Конспект развлечения с детьми и родителями подготовительной группы по теме «Гостеприимство по-татарски»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить некоторым родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательно-образовательного процесса?

Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Прежде всего, процесс взаимодействия семьи и детского сада должен быть направлен на активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.  Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Эту форму сотрудничества считаем очень эффективной, ведь во время подготовки и проведения различных мероприятий возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности.

Во время подготовки к проведению праздника «Гостеприимство по-татарски», дети совместно со своими родителями изучали многообразие татарских блюд, особенности их приготовления, подачи на стол, продумывали форму их представления на празднике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миндубаева А.М., воспитатель татарского языка

 МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»

Алексеевского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект развлечения с детьми и родителями подготовительной группы

по теме «Гостеприимство   по-татарски»

Цели:

  1. Познакомить детей с элементами материальной культуры:  жилище,  предметы быта, национальное блюдо.
  2. Расширить представление детей о культуре татарского народа: народных традициях, обычаях, обрядах, татарской национальной кухне.
  3. Формировать нравственно-патриотические чувства.

Предварительная работа:

с детьми:

  • беседа о культуре и быте русского и татарского народов;
  • знакомство с русскими и татарскими народными играми, пословицами;
  • изготовление игр;
  • подготовка участников;
  • разучивание  песен, танцев, стихов;

с родителями:

  • приготовление татарских блюд.

Оборудование:

  • Мильтимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран;
  • Материал для оформления интерьера татарской избы: раскладушка, подушки, покрывало, коврик, самовар, чашки, ложки, муляжи татарских блюд.

Ход развлечения:

Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости и ребята. Мы очень рады сегодня видеть вас в нашем детском саду.

-Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, где мы живем? (Россия)(Слайд 1)

-Как называется наша республика? (Татарстан) (Слайд 2)

-Как называется наш поселок? (Алексеевское) (Слайд 3)

-Как называется наш детский сад? («Петушок») (Слайд 4)

- Ребята, наша республика многонациональная. Какие народы проживают на территории нашей республики? (татары, русские, чуваши, армяне)

- У каждого народа есть свои традиции, обычаи, национальная одежда, особенность блюд, которые отличают их друг от друга. Но у каждого народа есть одна общая черта – каждый из них славится своей гостеприимностью.

-Ребята, сегодня в нашем саду праздник, который называется «Гостеприимство по-татарски».  (Слайд 5)

Мы с вами много говорили о русских и татарских обычаях. А сегодня поговорим о татарской кухне.

Татарский народ всегда славился своим гостеприимством. А хорошо принять гостей, в первую очередь, значит удивить своим кулинарным искусством. Я предлагаю вам начать наш праздник с просмотра сценки, которая называется «Ваш гость – наш гость» (Слайд 6). И так, начинаем наш праздник!

Ведущая: Как-то в середине лета наступил небольшой перерыв в крестьянской работе и Исмагиль решил:

Исмагиль: Навещу-ка я своих родных, съезжу с семьёй в свой родной аул.

Ведущая: Как решил, так и сделал. Сообщил родителям о своём намерении и скоро вместе с женой Гульсум, маленькими сыном и дочкой отправился к родным. А в ауле, когда узнали, что едут гости, началась весёлая суматоха:

Отец: Зарежем барашка, чтобы порадовать детей и внуков!  

Сестра: Давай-ка,  выбьем подушки и посушим их на солнышке!

Мать:  Выскобли, дочка, пол как следует — брат приезжает!

Ведущая: Родители, сестры, братья готовились, и соседи тоже готовились так, будто Исмагил  и Гульсум ехали к ним. Приехали гости — и сразу к столу. А на нём: лапша, бялиш, пельмени, рыба — чего только нет. Набежали родные, соседи, всем хотелось повидаться и поговорить.

Мать: Угощайтесь, гости дорогие! Вот и пельмени готовы.

Отец: А внукам дадим каймак — варёные сливки. Аша, аша туганым! Ешь, ешь, родной!

Ведущая: Всё вкусно, всего хочется попробовать, но гостям нельзя увлекаться, ведь их пригласили уже и в другие дома. А отказаться — значит обидеть людей.

