Сценарий по художественно-эстетическому развитию «Масленица»
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Березовская СОШ» (дошкольное образование)
Сценарий по художественно-эстетическому развитию.
Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
«Масленица»
Подготовила :
Воспитатель МКОУ «Березовская СОШ»
Слизова Оксана Сергеевна
I категория
2021г.
Цель: создание атмосферы радости и веселья, способствующей возникновению интереса к русскому народу и к русскому народному празднику Масленица.
Задачи:
Обучающая: обучать музыкально - ритмическим движениям на основе русских, народных плясок.
-обобщить и закрепить знания детей о Масленице;
-организовать массовые игры и хороводы, объединяющие всех участников масленичного гуляния;
- получить новые впечатления от исполнения знакомого музыкального репертуара в яркой обстановке народного праздника.
Развивающие:
-развивать выдержку, выносливость, ловкость, быстроту реакции, совершенствовать движения.
-развивать воображение, кругозор.
Воспитательные:
-воспитывать художественно – эстетический вкус,
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
-воспитывать у детей интерес, любовь и уважение к традициям, обычаям, фольклору русского народа,
- воспитывать желание участвовать в обрядовых праздниках,
-прививать детям интерес к народным играми и развлечениям.
Планируемые результаты.
- дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
- получение представлений о народных играх, обрядах;
- получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
-приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
-развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
Материально-техническое оснащение:
Технические средства обучения: На празднике использовались музыкальный центр, ноутбук, фонограммы.
Демонстрационный материал: чучело Масленицы, мешок «с мукой», обруч с лентами, блин для игры.
Раздаточный материал: платочки и для Матрёшек 20*20, 14 шт.
Предварительная работа:
С детьми:
-рассматривание репродукций картин: В. Сурикова «Взятие снежного городка»; Б. Кустодиев «Масленица».
-беседа на тему «Праздник Масленица- как это было», «О народных масленичных песнях»,
-отгадывание загадок,
-заучивание закличек о Масленице,
-просмотр мультфильма «Ишь ты, Масленица!»,
- проигрывание народных игр «Карусель», «Блин золотой» и др.
- изготовление поделок (матрёшки, солнце, блинов),
-оформление зала,
- подбор музыкального оформления,
С родителями:
-Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы;
– Консультация для родителей: «Масленица широкая».
– Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе.
– Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в доме культуры в воскресение.
Методы и приемы
Наглядный: русские платки, народные костюмы ,чучело Масленицы, предметы старины.
Практический: танцы, песни, прочтение закличек, .
Игровой: «Карусель», «Блин золотой» , «Горелки» др.
Словесный: заклички.
Словарная работа скоморох, закличка, ряженые, чучело, балаган.
Форма работы:
-коллективная (песни, хороводы, танцы, игры;
- индивидуальная ( заклички).
Ход развлечения
1.Звучит фонограмма песни "Испокон веков есть обряд такой»
(под которую дети за Скоморохом и Матрёшкой через «Золотые ворота» выходят ручейком на праздник Масленицы, встают на предназначенные места.)
Матрёшка: Снова, как и каждый год, созываем весь народ! Приходи и стар, и млад, кто весне и солнцу рад! Ждёт ребят веселье, игры молодецкие и забавы детские. К нам людей течёт река. Масленица широка!
Скоморохи: Здравствуйте, гости дорогие, и маленькие и большие!
Мы наш праздник открываем и веселье начинаем!
На смену Зимушке - зиме летит Весна-красавица. Ну а за нею по пятам спешит к нам в гости … Масленица!
Заклички на встречу Масленицы.
***
С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогами лакомиться наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы.
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!
***
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу
К нам на Масленицу.
Убедитесь сами:
Угостим блинами,
На сметане пышками,
Пирогами пышными,
Февралю - помашем,
Марту - "здравствуй" скажем.
***
Широкая Масленица,
Мы тобой не нахвалимся!
Приезжай к нам в гости
На широкий двор,
С детьми поиграть,
На горках покататься!
***
Эй, веселей, собирайся, народ!
Нынче Масленица в гости идет!
К нам скорее вы спешите
И друзей своих зовите!
***
Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами,
Весну под руку ведет!
Будем петь, гулять,
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
Блинками баловаться!
***
Уж ты, моя Масленица,
Красная коса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать!
***
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Масленица, Масленица,
Блинами попеканщица,
Приходи раненько,
Встретим хорошенько –
Сыром, маслом и блином,
И румяным пирогом.
Скоморох: Праздники славянские — радость в каждый дом! С песнями и плясками мы в Весну войдем. Давайте же и нашу Масленицу внесём, да и праздновать начнём!
2.Под фонограмму «Масленичной песни» вносят Чучело Масленицы.
Заклички на встречу Масленицы.
***
Эй, Маслена, приходи,
Да блинами угости!
