Занятие "Я имею право"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 28»
КОНСПЕКТ
Непосредственной образовательной
деятельности по правовому воспитанию
в подготовительной группе
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ
ДЕТСТВА»
Воспитатель: Астахова Т. И.
г.Донской
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.
Задачи: закрепить знания о Конвенции ООН о правах ребёнка, об основных правах перечисленных в ней. Максимально способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний. Формировать гражданско- патриотические чувства. Активировать мысленную деятельность детей с помощью иллюстраций.
Предварительная работа: чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Заучивание пословиц, поговорок, стихотворений. Проведение серии бесед, формирующих у детей первоначальные знания на основе конвенции ООН о правах ребёнка. Организована выставка детской литературы, в которой нарушены права героев. Проведение конкурса детских рисунков на тему «Я имею право».
Материал к занятию: Международная Конвенция ООН о правах ребенка. Книги – сказки. Иллюстрации к сказкам. Лепестки цветика – семицветика. 2 магнитных доски. Интерактивная доска. Волшебный сундучок.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку передачи «СПОКОЙНОЙ НОЧИ, МАЛЫШИ». Садятся на стульчики.
Воспитатель показывает детям письмо.
Воспитатель:
- Кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите – письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
- От кого же это письмо? Адресовано детям подготовительной группы «Лучики», обратный адрес «Сказочная страна Детство». Давайте поскорее откроем конверт и прочитаем его.
Текст письма
«Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, Красная Шапочка, обращаюсь к вам за помощью. В нашей сказочной стране случилась беда. Озорник ветер сорвал с цветка «счастья» все лепестки, на которых были записаны права маленьких жителей нашей страны. И теперь наши права постоянно нарушаются. Ребята, может быть, вы попробуете отыскать заветные лепестки? Мы будем вам очень благодарны!»
- Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке и её друзьям отыскать заветные лепестки с правами всех детей?
Дети: Да.
Воспитатель: Но для того, чтобы их найти, вы сами должны очень хорошо знать эти права. Вы уверены в себе?
Дети: Да.
- Тогда пора отправиться в сказочную страну Детства, где сбываются все мечты и случаются самые необычные чудеса! Вы сейчас превратитесь в сказочных птиц и полетите в страну Детства.
Дети танцуют танец птиц.
На интерактивной доске показывают отрывок из сказки «Красная шапочка» и входит в зал Красная Шапочка.
Красная Шапочка: Здравствуйте! Спасибо, что в помощи не отказали,
Мы с нетерпением вас ожидали!
Воспитатель: Красная Шапочка мы получили твое письмо и сразу поспешили к тебе на помощь. Наши ребята, обязательно постараются выполнить твою просьбу, так что ты не расстраивайся. Времени у нас не так много, так что за дело! Посмотрите, тут волшебный сундучок, который подскажет, как найти нам лепестки. И так приступим. Скажите, какое самое важное право имеют все дети на планете?
Дети: ПРАВО НА ЖИЗНЬ.
Воспитатель: В каких сказках нарушается это право?
Дети: «Кот, петух и лиса», «Красная шапочка», «Серая шейка», «Три поросёнка», «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят».
(Картинки из сказок прикрепляются на магнитную доску).
Воспитатель: Молодцы много сказок назвали. Ребята, а кто вам подарил жизнь?
Дети: Мама.
Воспитатель: Да, мама подарила вам жизнь. Мама первая заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила вас ходить, говорить. Ребята, жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны. Посмотрим в сундуке подсказку
( Воспитатель будет поочерёдно доставать маленькие лепестки, а с обратной стороны будет написана подсказка, где будут лежать лепестки от цветка «счастья»).
- Лепесток «розового» цвета лежит на пианино. (Ребёнок находит лепесток и крепит его на магнитной доске).
На интерактивной доске показывают картинку «Права на жизнь»
На магнитную доску крепится ребус «Я + Я + Я + Я + Я + Я +Я = 7Я».
Воспитатель: Какое слово зашифровано в этом ребусе?
Дети: Семья.
Воспитатель: О каком праве пойдёт сейчас речь?
Дети: О ПРАВЕ НА СЕМЬЮ.
Ребёнок: Я люблю свою семью
Маму, папу ч люблю.
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью.
Воспитатель: Да, все дети имеют право воспитываться в семье. Ребята, а ваша обязанность, уважать взрослых людей, которые заботятся о вас. А пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас мы проверим. Я начну говорить, а вы продолжайте.
В гостях хорошо ( а дома лучше)
Дома и стены (помогают)
В родной семье (и каша гуще)
Без хозяина дом (сирота).
- Ребята, давайте вспомним сказки , в которых нарушается право героев на воспитание в семье?
Дети: «Дикие лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
(Картинки этих сказок прикрепляют на магнитную доску.)
Воспитатель: А вот и следующая подсказка. Лепесток «синего» цвета находится под синим кубиком. (Ребёнок находит и крепят лепесток на доску, а на интерактивной доске показывают слайд с «Правом на семью»)
Воспитатель: Посмотрим, что же ещё находится в сундуке.
