ООД по музыкальной деятельности для детей подготовительной группы « Музыкальное путешествие в город Чебоксары».
методическая разработка (подготовительная группа)

Любимова Елена Петровна

Ознакомление детей с чувашскими танцами, играми и песнями и особенностями чувашской национальной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий22.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                 Любимова Елена Петровна,

музыкальный руководитель МБДОУ

«Детский сад №3 «Солнышко»

Моргаушского района ЧР

ООД  по музыкальной деятельности для детей подготовительной группы « Музыкальное путешествие в город Чебоксары».

 

Аннотация: ознакомление детей с чувашскими  танцами, играми и песнями и особенностями чувашской национальной культуры.

Ключевые слова:  шура-кепе, сапун, масмак, тухья, саран ата,  

Цель: ознакомить детей с особенностями чувашской национальной культурой.

Задачи.

Образовательные задачи:

 -Расширять представления  о многообразии фольклора чувашского народа.    

 Продолжать знакомить с элементами чувашского национального костюма – масмак, сапун, саран ата.

- Совершенствовать исполнительские качества детей: умение петь на чувашском языке, выполнять танцевальные движения. Развивать игровые навыки, умение соблюдать правила игры, свободно ориентироваться в пространстве музыкального зала.

Развивающие задачи:

- развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов-определений.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей уважение к культуре чувашского народа;

- воспитывать интерес к чувашской национальной культуре.

Познавательное развитие: 

- расширять представление о символике Чувашии,  с народными традициями, бытом, одеждой чувашей, о чувашском народе

 Ход занятия.

Музыкальный руководитель: Ыра кун пултар, ачасем, салам!

Дети:  Ыра кун пултар, Елена Петровна!    

Музыкальный руководитель: Сегодня у нас будет необычное занятие,  я вас приглашаю в удивительное путешествие. Чувашская (Звучит чувашская музыка, дети двигаются змейкой)  Куда же мы попали?   Мы с вами пришли в удивительно красивый город Чебоксары

Презентация на тему « Чебоксары -столица Чувашии»

Музыкальный руководитель:  Город Чебоксары – очень красивый город. Чебоксары – столица нашей республики Чувашии.   Ребята, скажите пожалуйста, почему республика называется Чувашская?

Дети: Чувашской называется так, потому что жители  республики – чуваши.

Музыкальный руководитель: Как можно сказать про Чувашию, какая она?

Дети: Большая, красивая, богатая, солнечная, чистая,    многонациональная.

Музыкальный руководитель:

Чувашия, как многолика ты…
Трудолюбива, искренна, красива!
И все твои прекрасные черты
Народ твой отразил в поэзии правдиво!
Под утренние трели соловья
Слова ложатся на бумагу — песней,
Журчание святого родника
Подобно музыке, которой нет чудесней!
Родной наш край по праву можно
Жемчужиной Поволжья называть!
В своих делах, словах и сердце
Чувашию мы будем прославлять!

Музыкальный руководитель:   Ребята,  у каждого народа есть свой гимн и я предлагаю  послушать гимн Чувашской Республики. А как нужно слушать гимн?

Дети: Гимн надо слушать стоя.

Слушание  гимна Чувашской Республики

Музыкальный руководитель: Мы с вами прослушали гимн Чувашской Республики какая он, гимн республики? (ответы детей) Написал ее чувашский композитор Герман Лебедев.  Он написал ее как песню, а народ услышав в песню сделал ее гимном Чувашской Республики.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, кто же нас здесь встречает?  Ребята, это  чувашская кукла и у нее красивое чувашское имя  Верук. И по национальности она чувашка. Я предлагаю  поздороваться с ней на чувашском языке.  

Дети: Сывлах сунатпар, Верук!

Воспитатель: Во что она одета?

Дети: В чувашский национальный костюм.

Воспитатель: Ребята, кто скажет, что у Верук на голове?

Дети: Масмак

Воспитатель: У нее красивое белое платье, а что у нее одето поверх платья?

Дети: Саппун.

Воспитатель: Как называются сапоги у Сарпи?

Дети: Саран ата.

Музыкальный руководитель:  А сейчас мы с вами будем говорить о  культуре чувашского народа.  Чувашская культура богата праздниками, традициями и обычаями. В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки: пели песни, водили хороводы, играли в разные игры и рукодельничали.

Презентация Авал

Музыкальный руководитель: Ребята, у чувашского народа, как и у других национальностей есть любимые праздники.  Какие праздники вы знаете? (ответы детей) На праздниках собиралась вся деревня и играли в разные игры пели песни. Я предлагаю исполнить песню на чувашском языке « Куда идешь, кукла?»

Песня  « Куда идешь, кукла?» музыка Н. Казакова

Музыкальный руководитель:     У чувашского народа очень много интересных игр, а одну из них сейчас мы поиграем  

Ларать Миша, ларать Миша  

 Шĕшкĕ тĕмĕ айĕнче.

Çиет Миша, çиет  Миша,

Шĕшкĕн сарă мăйерне.

Вăхат-çитчен тăрас пулать  (говорком)

Ятне тĕрес калас пулать.

С окончанием слов все останавливаются. Ребенок, который оказался сзади водящего, подходит к нему и кладет к нему на голову две руки. Водящий смотрит перед собой, двигает глазами влево и вправо (голову поворачивать не разрешается) и называет имя того, кто держит его голову. Если угадал верно, то новым водящим становится ребенок, держащий его за голову.

Игра «Узнай по голосу»,  чувашская народная игра 

Музыкальный руководитель:  Верук  хочет поиграть  с нами   красивыми платками  под чувашскую песню.

Игра с платками

Воспитатель: Ребята, что нового, интересного вы узнали на занятии?  

Воспитатель: Кто скажет, как называются чувашские головные уборы?

Дети: Тухья и масмак.

Воспитатель: Ребята, нашей кукле понравилось у нас на занятии, но  нам нужно собираться домой. Я предлагаю  попрощаться  на чувашском языке.

Дети: Сыва пул, Верук.

Дети уходят под чувашскую мелодию змейкой.

Список литературы:

  1. Праздники на земле Улыпа   Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Под ред. Р.Б. Кузьминой - г. Чебоксары Издательство Л.А. Наумова, 2006 – 204 с.
  2. Захаров Г.П., Захаров Л.Л. Чаваш музыки ача саденче. – Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы "Музыкальная шкатулка"

Занятие по музыкальной деятельности составлено для детей старшего дошкольного возраста с целью развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей средней группы «Лужайка музыкальных Угадаек»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей средней группы «Лужайка музыкальных У...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по основам безопасности и жизнедеятельности детей подготовительной группы Тема: «Путешествие по городу Светофорску»

Задачи: 1. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице. 2. Закрепить знания детей о разных видах транспорта, дорожных знаках. 3. Способствовать развитию позна...

Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности для детей подготовительной группы «Лебединое озеро»

Формирование представлений об  положительных или отрицательных образов героев с помощью музыки....

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Путешествие по городу Напольных игр»

Цель: Создание условий для поддержки развития творческой инициативы и самостоятельности у детей через освоение напольных игр....