Ознакомление дошкольников с географическим и природно-экологическим разнообразием родного края
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Администрация городского округа Саранск
Департамент по социальной политике
Управление образования
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Центр развития ребёнка – детский сад №46»
Конспект открытой непосредственно
образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
на тему: «Ознакомление дошкольников с географическим и природно-экологическим разнообразием родного края»
Подготовила и провела:
воспитатель
высшей квалификационной категории
подготовительная группа
Малькина Н.А.
Г.о. Саранск
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить детей с картой «РМ», обозначениями на ней.
- Закрепить и расширить знания детей в родном крае, разнообразии растительного и животного мира.
2. Развивающие задачи:
- Развитие представлений о природе, осознание личностных отношений к окружающему миру.
3. Воспитательные задачи:
- Закрепить знания о правилах поведения в природе.
- Воспитывать интерес, любознательность и бережное отношение к живой природе, знать о пользе растений и птиц.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Беседы о родном крае, городе, его богатствах, климате и т.д., рассматривание карты «РМ», рассматривание альбомов, книг, картин, иллюстраций о Мордовии, городе Саранске, заучивание стихов, пословиц, чтение различных произведений мордовских писателей, прослушивание музыкальных произведений мордовских композиторов, рисование и аппликация по мотивам мордовского орнамента, просмотр сюжета «Побелка деревьев».
Словарная работа: образование прилагательных к словосочетанию «Какая погода?»
Методические приемы: словесный, наглядный, практический.
Материал и оборудование:
1. Картины и иллюстрации, открытки: «Весна», «Мордовия моя».
2. «На краю мещеры» (заповедник им. П.Г. Смидовича) Саранск 1978.
3. «Природа мордовского края» МГУ г. Саранск 2008.
4. «Мордовия» Саранск 2000.
5. Карта «РМ»
6. Альбомные листы с изображением деревьев, белая гуашь, кисточки. Карточки с изображениями птиц, кормушка в плоскостном изображении, куклы в национальных костюмах (русский, мордовский, татарский).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычные гости – это куклы в мордовском, татарском и русском костюмах. Они хотят, чтобы вы их чем-то удивили на сегодняшнем занятии. Будем стараться? Послушайте стихи замечательного мордовского поэта Анатолия Мартынова:
Нам в Саранске замечательно живется
Наша жизнь в России светлой песней льется.
Здесь мокшанки и нарядны, и красивы
Мой Саранск! Саранск известей всей России!
Воспитатель: О каком городе говорится в этом стихотворении?
Дети: О городе Саранске!
Воспитатель: А мыс вами в каком городе живем?
Д: В городе Саранске
Воспитатель: А как называется республика, в котором мы живем?
Д: Республика Мордовия
Воспитатель: Люди каких национальностей живут в Мордовии?
Д: Мордва, татары, русские
Воспитатель: У каждой национальности свой язык. На каком языке разговаривают мордва и татары? А все вместе они общаются и понимают друг друга на каком языке?
Д: Мордва – на мордовском, татары – на татарском, а общаются между собой и понимают друг друга – на русском
Воспитатель: Давным-давно, когда нас еще не было на свете, наш город был маленьким, а дома были деревянные, одноэтажные (показывает фотографии).
Воспитатель: Сейчас наш город стал большим и красивым. На его улицах построены многоэтажные дома (показывает фотографии).
Воспитатель: Ребята, в городе много различных улиц, перекрестков, площадей. Назовите те, которые вы знаете?
Дети называют улицы на которых живут, а воспитатель добавляет.
Воспитатель: На какой улице расположен наш детский сад?
Дети: Проспект 70 лет Октября.
Воспитатель: А кто может назвать свой домашний адрес?
Дети называют (2-3 ребенка)
Воспитатель: Ребята, в Мордовии много различных городов. Назовите те, которые вы знаете?
