Изобразительная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
материал по рисованию (младшая группа)
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детском рисунке, тем умнее ребенок".
Художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельности способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления, памяти, мелкой моторики и речи ребенка.
Мне нравится заниматься с детьми лепкой, рисованием и аппликацией. На своих занятиях я внимательно отношусь к естественным проявлениям ребенка и не ограничиваю его; обеспечиваю условия для творческой самореализации детей; уважаю позицию ребенка в решении художественных задач и даю свободу выбора; удовлетворяю потребность ребенка в новых знаниях, умениях, навыках.
Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.
Целью изобразительной деятельности малыша является отображение жизненных впечатлений в художественном выразительном образе. Занятия рисованием учат изображению предметов и явлений, для чего у ребёнка должны сформироваться чёткие представления об окружающем предметном мире, а также навыки их графического воплощения на плоскости листа. В процессе рисования ребёнок сравнивает и оценивает графические образы предметов со своим представлением о них.
Детей необходимо обучать пониманию отличительных свойств и возможностей карандаша и кисти, чтобы в будущем они могли самостоятельно выбрать оптимальный вариант создания изображения. На практике, к сожалению, отдаётся явное предпочтение одному инструменту или материалу, поэтому дети теряют интерес к рисованию, а работы становятся менее выразительными. Для того чтобы дети успешно овладели разнообразными техниками и приёмами рисования, важно уделять достаточное внимание проработке навыков владения кистью и карандашом в равной мере, подчёркивая при этом различие между ними, иначе у малышей не появится правильного понимания особенностей работы с этими инструментами.
В процессе рисования совершенствуются:
Наблюдательность,
Эстетические эмоции
Художественный вкус
Творческие способности
Творческая активность
Творческое воображение
Ориентировка в эстетической и художественной культуре своего народа
Доброта сердца
Чуткость души
Действенная любовь ко всему прекрасному.
В своей работе я использовала не только традиционные техники рисования, А это:
1. Рисование цветными карандашами — твёрдый инструмент позволяет совершать разнонаправленные движения противоположного характера (туда обратно), кроме того, прекрасно справляется с подчёркиванием контуров объекта.
2. Рисование кистью — мягкий инструмент, который не требует сильного нажима, в процессе работы детская рука расслаблена, поэтому малыши не испытывают сильного утомления. В отличие от рисования карандашом, линия в акварельном варианте исполнения теряет чёткость, становится более размытой, характер движения слабовыраженный. Знакомство с миром красок я начала с гуаши. Гуашь обладает перекрывающими способностями, её можно накладывать цвет на цвет.
3. Рисование фломастерами — прекрасный материал для младшего школьного возраста, обладает яркостью цвета, при этом рисовать ими легче, чем карандашами. Когда рука достаточно окрепнет, можно переходить к более активному использованию карандашей.
Но и нетрадиционные техники
- Ладошковая — основой изображения или коллажа являются отпечатки детских ладошек, малыши просто обмакивают ладошку в широкие Блюдца с краской или краску на ладошку наносит взрослый. Дети делают отпечаток своей ладошки в подарок маме. (слайд 6)
- Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп (ватные диски, разрезанный пополам картофель, детали конструктора, листья, готовые деревянные фигурки, кусочек поролона и т. д.). Дети с удовольствием украшают кленовые листья с помощью губок для посуды. Огромный восторг вызвало выполнение коллективной работы «Осеннее дерево».
- Пуантилизм (точечное изображение) — рисование точечными мазками с помощью пальцев, штампиков, ватных палочек. Ребята с удовольствием работают пальчиками, рисуя ягоды на ветке рябины и украшают пасхальное яйцо с помощью ватных палочек.
В дальнейшей своей работе я планирую продолжать использовать не только уже известные малышам техники рисования, но и другие не менее интересные способы нетрадиционного рисования, такие как:
- Рисование свечой — на листе белой бумаги прорисовываются контуры простого рисунка или узора, например, снежинки. Затем лист полностью закрашивается акварельными красками.
- Монотипия — с маленькими детьми практикуется способ переноса изображения с одной половины листа на другую или с основы (целлофан, пластиковая поверхность) на лист бумаги.
- Рисунок мятой бумагой — изображение создаётся путём пропечатывания бумажным шариком.
- Рисование мыльными пузырями — мыльные пузыри выдуваются через трубочку, затем пена прикладывается к альбомному листу, оставляя цветной след.
На занятиях лепкой я использую мягкий пластилин и соленое тесто. Лепка содействует развитию личности ребенка. Это - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются изобразительные способности, формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления.
Аппликация в жизнь малыша входит очень рано, маленький ребенок учится захватывать бумагу в кулачок, мнет ее, рвет и бросает. Она незаметно влияет на развитие, укрепляет его пальчики, обогащает сенсорные впечатления, ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги. Я люблю заниматься аппликацией, так как она является одновременно и занятиями по развитию речи. Под моим руководством дети создают коллективные поделки, в этом случае каждый ребенок выполняет свое задание, а результат получается общий. Замечательный результат дает сочетание рисования с использованием аппликации. В этом случае мы с детьми сначала рисуем сюжетную картинку, эмоционально комментируя ее сюжет, а потом вместе с детьми наклеиваем в нужные места аппликацию.
При обучении детей аппликации я использую простейшие приемы: сминание, разрывание бумаги, наклеивание готовых фигурок, вырезанных взрослым.
Благодаря занятиям лепкой, рисованием и аппликацией я заметила, что почти все дети стали разговаривать, у них увеличился словарный запас. Так же у них развились интеллектуальные способности, память, внимание. Дети научились думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Ведь занятия по художественно-эстетической деятельности способствуют развитию речи, фантазии, творчества.
Подводя итоги проделанной работы хочется отметить: что только творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. И только средствами грамотно выстроенного педагогического процесса эстетическое воспитание позволяет научить детей думать, мыслить в процессе слушания, наблюдения, визуального восприятия и грамотно, доступно выражать свои мысли, представления фантазии - не хаотично, а в определенной органической логике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
В работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую различныенетрадиционные техники рисования, которые вызывают интерес и способствуют развитию художественных навыков.[[{"type":"me...
Изобразительная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Тематическое планирование.
Изобразительная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы инструктора по ФК)
Воплощение идеи о хорошем здоровьи ребенка в конкретную форму....
Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)...
Доклад:"Организация физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО...
Методика организации изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Методика организации изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....
Реализация проекта «Сказочная страна» с детьми младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
laquo;Театр – это волшебный мир.Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»Б.М.Теплов...