Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Музыкальная лаборатория»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Ковтун Ирина Владимировна

Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_muzykalnaya_laboratoriya.docx76.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей  подготовительной  группы «Музыкальная лаборатория»

G:\Ирина Ковтун\Важная папка\Для открытого заняти и звук волшебник программа работа с род\к занятию материал 2016\лаборатор вырез.jpg

Автор – составитель:

музыкальный руководитель Ковтун Ирина Владимировна

пгт. Березово  2017 г.

Цель: 

Комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей у детей.

Обучающие задачи:

  1. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи.
  2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
  3. Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков
  4. Формировать представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях.

Развивающие задачи:

  1. Развивать творческое воображение, музыкальность через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи

  1. Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
  2. Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.

Интеграционные области:

Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное  развитие, физическое развитие.

Форма проведения: познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования.

Средства обучения.

Наглядный материал:

Иллюстрация  к произведению «Полет шмеля»,  иллюстрации с изображением шмеля и комара, портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова, иллюстрация - формула  успешного исполнения песни. Плакат с изображением звуковых волн. Плакат «Музыкальная лаборатория».

Мультимедиа материал: презентация – игра «Рифмохлопы».

Видеоролики: «Шмель-комар»,  «Девочка и самолет». 

Атрибуты: расчески разного размера, медиаторы, аквариум, кораблик, камень, паутина-сетка, игрушечный паук, карандаши. Бутафорские монетки с изображением ритмических рисунков, бланки для зарисовки экспериментов, человечек из киндер-сюрприза, игрушка-нотка.

Шумовые инструменты:

Шумелки, ложки, бубны, бубенцы.

Оборудование:

Ноутбук, мультимедийная установка, баян, столы, мольберт.

Нотный материал:

«С Добрым утром» муз. А. Евтодьевой.

«До свидания» муз. А. Евтодьевой.

«Танец» муз. В. Блага

Фонозаписи:

«Полет шмеля»  муз. Н. Римского-Корсакова.

«В пещере горного короля» муз. Э. Грига.

«Люблюка» муз. Л. Кнорозовой.

«Во поле береза стояла» р.н.м.

 Песня-зарядка для детей "Самолет" муз. А. Естафеева.

Аудиозапись «Звук самолета». 

Персонаж: Профессор Знайкин.

Методы и приемы, используемые в ходе НОД:

Наглядные методы (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, аудио – визуальный). Методы организации познавательной деятельности: экспериментирование, наблюдение, анализ и синтез.

Словесный метод (поэтическое слово, пояснение, беседа). Метод размышления о музыке, метод сравнения,  художественно-практический метод,  метод создания композиций (воплощение музыки в пластике движений). Игровые методы и приемы. Рефлексия.

Ход НОД:

Дети входят в зал под музыку.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая нас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга и всех присутствующих.

                                             Ведь недаром придумано

                                             Просто и мудро.

                                             При встрече здороваться

                                             «Доброе утро!»

И мы наше занятие начнем с приветствия. А поможет нам песня.

Дети исполняют песню-приветствие  А. Евтодьевой   «С добрым утром!»

Дети проходят в зону пения.

М.Р.:

Ребята, мы с вами продолжаем разговор о звуках:

                                               То и дело лезут в уши,

                                             Всюду звуки нам слышны.

                                             Потому что мы с рождения

                                             Звуками окружены.

                                             Звуки в радости и в скуке.

                                             Звуки – свет и звуки – тень.

                                             День заканчивает звуки.

                                             Звуки начинают день.

Автор: Сергей Олексяк 

- Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки? Представили? Ребята,  поделитесь своим мнением.

Дети отвечают:

 - Не интересной!

 - Не яркой!

 - Скучной!

М.Р.:  Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?

Дети отвечают:

 - Звуки бывают шумовыми и музыкальными.

 - Звуки бывают громкие и тихие.

 - Звуки  высокие и низкие.

 - Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.

М.Р.: Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. А кто  знает, что такое – звук?

Дети: Звук это колебания, дрожание, звуковая волна. Звучит то, что дрожит.

М.Р.: Ребята, кажется, к нам кто-то спешит в гости. А кто это вы узнаете, послушав отрывок музыкального произведения. Дослушайте его до конца (показав культуру слушания) и скажите, как оно называется, и кто композитор этого произведения?

Звучит произведение «Полет шмеля»

Ответ детей:  Это прозвучала пьеса «Полет шмеля», композитора Николая Римского – Корсакова.

(Портрет композитора, демонстрация иллюстрации шмеля).

Посмотрите, какой  шмель он большой, красивый, яркий.

Из какой оперы это произведение?

Ответ детей:  «Сказка о царе Салтане».

