«В гостях у Почемучки. Почему у зайца уши большие и на что они похожи»
методическая разработка (старшая группа)

Киргизова Валентина Михайловна

«В гостях у Почемучки. Почему у зайца уши большие и на что они похожи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №29 «Светлячок»

ООД

в группе общеразвивающей направленности от 5 -6 лет

«В гостях у Почемучки. Почему у зайца уши большие и на что они похожи?»

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Киргизова В.М.

2020  г.  

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Цель:

- закрепление и расширение знаний детей о диких и домашних животных на примере зайцев.

Задачи:

Образовательные:

- повышать речевую активность детей; обогащать словарный запас;

- уточнить представление детей об обитателях леса;

Развивающие:

- развивать внимание, память детей, логическое мышление, наблюдательность;

- развивать фантазию и творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе;

Методы и приемы:

1. Практические (составление картины из пазл, физкультминутка);

2. Наглядные ( демонстрация картин, иллюстраций, презентации);

3. Словесные (рассказы, беседы, загадки).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В.Бианки «Сова»; игра по сказке; чтение произведений Е.Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк». Чтение рассказа Л.Толстого «Зайцы».

Материалы и оборудование:

компьютер, проектор, экран, картины с изображением зайца и домашних кроликов, «волшебный» чемоданчик; цветные картинки с изображением диких животных, презентация «Почему у зайца уши длинные?».

Словарная работа: травоядное животное (растительноядное), разнообразная окраска, приспособлены, лопоухий, зрячими, рупор, вертикально.

Ход занятия

1. Открытый вход в деятельность. Игровая мотивация.

Психологический настрой «Цепочка дружбы»

Дети стоят по кругу.

Воспитатель: (обращается к детям) «Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!»

2. Вводно-организационный. Вводная беседа.

Воспитатель:

Дети, сегодня у нас в гостях наш любимый Почемучка. Вы знаете, что он любит задавать вопросы. А за правильные ответы что-то дарит. Мы все любим подарки, поэтому постараемся ответить на все его вопросы.

(Входит Почемучка. У него в руках чемоданчик.)

3. Мотивация на деятельность. Создание проблемной ситуации, Почемучка: Здравствуйте , ребята! Сегодня я принес вам подарок. Это картина из пазл. Но подарю его за правильные ответы на мои вопросы. За каждый ваш правильный ответ – одна частичка картины(1 пазл.) Все готовы? Начинаем!

4. Объяснение нового или расширение имеющихся знаний. Активизация самостоятельно мышления.

Вопрос: О ком пойдет речь, догадайтесь:

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц)

Вопрос: Составьте рассказ о зайце, заканчивая предложения.

 

- Заяц живет в лесу в …(ямке).

- Летом заяц ….(серый), а зимой ….(белый).

- У зайца длинные ….(уши).

- Круглая …(голова).

- Передние лапки короче ….(задних)

- Задние лапы приспособлены для ….(прыгания)

- Хвостик ….(маленький).

- В гору заяц …..(бегом), а с горы ….(кувырком).

- У зайца теплая, легкая …..(шубка).

- Заяц боится …(лисы, волка, собаки, людей).

- Заяц любит есть ….(капусту, морковь, репу, траву, кору деревьев).

- Заяц быстро ….(бегает), ловко …..(скачет), но не умеет …..(плавать и лазать по деревьям).

- У зайчихи летом рождаются ….(зайчата).

Вопрос: Зайцы – травоядные животные. Что это значит?

Дети:

Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие.

Вопрос: Что вы можете сказать о заячьих зубах?

Дети:

Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения.

Вопрос: Как в сказках обычно называют зайца?

Дети: Зайка-трусишка.

Воспитатель:

Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов. А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании, когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет».

5. Динамическая пауза. Игровые приемы.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Посмотрите, что за пальчик!

Ловко прыгает, как зайчик.

На бревно и на пенек

Скок да прыг и прыг да скок!

(Дети сжимают руки в кулачки, вытягивая два пальца и сгибая их. Затем изображают руками прыгающие движения.)

