Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Заповедники и национальные парки Алтайского края»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема занятия «Заповедники и национальные парки Алтайского края»
Цель: формирование представления детей о заповедных местах и национальных парках. Расширение представления детей о природе родного края.
Задачи:
1.Образовательные:
- Расширить представления детей о природе родного края, рассказать о местных заповедниках и парках.
- Познакомить детей с понятием «Заповедники и Национальные парки» и объяснить их значение.
2. Развивающие:
- Развивать мышление, память.
- Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
- Активизировать словарь детей введением новых слов: заповедник, национальный парк, флора и фауна, редкие и исчезающие виды, красная книга.
3. Воспитательные:
- Воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zapovedniki_i_natsionalnye_parki.docx | 46.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
«Заповедники и национальные парки Алтайского края»
Заринск
2025
Конспекта занятия
Воспитатель (ФИО) Шишкина Юлия Павловна
Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная
Тема занятия «Заповедники и национальные парки Алтайского края»
Цель: формирование представления детей о заповедных местах и национальных парках. Расширение представления детей о природе родного края.
Задачи:
1.Образовательные:
- Расширить представления детей о природе родного края, рассказать о местных заповедниках и парках.
- Познакомить детей с понятием «Заповедники и Национальные парки» и объяснить их значение.
2. Развивающие:
- Развивать мышление, память.
- Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
- Активизировать словарь детей введением новых слов: заповедник, национальный парк, флора и фауна, редкие и исчезающие виды, красная книга.
3. Воспитательные:
- Воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.
Материалы и оборудование: письмо, карта, плакаты с изображением национального парка и заповедников Алтайского края, обложка Красной книги, картинки с изображением животных Красной книги, рюкзаки, вещи для похода (имитированная еда, вода, компас, бинокль, тёплые вещи),клей, настольные игры по экологии.
Предварительная работа: беседа с детьми о том, что такое природа и как она важна для нас. Рассказ им о различных видах растений и животных, которые можно встретить в заповедных местах. Показ документального фильма, рассказывающей о жизни животных в заповедниках.
Словарная работа:
- заповедник;
- национальный парк;
- флора (совокупность всех видов растений, которые встречаются в определённой местности или на всей планете);
- фауна (совокупность видов животных, обитающих в конкретной области или на Земле в целом);
- редкие виды (виды живых организмов, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют особых мер охраны);
- исчезающие виды (виды, численность которых настолько мала, что им грозит вымирание);
- экология (наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой);
- природоохранная деятельность (действия, направленные на сохранение и восстановление природы, рациональное использование природных ресурсов);
- экосистема (единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом веществ и энергии).
• Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. • Педагог создаёт эмоциональный настрой с помощью игры и сюрпризного момента. • Сюрпризный момент: письмо, карта. • Создание проблемной ситуации | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Дети играют. Дети стоят в кругу, вместе с педагогом здороваются с гостями, приглашают их в группу. Дети выполняют желаемые движения. Дети слушают содержание письма. Дети отвечают, что необходимо взять с собой, повторяя правила поведения в природе. Ответы детей. Дети повторяют слова за педагогом. | Поиграем в игру «Что изменилось» (дети сидят в кругу) Перед детьми стоят игрушки, дается сигнал, чтобы они закрыли глаза, убирается одна игрушка. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана. - Доброе утро, проходите, пожалуйста. Возьмите за руку того, кто рядом с вами. Ощутите тепло рук ваших друзей и скажите: «Доброе утро, хорошего дня». «Ребята, сегодня нас ждёт что-то интересное! Давайте проверим, насколько вы готовы к новым открытиям. - Попрыгайте те, кто считает себя очень любознательным! Отлично, вижу, как много здесь исследователей! - А теперь потопайте те, кто любит узнавать что-то новое! Замечательно, вы все такие активные и целеустремлённые! -И похлопайте те, кто настроился на совместную работу! Вот это командный дух! Вы готовы вместе идти к новым знаниям и открытиям!» «Ребята, когда я шла в детский сад, то возле двери нашей группы увидела письмо и свёрток. Вам интересно, что в нём написано? Давайте прочтём!» Дорогие ребята! Мы, научные сотрудники национального парка и заповедников Алтайского края, обращаемся к вам за помощью. Дело в том, что дети из группы №6 Вашего детского сада попросили нас рассказать им о животных наших лесов. Но у нас очень много работы, и мы не успеваем всё сделать. Поэтому мы просим вас отправиться в поход по заповедникам Алтайского края. Вы узнаете много нового о природе нашего края и соберёте Красную книгу животных для детей вашего детского сада. Это будет замечательный подарок для них! Вы сможете узнать о повадках зверей и птиц. А ещё вы научитесь беречь природу и заботиться о ней. Мы уверены, что вы справитесь с этим заданием для этого мы оставили вам