Мероприятие: «Эколята – дошколята» в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша») Тема: "Почему северный олень попал в Красную книгу?"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
В рамках социального образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
5 июня 2019 в День всемирной защиты природы, в МАДОУ «Катюша» города Лабытнанги, ЯНАО, прошло мероприятие на тему: «Эколята» в гостях у Почемучек. Научной лаборатории «Почемучка» гостеприимно открыла двери для «Эколят – защитников природы». Вместе с ребятами они провели научное исследование: «Почему северный олень попал в Красную книгу».
В результате исследовательской деятельности, ребята пришли к выводу, что северный олень может жить только на севере. А одной из причин, исчезновения диких северных оленей - это свалки мусора, который засоряет окружающую среду. Свалки разрастаются по всей тундре. Какую посильную помощь дети – дошкольники могут оказать северным оленям? Это только борьба с мусором. По мнению ребят: «Его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала»
«Эколенок - Ёлочка» – сказочный герой - охотно провела мастер – класс на тему: «Как сделать поделку из конфетных фантиков».
А другой герой – «Эколенок - Шустрик» - предложил ребятам нарисовать природоохранные знаки.
В заключении сказочные герои – Эколята, за отличные знания о своем родном крае, всех ребят, предложили принять в ряды юных эколят - защитников природы.
Итогом праздника стало произнесение клятвы и исполнение «Гимна Эколят-дошколят».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_mini_-_sayta.docx | 257.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Катюша», ЯНАО г.Лабытнанги,
Мероприятие: «Эколята – дошколята » в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша»)
Тема: «Почему северный олень попал в Красную книгу?
Автор: Манзюк С.Б.,
воспитатель МАДОУ «Катюша»
1.Введение
«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
В.А. Сухомлинский
Настоящее мероприятие посвящено актуальному для современной экологической науки вопросу, связанному с загрязнением тундры – ореолом проживания северного оленя и в причинах его помещения в «Красную книгу». Структура мероприятия направлена на воспитание у подрастающего поколения чувства уважения к родной природе, развитию творческих, исследовательских способностей и осознанию важности защита окружающей среды для человека. Проведенное исследование помогает ребенку осознавать, что любовь к природе – это великое чувство, которое поможет человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее, ведь любить и беречь природу может лишь тот, кто знает её, изучает и понимает. Кроме того, мероприятие способствует становлению будущих гражданин своего края, своей страны и планеты, защитников родной природы.
Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день вопросу о росте количества свалок в тундре и вреде, который наносит человек родному краю, уделяется не так много внимания. В связи с этим, настоящее мероприятие способствует привлечению внимания взрослых и детей к экологическим проблемам северных широт – среде обитания северного оленя. Кроме того, мероприятие помогает детям внести свой собственный вклад в решение задач по охране окружающей среды.
Исходя из актуальности мероприятия, нами была поставлена следующая цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к соблюдению правил экологической культуры.
Задачи:
- рассказать детям о северном олене, о значимости северной природы, о воздействии человека на окружающую среду региона;
- при помощи различных технологий, способствовать развитию исследовательских способностей детей;
- продолжить воспитывать бережное отношение к природе.
Применяемые в мероприятии технологии: интерактивного обучения; здоровье-сберегающая технология; развивающего обучения; проблемного обучения; педагогическая; шоу-технология; технология эколого-педагогической работы.
Используемые методы и приемы: дидактические игры и задания: «По страницам Красной книги», «Меню северного оленя»; «Узнай по описанию»; экспериментальная деятельность на тему: «Почему олень не проваливается в болоте и снегу»; ручной труд; изготовление природоохранных знаков; встреча с ученым-экологом.
Новизна мероприятия заключается в раскрытии поставленного нами вопроса при помощи интеграции современных педагогических форм и исследовательских технологий.
Настоящее мероприятие значимо для современной экологической науки. Наряду с проблемой увеличения месторождений добычи нефти и газа, одной из самых важных экологических проблем ЯНАО является рост количества мусорных свалок на территории тундры – местом обитания дикого северного оленя. В результате эрозийных и криогенных процессов, механического повреждения растительного покрова, загрязнения атмосферы и почв происходит сокращение пастбищных площадей, что приводит к сокращению численности лесного северного оленя.
В связи с этим, важно помочь детям осознать важности заботы об окружающей среде, способствовать формированию экологической культуры дошкольников через исследовательскую, проектную деятельность и вовлечение в практическую природоохранную деятельность.
Настоящее мероприятие помогает решить поставленные задачи, а полученный нами опыт, в виде настоящего мероприятия, можно применять в работе других образовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации.