Физминутка:

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать (ходьба на месте)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах (приседание)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зеленый

И несется меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (прыжки на месте)

Замер зайчик средь травы,

А теперь замрем и мы! (дети садятся на свои места)

Вопрос:

В сарае, в клетке он живёт,

Морковку сладкую грызёт.

Ох, и острые же зубки,

Он всегда в пушистой шубке,

Лопоухий, хвост как нолик.

Все узнали его…

Дети: Кролик.

Вопрос: Расскажите про кролика (показ картинки)

Дети: Кролики это совсем другое животное – домашнее. Имеют сходство с зайцем. Тело покрыто шерстью. Имеют длинные уши, короткие хвосты, передвигаются прыжками. У них очень острые и длинные передние зубы.

Воспитатель: Я помогу. И кролики, и зайцы являются растительноядные. Кроме различных растений, любят обгрызать кору с деревьев.

Домашние кролики уже давно живут возле человека, который вывел много разных пород кроликов. Домашние кролики бывают разных цветов (серые, белые, черные) и не меняют окрас шерсти зимой, как заяц.

Вопрос : Расскажите, какие различия есть у зайцев и кроликов.

Дети:

Заяц летом серый, а зимой белый. Он не копает нор и долго не может жить на одном месте. Зайцы крупнее, и у них длиннее лапы и уши. Зайчата рождаются зрячими, покрытыми шерстью.

Кролики имеют разнообразную окраску. Кролик норы копает, постоянно их достраивает. Уши и передние лапы короче, чем у зайца. Крольчата рождаются голыми и слепыми, мать ухаживает за ними.

Почемучка: У меня в чемоданчике еще что-то есть. Это рупор. А зачем он? С начала ответьте на вопрос.

Вопрос: Почему у зайца уши большие?

Дети: У зайца наилучший слух. Заяц прижимается к земле, поднимает уши вертикально и, оставаясь невидимым, узнает обо всем, что творится далеко вокруг.

Воспитатель: Но если идет дождь, приходиться складывать уши, сгибать, чтобы в них не попадала вода и чтобы не заболеть. Так что в дождь ему приходится высовывать голову для выяснения обстановки, что крайне опасно для жизни зайца. Уши у зайца обладают еще одной замечательной особенностью - это своеобразный холодильник. В сильную жару они спасают зайца от перегрева - через тонкие большие уши заяц теряет треть своего тепла, и ему не надо высовывать язык, как это делает собака

ушей есть и другое предназначение., что помогает зайцу избавляться от лишнего тепла в организме и не допускать перегревания во время длительной погони. А зимой в холода он прижимает уши к спине, чтобы наоборот, не допустить потери тепла.

Вопрос: Что общего между зайцем и рупором?

Дети: Уши зайца похожи на рупор. Чем больше уши, тем лучше слышно.

Воспитатель: Длинные, чтобы не мешали на бегу. Заяц забрасывает их назад. Давайте посмотрим презентацию «Почему у зайца уши длинные?».

Показ презентации «Почему у зайца уши длинные?»

Почемучка: Ребята, мне понравились ваши интересные рассказы. Мы узнали много нового и интересного. Говорю вам спасибо, до свидания.

До новых встреч!

6. Открытый выход из деятельности. Обсуждение результатов

Воспитатель:

- Дети, а что вам понравилось на занятии?

- Что нового и интересного вы узнали?

- Ребята, если вам понравилось наше занятие, то возьмите красный шарик, если не понравилось, то возьмите синий шарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему зимой зайцы белые?

Мини проект Ребенок - родитель....

Конспект "Почему у зайца длинные уши"

Примерный конспект занятия по речевому развитию. Старший дошкольный возраст....

Мероприятие: «Эколята – дошколята» в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша») Тема: "Почему северный олень попал в Красную книгу?"

В рамках социального образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.5 июня 2019  в Де...

«Мама, а почему слон больше верблюда?» «Почему одуванчик желтый?» «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»

laquo;Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»...

Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по имени Лёк» история «Почему у зайца длинные уши и короткий х

Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по име...