Дети: Саранск, Рузаевка, Краснослободск, Темников, Ковылкино, Ардатов, Инсар.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на карту Мордовии. Я вам покажу границы нашей республики и мы вспомним, как обозначаются города на карте и где они расположены (показывает и вызывает 2-3 ребенка найти и показать обозначение города).
Воспитатель: Обратите внимание, что на карте Мордовии много мест зеленого цвета. А что обозначают зеленым цветом?
Дети: Растительность
Воспитатель: Это значит, что наша республика богата лесами. Покажите на карте, в каких местах много растительности
(вызывает показать на карте 2-3 детей)
Воспитатель: А голубым цветом что обозначают на картах?
Дети: Реки и другие водоемы
Воспитатель: Возле города Темников расположен заповедник (показывает на карте), в котором обитают редкие животные (зубры), много птиц, там очень красивая природа (показывает иллюстрации)
Воспитатель: Звери, птицы, растения в заповеднике охраняются государством – это значит, что здесь нельзя охотиться на животных и птиц, рубить деревья, устраивать пикники. Можно только гулять и любоваться красотой природы.
Воспитатель: Ребята, у нас в городе тоже есть красивые места, куда мы можем пойти отдохнуть. Давайте вспомним и назовем некоторые.
Дети: Краеведческий музей, кукольные театр, парк отдыха, кинотеатр, театр оперы и балета и др.
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: А месяц?
Дети: Апрель
Воспитатель: Назовите основные признаки весны. Но называть их нужно одним словом, ответив на вопрос «Какая погода весной?»
Дети: Солнечная, ясная, переменчивая, дождливая.
Воспитатель: Мы с вами учили много стихов о весне. Давайте вспомним и расскажем самые хорошие
Дети читают стихи (2-3 ребенка)
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем потешку о весне. Кто может ее рассказать?
Ребенок говорит потешку:
Весна – красна!
На чем пришла?
На березе, на сосне,
На шелковой на траве,
На ржаном снопочке,
На золотом колосочке.
Воспитатель: Назовите деревья и кустарники, которые растут в нашей местности?
Дети: Береза, тополь, липа, клен, сосна, ель, сирень, черемуха и др.
Воспитатель: Для чего нужны растения?
Дети: Они дают нам кислород, чтобы дышать. Украшают Землю своей красотой. Можно спрятаться от солнца в жаркие дни
Воспитатель: Сейчас я вас приглашаю на прогулку в парк (Дети проходят за воспитателем в парк в другую часть комнаты или зал, который оформлен картинами с весенними пейзажами, рисунками. Импровизация дерева с кормушкой)
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в парк. Здесь мы гости или хозяева?
Дети: Гости
Воспитатель: А раз мы гости – значит должны соблюдать некие правила поведения. Правда ведь?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Расскажи, что это означает». И всем станет ясно и понятно, как мы должны вести себя на природе.
(Дети каждый получают по 1 картинке, на которой отображено то, что нельзя делать людям, пришедшим в лес, парк (не включать громко музыку, не оставлять костры, не разорять гнезд, муравейников, не рвать много цветов, не ловить насекомых и птиц, не брать домой животных и др.) Каждый рассказывает о своей картинке).
Воспитатель: Скажите, а что же можно делать, придя в парк?
Воспитатель: Можно фотографировать, снимать на видеокамеру, делать зарисовки или просто любоваться красотой увиденного.
Воспитатель: Смотрите, друзья, кормушка. А вот птиц на ней нет. Нам нужно оживить картинку. Какие птицы должны сейчас прилетать на кормушку?
Дети: Зимующие и перелетные, которые прилетают ранней весной, и которые еще не улетели (грачи прилетают в марте).
Воспитатель: Сейчас ранняя весна, птицам нужно помогать.
Воспитатель: Давайте назовем зимующих птиц в нашей местности
Дети: Ворона, воробей, дятел, синица, голубь, клест, сова.