Из сундука воспитатель достаёт свидетельство о рождении.
Воспитатель: Ребята, а что это такое у меня в руках, как вы думаете? И что в нём записано?
Дети: Свидетельство о рождении. В нём записаны фамилия и имя.
Воспитатель: Так о каком же праве настало время говорить.
Дети: О ПРАВЕ НА ИМЯ.
Воспитатель: А зачем же нам нужно имя?
Дети: Чтобы нас не перепутали, различали.
Ребёнок: Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
Воспитатель: Интерес к имени был во все времена. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребёнком, которого приводят в детский сад. Обычно вам всем нравится, когда вас называют ласково. Давайте поиграем в игру «Назови ласково».
Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Дети встают около стульчиков и называют своего соседа ласковым именем.
Воспитатель: Понравилось? Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанных с этим правом?
Дети: Называть друг друга по имени.
Воспитатель: У вас на груди бейджики – цветочки, которые вы делали сами, в середине которых написаны ваши имена, теперь все будут знать, как вас зовут. Присаживайтесь на свои стульчики.
Дети садятся.
Воспитатель достаёт из сундука подсказку.
- «Зелёный» лепесток находится под зелёным кубиком.
Ребёнок находит его и крепит на магнитную доску, а на другую магнитную доску прикрепляют картинку с этим правом, а на интерактивной доске показывают слайд с «Правом на имя»
Из сундука воспитатель достаёт игрушки Буратино и Незнайку, показывает детям.
Звучат строки из песни «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ».
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем сейчас говорить?
Дети: О ПРАВЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
Воспитатель: Вспомните, по какой причине они всё время попадали в неприятные истории?
Дети: Не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете для чего человеку нужно учиться?
Дети: Чтобы получить профессию, быть умным и образованным человеком.
Воспитатель: А в чём заключается ваша обязанность?
Дети: Посещать все уроки, выполнять домашние задания, хорошо учиться, помогать другим детям, которым трудно справиться с учёбой.
Воспитатель загадывает загадку в стихах:
Уложив тетради, книжку,
Пошли в школу ребятишки.
Две девчонки впереди,
А мальчишки позади,
Дружных пять идут ребят.
Если двое впереди,
Сколько было позади?
Дети: Три.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А вот для следующего задания встаньте в круг и поиграем в игру «ВСТАВЬТЕ СЛОВО».
(Игра проводится с мячом) .Воспитатель начинает – дети заканчивают.
Самолётом правит ……………(лётчик)
Трактор водит …………………..(тракторист)
Электричку ………………………..(машинист)
Стену выкрасил …………………( маляр)
Доску выстругал ………………..(столяр)
В доме свет провёл ……………(монтёр)
В шахте трудится ………………..(шахтёр)
В жаркой кузнеце ……………….(кузнец)
Кто всё знает ……………………….(молодец)
- С этим заданием тоже справились, садитесь на свои стульчики. Вы заработали ещё одну подсказку, лепесток «оранжевого» цвета находится на столе, где лежат книги.
Ребёнок находит его и прикрепляет на магнитную доску, а на другой прикрепляют картинку с этим правом. На интерактивной доске показывают слайд с «Правом на образование».
В зал под музыку заходит доктор Айболит и читает стихотворение:
- Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Айболит: Да, ребята, врачи оказывают всем медицинскую помощь. А как называется врач, который лечит зверей?
Дети: Ветеринар.
Воспитатель: О каком праве пришла пора нам говорить?
Дети: О ПРАВЕ НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
Воспитатель: Дети, я вам сейчас предлагаю поиграть в игру «ДОКТОР». Представьте, что я простудилась. У меня болит горло, голова, я чихаю, кашляю. Я пришла на приём в поликлинику, содрался консилиум врачей (совещание врачей по поводу как и чем лечить больного). Врачи – это вы. Вот сейчас вы каждый по очереди будете назначать мне лечение, а я как будто сразу буду выполнять все ваши назначения, посмотрим сможете ли вы меня вылечить. А доктор Айболит проследит за вашим назначением.
Игра «Доктор»
(Дети передают листок с назначением друг другу и называют: поставить горчичники, закапать капли в нос, попить чай с малиновым вареньем, выпить микстуру, принимать витамины, попарить ноги).
Доктор Айболит: Дети, вы назначили правильное лечение.
Воспитатель: Большое спасибо за лечение, я совсем выздоровела. Молодцы! А вот самое главное правило про домашнюю аптечку нам сейчас расскажет доктор Айболит.
Доктор Айболит: Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка может нанести здоровью большой вред. Для того чтобы не болеть, что нужно делать?
Дети: Одеваться по погоде, не есть снег, не сосать сосульки, правильно питаться, делать зарядку, гулять на свежем воздухе.
Доктор Айболит: Правильно, получайте следующую подсказку – лепесток «жёлтого» цвета находится на подоконнике.