карту. Желаем вам удачи! Воспитатель: - Ребята, поможем научным сотрудникам? Для того чтобы отправиться в поход, нам нужно подготовиться. Давайте соберём рюкзаки! - Что же мы положим в рюкзак? Что пригодится нам в походе? Дети, давайте подумаем вместе. В первую очередь нам понадобятся вещи, которые помогут нам чувствовать себя комфортно и безопасно. Например, что мы возьмём с собой? Воспитатель: - Ребята, давайте возьмём с собой спички и зажжём костёр. А ещё возьмём с собой колонку и включим музыку. - Расскажите, а почему нельзя жечь костры и слушать громкую музыку? Воспитатель: - Ну вот мои юные исследователи, мы готовы с вами пойти в поход в заповедники и национальный парк Алтайского края. - А куда же нам нужно отправляться? Давайте обратимся к карте. - Ну что, юные научные исследователи нам предстоит отправиться в Алтайский государственный природный биосферный заповедник. Давайте двигаться и говорить слова: «В заповедник мы пойдём, все задания пройдём, и книгу для ребят мы соберём». | До начала НОД педагог проводит настрой на предстоящую деятельность через игру «Что изменилось». Когда приходят гости, педагог и дети здороваются, приглашают в группу. Воспитатель организует приветствие. . Воспитатель показывает детям письмо и свёрток. Зачитывает письмо. Воспитатель подготавливает для детей рюкзаки, имитированную еде, тёплые вещи, бинокль, компас, спички, колонку. Показать спички и колонку. Открыть карту, под цифрой 1 - Алтайский государственный природный биосферный заповедник. | ||
2. Основная часть занятия. Педагог создает ситуацию и ставит задачу перед детьми: - Словесный метод Свободное передвижение по группе: Основных форм и методов организации работы педагога; наглядный - рассматривание, словесный - беседа,; практический – создание Красной книги Алтайского края: Способов мотивирования; - Поощрение «Молодец» Способов снижения утомления, напряжения детей – | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Ответы детей.
Рассказы детей. Дети предлагают посмотреть на карту. Дети дружно с воспитателем произносят слова. Рассматривают картинки с растениями. Ответы детей. Дети думают, рассуждают, дают свои ответы. Дети дополняют рассказ воспитателя. Дети смотрят в карту. Дети поочередно вклеивают свои картинки для Красной книги. | - Во время нашего путешествия мы будем выполнять разные задания. Для того чтобы нам собрать что? О чём нас попросили научные сотрудники? Узнайте, какие животные обитают в Алтайском государственном природном биосферном заповеднике. Назовите их и расскажите о них своим друзьям. Воспитатель: - Вот ребята, мы с вами и дошли до Алтайского государственный природного биосферного заповедника. Это особенное место, где природа живёт по своим законам и правилам. Здесь нельзя охотиться или ловить рыбу, чтобы не навредить животным и растениям. Заповедник называется так потому, что в нём всё сохраняется в своём естественном виде. Люди приходят сюда, чтобы изучать природу, наблюдать за животными и растениями. И самое главное — они помогают природе оставаться такой, какая она есть». Учёные из заповедника следят за животными и растениями, изучают их жизнь и помогают им, если нужно. Они хотят, чтобы все живые существа в этом особенном месте были здоровы и счастливы». - А вот и некоторые из них: 1.Снежный барс (ирбис) — это крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих. Ирбисы обитают в высокогорьях, ведут одиночный образ жизни и охотятся на копытных животных, таких как горные козлы и бараны. Они занесены в Красную книгу Российской Федерации. 2.Алтайский горный баран — это парнокопытное животное, обитающее в горных районах Алтая. Горные бараны живут стадами и питаются травой, побегами растений и лишайниками. Они также внесены в Красную книгу РФ. 3.Манул — это дикий кот, который обитает в степях и полупустынях Алтая. Манул ведёт ночной образ жизни и питается мелкими грызунами, птицами и насекомыми. Он также находится под угрозой исчезновения. Эти животные — лишь часть богатого и разнообразного мира природы Алтайского государственного природного биосферного заповедника. Воспитатель: - Вот ребята и первые животные Красной книги Алтайского края, забираем их и в путь. - Куда сейчас мы с вами отправимся юные исследователи? - Действительно, обратимся к карте. Воспитатель: - Под цифрой 2 у нас -Тигирекский заповедник, который расположен в юго-западной части Алтайского края. - Вперёд юные экологи! « По тропе дружно мы идём, в Тигерский заповедник попадём» Воспитатель: - Ребята вот мы и на месте. Только посмотрите какая тут сказочно красивая флора. А что же такое флора? - Флора — это то, что мы можем увидеть и потрогать, когда гуляем на природе. Это могут быть большие деревья, как дубы или сосны, маленькие цветочки, как ромашки или колокольчики, и даже трава под ногами. Все они — часть большой семьи под названием «флора». Воспитатель: - Можете достать свои лупы, чтобы как можно лучше рассмотреть прекрасные полезные растения, которые так же занесены в Красную книгу. - Пион степной содержит в своём составе дубильные вещества, которые могут оказывать противовоспалительное и противомикробное действие. Также пион обладает успокаивающим эффектом. - Родиола розовая, или золотой корень, известна своими адаптогенными свойствами. Она помогает организму адаптироваться к стрессу и физическим нагрузкам, повышает умственную работоспособность и улучшает настроение. - Лук алтайский содержит множество полезных веществ, таких