"Я имею права, я имею обязанности"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Конспект занятия о развитии правового мировоззрения и представления о нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_imeyu_pravo.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе:
"Я имею права, я имею обязанности"
- Систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
- развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
- учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитывать чувство уважения к другим людям;
- расширять их кругозора, обогащать словарный запас.
Оформление:
- картинки с изображением прав детей;
- мяч
- мультимедиа
- выставка законов, кодексов.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
Ход занятия:
Звучит музыка . Входят дети.
Воспитатель:
Если ты еще ребенок
И не вылез из пеленок,
Знай, что ты имеешь много,
Очень много разных прав!
Только-только ты родился,
Сразу ты вступил в права:
Право жить и называться
Машей, Лешей и Анфисой,
Знать о том, что мама с папой
У тебя отныне есть!
Стал ты сразу гражданином!
Подрастешь, и будет право
В школу изредка ходить,
Отдыхать, играть в компьютер!
Ну а если мама будет
Отрывать от монитора
И твердить что это вредно,
Ты напомни ей про право
Свой досуг препровождать!
Выражай свободу слова:
Это право тоже есть!
Заподозрил дядю Петю
С бородой Деда Мороза-
Сразу так и говори!
Если что-то ты забудешь
Из своих законных прав,
То листай такой документ,
Что Конвенцией зовется!
- Ребята, сегодня мы будем говорить о правах , которые имеет ребенок. Во всех странах мира взрослые стоят на защите прав ребенка.Каждый человек, в какой бы стране он ни жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности.
Чтобы эти желания могли осуществиться, в мире уже более 60 лет активно работает Организация Объединённых Наций — ООН. Сегодня это самая известная и влиятельная международная организация.20 ноября 1989 года ООН был принят очень важный документ — Конвенция о правах ребёнка. В 54-х статьях этого документа были записаны и даны гарантии по защите прав и свобод самых маленьких жителей планеты — детей.
На сегодняшний день почти все страны мира, в их числе и Россия, подписали этот международный документ. Это означает, что на своих территориях все государства обязаны:
обеспечить детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия;
защищать права и свободы детей.
О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить дети — юные граждане Российской Федерации.К сожалению, в мире очень много детей, оставшихся без семьи. Родители одних умерли, погибли или пропали без вести во время войн и стихийных бедствий. Родители других отказались от своих детей, не захотели выполнять свои родительские обязанности. Защиту прав таких детей-сирот берёт на себя государство.В мире большое количество детей с самого рождения страдает от разных тяжелых болезней и расстройств. Многие дети являются жертвами травм и заболеваний, полученных в результате аварий, стихийных бедствий и войн. Государство заботится о детях-инвалидах, о детях с проблемами здоровья.Важную роль в решении проблем материнства и детства играет Детский фонд Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ)
ЮНИСЕФЮНИСЕФ был создан решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 году.
В настоящее время детский фонд Организации Объединённых Наций работает в 156 странах мира.
ЮНИСЕФ — это единственная организация ООН, деятельность которой посвящена исключительно детям.
ЮНИСЕФ:
оказывает неотложную помощь детям и женщинам, пострадавшим от войн и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций;
В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы Детского фонда ООН в России — защита и поддержка прав детей на безопасное, здоровое и счастливое детство. ЮНИСЕФ стремится к тому, чтобы голоса детей были услышаны. Права нужно не только знать, но и не нарушать. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.
- А что же такое право? (Высказывания детей.)
Право - это то, без чего не может жить достойно человек. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Сегодня я хочу рассказать Вам о ваших правах, посмотрите на экран.
Вот перед Вами первый документ, который имеет каждый человек. Этот документ выдается при рождении. И называется, свидетельство о рождении.
- О каком праве он напоминает?
(ответы детей :о праве на имя, фамилии, отчества)
- Зачем ребенку имя? (Чтоб нас не перепутали, различали).
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, друг перед другом, связанная с этим правом?
Ответы детей: (Называть друг друга по имени)
Игра с мячом: "Давай познакомимся " - Дети становятся в круг и по очереди передавая мяч произносят свое фамилию, имя, отчество"
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
- Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть на волшебный экран. О каком праве говорится?
– Верно, право на семью.
Что вы знаете об этом праве?
(У каждого человека должны быть папа, мама)
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова.
Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
Бабушка -
Дедушка -
Мама -
Папа -
Дочь -
Сын -
Брат -
Сестра -
-Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает
В своем доме и стены помогают
В семье и каша гуще.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
А сейчас давайте немного с вами отдохнем
Физкультурная минутка.
Игра «Все будет хорошо».
Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.
В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).
- Конечно же, ребята, все будет хорошо
Ребята, давайте поговорим об обязанностях. Какие обязанности есть у вас в семье?
Примерные ответы детей:
- Я обязан убирать за собой игрушки после игры
- Я заправляю постель
- Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома
-Дети обязаны слушаться своих родителей.
- Давайте посмотрим следующую картинку на экране. О каком праве нам может она рассказать?
Да, вы правы ребята - Право на отдых
- Как можно отдохнуть детям?
(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
Ребята! Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»
(Дети загадывают и показывают движения ),
-Воспитатель: А что вы умеете делать?
Дети- Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!
Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.
Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
Вы можете сообща:
Петь, играть и веселиться,
бегать, прыгать и резвиться!
Ребята, следующая картинка волшебного экрана. О каком праве она нам расскажет?
Да вы правы-(Право на образование)
- Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания
- Где можно получить образование?
Ответы детей: (В школе, в детском саду, в институте)
- Для чего надо учиться?
(Чтоб получить профессию, диплом)
- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.
- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)
Игра:" Продолжи пословицу"
- Тяжело в ученье – … легко в бою.
- Учиться всегда … пригодиться.
- Ученье – свет, … а не ученье – тьма.
- Век живи … век учись...
Ребята! Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно)
- Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.
( Показ мультимедиа, соответствующие иллюстрации сказок)
- Золушка (Право на отдых)
- Буратино (Право на безопасные условия жизни)
- Колобок (Право на жизнь)
- Айболит (Право на медицинское обслуживание)
- Следующая картинка из волшебного экрана. О каком праве она напоминает?
(О праве на жилище.)
- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)
- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
- Ребята, следующая картинка из волшебного экрана говорит
О праве на медицинский уход.
Кого мы видим на экране
- Что он делает?
- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Ребята! Посмотрите, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...
Краткосрочный проект детско - родительских отношений в ДОУ "Имею право на права"
Данный проект содержит практический материал по реализации проекта детско - родительских отношений в ДОУ. Проект охватывает работу с детьми, педагогами и родителями....
Права ребенка в рамках проекта "Я имею право"
Методический материал...
Родительское собрание на тему: " Конвенция о правах ребёнка" и презентация «Я имею право!»
Конвенция связывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. Поэтому так важно, чтобы родители знали свои прав...
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах. «Я имею право на имя».
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах «Я имею право на имя»....
Тематическая неделя " Я человек-имею право...(о правах и обязанностях)"
Тематическая неделя...