Воспитатель: Клест и сова – необычные птицы. Чем они отличаются от остальных?
Дети: Сова – ночная птица, охотится на мышей; клесты – выводят птенцов зимой – в январе.
Воспитатель: Ребята, мы наблюдали из окна, как на нашу рябинку прилетали стайками птицы, поклевали всю рябинку и улетели. Кто помнит и назовет этих птиц.
Дети: Свиристели, дрозды
Воспитатель: Это перелетные птицы, с наступлением тепла они улетят.
Воспитатель: Наши добрые друзья, прилетайте все сюда! (Дети берут карточки с изображением птиц, прикрепляют на кормушку и дерево – фланелеграф)
Воспитатель: Чем полезны птицы? (Жуки, гусеницы погубили бы растения, а птицы их едят)
Воспитатель: Правильно, мы должны охранять живую природу и заботиться о ней.
Воспитатель: Как мы можем заботиться о птицах?
Дети: Не разорять гнезд и другим не позволять, вешать кормушки и насыпать туда корм.
Воспитатель: Друзья, давайте сделаем привал и поиграем в интересную игру:
(Рассаживаются на лавочку)
Воспитатель: Вы все знаете, что на территории парка есть место, где живут дикие и домашние животные под одной крышей. Как оно называется?
Дети: Зоопарк!
Воспитатель: Вот мы и поиграем в игру «Кто живет в зоопарке». Кто-то загадывает загадку, а остальные отгадывают.
Я начинаю:
1) Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна
Просыпается от сна (Медведь)
(дальше загадывают дети)
2) Длинное ухо, комочек пуха
Прыгает ловко, любит морковку (Заяц, кролик)
3) Квохчет, квохчет
Детей созывает
Всех под крыло собирает (Курица)
4) Кто зимой холодной
Бродит по лесу злой, голодный (Волк)
5) Рыжая плутовка
В деревне кур крадет (Лиса)
6) Быстрый маленький зверек
По деревьям скок – поскок (Белка)
7) Всех я вовремя бужу
Хоть часов не завожу (Петух)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы о лесе, о природе. Я начинаю, вы продолжаете.
(ответы детей)
1) Береги землю родимую, как мать любимую.
2) Лес – это богатство и краса, береги наши леса.
3) Кто природу губит, тот свой край не любит.
4) Люби лес, люби природу, вечно будешь мил народу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же это за цветы? Снег еще не весь растаял, а на солнечных местах уже такая красота цветет. Как называются эти растения?
Дети: Первоцветы.
Воспитатель: Правильно, дети. Есть много разных первоцветов. Назовем некоторые (подснежник, крокус, примула, сон-трава, прострел и другие).
Воспитатель: Мы нарисовали целый альбом с первоцветами и подарим его нашим гостям – куклам, хорошо?
Воспитатель: Ребята, я приглашаю поиграть в игру «Слушай-изображай»
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысячи цветов вокруг! (разводят руки в стороны)
К солнце тянутся цветы,
С ними потянись и ты. (потягивания – руки вверх)
На тропинку – прыг, лягушка.
Ты куда спешишь, квакушка?
С кочки прыг! На кочку прыг!
В воду плюх! Ногами – дрыг! (прыжки на месте)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (наклоны)
А потом опять встают,
И по прежнему цветут!
Воспитатель: Пора возвращаться, нам нужно выполнить еще одно важное задание. Хотите узнать какое?
Дети: Да!
(Дети подходят к столам, где лежат альбомные листы, кисточки, в банках гуашь белого цвета. Рассаживаются за столы)
Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили о том, что есть вредные жуки, гусеницы, которые вредят деревьям. Так вот – люди научились предостерегать эту беду. Мы с вами об этом смотрели сюжет. Кто из вас может вспомнить и рассказать, как это происходит.
Дети: Люди делают специальную жидкость белого цвета и красят ей нижнюю часть ствола дерева.