как витамины, минералы и эфирные масла. Он может использоваться для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и улучшения пищеварения. Воспитатель: - Здорово мои юные научные сотрудники, это и будут следующие картинки для нашей Красной книге. А нам пора отправляться дольше, посмотрим по карте куда же нам двигаться. Молодцы следуем теперь в Национальный парк «Салаир», который находится на территории Алтайского края и Кемеровской области. Впрёд! « В Национальный парк мы пойдём, всё новое для себя мы найдём!» Воспитатель: - Вот ребята мы и пришли в национальный парк «Салаир», а чем же отличаются национальные парки от заповедников? - В заповеднике природа живёт по своим правилам, люди не вмешиваются в жизнь животных и растений. Заповедники создают для того, чтобы сохранить природу в её естественном виде. Здесь нельзя охотиться, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды. В заповедник приходят учёные, которые изучают природу и следят за состоянием окружающей среды. - А вот в национальном парке можно гулять, но только по специальным тропинкам, чтобы не навредить природе. Можно наблюдать за животными и птицами, слушать пение птиц и шелест листьев. В национальных парках есть музеи, проводятся экскурсии, где рассказывают о природе и истории этих мест. Воспитатель: - Рассмотрим юные экологи теперь фауну парка «Салаир», а что же такое фауна окружающей среда? - Фауна в национальном парке — это совокупность всех видов животных, обитающих на его территории. В национальном парке можно встретить самых разных представителей животного мира: от насекомых и мелких грызунов до крупных хищников. Здесь обитают редкие и необычные животные, такие как бурый медведь, рысь, ласка и горностай. Эти животные занесены в Красную книгу Алтайского края.
- Ребята, а что вы знаете об этих животных? Кроме этих редких животных, в парке можно найти множество других интересных видов. Среди них: Птицы: в парке обитает более 150 видов птиц, включая дятлов, сов, ястребов и певчих птиц. Воспитатель: Ну вот ребята давайте с вами ещё раз посмотрим на карту и поймём куда нам нужно двигаться. - Юные экологи нам нужно возвращаться в детский сад, но прежде нам нужно собрать нашу Красную книгу для ребят. Воспитатель: - Ребята помогайте мне. | Подвести детей к первой картине с изображением заповедника. На картину с западника прикрепить картинки животных для Красной книги.( Снежный барс (ирбис), алтайский горный баран, манул. Снять картинку с животным, рассказывая о нём. Пробуждать детей на самостоятельные рассказы о животных. Раскрыть карту. Подходим к макету Тигерского заповедника, с картинками флоры для Красной книги (пион степной, родиола розовая, лук алтайский. Задавать наводящие вопросы детям, знакмы ли им эти растения. Может быть они уже их где – то встречали? Открыть карту. Подойти к последнему макету с Национальным парком «Салаир». Побуждать детей на ответы. Снимать картинки с макета, для рассматривания их детям. Нацелить детей на создание Красной книги. | ||
3. Заключительная часть занятия: Форм и методов достижения поставленных целей; словесный - беседа с детьми. Оценка деятельности детей: «Молодцы» | ||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||
Дети создают Красную книгу, отвечая на вопросы воспитателя, дополняют друг друга своими рассказами и впечатлениями | Воспитатель: - Сегодня мы узнали много нового и интересного о природе Алтайского края. Мы познакомились с национальным парком, заповедниками и их обитателями. - Давайте вспомним, что такое национальный парк и заповедник? Чем они отличаются друг от друга? В каком парке мы сегодня побывали? Что интересного вы запомнили о Тигирекском заповеднике и природном биосферном заповеднике? Воспитатель: - Мы узнали, какие растения и животные занесены в Красную книгу Алтайского края. Давайте попробуем вспомнить их ? Почему важно беречь природу и защищать животных и растения, которые находятся под угрозой исчезновения? Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие новые знания вы получили? Как вы думаете, почему важно изучать природу и заботиться о ней? Спасибо за активное участие! Вы большие молодцы! Давайте будем беречь нашу природу, чтобы сохранить её для будущих поколений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....
Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Новая жизнь ненужных вещей».
Цель: Знакомство детей с принципами сбора, сортировки и переработки бытовых отходов, разумным использованием отходов при изготовлении игрушек....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной к школе группе на тему «Перелётные птицы»
ОбразовательнаяØ Обобщать знания детей о перелётных птицах.ВоспитательныеØ Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете.Ø Закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» с...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Ны выставке кожаных изделий"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшей и подготовительной групп на тему «Путешествие в мир планет».
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшей и подготовительной групп на тему «Путешествие в мир пла...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной (6-7 лет) к школе группы. Тема: «Откуда хлеб пришел».
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной (6-7 лет) к школе группы. Тема: «О...
Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"
Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история прои...