Система работы по ознакомлению с природно-экологическим своеобразием родного края с детьми 2 мл. гр.
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему
"К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца , не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного , чувство поэзии, а может быть, и простая человечность. "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pilyugina.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по ознакомлению с природно-экологическим своеобразием родного края с детьми 2 мл. гр.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Приоритетным в моей работе является «Экологическое воспитание детей младшего возраста».
Знакомство с природой родного края начинается с младшего возраста.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с природой родного края, я поставила перед собой следующие задачи:
- последовательно, в определенной системе формировать у детей знания о природе родного края, трудовые навыки, разнообразные умения;
- использовать природоведческое содержание НОД для усвоения речевых умений ( усвоение словаря, грамматическая правильность речи);
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту.
В своей работе я использую формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны:
наглядные : наблюдения, рассматривание картин,
практические : игра, труд, опыты,
словесный метод: рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы.
Во время ежедневных прогулок наблюдаем сезонные изменения в природе:
Осенью становиться холоднее, листья начинают изменять окраску, опадать; птицы улетают в теплые края. В это время собирают урожай овощей и фруктов. Учимся по внешнему виду, вкусу, форме различать наиболее распространенные овощи и фрукты, назвать их.
Зимой проводим целевые прогулки по участку детского сада. Расширяем представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег). Организовываем наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливаем их . Замечаем красоту зимней природы : деревья в снежном уборе, снег накрыл землю.
Весной продолжаем знакомить с характерными особенностями весенней природы (ярче светит солнце, снег тает, вырастает трава, распускаются листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки).
Показываем детям, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.
Летом расширяем представления детей о летних изменениях в природе (жарко, яркое солнце, цветут растения, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах и т.п.) В это время созревают многие фрукты, овощи, ягоды.
На прогулке наблюдаем за деревьями, кустарниками, из каких частей состоит дерево (ствол, корни, ветки), чем отличаются от кустарников. Наблюдаем за растениями. Сравниваем листья с разных деревьев (рябина, клен, яблоня). Учимся запоминать названия деревьев растущих на территории нашего детского сада (рябина, тополь, клен). Наблюдаем за животными. Часто можно увидеть щенков, котят, дети с удовольствием наблюдают за ними.
Наблюдение сопровождаю художественным словом, читаю стихи, играем в различные игры: ходим, прыгаем, как животные, летаем как птицы, клюем зерна, как воробьи.
Во время прогулок обращаем внимание детей на красоту природы , приятный запах, свежесть воздуха. Я рассказываю детям, что деревья посадили люди, которые много поработали, Они ухаживали за деревьями и позаботились о том, чтобы здесь было красиво и можно было хорошо отдыхать, что зеленые насаждения нужно беречь. Знакомимся о правилах поведения в природе.
НОД провожу после наблюдений на прогулках и в уголке природы с целью закрепления и уточнения знаний.
Мы знакомим малышей с растениями и животными родного края, знакомимся с домашними животными и их детенышами, их поведением и питанием, с птицами. Расширяем представления о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза).
Учимся отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа.), фрукты (яблоко, груша, персик. ), ягоды (малина, смородина.)
Большую роль в закреплении представлений о природе играет картина. Через картины, изображающие пейзаж, я приучаю детей видеть красоту родной природы.
С первых дней пребывания в детском саду привлекаем детей к рассматриванию растений в уголке природы, животных на картинках, иллюстрациях. Знакомимся с комнатными растениями (фикус, герань), узнаем, что для роста нужны земля, вода, воздух, формируем умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить— оно может засохнуть и т.п.).
Постепенно приучаем малышей к совместным действиям по уходу за растениями.
С целью вовлечения родителей в образовательный процесс я применяю разнообразные формы работы: индивидуальные беседы, анкетирование, консультации «О чем говорят растения», «Удивительное рядом», «Не дерево, а аптека», «Мордовские пословицы о природе», родительские собрания «Экологическое воспитание в семье». Совместно с родителями созданы все условия для гармоничного развития детей.
Рекомендую родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать, играть.
Таким образом, система работы по ознакомлению дошкольников с природно-экологическим своеобразием родного края позволяет решать задачи экологического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края
Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....
выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края
Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...
Система работы по ознакомлению дошкольников с Родным краем
консультация для педагогов...
НОД по ознакомлению с родным краем с детьми младшей группы.
Тема: Мой родной город Цель: обобщение знаний детей о родном городе. Задачи:...
«Реализация регионального компонента с детьми ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного края». На 2020-2021гг
Актуальность«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.Дошкольный возраст-благоприятный период для потенцион...
ПРОЕКТ по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Просторы Ямала»
Данный проект разработан для детей подготовительной к школе группы с цельюформирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем....
Педагогический проект по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Ямал – мал, да удал…»
Данный проект разработан для детей старшой группы с целью формирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем. В данный п...