Занятие "Я имею право"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Закреплять знания детей о правах детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_imeyu_pravo.docx453.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 28»

                 

                                       КОНСПЕКТ

              Непосредственной образовательной

          деятельности по правовому воспитанию

                     в подготовительной группе    

   

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ

ДЕТСТВА»

C:\Users\User\Desktop\Новая папка (3)\DSC04835.JPG                                                                                                                                                                             

                                                                         Воспитатель: Астахова Т. И.

г.Донской

                                 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.

Задачи: закрепить знания о Конвенции ООН о правах ребёнка, об основных правах перечисленных в ней. Максимально способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний. Формировать гражданско- патриотические чувства. Активировать мысленную деятельность детей с помощью иллюстраций.

Предварительная работа: чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Заучивание пословиц, поговорок, стихотворений. Проведение серии бесед, формирующих у детей первоначальные знания на основе конвенции ООН о правах ребёнка. Организована выставка детской литературы, в которой нарушены права героев. Проведение конкурса детских рисунков на тему «Я имею право».

C:\Users\User\Desktop\Новая папка (3)\DSC04839.JPG

Материал к занятию: Международная Конвенция ООН о правах ребенка. Книги – сказки. Иллюстрации к сказкам. Лепестки цветика – семицветика. 2 магнитных доски. Интерактивная доска. Волшебный сундучок. 

                             

                               

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку передачи «СПОКОЙНОЙ НОЧИ, МАЛЫШИ». Садятся на стульчики.

Воспитатель показывает детям письмо.

Воспитатель:

- Кто-то бросил мне в окошко,

Посмотрите – письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку

На окошко заманил?

- От кого же это письмо? Адресовано детям подготовительной группы  «Лучики», обратный адрес «Сказочная страна Детство». Давайте поскорее откроем конверт и прочитаем его.

Текст письма

«Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, Красная Шапочка, обращаюсь к вам за помощью. В нашей сказочной стране случилась беда. Озорник ветер сорвал с цветка «счастья» все лепестки, на которых были записаны права маленьких жителей нашей страны. И теперь наши права постоянно нарушаются. Ребята, может быть, вы попробуете отыскать заветные лепестки? Мы будем вам очень благодарны!»

- Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке и её друзьям отыскать заветные лепестки с правами всех детей?

Дети: Да.

Воспитатель: Но для того, чтобы их найти, вы сами должны очень хорошо знать эти права. Вы уверены в себе?

Дети: Да.

- Тогда пора отправиться в сказочную страну Детства, где сбываются все мечты и случаются самые необычные чудеса! Вы сейчас превратитесь в сказочных птиц и полетите в страну Детства.

Дети танцуют танец птиц.

На интерактивной доске показывают отрывок из сказки «Красная шапочка» и входит в зал Красная Шапочка.

  Красная Шапочка: Здравствуйте! Спасибо, что в помощи не отказали,

Мы с нетерпением вас ожидали!

Воспитатель: Красная Шапочка мы получили твое письмо и сразу поспешили к тебе на помощь. Наши ребята, обязательно постараются выполнить твою просьбу, так что ты не расстраивайся. Времени у нас не так много, так что за дело! Посмотрите, тут волшебный сундучок, который подскажет, как найти нам лепестки. И так приступим. Скажите,  какое самое важное право имеют все дети на планете?

Дети: ПРАВО НА ЖИЗНЬ.

Воспитатель: В каких сказках нарушается это право?

Дети: «Кот, петух и лиса», «Красная шапочка», «Серая шейка», «Три поросёнка», «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят».

(Картинки из сказок прикрепляются на магнитную доску).

Воспитатель: Молодцы много сказок назвали. Ребята, а кто вам подарил жизнь?

Дети: Мама.

Воспитатель: Да, мама подарила вам жизнь. Мама первая заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила вас ходить, говорить. Ребята, жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны. Посмотрим в сундуке подсказку

( Воспитатель будет поочерёдно доставать маленькие лепестки, а с обратной стороны будет написана подсказка, где будут лежать лепестки от цветка «счастья»).

