Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Заповедники и национальные парки Алтайского края»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шишкина Юлия Павловна

Тема занятия «Заповедники и национальные парки Алтайского края»                                                                                            

 Цель: формирование представления детей о заповедных местах и  национальных парках.  Расширение представления детей о природе родного края.                                                                                                                                                                      

 Задачи:

 1.Образовательные:

- Расширить представления детей о природе родного края, рассказать о местных заповедниках и парках.

- Познакомить детей с понятием «Заповедники и Национальные парки» и объяснить их значение.

2. Развивающие:

- Развивать мышление, память.

- Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

- Активизировать словарь детей введением новых слов: заповедник, национальный парк, флора и фауна, редкие и исчезающие виды, красная книга.

3. Воспитательные:
- Воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zapovedniki_i_natsionalnye_parki.docx46.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

«Заповедники и национальные парки Алтайского края»

Заринск

2025

Конспекта занятия

Воспитатель (ФИО)      Шишкина Юлия Павловна                                                

Образовательная область: познавательное развитие.       Возрастная группа: подготовительная                                                

Тема занятия «Заповедники и национальные парки Алтайского края»                                                                                

 Цель: формирование представления детей о заповедных местах и  национальных парках.  Расширение представления детей о природе родного края.                                                                                                                                                

 Задачи:

 1.Образовательные: 

- Расширить представления детей о природе родного края, рассказать о местных заповедниках и парках.

- Познакомить детей с понятием «Заповедники и Национальные парки» и объяснить их значение.

2. Развивающие:

- Развивать мышление, память. 

- Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

- Активизировать словарь детей введением новых слов: заповедник, национальный парк, флора и фауна, редкие и исчезающие виды, красная книга.

3. Воспитательные:
- Воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Материалы и оборудование: письмо, карта, плакаты с изображением национального парка и заповедников Алтайского края, обложка Красной книги, картинки с изображением животных Красной книги, рюкзаки, вещи для похода (имитированная еда, вода, компас, бинокль, тёплые вещи),клей, настольные игры по экологии.

Предварительная работа: беседа с детьми о том, что такое природа и как она важна для нас. Рассказ им о различных видах растений и животных, которые можно встретить в заповедных местах. Показ документального фильма, рассказывающей о жизни животных в заповедниках.

Словарная работа: 

  • заповедник;
  • национальный парк;
  • флора (совокупность всех видов растений, которые встречаются в определённой местности или на всей планете);
  • фауна (совокупность видов животных, обитающих в конкретной области или на Земле в целом);
  • редкие виды (виды живых организмов, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют особых мер охраны);
  • исчезающие виды (виды, численность которых настолько мала, что им грозит вымирание);
  • экология (наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой);
  • природоохранная деятельность (действия, направленные на сохранение и восстановление природы, рациональное использование природных ресурсов);
  • экосистема (единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом веществ и энергии).

  1. Вводная часть занятия.

•  Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

•  Педагог создаёт эмоциональный настрой с помощью игры и сюрпризного момента.

•  Сюрпризный момент: письмо, карта.

•  Создание проблемной ситуации

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети играют.

Дети стоят в кругу, вместе с педагогом здороваются с гостями, приглашают их в группу.

Дети выполняют желаемые движения.

Дети слушают содержание письма.

Дети отвечают, что необходимо взять с собой, повторяя правила поведения в природе.

Ответы детей.

Дети повторяют слова за педагогом.

Поиграем в игру «Что изменилось» (дети сидят  в кругу)

Перед детьми стоят игрушки, дается сигнал, чтобы они закрыли глаза,  убирается одна игрушка. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

- Доброе утро, проходите, пожалуйста.

Возьмите за руку того, кто рядом с вами. Ощутите тепло рук ваших друзей и скажите«Доброе утро, хорошего дня»

«Ребята, сегодня нас ждёт что-то интересное! Давайте проверим, насколько вы готовы к новым открытиям.

- Попрыгайте те, кто считает себя очень любознательным! Отлично, вижу, как много здесь исследователей!

- А теперь потопайте те, кто любит узнавать что-то новое! Замечательно, вы все такие активные и целеустремлённые!