Да варениками, да маслицем!
Да румяным калачом!
Нам морозы нипочем.
Масленица-кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!
***
Масленица, Масленица!
Спасибо, что пришла!
И с собою теплую
Весну привела!
***
Вот приехала Масленица,
Сударыня-боярыня Масленица!
С сыром, маслом и блином,
Да с румяным пирогом!
***
Здравствуй, Масленица-матушка!
Принесла ты нам оладушки,
Чаши полные сметанки,
Шаньги, пироги, баранки!
Мы тебя восславить рады
За подобные отрады!
Веселись, честной народ,
Весна стучится у ворот!
***
Как на масленой неделе
Каждый день блины мы ели.
И мальчишки, и девчонки
Собирались на вечерки:
Песни пели и плясали,
Весну радостно встречали!
Весну радостно встречали,
Зиму на год провожали.
Встали дружно в хоровод –
В гости к нам весна идет!
***
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица
семь деньков.
Оставайся, Масленица,
семь годков .
Матрёшка: Вот наша Масленица! Как солнце красно катится. На шесте стоит. Далеко глядит!
(Скоморохи ставят Чучело Масленицы на почётное место и выкрикивают каждую фразу по очереди)
Скоморох: Масленица пришла! Праздник и веселье нам принесла! В платок яркий нарядилась и на праздник наш явилась!
Матрёшка: В сарафане разукрашенном, ярким поясом подпоясанном. Хвалим тебя, Масленица наша! Ты всех лучше и краше!
Скоморох: Стой, Масленица, не скучай! За нашими играми да весельем наблюдай!
Матрёшка: Помогай нам, Масленица, зиму прогонять, тепло весеннее призывать.
Скоморох: А пока нужно нам Зимушку поблагодарить и честь по чести проводить, а то в следующий раз она нас совсем снегом не порадует.
Матрёшка: Да, в этом году зима была снежная, тёплая и нежная. Предлагаю из оставшегося снежка слепить Снеговика.
Скоморох: Чего ж не слепить? Давайте начинать!
Матрёшка: Ребята становитесь в хоровод.
3.Звучит фонограмма. «Слепим Снеговика».
(Дети вместе со Скоморохам и Матрёшкой играют в подвижную музыкальную игру.)
СНЕГ ПУШИСТЫЙ НАГРЕБАЕМ - поочередно "грести " руками к себе...
ЛЕПИМ, ЛЕПИМ СНЕЖНЫЙ КОМ - как бы рисуем в воздухе нижний большой ком для снеговика.
И ЕЩЁ РАЗ НАГРЕБАЕМ - Опять гребем.
ЛЕПИМ, ЛЕПИМ КОМ ДРУГОЙ- рисуем следующий ком где-то на уровне груди.
ЛЕПИМ, ЛЕПИМ ТРЕТИЙ КОМ - лепим вверху ( как движения "пирожки")
БУДЕШЬ ТЫ СНЕГОВИКОМ!- рисуем волнообразно сразу двумя руками сверху вниз снеговика.
ГЛАЗИК, ГЛАЗИК... - показать указательными пальцами
НОС -МОРКОВКА- соединить указательные пальцы с большими и "вытянуть вперед нос снеговика.
РОТ БОЛЬШОЙ, НАВЕРХ ВЕДЁРКО! - Рисуем улыбку указат.пальчиками от середины рта двумя руками вверх и соединяем руки вверху (ВЕДРО).
Снеговик: Как я рад! Как я рад прийти к вам в гости в детский сад. Про меня вы не забыли. И для праздника слепили. Хочу я с вами поплясать, в игры разные сыграть!
Матрёшка: Какую ж, ты, игру принёс?
Снеговик: А игра моя называется «Карусель». Умеете играть в такую игру?
Матрёшка: Конечно, умеем. Правда, ребята?
Деди: Да.
4. Игра «Карусель»
(Дети бегут по кругу под русскую плюсовую мелодию. Когда музыка замолкает, каждый ребёнок должен ухватить конец ленточки (до этого они их не трогают). При этом лент на одну меньше, чем детей: ребёнок, оставшийся без ленты, выбывает. Далее игра продолжается до тех пор, пока не останется двое участников и одна лента (каждый раз одна отвязывается от шеста или обруча)).
Снеговик: Ребята как хорошо вы играли. Мне очень понравилось. Но у вас становится очень жарко. Боюсь что я сейчас растаю. До свидание мне пора. До новых встреч.
Скоморох: Всех Масленица ждёт! Подходи честной народ!
Матрёшка: Я иду, иду, иду. И подруженек веду!
Скоморох: К нам, Матрёшки, заходите. И народ повеселите.
(Под музыку за большой матрёшкой появляются её младшие подружки – девочки подготовительной группы.)