      Вот посидели за столом, отведали всего понемножку и отправились к родным на другой конец аула. А там самовар бегом переносят из дома в дом.

Почему? Небогато живут старики, даже самовара своего нет. Смогли только лепёшек напечь да разложили к чаю татарскую ягодную пастилу. Но это ничего, ведь главная радость не от еды, а от доброй встречи. "Если нет угощения, приласкай гостя словом" и "Если угощают, пей, даже - воду",  - учат татарские народные пословицы.

      Попили здесь чаю, рассказали о новостях. А в дверях уже стоит сосед.

Сосед: Пожалуйте ко мне!

Ведущая: Здесь снова лапша с гусем, чак-чак с чаем. А деревенские дети  все собрались и стали играли татарские народные игры: «Продаем  горшки», «Займи место». И так целых два дня. Со всеми повидались, узнали все новости, рассказали о своём житье - бытье. Пели песни (Дети поют песню «Сания апа суга бара»), танцевали. В каждом доме неспешная беседа. Разве не захочется ещё приехать?        

      Уезжали Гульсум, Исмагиль и их дети с любовью в сердце  гостеприимным землякам. (Дети уходят)

Ведущая: Вот так и встречали гостей жители деревни. Угощали своими вкусными национальными блюдами. Ребята, а давайте поговорим о татарских старинных блюдах.

       Старинные блюда татар (слайд 7)

Ведущая: Татарская кухня, как и кухни многих других народов, имеет древнее происхождение, а соответственно и свои особенности.

Существует даже определение – если есть собственная национальная кухня, то это народ, если нет – это всего лишь часть какого-то народа. Народ бережно хранит секреты национальных блюд, передавая их из поколения в поколение.

Ведущая: (слайд 8) С давнего-давнего времени и до сих пор татары считают священной пищей хлеб. В старину они чаще всего ели ржаной хлеб — ипи (лишь богатые ели пшеничный, да и то не всегда). Дети с малых лет приучались подбирать каждую крошку. За едой хлеб резал старший член семьи.

 Ведущая: Интересно, что такие же или похожие обычаи существовали, и сегодня ещё сохраняются и у других народов — русских, башкир, чувашей, удмуртов...

1-ый ребенок: (слайд 9) Татарских блюд из муки очень много — супы с мучной заправкой, с клёцками "по-татарски" — чумар, которые готовились из гороховой муки или из смеси гороховой и ржаной муки; лапша—салма, лепёшки — казан кабартмасы  (их жарили в котле в кипящем масле), оладьи  овсяные, пшённые, гречневые, гороховые пшеничные.

2-ой ребенок: Кыстыбый  — выпечка из теста с начинкой из пшенной каши или картофеля. (слайд 10)

3-ий ребенок: (слайд 11) Татары любили и любят каймак — топлёные в духовке сливки и катык — заквашенное молоко, которое особым способом настаивается в погребах, в результате чего превращается в густую однородную массу. Катык — замечательное "самостоятельное" блюдо: наполнил миску, взял ложку, хлеб — вот тебе и завтрак. А, кроме того, им заправляют супы, а разбавив его водой, делают жаждоутоляющий напиток — айран (әйрән).

Ведущая: Также есть особенно знаменитые татарские блюда с мясом: 

4-ый ребенок: (слайд 12) Бишбармак — отварное мясо, разрезанное на небольшие плоские кусочки, которые слегка тушат в масле с луком, морковью и перцем. Гарниром к мясу служит крупно нарезанная лапша..

5-ый ребенок: Пельмени - итпильмәне из молодой баранины или жеребятины; их едят с бульоном. (слайд 13)

6-ой ребенок: (слайд14) Перемячи - пәрәмәч — очень сочные запечённые в духовке круглые пирожки с мелко нарезанным мясом.

7-ой ребенок: (слайд 15) Өчпочмак — треугольники с начинкой из жирной баранины, лука и кусочков картофеля.

8ой ребенок: (слайд 16) Бялиш-бәлеш  —  высокий пирог с большой нижней и маленькой верхней коркой.

Ведущая: Также пекли сладкие пироги. О них мы тоже расскажем.

