Экологический конкурс "Знатоки родного края. Национальный парк Таганай"
методическая разработка (старшая группа)

Шаньгина Анна Юрьевна

Экологический конкурс «Знатоки родной природы».

 

Челябинск, 2023                                                                                          Подготовила: Шаньгина А.Ю.

учитель-дефектолог

 

 Цель: создать оптимальные условия для развития интереса у детей к природе Южного Урала.

 Задачи:

  • формирование у дошкольников познавательного, эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру;
  • выявление лучших воспитанников ДО, показывающих высокий уровень знаний окружающего мира;
  • стимулирование и поддержка педагогов по поиску новых форм и методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. 

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, презентация, листы с заданиями на каждую команду, клей карандаш на каждую команду, простые карандаши, шариковые ручки для членов жюри, медали и грамоты участникам конкурса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦЫПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Экологический конкурс «Знатоки родной природы».

Челябинск, 2023                                                                                          Подготовила: Шаньгина А.Ю.

учитель-дефектолог

 Цель: создать оптимальные условия для развития интереса у детей к природе Южного Урала.

 Задачи:

  • формирование у дошкольников познавательного, эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру;
  • выявление лучших воспитанников ДО, показывающих высокий уровень знаний окружающего мира;
  • стимулирование и поддержка педагогов по поиску новых форм и методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. 

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, презентация, листы с заданиями на каждую команду, клей карандаш на каждую команду, простые карандаши, шариковые ручки для членов жюри, медали и грамоты участникам конкурса.

Ход мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Я рада видеть лучших знатоков природы на познавательном экологическом конкурсе!

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с подоблачных скал.
В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала —
В чудесном искусстве труда

… Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.

Ведущий: Мы с вами живем в одном из удивительнейших мест нашей страны – Южном Урале. Много на Урале красивых исторических мест.  Сегодня мы отправимся в туристический поход по национальному парку Таганай.

Ведущий: Давайте, познакомимся с командами, участвующими в нашем походе по Южному Уралу.

«Визитная карточка».

Каждая команда говорит своё название и девиз.

Ведущий: С нами путешествуют уважаемые члены жюри. Давайте, их поприветствуем!

Ведущий:  Итак, друзья, отправляемся в туристический поход по Национальному парку. Таганай прекрасен в любое время года. И смена сезонов идет своим чередом, меняя природу до неузнаваемости.

Следом за летом Осень идёт.

Жёлтые песни Ей ветер поёт,

Красную под ноги

Стелет листву,

Белой снежинкой

Летит в синеву.
   

Ведущий:   Первое время года, которое встречает нас – это осень! В пределах парка выделяются пять основных хребтов.

Внимательно посмотрите на карточки и выполните задание. А потом мы вместе проверим правильно ли вы его сделали.

Задание № 1 «Достопримечательности Национального парка «Таганай»

Участникам команд предлагается склеить разрезную картинку, на которой изображена одна из достопримечательностей Национального парка Таганай. Дать ей правильное название. (Откликной гребень, Чёрная скала, Три брата, Каменная река, Круглица, Двуглавая сопка).  

Ведущий: Растительный мир Таганая – это узел, соединяющий в себе несколько природных зон. Тут можно увидеть степи, луга  и горные тундры. Давайте прогуляемся по лесу и посмотрим какие деревья в нем растут. Вам необходимо внимательно посмотреть на карточку и стрелками указать с какого дерева «упал листок».

Задание №2 «Великаны леса».

Участники команды должны дать названия деревьям, изображённым таблице.

Соединить стрелкой дерево и лист, который ему принадлежит.

(берёза, ель, сосна, рябина, осина, клён, липа, ива).  

Ведущий: В ледяной карете мчится

Зимушка-зима,

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

Расцветают скверы, парки

Снежной белизной.

И мороз возводит арки

Над тропой лесной.

Ведущий: В Национальный парк «Таганай» пришла зима. На территории парка обитают как лесные животные и птицы, так и представители степей. К настоящему времени выявлено 56 видов животных, 181 вид птиц. И наше знакомство мы начнем с животных, обитающих на Таганае.

