Беседа о дельфинах и китах
проект (младшая, средняя, подготовительная группа)

Павлова Ирина Валерьевна

БЕСЕДА О ДЕЛЬФИНАХ И КИТАХ
 

Составили воспитатели:

Павлова И.В., Юхневич Н.Г., Козлова М. Н.


Цель:

  • расширить знания об экосистеме «Море»
  • учить сохранять чистоту окружающей среды;
  • работать над активизацией и актуализацией словаря по теме «Море»;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование притяжательных прилагательных);
  • развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, вкусовую и тактильную чувствительность;
  • воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.

Для возрастной категории: 3-5 класс.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_delfinah_i_kitah.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДА О ДЕЛЬФИНАХ И КИТАХ

Для возрастной категории: 3-5 класс.

Цель:

  • расширить знания об экосистеме «Море»
  • учить сохранять чистоту окружающей среды;
  • работать над активизацией и актуализацией словаря по теме «Море»;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование притяжательных прилагательных);
  • развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, вкусовую и тактильную чувствительность;
  • воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.

Оборудование:

мольберт, альбом «Живая природа», «В мире животных», «Мир природы», CD с записью звуков моря, животные моря, морские звезды, раковины, емкость с песком, сосуды с пресной и соленой водой, пластиковые стаканчики двух цветов по числу детей, большой кусок ткани, плакат - море загрязненное.

Предварительная работа:

наблюдение за аквариумом; рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Морские животные», скороговорки «В озере - карп, а в море - краб».

Ход занятия

Ребята, я приглашаю вас сегодня в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Воспитатель берет глобус.).А вот наш помощник. Ребята, что это?(Глобус.) Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким? (Разноцветным.) А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему? (Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.) Что означает голубая краска на глобусе?(Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны). Все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине.

Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер)

Что мы слышим, сидя на берегу моря? (Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.) (Воспитатель включает CDс записью звуков моря.)Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Послушайте загадку «Кругом вода, а с питьем беда» (море)

Скажите, ребята, какое море? (Огромное, бесконечное, большое, широкое, глубокое.)Какая вода в море? (Соленая.)Можно ли пить морскую воду? (Нельзя, потому что она соленая, невкусная, не утоляет жажду.) А я хочу вас ребята сейчас угостить колодезной водой и морской водой. (Воспитатель берет 2 кувшина с водой и раздает детям по 2 стакана, наливает в один стакан соленую воду, в другой пресную.)Какой по вкусу была вода в синем стакане? (Соленая)А в зеленом? (Несоленая). Верно. Она была пресной. (Воспитатель убирает стаканы и проводит игру «Скажи наоборот»)

Давайте поиграем в знакомую вам игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слово наоборот.

Морская вода - теплая, колодезная –(холодная). Морская вода - соленая, колодезная –(пресная). Колодезная вода - прозрачная, морская вода –(мутная). Море - глубокое, колодец - мелкий.

Вы отлично справились с заданием. Ну, а где же можно применять соленую воду? (Полоскать горло, делать лекарство, делать удобрения для растений, в морской воде много йода, полезно дышать морским воздухом.)

Ребята, а давайте мы сейчас с вами опустимся на морское дно. Как же мы опустимся на морское дно? (Нужно сесть на батискаф или подводную лодку). (Воспитатель развешивает картины с морскими обитателями) Наш батискаф опустил нас на морские глубины, давайте полюбуемся красотой морского дна и обитателями моря.

Кто обитает в море? (Дети берут картинки, показывают и называют морских обитателей: кит, дельфин, морские звезды, рыба-пила, акула, крабы, рыба-молот, осьминоги, морские коньки, морской петух и т.д.)Морские обитатели весело играли в море и мы сейчас с вами поиграем в «Морских животных». Приготовили ладошки...

Пальчиковая гимнастика «Морские животные»:Жил да был один дельфин, перед грудью, плавные движения влево –  вправо. Два конька дружили с ним. ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх - вниз.

Приплывали к ним киты, руки сложены накрест, взмахи ладонями.

И акула и моржи.

Те учили их считать: сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем

пальчики, начиная с большого

Раз, два, три, четыре, пять. ладони сложены

Ребята, отгадайте загадку:

Как по морю-океану,

Рыба-рыбища плывет,

И к огромному фонтану

Подплывать нам не дает!

От него волна бежит,

Ну, конечно это – (кит).

Сегодня мы поговорим с вами о китах. А что вы знаете о китах? (Обобщить ответы детей). Киты – самые большие животные на Земле. Они похожи на огромных рыб, но они не рыбы. Своих детенышей они кормят молоком. Киты долго могут находиться под водой. Выплывают, чтобы набрать в легкие кислород. Они дышат через специальное отверстие – дыхало. Самый большой кит – синий кит.(показывать изображение некоторых видов китов).