МР.: Вы помните, в этой сказке много превращений, какой герой  превратился в шмеля?

Ответ: Гнязь Гвидон!

М.Р.: Удалось ли композитору языком музыки изобразить нам шмеля?

Ответ детей: Да!

М.Р.: Какой шмель в музыке?

Ответ детей: Злой, настырный, энергичный,  быстрый.

М.Р.: А какой характер музыки?

Ответ: Детей, злой, резкий, ритмичный,  игривый.

М.Р.: А Какой инструмент так ярко изображает нам образ шмеля его жужжание?

Ответ детей: Скрипки.

М.Р.: Ребята, изобразим, как жужжит шмель? Сделаем это с пользой для нашего дыхательного аппарата.  Сделаем неглубокий вдох через нос, и на выдохе

произносим звук «ж-ж-ж»,  равномерно расходуем воздух, как он закончится упражнение прекращаем.

Дыхательная гимнастика «Шмель»

М.Р.: Как замечательно у вас получается!

М.Р.: Ребята, а в кого еще превращался князь Гвидон?

Ответ детей: В комара.

М.Р.: Ребята,   шмель прилетел не один, за ним пожаловал комар. (Демонстрация иллюстрации с изображением комара) А какие звуки он издает,  изобразите? Гудит или звенит?

Дети отвечают.

М.Р.: Мы с вами выполним, дыхательное упражнение  на выдохе будем звенеть как комарики.

 Дыхательная гимнастика «Комар»

М.Р.: А чей звук ниже комара или шмеля?

Ответ детей:  Шмеля. 

М.Р.: Да, ребята, звук, который издает шмель ниже, чем писк комара, песенки этих насекомых  различаются высотой.

М.Р.: А вам интересно узнать, почему у шмеля звук получается ниже, а у комара выше? И от чего зависит высота звука?

Дети: Да!

М.Р.: Для этого нам нужно подойти в нашу музыкальную лабораторию, в которой вас встречает  Профессор Знайкин, знаменитый экспериментатор,  который сделал много открытий в области изучения, исследования звуков.

 Профессор Знайкин  предлагает детям подойти  к  лабораторным столам.

Знайкин рассказывает о правилах работы в музыкальной лаборатории (слушать внимательно, не трогать предметы без спроса, действовать точно по указанию педагога, уважать товарищей и.т.д)

Эксперимент «Комар и шмель».

Знайкин: Ребята, для этого эксперимента нам понадобятся расчески и медиаторы.

(Показывает расчески разных размеров - большие и маленькие).

Одинаковые ли расчески по размеру?

Ответ детей: Нет, расчески маленькие и большие.

 Знайкин: Расчески отличаются друг от друга зубчиками. У одних они крупные длинные, у других они тонкие и мелкие, короткие.

Мы будем проводить медиаторами по расческам, и определять, одинаково  они звучат или нет.

Вначале проведем по маленькой расческе с коротенькими, тоненькими зубчиками.

(Дети проводят по расческам медиаторами).

А теперь проведем медиаторами по большой расческе с длинными, крупными, толстыми зубчиками.

(Дети проводят по расческам медиаторами).

 Ребята, одинаково ли звучат эти расчески?

Дети: Нет! Дети: У большой расчески - звук низкий, а у маленькой - звук выше.

Знайкин: Давайте разберемся, почему.

(Плакат с изображением расчесок и звуковых волн)

Вы затронули   зубчики  маленькой  расчески, а зубчики то, коротенькие тоненькие, дрожания, колебания получаются частые, а звук,  какой  по высоте?

Ответ детей: Высокий,  как у комара!

Демонстрация видеоролика. «Комар-шмель».

М.Р.: Посмотрите на экран, комарик такой тоненький, маленький, коротенький,  прям как зубчик расчески, он очень подвижный, крылышками машет часто, звуковая волна часто колеблется, а сам звук получается высокий.

Знайкин:  А у большой расчески зубчики длинные, толстые и колебания, дрожания  происходят не так часто, потому что им приходится пройти большее расстояние. Звук получается прямо как у шмеля.

М.Р.: А шмель наш как толстый и длинный зубчик расчески, колеблется медленнее, звук издает низкий, и звуковая волна дрожит реже.

Профессор Знайкин  подводит детей к выводу «Чем быстрее колеблется звуковая волна, тем тоньше-выше звук, чем медленнее, тем звук ниже».

Знайкин:  Ребята, в нашей экспериментальной таблице  под цифрой один  нужно схематично записать вывод этого эксперимента.

После зарисовки вывода эксперимента  дети переходят из  лаборатории в зону пения и игры на музыкальных инструментах.

