Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Эх, балалаечка моя!»
методическая разработка (старшая группа)
6.Цель: Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа в процессе ознакомления с русским народным инструментом балалайкой.
7.Задачи:
Формировать представления детей об истории появления балалайки;
Знакомить со строением балалайки;
Развивать умение отличать звучание балалайки от других инструментов, менять движения в соответствии с характером музыки, побуждать принимать активное участие в игре;
Воспитывать интерес к звучанию русских народных инструментов.
8.Планируемые результаты:
У детей сформированы представления о музыкальном инструменте - балалайка, они способны отличать звучание балалайки от звучания других инструментов, самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки, принимает активное участие в игре. У детей возникает потребность в восприятии музыки в исполнении на русских народных инструментах.
9. Организация среды для проведения образовательной деятельности: иллюстрации (балалайка, процесс изготовления, муз. инструмента балалайка, ложки деревянные, бубны, фортепиано, музыкальный центр, аудиозапись «Камаринская» муз. П. И. Чайковского.
10. Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты): просмотр в группе презентации с иллюстрациями знакомых детям русских народных музыкальных инструментов.
Конспект образовательной деятельности
I. Вводная часть
(Введение в тему (создание проблемной ситуации) Показ музыкального короба и загадывание загадки про балалайку. 2 мин.)
Воспитатель: Дети, вы видели много разных русских народных инструментов. Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним, а с каким вы узнаете, если отгадаете мою загадку?
Ой, звенит она. Звенит,
Всех играет, веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай–ка! Это наша….(балалайка)
Слайд1
Воспиатель: Правильно! Это русский народный музыкальный инструмент – Балалайка! (Достает балалайку)
Балалайка – какой инструмент? (Дети: Русский народный музыкальный).
Воспиатель: Давайте его рассмотрим. (Дает детям потрогать, рассмотреть поближе).
Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка?
(Дети:из дерева). Значит она какая? (Дети:деревянная)
Воспитатель: А это у балалайки струны!
Когда нажимаешь на струны, появляется звук.
Балалайка, балалайка
Веселее заиграй-ка!
Звучит весёлый проигрыш
II.Основная часть:
Воспитатель: А знаете ли вы, как появилась балалайка и почему она так называется? (Дети высказывают предположения)
Изобрел балалайку мастер музыкальных инструментов Франц Пасербский много лет назад в 17 веке.слайд2
А назвали ее балалайкой от слов балагурить, баловаться. Давно на Руси на балалайке играли балагуры-скоморохи. А вот и они! (Показ сладов со скоморохами. Которые держат в руках балалайки) слайд3
Воспитатель: Именно они в давние времена на праздниках развлекали и веселили всех! А мы с вами любим веселиться, баловаться, плясать? Тогда я предлагаю послушать русскую народную пьесу «Камаринская» П. И. Чайковского из «Детского альбома». (Дети внимательно слушают)
воспитатель: Какой главный инструмент вы услышали в произведении? (Ответ детей: балалайка).
Воспитатель: Правильно, самый главный инструмент в этой пьесе – балалайка.
Воспитатель Какая музыка по характеру? (Ответ детей: веселая, быстрая, бойкая.)
Да, «Камаринская» веселая, задорная, с юмором, озорством.
Воспитатель: А какие еще русские народные инструменты вы знаете(Ответ детей: ложки, бубны, гармошка.)слайд4
Воспитатель: Народные песни обычно пелись под аккомпанемент русских народных инструментов - гармошки, свирелей, волынки, трещотки и, конечно, балалайки.
Воспитатель: Ребята, музыку исполнял оркестр, а мы ведь с вами тоже можем играть в оркестре!
Воспитатель : Посмотрите на стол и скажите, какие музыкальные инструменты вы видите? (Ответ детей: музыкальный треугольник, дудочка, колокольчик, балалайка).слайд5
Музыкальный руководитель : Ребята, а сейчас вместе с нашими скоморохами я предлагаю поиграть в игру «Угадай инструмент». В музыкальном домике спрятались музыкальные инструменты, нужно отгадать какой инструмент играет?
1-гармошка
2 дудка
3 балалайка
(Дети по очереди отгадывают звучание инструментов, последней звучит балалайка).
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания: народная игра «Балалаечка».(Водящий в центре круга имитирует игру на балалайке, остальные дети самостоятельно выполняют знакомые танцевальные движения под музыку «Камаринская») 3 мин.)
III. Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей:
(Дети отвечают на вопросы о том, откуда появилось название «балалайка», о значении балалайки в жизни русского народа, что больше запомнилось и понравилось) 1 мин.
Воспиатель : Ребята, с каким русским народным инструментом мы познакомились сегодня? (Ответ детей: Мы познакомились с русским народным инструментом – балалайка.)
: Почему так назвали инструмент – балалайка?
(Ответ детей: потому, что на праздниках люди веселились, пели, играли, любили баловаться. Вот и назвали ее балалайка.)
воспитатель: А кто такой Франц Пасербский? (Ответ детей: Это мастер, который изготавливал музыкальные инструменты, он придумал балалайку и изготовил ее).
ь : Что сегодня больше всего понравилось Егору и Никите?
Воспитатель(Ответ детей :Нам понравилось играть на разных инструментах и отгадывать какой музыкальный инструмент играет).
Воспитатель : Да, у нас был настоящий оркестр, а Юля первая отгадала, что играла в музыкальном домике балалайка! Юля, тебе понравилось играть для нас на балалайке? (Ответ: Да).
Музыкальный руководитель : И я рада, что мы плясали под задорную Камаринскую и всем было весело! Спасибо Вам за такое хорошее и замечательное настроение. До свидание!
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в космос".
Методическая разработка "Путешествие в космос"проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области "Познание"в ДОУ. Это занятие обощающее подведение итогов по теме :"Изучение ко...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста
На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хл...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста
На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хл...
конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему"Что нам приносит зима"
В процессе непосредственной образовательной деятельности дети учатся выделять характерные признаки внешнего вида и повадки диких животных, определяют по отличительным признакам (кора дерева, пло...
Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дни рождения с Осенью»
Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дни рождения с Осенью»...
Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «На день рождение к Снеговику»
Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Звуковая культура речи, как подготовка к обучению элементам грамоты в ДОУ. «Чашечка с цветком. Дифференциация ч - ц» Образовательная область: речевое раз
Конспект непосредственно образовательнойдеятельности с детьми старшего дошкольноговозраста на тему: Звуковая культура речи, какподготовка к обучению элементам грамоты вДОУ. «Чашечка с цветком. Д...