-И похлопайте те, кто настроился на совместную работу! Вот это командный дух! Вы готовы вместе идти к новым знаниям и открытиям!»

«Ребята, когда я шла в детский сад, то возле двери нашей группы увидела письмо и свёрток. Вам интересно, что в нём написано? Давайте прочтём!»

Дорогие ребята!

Мы, научные сотрудники национального парка и заповедников Алтайского края, обращаемся к вам за помощью. Дело в том, что дети из группы №6 Вашего детского сада попросили нас рассказать им о животных наших лесов. Но у нас очень много работы, и мы не успеваем всё сделать. Поэтому мы просим вас отправиться в поход по заповедникам Алтайского края. Вы узнаете много нового о природе нашего края и соберёте Красную книгу животных для детей вашего детского сада. Это будет замечательный подарок для них!

Вы сможете узнать о повадках зверей и птиц. А ещё вы научитесь беречь природу и заботиться о ней.

Мы уверены, что вы справитесь с этим заданием для этого мы оставили вам карту. Желаем вам удачи!

Воспитатель:

- Ребята, поможем научным сотрудникам? Для того чтобы отправиться в поход, нам нужно подготовиться. Давайте соберём рюкзаки!

- Что же мы положим в рюкзак? Что пригодится нам в походе?

Дети, давайте подумаем вместе. В первую очередь нам понадобятся вещи, которые помогут нам чувствовать себя комфортно и безопасно. Например, что мы возьмём с собой?

Воспитатель:

- Ребята, давайте возьмём с собой спички и зажжём костёр. А ещё возьмём с собой колонку и включим музыку.

- Расскажите, а почему нельзя жечь костры и слушать громкую музыку?

Воспитатель:

- Ну вот мои юные исследователи, мы готовы с вами пойти в поход в заповедники и национальный парк Алтайского края.

- А куда же нам нужно отправляться? Давайте обратимся к карте.

- Ну что, юные научные исследователи нам предстоит отправиться в Алтайский государственный природный биосферный заповедник. Давайте двигаться и говорить слова: «В заповедник мы пойдём, все задания пройдём, и книгу для ребят мы соберём».

До начала НОД педагог проводит настрой на предстоящую деятельность через игру «Что изменилось».

Когда приходят гости, педагог и дети здороваются, приглашают в группу.

Воспитатель организует приветствие.

.

Воспитатель показывает детям письмо и свёрток. Зачитывает письмо.

Воспитатель подготавливает для детей рюкзаки, имитированную еде, тёплые вещи, бинокль, компас, спички, колонку.

Показать спички и колонку.

Открыть карту, под цифрой 1 - Алтайский государственный природный биосферный заповедник.

2. Основная часть занятия.

Педагог создает ситуацию и ставит задачу перед детьми: - Словесный метод

Свободное передвижение по группе:

Основных форм и методов организации работы педагога; наглядный - рассматривание, словесный - беседа,;  практический – создание Красной книги Алтайского края:

Способов мотивирования; - Поощрение «Молодец»

Способов снижения утомления, напряжения детей –

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Ответы детей.

        

Рассказы детей.

Дети предлагают посмотреть на карту.

Дети дружно с воспитателем произносят слова.

Рассматривают картинки с растениями.

Ответы детей.

Дети думают, рассуждают, дают свои ответы.

Дети дополняют рассказ воспитателя.

Дети смотрят в карту.

Дети поочередно вклеивают свои картинки для Красной книги.

- Во время нашего путешествия мы будем выполнять разные задания. Для того чтобы нам собрать что? О чём нас попросили научные сотрудники? Узнайте, какие животные обитают в Алтайском государственном природном биосферном заповеднике. Назовите их и расскажите о них своим друзьям.

Воспитатель:

- Вот ребята, мы с вами и дошли до Алтайского государственный природного биосферного  заповедника.

 Это особенное место, где природа живёт по своим законам и правилам. Здесь нельзя охотиться или ловить рыбу, чтобы не навредить животным и растениям.