М.Р.: Ребята, а мы с вами продолжим разговор о шмеле, споем про него песню.

Распевание:

Исполнить первый куплет песни  «Танец» В.Блага от разных звуков высоких и низких.

М.Р.: Ну, раз уж мы  с вами сегодня говорим о звуках, тогда ответьте мне, где живут самые красивые, музыкальные звуки, которые мы умеем исполнять?

 Ответ детей: В песнях и игре на музыкальных инструментах.

М.Р.: А еще  самые красивые, нежные, ласковые звуки   живут в песнях о маме. Давайте споем замечательную песню о маме «Люблюка».

Перед песней вспомнить формулу успешного исполнения песни  (чистота интонации+хорошая дикция, артикуляция+выразительное исполнение).

В исполнении детей звучит песня «Люблюка» муз. Л. Кнорозовой.

М.Р.: А еще вы мне ответили, что самые красивые звуки живут в музыкальных инструментах.

М.Р.: Правильно, звуки музыкальных инструментов гармоничны и мелодичны.

                                                Предлагаю вам сейчас

                                                Инструменты в руки взять.

                                                Ведь на этих инструментах

                                                Очень любим мы играть.

Дети подходят к полке с инструментами и обнаруживают, что они затянуты паутиной, в центре которой сидит большой паук.

М.Р.:

                                                Паутину цепко вяжет

                                                Сединой своей паук.

                                                Мастерство пряденья пряжи

                                                Выбрал он из всех наук.

Ребята, посмотрите, какой большой и страшный паук поселился у нас в зале.  Мы его напугаем. Мимикой и пластикой  попробуем передать злобный характер паука.

Пластическая импровизация «Злой паук»

Звучит музыка Э.Грига  «В пещере горного короля», дети исполняют импровизацию, изображая образ паука. Во время исполнения пластической композиции воспитатель убирает паутину с пауком.

М.Р.:   Паук напугался, и паутина исчезла, а вот и наши музыкальные инструменты, им натерпится оказаться в ваших руках.

Ребята, как называются эти инструменты одним словом?

Ответ детей: Шумовые.

 И пусть наши инструменты не смогут исполнить чарующую напевную мелодию, но зато они замечательно, могут исполнить метрическую пульсацию, на фоне сильной доли.

М.Р.: Что такое пульсация музыке?

Ответ детей: Ровные шаги  в музыке. (Пульс музыки).

Дети делятся на две группы по считалке «Пульсация. Сильная доля».

 Звучит р.н.м. «Во поле береза стояла». Дети первой  группы, играющие на  музыкальных инструментах  исполняет пульсацию, другой сильную долю, затем меняются.

М.Р.: Я вам когда-то  рассказывала что, музыкантам приходится одной рукой играть один ритм, а другой рукой совсем другой. Нашим гостям мы дадим задание после занятия, пусть одной рукой попробуют выделить пульсацию, а другой сильную долю, а играть они будут одновременно двумя руками.

Ребята, а паук, в страхе убегая  нам, оставил, три монетки с разными ритмическими рисунками. Ой, да это же наши любимые ритмы. Мы с ними поиграем  в одну очень интересную игру: «Рифмохлопы».

Посмотрим на наши ритмические рисунки и исполним их на слог «та» (Слайд №1).

  Будем определять, к какому ритму 1, 2, 3 относится слово.

Если вы дадите правильный ответ, то будет звучать звук победы, а неправильный ответ-звук проигрыша.

Дети  играют в  мультимедийную игру  «Рифмохлопы» 

М.Р.: Ребята, вы слышите, какие-то звуки долетели до нас издалека?

 (Звучит нарастающий гул самолета, который затем усиливается до forte).

М.Р.: Ребята, вы слышите, какие-то звуки долетели до нас издалека?

Затем стали все громче и громче. А как называется сила звука в музыке?

Ответ детей: Динамика.

А как вообще звук распространяется на большие расстояния.  Вам интересно узнать от чего зависит сила звука?

Дети: Да!

М.Р.: Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо вернуться в лабораторию к Профессору Знайкину,  подойти к нашему  лабораторному  аквариуму. Мы проведем эксперимент.

Эксперимент «Как распространяется звук?»

Знайкин:  Для этого эксперимента нам понадобятся: аквариум с водой, маленький кораблик с человечком и камушки. Мы с вами уже выяснили, что звук – это колебание, волна. Следите внимательно за поверхностью воды. Я бросаю в воду камушек. Что происходит?

Ответ детей: На поверхности появились круги,  волны.