Воспитатель: Называется этот процесс – побелка деревьев (спрашивает 2-3 детей).
Воспитатель: Сейчас вы очень постараетесь и изобразите на бумаге, как же происходит побелка деревьев. Рассаживаемся поудобнее и начинаем работать.
(Дети приступают к работе)
Воспитатель: А пока ваши рисунки сохнут, мы поиграем в игру «Прилетели птицы». Слушаем внимательно, и если я называю не птицу, вы делаете хлопок ладошками.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи (мухи – насекомые)
Прилетели птицы, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (макароны – продукт питания)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, лебеди, скворцы… все вы молодцы!
Воспитатель: А теперь берем каждый свой рисунок и встанем рядышком друг с другом. У нас получился свой красивый весенний парк. Красиво, правда? И никакие вредные жуки и гусеницы деревьям уже не страшны.
Воспитатель: Как вы думаете, у нас получилось удивить наших гостей?
(ответы детей)
Воспитатель: Что особенно вам запомнилось из сегодняшнего занятия?
(дети называют)
Воспитатель: Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь.
Список использованной литературы
1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина – Ярославль: Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000. -224с.
2. Азбука живой природы: Растения и животные леса / Авт.-сост. О.В.Конаева. – Тула: Родничок, -М.: Астрель, 1999. – 483с.
3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002. – 159с.
4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002. – 184с.
5. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. 2-е изд. –Мн.: Асар, 2001. -128с.
6. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей гувернеров и родителей. –М.: Гном и Д, 2000. -64с.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Саранск
Департамент по социальной политике
Управление образования
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Центр развития ребёнка – детский сад №46»
Конспект открытой непосредственно
образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
на тему: «Ознакомление дошкольников с географическим и природно-экологическим разнообразием родного края»
Подготовила и провела:
воспитатель
высшей квалификационной категории
подготовительная группа
Малькина Н.А.
Г.о. Саранск
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить детей с картой «РМ», обозначениями на ней.
- Закрепить и расширить знания детей в родном крае, разнообразии растительного и животного мира.
2. Развивающие задачи:
- Развитие представлений о природе, осознание личностных отношений к окружающему миру.
3. Воспитательные задачи:
- Закрепить знания о правилах поведения в природе.
- Воспитывать интерес, любознательность и бережное отношение к живой природе, знать о пользе растений и птиц.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Беседы о родном крае, городе, его богатствах, климате и т.д., рассматривание карты «РМ», рассматривание альбомов, книг, картин, иллюстраций о Мордовии, городе Саранске, заучивание стихов, пословиц, чтение различных произведений мордовских писателей, прослушивание музыкальных произведений мордовских композиторов, рисование и аппликация по мотивам мордовского орнамента, просмотр сюжета «Побелка деревьев».
Словарная работа: образование прилагательных к словосочетанию «Какая погода?»
Методические приемы: словесный, наглядный, практический.
Материал и оборудование:
1. Картины и иллюстрации, открытки: «Весна», «Мордовия моя».
2. «На краю мещеры» (заповедник им. П.Г. Смидовича) Саранск 1978.
3. «Природа мордовского края» МГУ г. Саранск 2008.
4. «Мордовия» Саранск 2000.
5. Карта «РМ»
6. Альбомные листы с изображением деревьев, белая гуашь, кисточки. Карточки с изображениями птиц, кормушка в плоскостном изображении, куклы в национальных костюмах (русский, мордовский, татарский).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычные гости – это куклы в мордовском, татарском и русском костюмах. Они хотят, чтобы вы их чем-то удивили на сегодняшнем занятии. Будем стараться? Послушайте стихи замечательного мордовского поэта Анатолия Мартынова:
Нам в Саранске замечательно живется
Наша жизнь в России светлой песней льется.
Здесь мокшанки и нарядны, и красивы
Мой Саранск! Саранск известей всей России!