Ребёнок находит его и прикрепляет на доску, где находятся найденные лепестки цветка «счастья», на интерактивной доске показывают картинку «Права на медицинское обслуживание».
Воспитатель показывает сюжеты сказок «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросёнка».
Воспитатель: Дети, какое право было нарушено в этих сказках?
Дети: ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ.
Воспитатель: Как люди обязаны относиться к своему дому?
Дети: Бережно.
Воспитатель: Правильно. А почему?
Дети: Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.
Ребёнок: Пусть у каждого ребёнка
Будет светлый, тёплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
Воспитатель: Вот и следующая подсказка в сундуке лежит. Лепесток «красного» цвета лежит под красным кубиком.
Ребёнок находит его и крепит на доске, на интерактивной доске показывают картинку с «Правом на жилище».
Воспитатель: Ой, смотрите, к нам на тонкой ножке скачет дождик по дорожке. (Воспитатель брызгает из распылителя). Давайте поиграем в вашу любимую с самого раннего детства в игру «Солнышко и дождик». Вы ведь скоро пойдёте в школу и уже больше в неё не поиграете.
Игра «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Воспитатель: Солнце светит веселей,
Выходи гулять скорей!
(дети гуляют по ковру, прыгают, веселятся)
Дождик начал моросить
И ребяток веселить.
Дождик, дождик всё сильней,
Все под зонтик поскорей!
(Дети прячутся под зонтик).
Воспитатель: Проходите на свои места. Отдохнули немножко, очень хорошо. Как вы думаете о каком праве мы сейчас будем говорить.
Дети: О ПРАВЕ НА ОТДЫХ.
Воспитатель: Дети, скажите, а в каких сказках нарушено это право.
Дети: «Золушка», «Морозко».
Воспитатель: Загляни (имя ребёнка) в сундук, может там последняя подсказка лежит? (Ребёнок достаёт лепесток «Фиолетового» цвета и крепит на магнитную доску, а на интерактивную доске показывают картинку с «Правом на отдых».)
Воспитатель: Вот мы и собрали все лепестки на цветке «счастья». Ребята обратите внимание, у вас на груди висят такие же точно цветочки. На какой цветочек он похож?
Дети: На цветик – семицветик.
Воспитатель: Правильно. Мы собрали цветик – семицветик, как у девочки Жени из одноимённой сказки, который может исполнить ваши желания. Красная Шапочка, теперь в вашей сказочной стране Детства снова воцарится порядок, ведь все права снова на месте. Ребята, а где у нас в стране собраны все права? В каком документе?
Дети: В Конвенции о правах ребёнка.
На интерактивной доске показывают брошюру.
Воспитатель: Для чего же нужны все эти права?
Дети: Чтобы жилось хорошо, был порядок.
Воспитатель: А для этого ваши родители, а так же все, кто окружает вас в жизни, не должны их нарушать.
Ребёнок: Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце.
Дайте дождиком умыться,
Дайте как цветку раскрыться.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, каскакаться.
Воспитатель: Так давайте же вместе с Красной Шапочкой и Доктором Айболитом станцуем ваш любимый танец.
Танец «МЫ ДОЖДЯ НЕ БОИМСЯ».
Красная Шапочка: Большое спасибо вам ребята за цветок «счастья», теперь в нашей стране будет порядок и все будут соблюдать права жителей сказочной страны. А теперь нам с Доктором Айболитом пора возвращаться в страну Детства. До свидания.
Красная Шапочка и Доктор Айболит уходят.
Воспитатель: А мы, ребята, возвращаемся в детский сад.
Звучит музыка танца птиц.
Воспитатель: Вот мы и в садике. А о чём же мы с вами сегодня говорили?
Дети: О правах и обязанностях ребёнка.
Воспитатель: Правильно. А в заключении давайте споём песню из мультфильма «Смешарики» «Я имею право».
Дети поют песню «Я ИМЕЮ ПРАВО».
Воспитатель: На этом занятие закончено. Большое спасибо за внимание!
Литература:
- Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2012.
- Нищева Н.И., «Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях.» ООО “Издательство “Детство-пресс”, 2014.
- Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.
- Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
- Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада, М.: Просвещение, 2006.
- Конвенция «О правах ребенка», М., 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...
Краткосрочный проект детско - родительских отношений в ДОУ "Имею право на права"
Данный проект содержит практический материал по реализации проекта детско - родительских отношений в ДОУ. Проект охватывает работу с детьми, педагогами и родителями....
Права ребенка в рамках проекта "Я имею право"
Методический материал...
Родительское собрание на тему: " Конвенция о правах ребёнка" и презентация «Я имею право!»
Конвенция связывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. Поэтому так важно, чтобы родители знали свои прав...
"Я имею права, я имею обязанности"
Конспект занятия о развитии правового мировоззрения и представления о нравственности....
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах. «Я имею право на имя».
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах «Я имею право на имя»....