-  Лепесток «розового» цвета лежит на пианино. (Ребёнок  находит лепесток и крепит его на магнитной доске).

На интерактивной доске показывают картинку «Права на жизнь»

На магнитную доску крепится ребус «Я + Я + Я + Я + Я + Я +Я = 7Я».

Воспитатель: Какое слово зашифровано в этом ребусе?

Дети: Семья.

Воспитатель: О каком праве пойдёт сейчас речь?

Дети: О ПРАВЕ НА СЕМЬЮ.

Ребёнок: Я люблю свою семью

                  Маму, папу ч люблю.

                  Люблю деда и бабусю,

                  И щенка, и кошку Мусю!

                  Все, кого я так люблю

                  Имеют право на семью.

Воспитатель: Да, все дети имеют право воспитываться в семье. Ребята, а ваша обязанность, уважать взрослых людей, которые заботятся о вас. А пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас мы проверим. Я начну говорить, а вы продолжайте.

В гостях хорошо ( а дома лучше)

Дома и стены    (помогают)

В родной семье  (и каша гуще)

Без хозяина дом  (сирота).

- Ребята, давайте вспомним сказки , в которых нарушается право героев на воспитание в семье?

Дети: «Дикие лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

(Картинки этих сказок прикрепляют на магнитную доску.)

Воспитатель: А вот и следующая подсказка. Лепесток «синего» цвета находится под синим кубиком. (Ребёнок находит и крепят лепесток на доску, а на интерактивной доске показывают слайд с «Правом на семью»)

Воспитатель: Посмотрим, что же ещё находится в сундуке.

Из сундука воспитатель достаёт свидетельство о рождении.

Воспитатель: Ребята, а что это такое у меня в руках, как вы думаете? И что в нём записано?

Дети: Свидетельство о рождении. В нём записаны фамилия и имя.

Воспитатель: Так о каком же праве настало время говорить.

Дети: О ПРАВЕ НА ИМЯ.

Воспитатель: А зачем же нам нужно имя?

Дети: Чтобы нас не перепутали, различали.

Ребёнок:  Знают, знают все на свете,

                   Знают взрослые и дети –

                   Имя каждому дано,

                   И у каждого одно!

Воспитатель: Интерес к имени был во все времена. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребёнком, которого приводят в детский сад. Обычно вам всем нравится, когда вас называют ласково. Давайте поиграем в игру «Назови ласково».

                                Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Дети встают около стульчиков и называют своего соседа ласковым именем.

Воспитатель: Понравилось? Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанных с этим правом?

Дети: Называть друг друга по имени.

Воспитатель: У вас на груди бейджики – цветочки, которые вы делали сами, в середине которых написаны ваши имена, теперь все будут знать, как вас зовут. Присаживайтесь на свои стульчики.

Дети садятся.

Воспитатель достаёт из сундука подсказку.

- «Зелёный» лепесток находится под зелёным кубиком.

Ребёнок находит его и крепит на магнитную доску, а на другую магнитную доску прикрепляют картинку с этим правом, а на интерактивной доске показывают слайд с «Правом на имя»

Из сундука воспитатель достаёт игрушки  Буратино и Незнайку, показывает детям.

Звучат строки из песни «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ».

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем сейчас говорить?

Дети: О ПРАВЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ.
Воспитатель: Вспомните, по какой причине они всё время попадали в неприятные истории?

Дети: Не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей.

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете для чего человеку нужно учиться?

Дети: Чтобы получить профессию, быть умным и образованным человеком.

Воспитатель: А в чём заключается ваша обязанность?

Дети: Посещать все уроки, выполнять домашние задания, хорошо учиться, помогать другим детям, которым трудно справиться с учёбой.

Воспитатель загадывает загадку в стихах:

Уложив тетради, книжку,

Пошли в школу ребятишки.

Две девчонки впереди,

А мальчишки позади,

Дружных пять идут ребят.