Ведущий: Внимательно посмотрите на карточку. Определите животное. Найдите и вклейте в таблицу его следы. Как только все участники выполнят задание мы проверим правильно ли заполнена таблица.

Задание № 3 «Дикие животные».

Участники команды должны дать названия диким животным, изображённым на карточке задания. Найти для каждого дикого зверя след, который он оставляет. Напротив животного в пустую графу нужно правильно вклеить его след (белка, заяц, рысь, медведь, волк, лось).  

Ведущий: В Национальном парке обитают птицы. Из всех видов птиц встречаются зимующие, перелётные и кочевые. Из них 18 видов занесены в Красную Книгу Челябинской области и России.

Ведущий: У каждой команды есть карточка. Вам нужно внимательно слушать загадки, по порядку приклеивать картинки, а член жюри впишет название птицы. И как обычно в конце задания мы проверим, как команды справились.

Задание № 4 «Пернатые друзья».

Участники команды слушают загадку, находят правильный ответ среди предложенных картинок. Вклеивают правильный, по их мнению, ответ в пустое поле таблицы по порядку (снегирь, сова, дядел, синица, глухарь, свиристель).

Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

У неё глаза большие,
Хищный клюв — всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (Сова)

Сел на елку, на сучок,
Бороды торчит клочок;
Как летун — он плоховат,
И порою глуховат. (Глухарь)

Как в лесу похолодает,

Птички в город прилетают.

Грудкой жёлтой всем знакомы,

Ищут сало на балконах.

Часто в окна к нам стучат,

И пронзительно свистят!  (Синица)

Ярко-красная головка.
Перестук устроит ловко.
И умело без промашек
Достаёт в коре букашек. (Дятел)

Эта птичка - северянка,
Горделивая осанка,
Грудка – колесом,
Хохолок – торчком.
Свири - свирь поёт с утра,
Щиплет ягоды с куста. (Свиристель)

Ведущий: Мы узнали много нового! Вы справились с непростыми заданиями и показали свои знания! А сейчас предлагаю немного потанцевать!

Физкультминутка – мультфильм. Игра танец «Мы идём гулять»

Ведущий: Так после холодной зимы наступает долгожданная весна, потом приходит жаркое лето, а следом за ним дождливая осень. Каждый сезон прекрасен, но, пожалуй, самый долгожданный, это – конечно же лето. Именно летом можно увидеть большое разнообразие трав, насекомых. Приглашаю вас на летнюю лесную опушку!

Ведущий: Как тут прекрасно! Тепло и очень солнечно! А кого же мы можем встретить? Послушайте мою загадку и дайте ответ.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел… (Бабочка)

Ведущий: Кто это? Верно, ребята! Это бабочка! Внимательно посмотрите на задание. Вам нужно назвать бабочку, которая изображена на карточке.  И составить её жизненный цикл – то как она развивается и появляется на свет. Удачи!

Задание № 5 «Бабочки – летние гостьи».

Участники команды называют бабочек, изображённых на карточке-задании, члены жюри помогают вписать название в графу. Каждой команде выдаются схематические изображения цикла развития бабочки. Участникам нужно в правильной последовательности вклеить их в пустое поле карточки-задания.

Ведущий: На нашей поляне можно увидеть большое разнообразие трав, цветов и ягод. А вы знаете, что среди них встречаются настоящие доктора? Например, есть растения, которые могут заживлять раны или лечить больное горло. А некоторые из них наполняют нас энергией и витаминами. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете эти лекарственные травы и ягоды.

Заполните кроссворд. А наши замечательные члены жюри помогут вам.

Задание №7 «Зелёная аптека».

Участникам команд необходимо заполнить кроссворд. Член жюри читает загадку о растении и его лечебных свойствах. Дети внимательно слушают её и дают ответ.

Член жюри записывает ответ команды в графу.

5

3

4

7

6

2

1

1.