5. Озорной танец «Матрёшки с платочками»
Скоморох: Эх, матрёшки хороши. Станцевали от души!
Да какие все красавицы! Нам такие гости нравятся!
Матрёшка: : Конечно! Ведь с утра мы наряжались. На Масленицу собирались!
Дети:
***
Как вставала я ранёшенько,
Убиралася быстрёшенько:
Пришла к нам Масленица,
Принесла блинов да маслица!
***
Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!
Матрёшка: Ребята давайте встанем в хоровод и станцуем.
6. Хороводная игра «Как вставала я ранёшенько на Масленицу»
(Дети выполняют движения, соответствующие тексту песни.)
Матрёшка: А сейчас мы проверим наших гостей, что они знают про масленице?
«Блинная викторина» для гостей.
(Чтобы гости (если они присутствуют на празднике) не заскучали, следует вовлекать их в танцы, а также предложить специальную «блинную викторину». На каждый вопрос предлагаются 4 варианта ответов)
- Какой праздник на Руси назывался блиноедом? (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год) (Другие её названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха).
- Что символизируют блины на масленицу? (солнце, луну, звёзды, планеты).
- Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины? (пшеничной, ржаной, гречишной, рисовой).
- Как на Руси называли блины, в которые запечены какие-либо продукты? (с приплодом, с припёком, с подоплёкой, с присказкой).
- Как называются уменьшенные блины? (пончики, оладьи, галушки, клёцки).
- Какие блинчики пекут умелые хозяйки? (ажурные, стёганые, вышитые, безразмерные).
- Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, … не расколет» (полено, стекло, брюхо, голова.), (Блин не клин, брюха не расколет).
- Кто в сказке К.И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами? (лисички, кит, крокодил, медведь).
- Какой сказочный герой выдвигал блинную теорию происхождения лунных кратеров? (Карлсон, Знайка, Иван-дурак, Емеля).
- У каких спортсменов есть перчатки под названием блинчики? (Боксёров, лыжников, фехтовальщиков, саночников). (Это лёгкие тренировочные перчатки боксеров.).
- Как называется спортивный снаряд с блинами? (Копье, шест, штанга, молот). (Это металлические диски.)
- В какой области России воздвигнут памятник блину? (Ульяновской, Тамбовской, Воронежской, Ивановской).
Матрёшка: молодцы.
7. Появляется Баба Яга. (выход)
Матрёшка: Здравствуй бабушка.
Баба Яга: Здравствуйте, здравствуйте! Танцуете? Поёте? А меня – то, вы, не ждёте? К себе в гости не зовёте? Хотите, чтоб я вашу муку для блинов по полю своей метлой развеяла? Вот возьму сейчас мешок с мукой, да и унесу его с собой.
Матрёшка: Как это унесёшь?
Баба Яга: Вот так!
( Берёт мешок с "мукой".)
Матрёшка: Ты что же, Баба Яга, решила нам весь праздник испортить?
Баба Яга: Конечно! Вы меня на праздник не пригласили. Так я и вам веселиться не дам.
(Пытается уйти с мешком.)
Скоморох: Пока ты, Баба Яга, не отдашь нам наш мешок с мукой, мы тебя не выпустим.
Баба Яга: Я сама уйду!
Матрёшка: Не уйдёшь. Ребята давайте вокруг бабы – яги сделаем хоровод чтобы она не ушла с мукой и сыграем с вами в хоровую игру « Блин золотой» становитесь быстрей в хоровод. А вы знаете, что хоровод ассоциируется с солнцем и блинами — главными символами Масленицы.
8. Игра «Блин золотой»
Дети образуют круг. Вместе с воспитателем они поют песню:
Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдёшь,
Ты дружка себе найдёшь, хоровод заведёшь!
Маша, в круг выходи, пляску заводи,
А мы похлопаем, а мы потопаем!
Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,
Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!
Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдёшь.
Одновременно с пением по кругу передаётся картонный блин. Ребёнок, на котором закончилась песня, выходит в центр и выполняет под музыку танцевальные движения. Затем он кланяется, снова возвращается в хоровод, и игра повторяется.
Матрёшка: Если ты, Баба Яга, не отдашь нашу муку, позовём мы батюшку Медведя, он тебя быстро уму разуму научит.
Баба Яга: Забирайте ваш мешок пожалуйста. Я просто хотела себе блинчиков вкусных испечь.
Скоморох: Ты, наверно, их и печь то не умеешь.
Баба Яга: Чего это не умею. Умею!
Скоморох: А какие блины бывают знаешь?
Баба Яга: Я - то, знаю. А ваши ребята знают? Вот я сейчас проверю. Пусть называют, какие блины бывают.
(Дети называют блины: со сметаной, с мясом, с повидлом, с мёдом, с икрой, с рыбой, пустые, дрожжевые, со сгущёнкой, с маслом, с ягодами, с капустой, с грибами и т. д.)
