проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Люблю берёзку русскую".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

садина марина николаевна

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ "ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ",

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение «Детский сад № 16»

 

Проект по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Люблю берёзку русскую»

                                                                              Выполнила:

                                                                               воспитатель Садина М.Н.

                                                         Городец 2017г.

                                                                                                                     

Срок реализации проекта: (сентябрь-май)

Долгосрочный

Участники проекта:                                         Берёза белая, берёза чистая,

Дети 6-7 лет, воспитатель,                              Всегда весёлая, всегда лучистая.

родители.                                                          К теплу и свету ветвями тянется,

                                                                           Весне и лету всё улыбается.

                                                                                                  Станислав Брандис

Актуальность темы:

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое   образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми   ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

В наше время, когда ребёнок мало общается с природой, а его свободное время всё больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса у ребёнка накапливается негативный опыт отношения к природе. Он действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей.

Интерес к изучению природы поверхностный. Ребёнок не проявляет желание ухаживать за растениями и животными и не умеет это делать. Поэтому очень важно помочь ребёнку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить её, уважать, вызвать желание общаться с ней. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребёнок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Ожидаемый результат.

- Получение детьми прочных знаний о русском дереве – берёзе.

- Приобретение знаний о взаимосвязи человека и природы.

- Развитие словаря детей, любознательности, наблюдательности, интереса к исследовательской деятельности.

- Воспитание эмоционального, бережного отношения к берёзе, как живому объекту природы, умение видеть красоту дерева.

Цель проекта:

Прививать любовь детям к природе родного края через знакомоство с образом березки. Содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, самостоятельно, в исследовательской деятельности.

- Продолжать знакомить детей о берёзе, как символом страны России.

- Обращать представления о жизни (берёзы): его развитии, внешних особенностях и связь с другими живыми организмами.

- Формировать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании к природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

- Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться природе.

- Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.

- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

- Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

                                                  Содержание проекта.

I этап: Подготовительный.

- Определение объекта изучения.

- Изучение методической и художественной литературы экологического содержания.

- Подбор наглядно-дидактических пособий, детской художественной литературы, картин, иллюстраций, грамзаписей, тематических альбомов. (аудиозапись «Времена года» П.Чайковский, видеофильм «Берёза в разное время года»), «Путешествие жизни».

- Проведение дидактических, подвижных игр, связанных по теме.

II этап: Реализация проекта.

- Проведение непосредственно-образовательной продуктивной деятельности.

- Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок о берёзе.

III этап: Подведение итогов.

- Проведение экологического праздника «Берёзонька».

- Акция «Посади берёзу».

- Книга рисунков «Образ берёзки в детском творчестве».

- Мини-музей «Люблю берёзку русскую».

                                                   Работа над проектом.

  1. Реалицазия

«Социально – коммуникативное развитие».

- Беседа: «Россия наша Родина».

- Беседа: «Традиции и обычаи нашего народа, связанные с берёзой».

- Беседа: «О лекарственных свойствах берёзы».

- Беседа: «О пользе берёзового сока».

- Составление рассказа: «Азбука поведения людей в природе».

- Заучивание стихотворений: П.Воронько «Берёза», С.Есенина «Белая берёза».

- Загадывание загадок, чтение пословиц, поговорок, примет.

- Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в берёзовую рощу», «Путешествие в лес».

Труд

- Укрывание деревьев первым слоем «одеяла» из опавших листьев.

- Укрывание деревьев вторым слоем «одеяла» из снега.

- Природоохраняемый труд на территории детского сада.

- Акция «Посади берёзку».

- Побелка стволов берёзы известью.

«Познавательное развитие»

- «Берёза-символ России» (занятие).

- «Люблю берёзку русскую» (занятие).

- «Кора дерева» (занятие).

- «Берёза домашний доктор» (занятие).

- «Снятся ли берёзам сны» (занятие).

- «Может ли дерево быть карликом» .

- «Берёза помощник человека» (занятие).

- «Без билета по белу свету» (занятие).

- «Спасем берёзку русскую» (занятие).

- Экскурсия в краеведческий музей в зал «Природа и животные нашего края».

- Экскурсия к берёзам: «Встреча с русской красавицей».

- Рассматривание и знакомство с промыслом по бересте.