Что растёт за косогором,
Вдоль канавки под забором
И прохода не даёт,
Как огонь ужасно жжёт?
Правда, многие не знают,
А верней не понимают,
Что растенье не сорняк,
А лечебный зеленчак.
Раньше делали канаты,
А теперь кладут в салаты. (Крапива)

2.

Я колючею расту,
Неприметно я цвету.
Мои ягодки сочны
И слегка они красны,
Трудно собираются,
Быстро поедаются.
От болезней и простуд
Чай с моим вареньем пьют.
Хоть из леса родом я,
Но уже – садовая.

(Малина)

3.

Называют ее белой, полевой, лечебной,

От болезней и простуд силою волшебной.

Знает лечащий цветок Даже первоклашка,

Он приносит пользу всем.

(Ромашка)

4.

Путнику он верный друг –

Лечит ранки ног и рук.

Маленький, но сил в нем много.

Всем растет он на подмогу.
(Подорожник)

5.

Я кустарником расту,

Цветом розовым цвету.

У меня красны плоды,

А на веточках – шипы.

Плоды летом собирают

И сухими сохраняют,

Чтоб потом их заварить

И отвар целебный пить.

                     (Шиповник)

6.

Ягода целебная,
Ягода волшебная,
Словно капля алая –
Сила в ней немалая.

(Земляника)

7.

Лекарственным считается,
Пухом разлетается,
Жёлтым цветом всходит,
Растёт, где хочет!
(Одуванчик)

Ведущий: Мы прошли весь парк. Познакомились с растениями и животными, увидели горы и их подножия.  Но на этом наше путешествие по родному краю не закончено. Мне хочется рассказать вам еще об одном уникальном месте – озере Тургояк.

Ведущий: Озеро Тургояк называют младшим братом Байкала. Как и Байкал, озеро славится и своей красотой. Тургояк является памятником природы Челябинской области. В озере водится больше разнообразие видов рыб.

Ведущий: Посмотрите на картинку, назовите рыбу, которая на ней изображена. Впишите название в поле. Назовите части тела рыбы и чем она покрыта.

Задание № 7 «Уральский Байкал – озеро Тургояк».

Участникам команд нужно дать названия рыбам, обитающим в озере Тургояк.

Член жюри помогает вписать ответы команды в графу.

 Далее на схеме нужно указать и назвать, из каких частей состоит тело рыбы, чем оно покрыто. Член жюри помогает вписать ответы участников в соответствующие графы.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, предлагаю немного потанцевать!

Физкультминутка – мультик. Музыкальная игра «Чударики».

Ведущий: Ну вот, ребята наше путешествие подошло к концу! Сегодня мы гуляли по Национальному парку «Таганай» и озеру Тургояк. Вы доказали, что любите и знаете родной край! И конечно же получаете заслуженные награды! Сейчас председатель жюри подведет итоги конкурса и мы узнаем победителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по ознакомлению с природно-экологическим своеобразием родного края с детьми 2 мл. гр.

"К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал  выпавшего из гнезда птенца , не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство ...

Индивидуальная НОД по автоматизации звука Р "Путешествие по национальному парку Таганай"

Конспект занятия поможет педагогам познакомиться с возможностью использования регионального компонента в логопедической практике....

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «День заповедников и национальных парков». 2016год. Подготовительная группа.

Программное содержание: Расширять представление детей о разнообразии природного мира, в том числе о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных мест...

Программа национально-регионального компонента "Край родной - край Донской"

Содержание Программы национально – регионального компонента "Край родной - край Донской" разработано на основании региональной программой «Родники Дона» Р.М.Чумичева, О.Л. ...

Экологическая карта национального парка культуры и отдыха

Проектная работа- создание экологической карты национального парка культуры и отдыха им. С.М. Кирова в г. Санкт Петербург, для детей дошкольного возраста, способствующая формированию у воспитанников б...

Ознакомление дошкольников с географическим и природно-экологическим разнообразием родного края

Администрация городского округа СаранскДепартамент по социальной политикеУправление образованияМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегородского округа Саранск«Центр разви...