 Заповедник называется так потому, что в нём всё сохраняется в своём естественном виде. Люди приходят сюда, чтобы изучать природу, наблюдать за животными и растениями. И самое главное — они помогают природе оставаться такой, какая она есть».

Учёные из заповедника следят за животными и растениями, изучают их жизнь и помогают им, если нужно. Они хотят, чтобы все живые существа в этом особенном месте были здоровы и счастливы».

- А вот  и некоторые из них:

1.Снежный барс (ирбис) — это крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих. Ирбисы обитают в высокогорьях, ведут одиночный образ жизни и охотятся на копытных животных, таких как горные козлы и бараны. Они занесены в Красную книгу Российской Федерации.

2.Алтайский горный баран — это парнокопытное животное, обитающее в горных районах Алтая. Горные бараны живут стадами и питаются травой, побегами растений и лишайниками. Они также внесены в Красную книгу РФ.

3.Манул — это дикий кот, который обитает в степях и полупустынях Алтая. Манул ведёт ночной образ жизни и питается мелкими грызунами, птицами и насекомыми. Он также находится под угрозой исчезновения.

Эти животные — лишь часть богатого и разнообразного мира природы Алтайского государственного природного биосферного заповедника.

Воспитатель:

- Вот ребята и первые животные Красной книги Алтайского края, забираем их и в путь.

- Куда сейчас мы с вами отправимся юные исследователи?

- Действительно, обратимся к карте.

Воспитатель:

- Под цифрой 2 у нас -Тигирекский заповедник, который расположен в юго-западной части Алтайского края.

- Вперёд юные экологи!

« По тропе дружно мы идём, в Тигерский заповедник попадём»

Воспитатель:

- Ребята вот мы и на месте. Только посмотрите какая тут сказочно красивая флора. А что же такое флора?

- Флора — это то, что мы можем увидеть и потрогать, когда гуляем на природе. Это могут быть большие деревья, как дубы или сосны, маленькие цветочки, как ромашки или колокольчики, и даже трава под ногами. Все они — часть большой семьи под названием «флора».

Воспитатель:

- Можете достать свои лупы, чтобы как можно лучше рассмотреть прекрасные полезные растения, которые так же занесены в Красную книгу.

- Пион степной содержит в своём составе дубильные вещества, которые могут оказывать противовоспалительное и противомикробное действие. Также пион обладает успокаивающим эффектом.

- Родиола розовая, или золотой корень, известна своими адаптогенными свойствами. Она помогает организму адаптироваться к стрессу и физическим нагрузкам, повышает умственную работоспособность и улучшает настроение.

- Лук алтайский содержит множество полезных веществ, таких как витамины, минералы и эфирные масла. Он может использоваться для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и улучшения пищеварения.

Воспитатель:

- Здорово мои юные научные сотрудники, это и будут следующие картинки для нашей Красной книге. А нам пора отправляться дольше, посмотрим по карте куда же нам двигаться. Молодцы следуем теперь в Национальный парк «Салаир», который находится на территории Алтайского края и Кемеровской области. Впрёд!

« В Национальный парк мы пойдём, всё новое для себя мы найдём!»

Воспитатель:

- Вот ребята мы и пришли в национальный парк «Салаир», а чем же отличаются национальные парки от заповедников?

- В заповеднике природа живёт по своим правилам, люди не вмешиваются в жизнь животных и растений. Заповедники создают для того, чтобы сохранить природу в её естественном виде. Здесь нельзя охотиться, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды. В заповедник приходят учёные, которые изучают природу и следят за состоянием окружающей среды.

- А вот в национальном парке можно гулять, но только по специальным тропинкам, чтобы не навредить природе. Можно наблюдать за животными и птицами, слушать пение птиц и шелест листьев. В национальных парках есть музеи, проводятся экскурсии, где рассказывают о природе и истории этих мест.

Воспитатель:

- Рассмотрим юные экологи теперь фауну парка «Салаир», а что же такое фауна окружающей среда?

- Фауна в национальном парке — это совокупность всех видов животных, обитающих на его территории. В национальном парке можно встретить самых разных представителей животного мира: от насекомых и мелких грызунов до крупных хищников.