- Целевая прогулка в зимний парк «Как зимуют деревья».

- Посещение библиотеки тема: «Берёза строить и жить помогает».

-Просмотр фильма: «Путешествие жизни».

- Дидактическая игра: «Раз, два, три – к берёзке беги», «Без билета по белу свету», «Найди листок какой покажи», «Назови ласково», «Деревья наших лесов».

- КВН: «Ай, да берёзка».

- Ситуация «Что будет если мы не будем беречь природу».

- Детская игра «Съедобное  не съедобное».

Экспериментирование.

- Рассматривание бересты под лупой

- «Какой стороной дышит лист?»

- «Жизненный цикл растений»

- «Найди семяна относящиеся к летунам».

Чтение художественной литературы.

- П.Воронько «Берёза»

- С.Есенин «Белая берёза»

- К.Паустовский «Подарок»

-И. Соколов-Микитов «Рассказы о природе»

-В.Бианки «Лесная газета»

-С.Михалков «Русские сказки о природе»

-М.Пришвин «Кладовая солнца»

-В.Бианки «Большая книга рассказов»

-Эдуард Шим «Рассказы и сказки о природе»

Безопасность

- Беседа «Как вести себя в природе, чтобы избежать отравлений».

       «Художественно-эстетическое развитие»

           - Рисование «С чего начинается Родина».

- Труд худ. «Золото берёз».

- Труд худ. «Народные умельцы» (коллаж из бересты).

- Рисование «Белая берёза».

- Лепка «Берёза».

- Рисование «Заснеженные деревья в лесу».

- Рисование «Ветка берёзы в вазе».

- Лепка «Берёзовый лист».

- Лепка рельефная «Во поле берёзонька стояла».

          - Пение песни «Песня о Родине» (сл. Е.Красевой, муз. В.Елинск).

- Хоровод «Ай, да берёзка» (муз. Т.Попатенко), «В золоте берёзонька» (сл. и муз. Г.Вихаревой).

- Пение «Во поле берёза стояла»  (русско-народная мелодия).

          «Физическое развитие»

          - Развлечение «Осенний марафон».

- П/и «Плетень», «Кто быстрее до берёзы», «Ручеёк», «Горелки».

- Утренняя гимнастика «Поход в берёзовую рощу».

- Эстафета «Будь здоров!».

Создание условий для самостоятельной деятельности.

- Книжный уголок: книги, иллюстрации, альбомы с изображениями берёзы.

-Мини-музей «Люблю берёзку русскую».

- Центр продуктивных видов деятельности.

- Настольно-печатные игры «Зелёный город», «Деревья, цветы, кустарники».

- Мини-центр по экспериментированию.

                                               Взаимодействие с семьёй.

- Консультация: «Расскажи детям об исконно русской культуре».

- Мастер класс «Берестушка».

- Экскурсия по мини-музею «Люблю берёзку русскую» в группе детского сада.

- Бюллетень: «Береги зелёного друга».

- Изготовление скворечников.

- Изготовление макета «Русская берёза».

- Экологический смотр конкурс «Сбережём ёлочную сказку».

- Экологический праздник «Берёзонька».

- День открытых дверей с просмотром занятия «Люблю берёзку русскую».

- Акция «Посади берёзку».

- Природоохраняемый труд на территории детского сада.

          2.Подведение итогов.

Проведение праздника «Берёзонька».

Акция «Посади берёзу».

3.Анализ проведённой работы.

                                           Литература.

  • Багрова Л.А. «Я познаю мир. Растения». Детская энциклопедия. Москва: «АСТ», 1998г.
  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2003г.
  • Шорыгина Т.А. «Деревья какие они?», Москва, 2010г.
  • Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр «Сфера», Москва, 2008г.
  • Веретенникова С.А.,  А.А.Крылов «Четыре времени года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Русские матрёшки»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста " Русские матрёшки" - одно из цикла занятий  авторского проекта социально-личностной направленности "Начало начал". Занятие  в заним...

Проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему"Берегите деревья".

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ"БЕРЕГИТЕ ДЕРЕВЬЯ"....

Проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в музее им. П. В. Алабина»

Основная идея проекта: Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и знакомство с родным городом, его  достопримечательно...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. «Русские богатыри».

Цели:Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.Воспитывать в детях гордость з...