богатырь должен быть высокого роста и обладать недюжинной силой.
-Как одевались богатыри, из чего состояли доспехи?
(кольчуга – рубашка из металлических колец, шлем, щит; и оружие - копьё, меч, булава)
А теперь посмотрите на рисунок, что напоминает верхняя часть ворот?
Д…….
Она напоминает богатырский шлем.
А теперь посмотрите, как украшена другая арка, на что это украшение похоже?
Д…..
-Когда русские красавицы наряжались, они надевали очень красивый головной убор, который называется кокошник.
(слайды)
Теперь вы догадались, на что похожа верхняя часть этих ворот?
Д……
-Обратите внимание, какие большие эти ворота. Даже всадники на конях кажутся маленькими фигурками по сравнению с ними. Действительно богатырские ворота.
А М. Мусоргский представил, что у городских ворот проходит народный праздник, торжество и даже колокольный звон отобразил в музыке.
Давайте послушаем.
-Что вы можете сказать о музыке, которую услышали?
Д…………
- музыка торжественная, величественная, неторопливая, громкая;
звучит широкая песенная мелодия.
Вторая тема – тихая, спокойная, отстранённая, напоминает пение в храме.
2ч – колокольный звон ещё больше подчёркивает торжественность момента. Музыка звучит радостно, светло, ликующе.
-Эта пьеса завершает цикл «Картинки с выставки».
И мы с вами заканчиваем наше воображаемое путешествие по выставке работ художника Гартмана.
Но сначала давайте вспомним, какие работы художника мы увидели, и какие произведения композитора М. Мусоргского мы услышали.
Д………..
-эскиз костюмов цыплят / «Балет невылупившихся птенцов»
- часы «Избушка Бабы-Яги» / «Избушка на курьих ножках»
или «Баба-Яга»
- Замок / «Старый замок»
- Городские ворота/ «Богатырские ворота»
А весь цикл называется «Картинки с выставки», и сочинил его композитор М. П. Мусоргский.
- подумайте и ответьте, какой рисунок и какая пьеса вам запомнились больше всего; почему.
-ребята, подумайте, музыка Мусоргского изображает только то, что нарисовано, или … ?
Д…………..
- почему так происходит?
Д………….
- потому, что композитор выразил в музыке своё впечатление от работ художника, эти рисунки разбудили фантазию композитора, он придумал, какая история может скрываться за каждым изображённым объектом и об этом сочинил музыку.
- А из ваших работ, которые находятся на нашей выставке, видно, что музыка разбудила вашу фантазию. Давайте подойдём и посмотрим, что вы нарисовали.
(обратить внимание детей на рисунки, поинтересоваться, почему выбрали тот или иной сюжет, что показалось самым интересным, что больше всего впечатлило)
А тебе, художник, какая пьеса понравилась больше всего?
Художник – «мне понравилась…..», и мне очень захотелось это нарисовать.
- ну, что же, художник, не будем тебя задерживать, занимайся своим любимым делом, а мы будем ждать твои работы.
(художник прощается, уходит)
-ушёл художник, и наша выставка закрывается;
Но я надеюсь, что она не последняя, потому что мы будем знакомиться с другими музыкальными произведениями и вы сможете нарисовать то, о чём вам рассказала музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-театрализованной постановки сюиты М. Мусоргского "Картинки с выставки"
Методическая разработка по сюите М.П.Мусоргского "Картинки с выставки" является интегрированной, т.к. заканчивается выставкой юных художников. Работа апробирована в старшей и подготовительной группе и...
Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - "М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"
Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта...
Конспект по слушанию музыки Старший возраст Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки"
Конспект НОД по слушанию музыки в детском саду, старший возраст....
Методическая разработка. Музыкальный досуг для детей старшего дошкольного возраста по слушанию музыки с использованием мультимедиа-аппаратуры «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.
Знакомство с творчеством русского композитора М.П.Мусоргского на примере некоторых пьес из цикла «Картинки с выставки»....
Конспект интегрированного занятия По музыке Мусоргского «Картинки с выставки» в подготовительной группе Интегрированное занятие ИЗО + Музыка.
компазитор и художник...
конспект интегрированного занятия Мусоргский "Картинки с выставки"
quot;Прогулка", "Баба яга", "гном", "Старинный замок"Задачи: Продолжать знакомить детей с творчеством М. П. Мусоргского;Развивать музыкально-творческ...
М. П. Мусоргский "Картинки с выставки"
quot;Всего себя подай людям – вот, что теперь надо в искусстве".М.П. Мусоргский«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским М. П. под впечатлением от выставки произведений ху...