Воспитатель: О каком городе говорится в этом стихотворении?
Дети: О городе Саранске!
Воспитатель: А мыс вами в каком городе живем?
Д: В городе Саранске
Воспитатель: А как называется республика, в котором мы живем?
Д: Республика Мордовия
Воспитатель: Люди каких национальностей живут в Мордовии?
Д: Мордва, татары, русские
Воспитатель: У каждой национальности свой язык. На каком языке разговаривают мордва и татары? А все вместе они общаются и понимают друг друга на каком языке?
Д: Мордва – на мордовском, татары – на татарском, а общаются между собой и понимают друг друга – на русском
Воспитатель: Давным-давно, когда нас еще не было на свете, наш город был маленьким, а дома были деревянные, одноэтажные (показывает фотографии).
Воспитатель: Сейчас наш город стал большим и красивым. На его улицах построены многоэтажные дома (показывает фотографии).
Воспитатель: Ребята, в городе много различных улиц, перекрестков, площадей. Назовите те, которые вы знаете?
Дети называют улицы на которых живут, а воспитатель добавляет.
Воспитатель: На какой улице расположен наш детский сад?
Дети: Проспект 70 лет Октября.
Воспитатель: А кто может назвать свой домашний адрес?
Дети называют (2-3 ребенка)
Воспитатель: Ребята, в Мордовии много различных городов. Назовите те, которые вы знаете?
Дети: Саранск, Рузаевка, Краснослободск, Темников, Ковылкино, Ардатов, Инсар.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на карту Мордовии. Я вам покажу границы нашей республики и мы вспомним, как обозначаются города на карте и где они расположены (показывает и вызывает 2-3 ребенка найти и показать обозначение города).
Воспитатель: Обратите внимание, что на карте Мордовии много мест зеленого цвета. А что обозначают зеленым цветом?
Дети: Растительность
Воспитатель: Это значит, что наша республика богата лесами. Покажите на карте, в каких местах много растительности
(вызывает показать на карте 2-3 детей)
Воспитатель: А голубым цветом что обозначают на картах?
Дети: Реки и другие водоемы
Воспитатель: Возле города Темников расположен заповедник (показывает на карте), в котором обитают редкие животные (зубры), много птиц, там очень красивая природа (показывает иллюстрации)
Воспитатель: Звери, птицы, растения в заповеднике охраняются государством – это значит, что здесь нельзя охотиться на животных и птиц, рубить деревья, устраивать пикники. Можно только гулять и любоваться красотой природы.
Воспитатель: Ребята, у нас в городе тоже есть красивые места, куда мы можем пойти отдохнуть. Давайте вспомним и назовем некоторые.
Дети: Краеведческий музей, кукольные театр, парк отдыха, кинотеатр, театр оперы и балета и др.
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: А месяц?
Дети: Апрель
Воспитатель: Назовите основные признаки весны. Но называть их нужно одним словом, ответив на вопрос «Какая погода весной?»
Дети: Солнечная, ясная, переменчивая, дождливая.
Воспитатель: Мы с вами учили много стихов о весне. Давайте вспомним и расскажем самые хорошие
Дети читают стихи (2-3 ребенка)
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем потешку о весне. Кто может ее рассказать?
Ребенок говорит потешку:
Весна – красна!
На чем пришла?
На березе, на сосне,
На шелковой на траве,
На ржаном снопочке,
На золотом колосочке.
Воспитатель: Назовите деревья и кустарники, которые растут в нашей местности?
Дети: Береза, тополь, липа, клен, сосна, ель, сирень, черемуха и др.
Воспитатель: Для чего нужны растения?
Дети: Они дают нам кислород, чтобы дышать. Украшают Землю своей красотой. Можно спрятаться от солнца в жаркие дни
Воспитатель: Сейчас я вас приглашаю на прогулку в парк (Дети проходят за воспитателем в парк в другую часть комнаты или зал, который оформлен картинами с весенними пейзажами, рисунками. Импровизация дерева с кормушкой)
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в парк. Здесь мы гости или хозяева?
