Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах. «Я имею право на имя».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах «Я имею право на имя».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_prava_rebenka_2018.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе

 по формированию у детей элементарных представлений о правах.

«Я имею право на имя».

Цель: создание условий для формирования элементарных представлений о правах у детей.

Образовательные задачи:

  • Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя;
  • Сформировать представление о том, кого называют тезкой, углубить понятие «Отечество»;
  • Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя» — знакомство с происхождением имён.
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.

Развивающие задачи:

  • Развитие познавательной активности, стремления детей узнавать больше о себе.
  • Развитие связной речи через стимулирование собственных высказываний детей посредством воспитателя.
  • Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.
  • Развитие словесно-логического мышления, внимания, умения рассуждать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.

Оборудование.

Стулья расставлены по количеству детей полукругом. Картинка с изображением мальчика и девочки, иллюстрации сказочных героев: Айболит, Незнайка, Снегурочка, Белоснежка, Дюймовочка, Кот Котофеевич, глобус, флешка с записью плача ребёнка, мяч, камешек.

Словарная работа: право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество, глобус.

Структура занятия:

  1. Организационный момент. Рассматривание глобуса.
  2. Слушание плача маленького ребёнка.
  3. Чтение отрывка  из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».
  4. Д/ упражнение «Назови себя по-взрослому».
  5. Физкультминутка.
  6. Чтение стихотворения про Машу.
  7. Беседа по иллюстрациям сказочных героев.
  8. Чтение отрывков из былины.
  9. Вопросы и ответы.
  10. Чтение стихотворения «8 Тань».
  11. Игра «Назови ласково».
  12. Беседа «Фамилия – что это?»
  13. Заключительная часть. Рефлексия.

Используемые технологии:

- информационно-коммуникативные

- использование игровых методик

- использование диалоговых форм

- здоровьесберегающие  

Ход занятия

Организационный момент:

Доброе утро, дети

Вы прекрасней всех на свете.

Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в путешествие. Хотите отправиться в путешествие?

Воспитатель показывает глобус: Ребята, что это такое? (Глобус)

Воспитатель: Для чего нам нужен глобус? (Чтобы рассматривать мир).

Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более 200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.

Дети, как вы думаете, чем отличаются люди? ( Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.)

(Звучит плач грудного ребёнка)

Воспитатель: Дети, кто же это плачет? (Маленький ребёнок.)

Воспитатель: Да, так плачут дети, которые только родились. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?

Дети: Они одинаковые, но у них разные чепчики, костюмчики: розовый и синий (Чтобы отличить их по одежде: мальчики в голубом, девочки в розовом).

Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?

Дети: Нет.

Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Послушайте загадку, а вы догадаетесь, о чём она.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя.)

Воспитатель: Как вы догадались?

Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

А как вы думаете, зачем люди придумали имена?( Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.)

Воспитатель: У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам послушать отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».

– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?

– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.

– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом отрывке?

Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы вырастите ваши имена станут полными.

Давайте поиграем с вашими именами в игру «Назови себя по-взрослому»

У меня в руках камешек.

Камешек ты передай

И скорее отвечай.

Как  тебя  будут называть,

Когда ты вырастешь? (передает  камешек сидящему в кругу ребенку).

Дети передают друг другу камешек и говорят свое полное имя. (Лёша-Алексей, Даша-Дарья)

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.

Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.

Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.

А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.

Воспитатель: Давайте все вместе прочитаем стихотворение:

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка

Захотели сладкого

Сахарного пряничка.

Воспитатель: Как зовут девочку?

Дети: Маша.

Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласково».

(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.

Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).

Воспитатель: Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?

Дети: Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот.

Воспитатель: Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,

Снегурочка – девочка из снега,

Незнайка – мальчик, который ничего не знает,

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите, кто это?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Да, это богатыри. Это Добрыня – добрый человек. А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:

В чистом поле пыль поднимается

Илья Муромец, сын Иванович

К Соловью приближается.

Назовите имя богатыря?

Дети: Илья.

Воспитатель: Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает?

Дети: Отечество – это Родина.

Воспитатель: На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя?

 (Показывает на Кота).

Дети: Кот.

Воспитатель: Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество.

(Дети называют отчество)

Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:

В первом классе 8 Тань,

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?

Дети: По фамилии.

Ребята, а есть ли у нас в группе тёзки? (Да)

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

Ребята, а есть ли у нас в группе однофамильцы?

Воспитатель: Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает)- это самый первый ваш документ, где указывается имя, фамилия, отчество, место рождения, дата рождения, а также имена родителей. Когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ (показывает). Прочитайте, как он называется? (Паспорт). В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.

Заключительная часть.

 Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.

- Ваши имена очень красиво звучат! А ведь они могут и красиво выглядеть. Хотите нарисовать свои имена? Давайте сделаем вам визитные карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений.

Конспект организованной деятельности для проведения занятия в подготовительной группе. Тема: "Путешествие к морю"....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений "Куда пропал соловей?"

Конспект занятия по ФЭМП с элементами аппликации "Куда пропал соловей?".  Тема недели "Перелетные птицы"....

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию здорового образа жизни детей «Путешествие по городу Здоровье»

Конспект совместной деятельностив подготовительной группе по формированию здорового образа жизни детей «Путешествие по городу Здоровье»Образовательная область:«Социально–коммун...

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе (детей 6-7 лет )по развитию мелкой моторики рук.

Конспект совместной деятельности в подготовительной  группе (детей 6-7 лет )по развитию мелкой моторики рук.Тема: «Путешествие в сказку».Цель: Развитие мелкой моторики руки через...