Если двое впереди,

Сколько было позади?

Дети: Три.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А вот для следующего задания встаньте в круг и поиграем в игру «ВСТАВЬТЕ СЛОВО».

(Игра проводится с мячом) .Воспитатель начинает – дети заканчивают.

Самолётом правит ……………(лётчик)

Трактор водит …………………..(тракторист)

Электричку ………………………..(машинист)

Стену выкрасил …………………( маляр)

Доску выстругал ………………..(столяр)

В доме свет провёл ……………(монтёр)

В шахте трудится ………………..(шахтёр)

В жаркой кузнеце ……………….(кузнец)

Кто всё знает ……………………….(молодец)

- С этим заданием тоже справились, садитесь на свои стульчики. Вы заработали ещё одну подсказку, лепесток «оранжевого» цвета находится на столе, где лежат книги.

Ребёнок находит его и прикрепляет на магнитную доску, а  на другой прикрепляют картинку с этим правом. На интерактивной доске показывают слайд с «Правом на образование».

В зал под музыку заходит доктор Айболит и читает стихотворение:

- Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица.

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Айболит: Да, ребята, врачи оказывают всем медицинскую помощь. А как называется врач, который лечит зверей?

Дети: Ветеринар.

Воспитатель: О каком праве пришла пора нам говорить?

Дети: О ПРАВЕ НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.

Воспитатель: Дети, я вам сейчас предлагаю поиграть в игру «ДОКТОР». Представьте, что я простудилась. У меня болит горло, голова, я чихаю, кашляю. Я пришла на приём в поликлинику, содрался консилиум врачей (совещание врачей по поводу  как и чем лечить больного). Врачи – это вы. Вот сейчас вы каждый по очереди будете назначать мне лечение, а я как будто сразу буду выполнять все ваши назначения, посмотрим сможете ли вы меня вылечить. А доктор Айболит проследит за вашим назначением.

Игра «Доктор»

(Дети передают листок с назначением друг другу и называют: поставить горчичники, закапать капли в нос, попить чай с малиновым вареньем, выпить микстуру, принимать витамины, попарить ноги).

Доктор Айболит: Дети, вы назначили правильное лечение.

Воспитатель: Большое спасибо за лечение, я совсем выздоровела. Молодцы! А вот самое главное правило про домашнюю аптечку нам сейчас расскажет доктор Айболит.

Доктор Айболит: Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка может нанести здоровью большой вред. Для того чтобы не болеть, что нужно делать?

Дети: Одеваться по погоде, не есть снег, не сосать сосульки, правильно питаться, делать зарядку, гулять на свежем воздухе.

Доктор Айболит: Правильно, получайте следующую подсказку – лепесток «жёлтого» цвета находится на подоконнике.

Ребёнок находит его и прикрепляет на доску, где находятся найденные лепестки цветка «счастья», на интерактивной доске показывают картинку «Права на медицинское обслуживание».

Воспитатель показывает сюжеты сказок «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросёнка».

Воспитатель: Дети, какое право было нарушено в этих сказках?

Дети: ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ.

Воспитатель: Как люди обязаны относиться к своему дому?

Дети: Бережно.

Воспитатель: Правильно. А почему?

Дети: Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.

Ребёнок: Пусть у каждого ребёнка

                  Будет светлый, тёплый дом!

                  Детство только раз бывает

                  У ребят любой страны.

                 Пусть никто из них не знает

                  Никакой беды!

Воспитатель: Вот и следующая подсказка в сундуке лежит. Лепесток «красного» цвета лежит под красным кубиком.

Ребёнок находит его и крепит на доске, на интерактивной доске показывают картинку с «Правом на жилище».

Воспитатель: Ой, смотрите, к нам  на тонкой ножке скачет дождик по дорожке. (Воспитатель брызгает из распылителя). Давайте поиграем в вашу любимую с самого раннего детства в игру «Солнышко и дождик». Вы ведь скоро пойдёте в школу и уже больше в неё не поиграете.