Здесь обитают редкие и необычные животные, такие как бурый медведь, рысь, ласка и горностай. Эти животные занесены в Красную книгу Алтайского края.

  1. Бурый медведь — один из самых крупных наземных хищников. Он может весить до 600 кг. Бурые медведи всеядны, они питаются ягодами, орехами, мёдом, мясом и рыбой. В национальном парке «Салаир» они находят себе пропитание среди богатой растительности и животного мира.
  2. Рысь — это хищник из семейства кошачьих. Она обитает в лесах и горах, охотится на зайцев, косуль и других мелких животных. Рыси имеют характерные кисточки на ушах и короткий хвост. Они занесены в Красную книгу Алтайского края и находятся под угрозой исчезновения.
  3. Ласка — это маленький хищник из семейства куньих. Она имеет длинное тонкое тело и короткие лапы. Ласки обитают в норах и охотятся на грызунов, птиц и насекомых. Они очень быстрые и ловкие охотники.

- Ребята, а что вы знаете об этих животных?

Кроме этих редких животных, в парке можно найти множество других интересных видов. Среди них:

Птицы: в парке обитает более 150 видов птиц, включая дятлов, сов, ястребов и певчих птиц.

Воспитатель:

Ну вот ребята давайте с вами ещё раз посмотрим на карту и поймём куда нам нужно двигаться.

- Юные экологи нам нужно возвращаться в детский сад, но прежде нам нужно собрать нашу Красную книгу для ребят.

Воспитатель:

- Ребята помогайте мне.

Подвести детей к первой картине с изображением заповедника.

На картину с западника прикрепить картинки животных для Красной книги.( Снежный барс (ирбис), алтайский горный баран, манул.

Снять картинку с животным, рассказывая о нём. Пробуждать детей на самостоятельные рассказы о животных.

Раскрыть карту.

Подходим к макету Тигерского заповедника, с картинками флоры для Красной книги (пион степной, родиола розовая, лук алтайский.

Задавать наводящие вопросы детям, знакмы ли им эти растения. Может быть они уже их где – то встречали?

Открыть карту.

Подойти к последнему макету с Национальным парком «Салаир».

Побуждать детей на ответы.

Снимать картинки с макета, для рассматривания их детям.

Нацелить детей на создание Красной книги.

3. Заключительная часть занятия:

Форм и методов достижения поставленных целей; словесный - беседа с детьми.

Оценка деятельности детей: «Молодцы»

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети создают Красную книгу, отвечая на вопросы воспитателя, дополняют друг друга своими рассказами и впечатлениями

Воспитатель: 

- Сегодня мы узнали много нового и интересного о природе Алтайского края. Мы познакомились с национальным парком, заповедниками и их обитателями.

- Давайте вспомним, что такое национальный парк и заповедник? Чем они отличаются друг от друга?

В каком парке мы сегодня побывали? Что интересного вы запомнили о Тигирекском заповеднике и природном биосферном заповеднике?

Воспитатель:

- Мы узнали, какие растения и животные занесены в Красную книгу Алтайского края. Давайте попробуем вспомнить их ? Почему важно беречь природу и защищать животных и растения, которые находятся под угрозой исчезновения?

Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие новые знания вы получили? Как вы думаете, почему важно изучать природу и заботиться о ней?

Спасибо за активное участие! Вы большие молодцы! Давайте будем беречь нашу природу, чтобы сохранить её для будущих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....

Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Новая жизнь ненужных вещей».

Цель: Знакомство детей с принципами сбора, сортировки и переработки бытовых отходов, разумным использованием отходов при изготовлении игрушек....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной к школе группе на тему «Перелётные птицы»

ОбразовательнаяØ Обобщать знания детей о перелётных птицах.ВоспитательныеØ Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете.Ø Закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» с...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшей и подготовительной групп на тему «Путешествие в мир планет».

Конспект непосредственно-образовательной       деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшей и подготовительной групп на тему «Путешествие в мир пла...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной (6-7 лет) к школе группы. Тема: «Откуда хлеб пришел».

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром  в подготовительной (6-7 лет) к школе группы. Тема: «О...

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история прои...