По итогам проведения мероприятия, нами были сделаны выводы и достигнуты следующие результаты: разумное сочетание современных технологий, познавательного и исследовательского интереса детей, их стремление к наблюдениям и опытам, позволили нам сформировать конкретные знания о северном олене, о значимости северной природы и воздействии человека на окружающую среду. Всё это, безусловно, создает благоприятные условия для формирования экологической культуры старших дошкольников.
2. Описание мероприятия «Эколята – дошкольники» в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша») Тема: почему северный олень попал в Красную книгу? | ||
Ведущий: сегодня к нам в научную лабораторию «Почемучка» во Всероссийский день защиты природы - пришли «Эколята – дошколята» - защитники природы (рис.1) | ||
Рис.1 «Эколята-дошколята» приветствуют всех присутствующих. | ||
«Эколята-дошколята» рассказывают, что никогда не были на Ямале. И хотят узнать, как дети заботятся о природе. Взрослый: наши дети заботятся о природе. У нас есть своя «говорящая Красная книга». Вот послушайте (рис.2) (приложение 1) | ||
Рис.2 Листы «говорящей Красной книги» | ||
«Эколята-дошколята» обращают внимание, что в Красной книге они увидели дикого северного оленя. - Почему северный олень занесен в Красную книгу? (ответы детей: мы не знали о том, что северные олени помещены в Красную книгу; оленей становятся мало, потому что они гибнут из-за голода и т.д.) Ведущий: я предлагаю пройти в нашу научную лабораторию «Почемучка», в которой дети занимаются познавательно - исследовательской деятельностью. И там провести исследования, как настоящие ученые и найти ответ: «Почему северный олень оказался в Красной книге?» А наши ребята расскажут Эколятам о нашей научной лаборатории «Почемучка» (рис.3 – 6). | ||
рис. 3 Эмблема научной лаборатории «Почемучка» | рис.4 Ребята проводят исследования, опыты, эксперименты | |
рис.5 | рис. 6 | |
Они любят наблюдать, проводят эксперименты, решают важные проблемы, беседуют с людьми разных профессий, защищают свои проекты. Ведущий: для того, чтобы провести наше исследование нам поможет игра. Она называется «Своя игра» (рис.7) | ||
рис.7 | ||
Ведущий: детское жюри будет следить за счетом игры». Я предлагаю, включит в нашу команду – «Эколят». Ведущий уточняет правила игры «Своя игра». На разноцветном круге, разделенного на 6 частей, внутри числа - от 1 до 6. Игрокам предлагаются вопросы. Вопросы оценены баллами от 1 до 6, в зависимости от сложности. Игроки выбирают вопрос. Например, цвет – желтый, а число - 6. (рис.8) | ||
рис. 8 Игрок выбирает вопрос | ||
После этого ведущий задает вопрос, игроки отвечают на него. Если ответ правильный, то игрок получает очки соответственно номиналу вопроса. Если ответ неправильный, то игроки имеют право воспользоваться подсказками (рис.9) | ||
Рис.9 | «Подумать самостоятельно» «Посмотреть в книгах» «Спросить у другого человека» «Провести эксперимент» «Узнать в интернете»» «Понаблюдать» | |
Взрослый объявляет начало игры (конспект игры «Своя игра» см. приложение 2)
| ||
Вопросы детям задают «Телезрители» (рис.10 – 13) | ||
рис.10 Вопрос от Мамонтенка: «Как зовут маму – олененка?» | рис.11 Вопрос от дедов Морозов: «Для чего оленю рога?» | |
рис. 12 Вопрос от медвежонка Умки: «Олени умеют плавать?» | рис.13 Вопрос от охотника: «Почему олени не проваливаются в снег?» | |
рис. 14 Вопрос от кота: «Есть ли враги у оленей?» | рис.15 Вопрос от Эдейки: «Чем питается олень?» | |
Ребята – участники в процессе игры участвовали в диалоге, активно рассуждали, доказывали, выдвигали гипотезы, давали определение понятиям, классифицировали, проводили эксперименты, сравнивали, обобщали и делали выводы (рис.16 – 19) |
рис. 16 «Галерея – экологические знаки» | рис.17 Игра «Меню для северных оленей» |
рис.18 Опыт «Почему олень не вязнет в болоте и снегу» | рис. 19 Физминутка |
рис. 20 Встреча с Штро Виктором Георгиевичем, директором государственного учреждения Экологический научно-исследовательский стационар института экологии растений и животных Уральского отделения РАН, кандидатом биологических наук. | рис.21 Игра: «Узнай по описанию» |
