Сценарий познавательного досуга "Люблю берёзку русскую".
методическая разработка (средняя группа)

Устинова Марина Павловна

Задача данного досуга: в интересной, доступной форме дать представления о самом почитаемом дереве в России – березе, расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_beryozku_rus.docx166.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад «Тополёк» муниципального образования

Ясненский городской округ

Сценарий

познавательно – развлекательного досуга

для детей средней группы№9 «Радуга»

 «Люблю березку русскую»

https://pbs.twimg.com/media/D9Io__fXUAAsUHz.jpg:large

Воспитатель высшей кв. кат. Устинова М..П.

Сценарий познавательно досуга

для детей средней группы «Люблю березку русскую»

Цель: 

Расширить  знания детей о березе, как о символе России.

Задачи:

Образовательная: дать представления о самом почитаемом дереве в России – березе, расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.

Развивающая: память, мышление, речь, познавательные и коммуникативные навыки.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к природе, уважение к русским традициям.

Предварительная работа:

1. Знакомство с березой.

 2. Хоровод «Березка».

3. Заучивание стихов о березе.

4. Презентация «Береза».

5. Прослушивание музыкальных произведений о березе, рассматривание картин c березкой.

Материал и оборудование: ИКТ, иллюстрации с изображением березы в разные времена года, разрезанные картинки с изображением символов России, платочки для девочек, изделия из бересты, березовые дрова, деготь, лучина.

Ход занятия:

Под музыку «Хоровод вокруг берёзки»  дети заходят в зал и встают вокруг «берёзы».

Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок.

Здравствуй, белая березка

Здравствуй утро, здравствуй день.

Нам здороваться не лень.

Ребёнок:

 Словно девица русская, приумолкнув, стоит

Над речушкой берёзка листвой шевелит

Только ветер играет в косах  длинных листвы

Только звёзды мигают ночью ей с высоты

Рано   утром встаёт она  солнце встречать

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь

И, наверно, на свете нет берёзы родней,

Ведь береза – частица России моей.

Воспитатель:

Не случайно мы начали наш праздник «Люблю березку русскую» именно с этих слов. Береза – символ России, символ молодости  прекрасного поэтического. Это самое распространенное, доброе и любимое дерево нашего народа – красавица белоствольная берёзка.  Её можно встретить и в лесу, и в городе, и в деревне, и возле нашего детского сада. Где бы, она не росла, всюду она приносит людям радость и свет.

А сейчас мы с вами окажемся на минуточку в березовой роще.

Дыхательная гимнастика

(можно использовать аромомасло)

Воспитатель: Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Почувствуйте, какой свежий воздух в березовой роще. Как пахнут листья. Медленно выдыхайте. Еще раз вдохните. Задержите дыхание. Сделайте медленный выдох.

Садятся на стульчики.

Воспитатель: И сегодня мы с вами попытаемся понять, почему же белая береза – это символ России.

Берёза любимое дерево всех русских людей. Обычаи и традиции тесно связаны с этим деревом. Издревле берёзу на Руси очень почитали. В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; другое дело –скрип утишает, да  крик утешает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает». 

Воспитатель: Это всё о берёзе!  И сейчас я вам покажу.

Первое дело – лучина для освещения избы (показываю лучину);

Второе дело – березовый деготь использовали для смазки колес у телеги, чтобы не скрипели, а отвары из почек березы давались младенцам «от крику» ( показываю пузырёк с дёгтем, можно дать понюхать);

Третье дело – Из березовых почек и листьев готовили отвары, мази которыми лечили людей (показываю упаковку сбора, дегтярное мыло и т.д).

Четвертое дело – банный веник, а также веник для уборки дома (показываю веник).

Воспитатель: А сейчас вспомним, как же березу сажают и как за ней ухаживают?

Физкультминутка: «Мы березу посадили»

Мы березку посадили, (приседаем, имитируем посадку дерева)

Мы водой ее полили, (имитируем полив из лейки)

И березка подросла, (встать на носочки, вытянуть руки вверх)

К солнцу ветки подняла, (руки над головой, машем вправо и влево поочередно)

А потом их наклонила, (руки опустить вниз, машем вправо и влево поочередно)

И ребят благодарила. (Поклоны головой.)

Воспитатель: А ещё у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы)

Береза – единственное дерево в мире с белой корой.  Давайте попробуем соединить два слова: белый + ствол. Значит она какая? (Белоствольная). Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева.

Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты.  (Рассматривают).

Воспитатель: В древние времена наши предки писали на бересте, как на бумаге. А на коре других деревьев не получалось этого сделать.

(Предложить порисовать на ней).