Знайкин: Вот также и звуковая волна доносит до нас звук по воздуху. Посмотрите на кораблик, в котором сидит человек, относительно которого находится источник звука - камушек,  если звук прозвучит далеко от человека (Знайкин кидает камушек далеко от корабля) то услышит его человек? Обратите внимание на волны дошли они до кораблика? Раскачивается ли он на волнах? (Дети отвечают, что не дошли или, дошли слабо).

Ответ детей:  Человек может не услышать звук или услышит, но очень слабо.

 Знайкин: А если бросить камушек в воду рядом с корабликом, на котором  находится человек, то есть звук прозвучит рядом с человеком (демонстрация),  смотрите на кораблик, что с ним происходит? (Дети, отвечают, что он раскачивается на волнах).

Знайкин:  Да, то кораблик будет заметно раскачиваться на волнах, потому что волны сильнее, чем в первом случае. Услышит человек  звук, который рядом?

Ответ детей: Конечно, услышит!

М.Р.: Профессор Знайкин, а можно я приведу свой пример  распространения звука?

Демонстрация ролика  «Девочка и самолет».

М.Р.: Посмотрите, как относительно девочки распространяется звук. Когда самолет на далеком расстоянии  от девочки, то звук еле слышен и звуковая волна тоненькая, а когда самолет подлетел на близкое расстояние, то зазвучал громко и  звуковая волна увеличилась. Значит, ребята, какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Знайкин подводит детей к выводу: Чем дальше от нас будет источник звука, тем звук будет слабее, чем ближе-сильнее. Сила звука зависит от расстояния.

Знайкин: А теперь ребята под цифрой два зарисуйте  в таблице вывод второго эксперимента.

М.Р.:  – Ребята, посмотрите на итоговую таблицу. Какие выводы из нашего занятия мы можем сделать?

1. Вывод: Чем быстрее колеблется звуковая волна, тем тоньше-выше звук, а чем меньше, тем звук будет ниже. Высота  звука зависит от частоты колебания

2. Вывод: Чем дальше от нас будет источник звука, тем звук будет слабее, чем ближе, то сильнее. Сила звука зависит от расстояния.

М.Р.: - Сколько нового и интересного мы узнали сегодня в нашей музыкальной лаборатории. А сколько нового вам еще предстоит узнать, ведь знание  - это великая сила. Они делают нас всемогущими. Владея знаниями, мы можем с вами  усиливать звук замедлять темп звука или ускорять его.

 Похвалить детей за активную работу в ходе экспериментов.

Рефлексия: Дети, передавая игрушку - нотку из рук в руки, поочерёдно делятся своими впечатлениями о занятии.

 А на прощанье мы поиграем в нашу любимую игру с ускорением темпа «Самолет».

Дети танцуют танец  « Самолет» муз.А. Естафеева.

В конце  занятия Профессор  Знайкин, хвалит детей и дарит им  настольную игру.

М.Р.: Вот и подошло к концу наше занятие и нам осталось только сказать всем «До свидания!»

Дети прощаются  «До свидания» муз.А. Евтодьевой, уходят из зала.

 Список используемой  литературы и интернет ресурсов:

  1. Девятова Т.Н. «Звук – волшебник» образовательная программа по воспитанию  детей старшего дошкольного возраста Москва: ЛИНКА-ПРЕСС  2006 г.
  2. Евтодьева А.А. «Учимся петь и танцевать, играя» - Калуга.: 2007.
  3. Лигузнова И.А «Звук знакомый-незнакомец» [Электронный ресурс], http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/15/konspekt-obrazovatelnoy-deyatelnosti-dlya-detey-starshego-doshkolnogo - конспект занятия.
  4. Ковтун И.В. Мультимедийное приложение к занятию:

Видео ролики («Комар-шмель», «девочка-самолет):

https://www.youtube.com/watch?v=SZjSRO6ZkVU&feature=youtu.be

https://www.youtube.com/watch?v=t8jgQ0qzrZw&feature=youtu.be

Приложение к занятию (мультимедиа, наглядность):

https://yadi.sk/d/M_breIjI3GfxVx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе аппликация с элементами музыкальной деятельости. Тема "Этот День Победы"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе. Аппликация с элементами музыкальной деятельности. Тема "Этот День Победы"...

Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствуе...

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Музыкальные зарисовки"

Конспект образовательной интегрированной деятельности для детей старшей группы общеразвивающей направленности (Музыка - Рисование). Цель мероприятия - создания условий для закрепления знаний детьми му...

Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует форм...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе "Лаборатория чудесных превращений"

Ребенок по сути своей – неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного он увидел, зависит то, ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности "В мире музыкальных настроений"

Данный конспект разработан совместно музыкальным руководителем и педагогом-психологом в результате работы по проекту "Наш Свиридов". Предлагаемый материал по творчеству знаменитого композитора и нашег...