Взгляните на картинку. Кто на ней изображен? (Ответы детей). Правильно, дельфины. А почему же я вам рассказываю о китах? Да потому, что дельфины – это киты. Киты в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. А долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать дыхание. Мы с вами можем задержать дыхание совсем ненадолго. Давайте попробуем. (Дети ненадолго задерживают дыхание). А киты могут задерживать дыхание намного дольше. На голове у них расположено отверстие – дыхало, которое под водой закрывается. Через это дыхало киты еще и подают звуковые сигналы.

Когда-то, давным-давно, древние дельфины жили на суше. Имели руки, ноги, но потом, по каким-то неизвестным причинам покинули сушу и перебрались в воду.

Нынешние дельфины прекрасно чувствуют себя в воде. Они не чувствуют запаха, зато прекрасно видят и слышат.

Чем питаются дельфины? Питаются дельфины рыбой и моллюсками. За день один дельфин съедает примерно два ведра пищи.

Спят дельфины недалеко от поверхности воды, опустив вниз хвост, и, время от времени, открывая и закрывая глаза. Болеют теми же болезнями, что и человек.

Поднимите руки, кто из вас был в дельфинарии. Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Чего только они не умеют делать дельфины! Прыгают через обруч, и даже через охваченный огнем. Поют под музыку. Рисуют. Лихо играют с мячом. Жонглируют. Катают на себе. И даже лечат. Это дрессированные дельфины. Что значит дрессированный? (Ответы детей). Это обученный человеком. Дрессировка дельфинов требует от человека-дрессировщика доброты, любви и терпения. Дельфинов можно только хвалить, а если дрессировщик вздумаетнаказать или ударить дельфина, то никогда больше этот дельфин не будет слушаться этого дрессировщика.

Сейчас я предлагаю вам поиграть. Выходите на коврик, становитесь в круг. Вот наш дельфин. Пока мы будем говорить слова, вы должны быстро передавать дельфина из рук в руки. А тот, в чьих руках окажется дельфин, когда слова закончатся, должен сказать нам что-нибудь о дельфинах. Например: «дельфин – это кит, а не рыба», или «дельфины хорошо видят и слышат, но не чувствуют запахов». Понятно. А теперь послушайте слова и начнем игру.

 Дидактическая игра «Дельфин»

Ты плыви, морской дельфинчик,

Быстро-быстро по волнам.

У кого дельфин остался,

Тот сейчас расскажет нам.

Ребята, послушайте, чайки заволновались (крик чаек). Наверное, в море беда. Посмотрите, к нам плывет дельфин (игрушка дельфина) и как будто жалуется на что-то. (Воспитатель выставляет плакат с загрязненным морем и обращает внимание детей, что действительно беда, плавает мусор, нефтяные пятна, бутылки, бумага, банки консервные, видно на дне затонувшие колеса, корабль.)

Море в опасности. Киты стали реже встречаться, меньше попадает рыбы в рыболовные сети, исчезают стада дельфинов.

Ребята, вам нравится море, вы любите его. А человек, что любит, то и оберегает. И мы с вами сегодня поможем дельфину, очистим море от мусора. (Дети встают, подходят к плакату и снимают мусор, складывают в специальный контейнер)

Вот и ожило наше море. Обрадовались все морские обитатели.

Вот и закончилось наше с вами морское путешествие. Давайте вспомним что нового, интересного мы с вами сегодня узнали. (Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая беседа-концерт "О трех китах"

МБДОУ Д/С «Колокольчик»                      « О  ТРЕХ  КИТАХ»Тематическая бесед...

Киты и дельфины

Море волнует человека не только своей загадочностью, но и богатым подводным миром. В морских глубинах живут потрясающей красоты животные и растения, и чтобы все эти сокровища однажды не исчезли навсег...

Тематический праздник "День китов и дельфинов

Отчёт о проведении праздника, посящёному "Дню китов и дельфинов"....

Конспект к акции: Всемирный день китов и дельфинов

Конспект к акции:Всемирный день китов и дельфинов...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ КО ДНЮ ЗАЩИТЫ КИТОВ И ДЕЛЬФИНОВ «ЗНАКОМСТВО С КИТАМИ И ДЕЛЬФИНАМИ»

Цель: дать представление о китах и дельфинах (какие они, где обитают), воспитание бережного, доброжелательного отношения к окружающей живой природе....

Конспект НОД ко дню Защиты китов и дельфинов « Знакомство с китами и дельфинами» в младшей группе

В ходе НОД воспитатель знакомит детей с китами и дельфинами.Воспитывает доброжелательное отношение к этим млекопитающим.В ходе НОД воспитатель использует творческую деятельность детей, использует зага...

НОД по познавательному развитию ко «Дню защиты китов» в первой младшей группе «Знакомство с китами и дельфинами»

laquo;Знакомство с китами и дельфинами»Цель: дать представление о китах и дельфинах (какие они, где обитают), воспитание бережного, доброжелательного отношения к окружающей живой природе....