Дети: Гости
Воспитатель: А раз мы гости – значит должны соблюдать некие правила поведения. Правда ведь?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Расскажи, что это означает». И всем станет ясно и понятно, как мы должны вести себя на природе.
(Дети каждый получают по 1 картинке, на которой отображено то, что нельзя делать людям, пришедшим в лес, парк (не включать громко музыку, не оставлять костры, не разорять гнезд, муравейников, не рвать много цветов, не ловить насекомых и птиц, не брать домой животных и др.) Каждый рассказывает о своей картинке).
Воспитатель: Скажите, а что же можно делать, придя в парк?
Воспитатель: Можно фотографировать, снимать на видеокамеру, делать зарисовки или просто любоваться красотой увиденного.
Воспитатель: Смотрите, друзья, кормушка. А вот птиц на ней нет. Нам нужно оживить картинку. Какие птицы должны сейчас прилетать на кормушку?
Дети: Зимующие и перелетные, которые прилетают ранней весной, и которые еще не улетели (грачи прилетают в марте).
Воспитатель: Сейчас ранняя весна, птицам нужно помогать.
Воспитатель: Давайте назовем зимующих птиц в нашей местности
Дети: Ворона, воробей, дятел, синица, голубь, клест, сова.
Воспитатель: Клест и сова – необычные птицы. Чем они отличаются от остальных?
Дети: Сова – ночная птица, охотится на мышей; клесты – выводят птенцов зимой – в январе.
Воспитатель: Ребята, мы наблюдали из окна, как на нашу рябинку прилетали стайками птицы, поклевали всю рябинку и улетели. Кто помнит и назовет этих птиц.
Дети: Свиристели, дрозды
Воспитатель: Это перелетные птицы, с наступлением тепла они улетят.
Воспитатель: Наши добрые друзья, прилетайте все сюда! (Дети берут карточки с изображением птиц, прикрепляют на кормушку и дерево – фланелеграф)
Воспитатель: Чем полезны птицы? (Жуки, гусеницы погубили бы растения, а птицы их едят)
Воспитатель: Правильно, мы должны охранять живую природу и заботиться о ней.
Воспитатель: Как мы можем заботиться о птицах?
Дети: Не разорять гнезд и другим не позволять, вешать кормушки и насыпать туда корм.
Воспитатель: Друзья, давайте сделаем привал и поиграем в интересную игру:
(Рассаживаются на лавочку)
Воспитатель: Вы все знаете, что на территории парка есть место, где живут дикие и домашние животные под одной крышей. Как оно называется?
Дети: Зоопарк!
Воспитатель: Вот мы и поиграем в игру «Кто живет в зоопарке». Кто-то загадывает загадку, а остальные отгадывают.
Я начинаю:
1) Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна
Просыпается от сна (Медведь)
(дальше загадывают дети)
2) Длинное ухо, комочек пуха
Прыгает ловко, любит морковку (Заяц, кролик)
3) Квохчет, квохчет
Детей созывает
Всех под крыло собирает (Курица)
4) Кто зимой холодной
Бродит по лесу злой, голодный (Волк)
5) Рыжая плутовка
В деревне кур крадет (Лиса)
6) Быстрый маленький зверек
По деревьям скок – поскок (Белка)
7) Всех я вовремя бужу
Хоть часов не завожу (Петух)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы о лесе, о природе. Я начинаю, вы продолжаете.
(ответы детей)
1) Береги землю родимую, как мать любимую.
2) Лес – это богатство и краса, береги наши леса.
3) Кто природу губит, тот свой край не любит.
4) Люби лес, люби природу, вечно будешь мил народу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же это за цветы? Снег еще не весь растаял, а на солнечных местах уже такая красота цветет. Как называются эти растения?