Воспитатель приглашает участников мероприятия в другую аудиторию «Зимний сад», где их встречает В.Г. Штро. Воспитатель: - Я хочу представить вам Штро Виктора Георгиевича - директора государственного учреждения Экологический научно-исследовательский стационар института экологии растений и животных Уральского отделения РАН. Виктор Георгиевич кандидат биологических наук. Он у нас сегодня в гостях. И мы ему зададим вопрос: ««Почему северный олень оказался в Красной книге?» (рис. 20) Штро В.Г. - Как утверждают ученые – экологи, что главной причиной сокращения численности северных оленей является браконьерство. Человек истребляет животных ради пищи, шкуры и рогов – это первая причина. Сокращение численности оленей связано с недостатком пищи и виноваты в этом снова люди. Увеличиваются свалки в тундре. Из – за этого гибнут деревья, животные и, конечно, корм для оленей. Поэтому Красная книга предупреждает нас о том, что дикий северный олень находятся под защитой государства» Эколята: - Какую посильную помощь дети – дошкольники могут оказать северным оленям? (ответы детей: его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала) «Эколенок - Ёлочка» – сказочный герой - охотно провела мастер – класс на тему: «Как сделать поделку из конфетных фантиков» (рис.20 – 21) |
рис.20 Мастер – класс от «Эколёнка – Ёлочки на тему: «Как сделать поделку из конфетных фантиков». | рис. 21 Поделка готова. Получились прекрасные «Весенние подснежники» |
Затем дети вместе с «Эколятами – дошколятами» рисовали природоохранные знаки (рис.22) |
рис.22 Природоохранные знаки |
В заключении сказочные герои – Эколята, за отличные знания о своем родном крае, всех ребят, которые сегодня присутствовали на нашем экологическом мероприятии, предложили принять в ряды юных эколят - защитников природы. Итогом праздника стало произнесение клятвы и исполнение «Гимна Эколят-дошколят». |
рис. 23 Итогом праздника стало произнесение клятвы и исполнение «Гимна Эколят-дошколят». |
КЛЯТВА ЭКОЛЯТ - МОЛОДЫХ ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ Клянусь всегда защищать братьев наших меньших. Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними. Клянусь беречь водоёмы от загрязнения. Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде. Награждение участников игры. |
Ребята из МАДОУ «Катюша» дарят Эколятам диск с мультфильмом «Два оленя», созданный детьми в мультстудии «Первые шаги в анимации» (см. видеоприложение) |
3.Заключение
По итогам проведения мероприятия, нами были сделаны выводы и достигнуты следующие результаты: разумное сочетание современных технологий, познавательного и исследовательского интереса детей, их стремление к наблюдениям и опытам, позволили нам сформировать конкретные знания о северном олене, о значимости северной природы и воздействии человека на окружающую среду. Всё это, безусловно, создает благоприятные условия для формирования экологической культуры старших дошкольников.
- Литература.
- «Здравствуй мир» - методические рекомендации А.А. Вакрушев; Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова.- Москва Балласс-2003
- «Под сиянием севера» - 2ой сборник стихов Лабытнанги – 2000г.
- А.И. Савенков, «Как научить дошкольника приобретать знания».
- Диана Непомнящая, «Мама для мамонтёнка»,2013.
- Л. Лапцуй, «Эдейка», 1978
- Юрий Яковлев, «Умка» , 2013
- Нечаев М. П., Романова Г. А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный праздник «Эколята – дошколята в гостях у лесных жителей». (для детей 6—7 лет)
Задачи. Закрепить знания детей о том, что здоровье зависит от нас самих. Познакомить детей с правилами поведения в лесу, с народными приметами. Совершенствовать умения и навыки при выполнении игровых ...
Сценарий развлечения «Эколята-дошколята в гостях у трех медведей»
Сценарий развлечения «Эколята-дошколята в гостях у трех медведей»...
Фото и видео отчет "Утренняя зарядка «Эколята – дошколята в гостях в старшей группе»
Это неделя была у нас «Неделя Эколят», предлагаю фото и видео отчет ,как наши Эколята проводили зарядку.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21146086","attributes":{"alt":"",...
Проект "Научная лаборатория "Почемучка" по формированию интереса к опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до ооо
Данная работа направлена на формирование и развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до ооо (окончания образовательных отношений) посредством опытно-эксперименталь...
Отчет по проведению мероприятий «Эколята-дошколята- юные защитники природы»
Отчет по проведению мероприятий«Эколята-дошколята- юные защитники природы»...
Конспект ООД на тему: «Здравствуй, Северный олень!» для детей средней группы
Цель: развитие у детей познавательного интереса к жизни животных - северным оленям и их роли в жизни северного народа....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: Лепка «Северный олень»
Цель: Формировать умение создавать выразительный образ оленя, точно передавая форму и расположение его частей. Создавать сложную сюжетную композицию....