Баба Яга: Вижу, что знаете, какими блины бывают! Если ещё и показать сумеете, так и быть, отдам вашу муку. Я буду блины называть, а вы должны их показать.
Матрёшка: Ну что же Баба Яга давай попробуем.
Игра «Масленичные блины»:
(Баба Яга называет блин, дети показывают его, выполняя соответствующие движения.)
"Масленичный блин", образуют круг, берутся за руки.
"Блин комом", сужают круг.
"Блин большой", расширяют круг.
"Горячий блин", дуют на ладошки.
"Блин пустой", приседают на корточки.
"Дрожжевой", встают, поднимают руки вверх.
"Пышный блин", надувают щёки.
"Тонкий блин", втягивают щёки.
"Вкусный блин", облизнуть губы.
"Много блинов", руки в стороны ладошками вверх.
Баба Яга: Ох, устала я сама. Пусть закончится игра.
Скоморох: Расхотела играть? Тогда приглашаем тебя, Баба Яга, танцевать.
Матрёшка: Правильно! Какая Масленица без танцев и веселья?
9. Танец под русскую народную песню «Мы давно блинов не ели».
Матрёшка: Молодцы ребята хорошо с танцевали. А хотите ещё поиграть ?
Дети : Да
10. Игра «Горелки»
Обязательно нужно предложить ребятам традиционные масленичные горелки. В начале игры дети образуют «ручеёк» — становятся по парам в колонну, берутся за ручки и поднимают их.
Пара, стоящая в самом конце, бежит вперёд в «коридорчике» под сцепленными ручками. Когда таким образом пробегут все пары, дети хором поют песню «Гори, гори ясно!»:
- Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
– Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
После этого пара, стоящая впереди, разбегается в стороны, а водящий (в первый раз пусть это будет взрослый) старается поймать кого-то из этих ребят. Если дети успели добежать до конца колонны и снова взяться за руки, то разбегаться уже будет следующая пара. Если пойман кто-то из участников, то уже он становится водящим (прежний занимает его место).
Матрёшка: Вот веселье, так веселье. Только где же угощенье?
Скоморох: Давайте блинов быстрей напечём. Будет холод всем нам нипочём!
(Появляется Медведь с блинами на подносе.)
Матрёшка: Смотрите, Батюшка - Медведь идёт. И блины для угощения несёт.
Медведь: Вот блины вам к чаю. Вас я угощаю!
(Отдаёт блины Матрёшке.)
Матрёшка: Спасибо тебе, Батюшка – Медведь. Будем мы угощаться. Но вначале пора нам с Масленицей попрощаться.
Скоморохи: По старинному русскому обычаю нужно нам разжечь костёр, чтобы сгорели в нём зимняя стужа и холод. Станет Масленица дымком. Улетит зима с ветерком.
(Зажигают чучело Масленицы).
11.Хоровод «Прощай, Масленица».
(Заводят его персонажи праздника, затем подключаются все присутствующие дети)
Заклички на сжигание чучела масленицы.
***
Прощай масленица!
Сытно голодно нас накормила,
Суслом - бражкой напоила.
Прощай масленица!
А мы тебя проводили,
Рогожею обрядили,
Прощай масленица!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
***
Чтобы не погасло!
Чтобы все метели
Разом улетели,
Чтобы птички пели,
Травки зеленели,
Небеса синели
И колосья зрели!
Чтобы все невзгоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы –
Пусть горят, сгорают,
К солнцу улетают!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Гори, гори ярче,
Лето будет жарче!
Все: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Скоморох: Теперь настал черёд положить блины нам в рот. Пусть все блинами угощаются, а веселье продолжается!
Матрёшка: С Масленицей попрощались! Ну а блинчики остались! Угостись, дружок, блинком! Да запей потом чайком!
Скоморех: Чаёк будешь попивать, Масленицу вспоминать:
«Эх, хороша Масленица была! Потешна, сытна, весела!»
Матрёшка: Рады мы Вас угощать. Приходите! Будем ждать!
А кто хочет играть, приглашаем продолжать!
(Детей и гостей угощают блинами. Звучат весёлые русские народные и современные песни, посвящённые Масленице.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Художественно – эстетическое образование в современной дошкольной организации. Приобщение к культурным ценностям – основа обновления содержание художественно – эстетического образования»
Развитие художественно – образного мышления детей основывается на развитии наблюдательности, развитии фантазии, способности строить художественный образ.Этому способствуют так же музыка, поэзия, помог...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию Тема:«Заиндевеловое дерево» (Образовательная область «Художественно-эстетическая»)
Занятие с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 5- 6 лет....
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...
Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»
В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)
Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...
Художественно-эстетическое развитие "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"
Консультация "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...