Воспитатель: Береза щедрое дерево. Издавна люди плели из березы лукошки. (Показываю лукошко и достаю по очереди) Делали ложки, игрушки, дудочки. Весной береза поит людей, зверей и птиц березовым соком. А что ещё здесь? (Листочки). Они хотят с вами поиграть.

Дидактическая игра «Собери берёзовые листья»

(Нужно собрать только берёзовые листочки или разложить в две корзинки)

Воспитатель: молодцы ребята! А листочки не простые!

На них написаны стихи о березе. По мере того как дети отгадывают, на экране меняются слайды картинок, где березы изображены в разное время года.

Дети послушайте первое стихотворение и скажите, в какое время года автор описал березу?

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

Дети: Осенью.

Воспитатель: Да ребята автор описала березку осенью. Слушаем дальше.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась, снегом,

Точно серебром.

Дети: Зимой.

Воспитатель: Да ребята, здесь автор рассказал о березке зимой. Вот еще одно стихотворение.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

Дети: Летом.

Воспитатель: посмотрите, а какая берёзка пришла к нам сегодня?

Дети: зимнее.

Воспитатель: почему вы так считаете?

Ответы детей.

Воспитатель:  Ребята, берёза не только дарит нам свою красоту, но приносит большую пользу для людей.

- Старые, сухие деревья – березы рубили на дрова, которыми отапливали избы. Дрова люди складывали в поленницы. При сжигании таких дров в избе становилось очень тепло.

- Я для вас тоже приготовила берёзовые полешки. Дрова можно брать руками, не опасаясь занозок (Дети рассматривают, исследуют на ощупь).

Подвижная игра «Сложи поленницу».

Дети встают в две команды и переносят поленья к печке.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что у березки в начале лета есть свой праздник – Березкины именины.

Это праздник не простой

Троицей зовётся

Он березонькой густой

В душах отзовется

Ветерочком прошуршит

В ивах придорожных

И объявит, что венки

Заплетать нам можно

На Троицу ветками берез украшали дома, храмы, а саму березку украшали разноцветными лентами.

Воспитатель:  Ребята, пусть сейчас не лето, но всё – таки давайте украсим нашу березку красивыми словами, какая она? (русская, родная, белоствольная, красивая, кудрявая, стройная, тонкая, пушистая, нарядная, милая, хрупкая и т.д)

Молодцы, ребята, сколько красивых слов вы придумали о берёзе.

Воспитатель:

Эй, сюда, честной народ,

Становитесь в хоровод.

Будем петь мы и плясать,

Берёзку русскую прославлять.

Хоровод «Мы вокруг берёзки»

(Дети садятся на стульчики).

Ведущая:

Праздник веселый  удался на славу

Я думаю, всем он пришелся по нраву

Мы и пели, и плясали, и стихи для вас читали

Наш праздник вспоминайте,

И березку берегите, уважайте. 

Ведь береза – символ и гордость русского народа

Можно провести в заключение.

Дидактическая игра  

Детям необходимо выбрать фотографии с предметами ,сделанными из березы: береста,

корзины, лукошки, березовый веник, деревянная посуда, березовый сок

дидактическая игра детям необходимо соединить изображение берёзы с предметами, сделанными из неё.

Работа с мнемотаблицей 

Дети: Не ломать ветки, не рвать листья, не жечь костры в лесу, не рубить деревья,

заклеивать «раны» после того как собрали со

Фея: Береза – не только красивое дерево. В древности березка очень выручала и помогала

русским людям. Чем же?  

Дидактическая игра  

Детям необходимо выбрать фотографии с предметами ,сделанными из березы: береста,

корзины, лукошки, березовый веник, деревянная посуда, березовый сок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Сохраним берёзку русскую».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по овладению детьми основами экологической культуры в подготовительной группе на тему "Сохраним березку русскую"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: " Люблю берёзку русскую!" в старшей группе детей с ОНР.

Конспект по познавательному развитию рекомендован  педагогам детских учреждений, музыкальным руководителям, родителям   воспитанников.               ...

Познавательно игровой проект "Берёзка русская моя"

Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России - березе. Познакомить детей  с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой....

проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Люблю берёзку русскую".

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ "ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ",...

Методическая разработка.Сценарий праздника "Люблю берёзку русскую..."

Итоговое мероприятие в рамках проекта "Ознакомление дошкольников с берестяным промыслом"...

Сценарий развлечения «Люблю берёзку русскую!» для детей средней группы (от 4 до 5 лет)

Сценарий летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста. В сценарии используются стихи и песни, присутствуют персонажи Матрешка и Петрушка....

Сценарий развлечения "Люблю берёзку русскую" в старшей группе

Целью развлечения является развитие интереса к русской народной культуре. Это достигается с помощью исполнения народных песен, разучивания русских народных игр, изучения народных традиций....