Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах. «Я имею право на имя».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах «Я имею право на имя».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_prava_rebenka_2018.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе
по формированию у детей элементарных представлений о правах.
«Я имею право на имя».
Цель: создание условий для формирования элементарных представлений о правах у детей.
Образовательные задачи:
- Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя;
- Сформировать представление о том, кого называют тезкой, углубить понятие «Отечество»;
- Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя» — знакомство с происхождением имён.
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
Развивающие задачи:
- Развитие познавательной активности, стремления детей узнавать больше о себе.
- Развитие связной речи через стимулирование собственных высказываний детей посредством воспитателя.
- Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.
- Развитие словесно-логического мышления, внимания, умения рассуждать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
- Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.
Оборудование.
Стулья расставлены по количеству детей полукругом. Картинка с изображением мальчика и девочки, иллюстрации сказочных героев: Айболит, Незнайка, Снегурочка, Белоснежка, Дюймовочка, Кот Котофеевич, глобус, флешка с записью плача ребёнка, мяч, камешек.
Словарная работа: право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество, глобус.
Структура занятия:
- Организационный момент. Рассматривание глобуса.
- Слушание плача маленького ребёнка.
- Чтение отрывка из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».
- Д/ упражнение «Назови себя по-взрослому».
- Физкультминутка.
- Чтение стихотворения про Машу.
- Беседа по иллюстрациям сказочных героев.
- Чтение отрывков из былины.
- Вопросы и ответы.
- Чтение стихотворения «8 Тань».
- Игра «Назови ласково».
- Беседа «Фамилия – что это?»
- Заключительная часть. Рефлексия.
Используемые технологии:
- информационно-коммуникативные
- использование игровых методик
- использование диалоговых форм
- здоровьесберегающие
Ход занятия
Организационный момент:
Доброе утро, дети
Вы прекрасней всех на свете.
Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в путешествие. Хотите отправиться в путешествие?
Воспитатель показывает глобус: Ребята, что это такое? (Глобус)
Воспитатель: Для чего нам нужен глобус? (Чтобы рассматривать мир).
Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более 200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.
Дети, как вы думаете, чем отличаются люди? ( Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.)
(Звучит плач грудного ребёнка)
Воспитатель: Дети, кто же это плачет? (Маленький ребёнок.)
Воспитатель: Да, так плачут дети, которые только родились. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?
Дети: Они одинаковые, но у них разные чепчики, костюмчики: розовый и синий (Чтобы отличить их по одежде: мальчики в голубом, девочки в розовом).
Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?
Дети: Нет.
Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Послушайте загадку, а вы догадаетесь, о чём она.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя.)
Воспитатель: Как вы догадались?
Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
А как вы думаете, зачем люди придумали имена?( Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.)
Воспитатель: У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».
– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?
– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.
– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом отрывке?
Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы вырастите ваши имена станут полными.
Давайте поиграем с вашими именами в игру «Назови себя по-взрослому»
У меня в руках камешек.
Камешек ты передай
И скорее отвечай.
Как тебя будут называть,
Когда ты вырастешь? (передает камешек сидящему в кругу ребенку).
Дети передают друг другу камешек и говорят свое полное имя. (Лёша-Алексей, Даша-Дарья)
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.
Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.
Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.
А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.
А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.
А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.
Воспитатель: Давайте все вместе прочитаем стихотворение:
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.
Воспитатель: Как зовут девочку?
Дети: Маша.
Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласково».
(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.
Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?
Дети: Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот.
Воспитатель: Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?
Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,
Снегурочка – девочка из снега,
Незнайка – мальчик, который ничего не знает,
Белоснежка – девушка, белая, как снег.
Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите, кто это?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Да, это богатыри. Это Добрыня – добрый человек. А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:
В чистом поле пыль поднимается
Илья Муромец, сын Иванович
К Соловью приближается.
Назовите имя богатыря?
Дети: Илья.
Воспитатель: Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает?
Дети: Отечество – это Родина.
Воспитатель: На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя?
(Показывает на Кота).
Дети: Кот.
Воспитатель: Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество.
(Дети называют отчество)
Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?
Дети: По фамилии.
Ребята, а есть ли у нас в группе тёзки? (Да)
Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.
Ребята, а есть ли у нас в группе однофамильцы?
Воспитатель: Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает)- это самый первый ваш документ, где указывается имя, фамилия, отчество, место рождения, дата рождения, а также имена родителей. Когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ (показывает). Прочитайте, как он называется? (Паспорт). В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.
Заключительная часть.
Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?
Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.
- Ваши имена очень красиво звучат! А ведь они могут и красиво выглядеть. Хотите нарисовать свои имена? Давайте сделаем вам визитные карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект совместной деятельности в подготовительной группе
Тема: "Лето"...
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе, образовательная область "Коммуникация"
Дифференциация звуков (р-л)...
Конспект организованной деятельности в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений.
Конспект организованной деятельности для проведения занятия в подготовительной группе. Тема: "Путешествие к морю"....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений "Куда пропал соловей?"
Конспект занятия по ФЭМП с элементами аппликации "Куда пропал соловей?". Тема недели "Перелетные птицы"....
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Путешествие по Санкт –Петербургу»
Прогулка по самому красивому городу на свете, по нашему любимому Санкт-Петербургу....
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию здорового образа жизни детей «Путешествие по городу Здоровье»
Конспект совместной деятельностив подготовительной группе по формированию здорового образа жизни детей «Путешествие по городу Здоровье»Образовательная область:«Социально–коммун...
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе (детей 6-7 лет )по развитию мелкой моторики рук.
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе (детей 6-7 лет )по развитию мелкой моторики рук.Тема: «Путешествие в сказку».Цель: Развитие мелкой моторики руки через...