1ый ребенок: (слайд 17) Губадия-гөбәдия — круглый пирог с "многоэтажной" начинкой: рис, рубленые крутые яйца, изюм. Такой пирог — одно из обязательных угощений на торжествах.

Ведущая: (слайд  18-19) Чак-чак; Бавырсак.

       Ребята как думаете, что же пют татары, после таких вкусных пирогов?

Что пьют татары (слайд 20)

1ый ребенок: (слайд 21) Самый популярный татарский напиток — чай: индийский и цейлонский. В горячий и крепкий чай кроме сахара добавляют молоко или топлёные сливки или масло. Во время званых обедов на десерт подают компот из сушеного урюка.

2ой ребенок: Из напитков наиболее старинным является айран, получаемый путем разбавления катыка холодной водой. Татары, особенно живущие в окружении русского населения, издавна употребляют также квас, приготовлявшийся из ржаной муки .

Ведущая: Сколько  же всего вкусных блюд готовили  татары. Ребята  ваши мамы тоже владеют приготовлением татарских блюд, они сегодня поделятся своими  опытами, удивят своим  кулинарным искусством. А теперь  дадим слово нашим мамам. Дорогие мамы, представьте, пожалуйста, что вы приготовили. (Мамы рассказывают о своих блюдах)

Ведущая: Дорогие мамы у нас для вас есть несколько конкурсов, вы готовы поиграть? Тогда начинаем.

                   

1-ое задание: «Угадай блюдо по составу»

1.Говядина, лук репчатый, морковь, огурцы солёные, картофель, масло растительное, чеснок, соль, перец. (Азу по тат.)

2. Мука, яйцо, молоко, сахар, соль, масло, мед, сахара. (Чакчак)

3. Пресное тесто, картофельное пюре, репчатый лук, масло. (Кыстыбый)

4. Курица или индейка, вода, морковь, лук репчатый, соль, лапша. (Суп лапша).

5. Молоко, закваска. (Катык)

2-ое задание: «Кто быстрее оденется»

3-е задание: «Необычный салат»

Ведущая: Наши мамы заняты, а дети споют нам песню о своих мамах, песня называется  “Рәхмәт әнием”

4-ое задание:конкурс для детей “Собири картинку и назови правильно”

Ведущая: А сейчас девочки станцуют нам татарский танец.

Слово дается членам жюри (жюри награждает участниц).

Ведущая: (слайд 22) Дорогие родители, дети надеемся, что наш сегодняшний праздник вам понравился. Я хочу вас всех поблагодарить, пожелать вам удачи, и надеюсь, вы будите угощать вкусными блюдами ваших родных. И закончим наш праздник с песней «Туган ягым Татарстан».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый речевой праздник-развлечение с детьми и родителями подготовительной к школе группы

КВН - эффективная форма выявления динамики развития ребенка. Данный праздник проводится в логопедической подготовительной  группе специалистами в присутствии родителей. Родители знакомятся  ...

ОД. Аппликации в подготовительной группе на тему: "Укрась сапожок татарским орнаментом"

ОД. Аппликации в подготовительной группе на  тему: "Укрась сапожок татарским орнаментом"...

Конспект викторины по безопасности совместно с детьми и родителями подготовительной группы на тему: «Знатоки правил безопасности».

Пропагандировать среди родителей  основы безопасного поведения в быту, на дороге, изучение правил дорожного движения, правил пожарной безопасности. Привить чувство ответственности за ...

Развлечение для детей и родителей подготовительной группы на тему: «Мама – солнышко мое»

Развлечение для детей и родителей подготовительной группы на тему:«Мама – солнышко мое»....

Сценарий спортивного развлечения с детьми и родителями подготовительной к школе группе: «Зимние игры и забавы».

Гармонизация детско-родительских (семейных) отношений средствами физической культуры, в ходе совместных игровых действий. Укреплять здоровье детей....

Проект с детьми и родителями подготовительной группы на тему: Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД посредством квест-игр. «Грамотный пешеход»

Проект с детьми и родителями подготовительной группы на тему: Формирование  у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД посредством квест-игр.&laq...