                                       Игра «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

Воспитатель: Солнце светит веселей,

Выходи гулять скорей!

(дети гуляют по ковру, прыгают, веселятся)

Дождик начал моросить

И ребяток веселить.

Дождик, дождик всё сильней,

 Все под зонтик поскорей!

(Дети прячутся под зонтик).

Воспитатель: Проходите на свои места. Отдохнули немножко, очень хорошо. Как вы думаете о каком праве мы сейчас будем говорить.

Дети: О ПРАВЕ НА ОТДЫХ.

Воспитатель: Дети, скажите, а в каких сказках нарушено это право.

Дети: «Золушка», «Морозко».

Воспитатель: Загляни (имя ребёнка) в сундук, может там последняя подсказка лежит? (Ребёнок достаёт лепесток «Фиолетового» цвета и крепит на магнитную доску, а на интерактивную доске показывают картинку с «Правом на отдых».)

Воспитатель: Вот мы и собрали все лепестки на цветке «счастья». Ребята обратите внимание, у вас на груди висят такие же точно цветочки. На какой цветочек он похож?

Дети: На цветик – семицветик.

Воспитатель: Правильно. Мы собрали цветик – семицветик, как у девочки Жени из одноимённой сказки, который может исполнить ваши желания. Красная Шапочка, теперь в вашей сказочной стране Детства снова воцарится порядок, ведь все права снова на месте. Ребята, а где у нас в стране собраны все права? В каком документе?

Дети: В Конвенции о правах ребёнка.

На интерактивной доске показывают брошюру.

Воспитатель: Для чего же нужны все эти права?

Дети: Чтобы жилось хорошо, был порядок.

Воспитатель: А для этого ваши родители, а так же все, кто окружает вас в жизни, не должны их нарушать.

Ребёнок: Дайте детству наиграться

                  Вдоволь, досыта, не вкратце.

                  Дайте дождиком умыться,

                  Дайте как цветку раскрыться.

                  Дайте детству наиграться,

                  Насмеяться, каскакаться.

Воспитатель: Так давайте же вместе с Красной Шапочкой и Доктором Айболитом станцуем ваш любимый танец.

               Танец «МЫ ДОЖДЯ НЕ БОИМСЯ». 

Красная Шапочка: Большое спасибо вам ребята за цветок «счастья», теперь в нашей стране будет порядок и все будут соблюдать права жителей сказочной страны. А теперь нам с Доктором Айболитом пора возвращаться в страну Детства. До свидания.

Красная Шапочка и Доктор Айболит уходят.

Воспитатель: А мы, ребята, возвращаемся в детский сад.

Звучит музыка танца птиц.

Воспитатель: Вот мы и в садике. А о чём же мы с вами сегодня говорили?

Дети: О правах и обязанностях ребёнка.

Воспитатель: Правильно. А в заключении давайте споём песню из мультфильма «Смешарики» «Я имею право».

              Дети поют песню «Я ИМЕЮ ПРАВО».

Воспитатель: На этом занятие закончено. Большое спасибо за внимание! 

Литература:

  1. Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2012.
  2. Нищева Н.И., «Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях.» ООО “Издательство “Детство-пресс”, 2014.
  3. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.
  4. Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
  5. Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада, М.: Просвещение, 2006.
  6. Конвенция «О правах ребенка», М., 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

Целью данной НОД является формирование у  детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....

конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...

Краткосрочный проект детско - родительских отношений в ДОУ "Имею право на права"

Данный проект  содержит практический материал по реализации проекта детско - родительских отношений   в ДОУ. Проект охватывает работу с детьми, педагогами и родителями....

Родительское собрание на тему: " Конвенция о правах ребёнка" и презентация «Я имею право!»

Конвенция связывает  права ребёнка  с правами и обязанностями родителей,  несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. Поэтому так важно, чтобы родители знали свои прав...

"Я имею права, я имею обязанности"

Конспект занятия о развитии правового мировоззрения и представления о нравственности....

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах. «Я имею право на имя».

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах «Я имею право на имя»....