Дети: Первоцветы.
Воспитатель: Правильно, дети. Есть много разных первоцветов. Назовем некоторые (подснежник, крокус, примула, сон-трава, прострел и другие).
Воспитатель: Мы нарисовали целый альбом с первоцветами и подарим его нашим гостям – куклам, хорошо?
Воспитатель: Ребята, я приглашаю поиграть в игру «Слушай-изображай»
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысячи цветов вокруг! (разводят руки в стороны)
К солнце тянутся цветы,
С ними потянись и ты. (потягивания – руки вверх)
На тропинку – прыг, лягушка.
Ты куда спешишь, квакушка?
С кочки прыг! На кочку прыг!
В воду плюх! Ногами – дрыг! (прыжки на месте)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (наклоны)
А потом опять встают,
И по прежнему цветут!
Воспитатель: Пора возвращаться, нам нужно выполнить еще одно важное задание. Хотите узнать какое?
Дети: Да!
(Дети подходят к столам, где лежат альбомные листы, кисточки, в банках гуашь белого цвета. Рассаживаются за столы)
Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили о том, что есть вредные жуки, гусеницы, которые вредят деревьям. Так вот – люди научились предостерегать эту беду. Мы с вами об этом смотрели сюжет. Кто из вас может вспомнить и рассказать, как это происходит.
Дети: Люди делают специальную жидкость белого цвета и красят ей нижнюю часть ствола дерева.
Воспитатель: Называется этот процесс – побелка деревьев (спрашивает 2-3 детей).
Воспитатель: Сейчас вы очень постараетесь и изобразите на бумаге, как же происходит побелка деревьев. Рассаживаемся поудобнее и начинаем работать.
(Дети приступают к работе)
Воспитатель: А пока ваши рисунки сохнут, мы поиграем в игру «Прилетели птицы». Слушаем внимательно, и если я называю не птицу, вы делаете хлопок ладошками.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи (мухи – насекомые)
Прилетели птицы, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (макароны – продукт питания)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, лебеди, скворцы… все вы молодцы!
Воспитатель: А теперь берем каждый свой рисунок и встанем рядышком друг с другом. У нас получился свой красивый весенний парк. Красиво, правда? И никакие вредные жуки и гусеницы деревьям уже не страшны.
Воспитатель: Как вы думаете, у нас получилось удивить наших гостей?
(ответы детей)
Воспитатель: Что особенно вам запомнилось из сегодняшнего занятия?
(дети называют)
Воспитатель: Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь.
Список использованной литературы
1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина – Ярославль: Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000. -224с.
2. Азбука живой природы: Растения и животные леса / Авт.-сост. О.В.Конаева. – Тула: Родничок, -М.: Астрель, 1999. – 483с.
3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002. – 159с.
4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002. – 184с.
5. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. 2-е изд. –Мн.: Асар, 2001. -128с.
6. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей гувернеров и родителей. –М.: Гном и Д, 2000. -64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...
Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края"
Консультация для воспитателей включает в себя информацию о необходимости знакомства детей с русской народной культурой и традициями....
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность....
Ознакомление дошкольников с задержкой психического развития с природой родного края
К вопросам экологического воспитания дошкольников в своё время обращалось много учёных: Сухомлинский Василий Александрович, Саморукова Полина Григорьевна, Николаева Светлана Николаевна, Гризик Татьяна...
«Комплексно-тематический план по проектной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста произвольной возрастной группы с родным краем»
Проектная деятельность в подготовительной группе по теме : "Ознакомление дошкольников с родным краем"...
Презентация по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Деревья родного края»
Знакомить детей с понятием лес, уточнить представление о лиственных, хвойных и смешанных лесах; побуждать детей к природоохранной деятельности. Закрепить правила поведения в природе, ф...
Проект на тему: «Ознакомление старших дошкольников с историей г. Вихоревка и природой родного края»
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государствен...