Сценарий музыкальной викторины «Музыкальный эрудит» по творчеству П.И.Чайковского с использованием современных образовательных технологий/
план-конспект занятия (старшая группа)

В сценарии для детей старшего дошкольного возраста использованы: педагогическая технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского  и информационно-коммуникационная

технология (ИКТ)

(для детей старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Викторина "Музыкант-эрудит"91.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий музыкальной викторины

«Музыкальный  эрудит»

по  творчеству П.И.Чайковского

с использованием современных образовательных технологий: педагогической технологии ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского  и информационно-коммуникационной

технологии (ИКТ)

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель:

Развивать  художественное восприятие  музыки П.И. Чайковского детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Обогащать мировосприятия детей красотой  музыки П.И. Чайковского

с использованием современных образовательных технологий: педагогической технологии ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского  и информационно-коммуникационной технологии (ИКТ).

  • Расширять представление о средствах музыкальной выразительности, продолжать знакомить с инструментами симфонического оркестра.

Развивающие:

  • Развивать творческое воображение, способствовать художественному взаимодействию с музыкой П.И. Чайковского посредством танцевального движения, поэтического слова.
  • Развивать  устойчивый  интерес  и эмоциональную  отзывчивость  на  

           музыкальное произведение.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к музыке.

Интеграция образовательных областей: образовательные  области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы к мероприятию:

- мультимедийное оборудование для показа презентации  «Музыка  

  П. И.Чайковского»,  созданной    в программе  Microsoft Office  

  PowerPoint   97-2003;

- кукла,  кукла Би-ба-бо  Баба-Яга;

- костюмы для танцев: русские, итальянские, чешские;

- набор музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, гитара, барабан,

   аккордеон, саксофон);

- музыкальный центр и диски с записями музыки П.И. Чайковского;

- протокол для жюри и   грамоты (по одной на каждую группу).

Предварительная работа:

- разучивание стихотворений по музыкальным произведениям

   П.И.Чайковского;

- слушание музыкальных произведений П.И.Чайковского и их обсуждение;

- знакомство  с различными музыкальными инструментами;

- знакомство с биографией П.И.Чайковского.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент

Музыкальный зал украшен портретом П. И. Чайковского (слайд № 2 – использование ИКТ)  и иллюстрациями  к  его  произведениям. Дети под произведение П. И. Чайковского «Вальс цветов» входят в зал, садятся на стульчики.  Всего участвуют - три группы детского сада.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами проводим

          музыкальную викторину, посвящённую  дню рождения  Великого

          русского композитора П.И. Чайковского. Сегодня мы узнаем, как вы

          любите и знаете музыку.  На нашей викторине собрались самые

          творческие, самые умные и любознательные ребята. Три команды

          будут сражаться за право носить титул «Музыкальный  эрудит - 2014».

          Итак, представляем команды:

Команда 5 группы  -   «Песенка»                  
Команда  11 группы -  «Музыкант»
Команда 6 группы  -  «Веселые нотки»
Ну, а сейчас, представляем наше уважаемое жюри....

(Состав жюри:  родители, старший воспитатель, учителя-логопеды.  

Им предлагается протокол конкурса,  в который  заносятся результаты  каждого конкурсного задания.  За каждую победу в конкурсе  присуждается одно очко).

II. Основная часть

I конкурсное задание  – РАЗМИНКА

  1. Как называется человек, создающий музыкальные произведения? (5 гр.)
  2. Как называется большой коллектив певцов? (11 гр.)
  3. Сколько музыкантов играют в квартете? (6 гр.)
  4. Какой музыкальный инструмент является самым большим? (5 гр.)
  5. Сколько струн у скрипки? (11 гр.)
  6. Кто руководит оркестром? (6 гр.)
  7. Какой композитор написал балет «Лебединое озеро»? (5 гр.)
  8. Главная песня страны? (11 гр.)

9.  Самый знаменитый альбом П.И. Чайковского для детей (6 гр.)

(жюри подводит итоги выполнения первого задания)

II конкурсное задание – СЛУШАНИЕ

Музыкальный  руководитель: Ребята,  в этом задании вам необходимо

        узнать пьесу из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

(После угадывания пьесы ребенок читает стихотворение)

        Задание для  команды «Песенка» …

(прослушиваем произведение «Болезнь куклы» - педагогическая  технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста

с музыкой П.И. Чайковского)

Ребенок из команды «Песенка» читает стихотворение:

Тихо, тихо, тишина –

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,
                          Просит музыки она.

Дайте, что ей нравится,
                          И она поправится!

                                                                    (В. Берестов)                    

Музыкальный  руководитель: Задание для команды «Музыкант» …

(прослушиваем произведение «Марш деревянных солдатиков» - педагогическая  технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста

с музыкой П.И. Чайковского)

Ребенок из команды «Музыкант» читает стихотворение

(слайд № 3 - использование ИКТ):

Они в коробочках лежат,
                                Но если их достать-

Построятся за рядом ряд,
                                Пойдут маршировать.

И каждый с новеньким ружьем,
                                Похожи, словно, братики.

И все мы их зовем

Деревянные солдатики.

                                 (автор неизвестен)

Музыкальный  руководитель: Задание для команды «Веселые нотки» …

(прослушиваем произведение «Баба Яга»).

Ребенок из команды «Веселые нотки» читает стихотворение:

Летит над темным лесом

Потертая метла.

А кто метлой той машет?
                                Да бабушка Яга.

      И ветер всюду свищет,
                                     Все звери по домам.

      Кого же она ищет?
                                     Высматривает там???

И звезды слабо светят,
                                И ночь совсем темна.

Несется в ступе ведьма –

По имени Яга.

(авторское стихотворение)

Музыкальный руководитель: А теперь нужно узнать музыкальное  

         произведение из альбома П. И. Чайковского «Времена года»

(Дети вначале называют музыкальное произведение, затем читают стихотворение)

         Задание для команды «Песенка» …

(прослушиваем произведение «Март. Песнь жаворонка»)

Ребенок  из команды «Песенка»  читает стихотворение (слайд № 4):

Весна! Весна!
                            На крыльях ветерка,
                            Ласкаясь к солнечным лучам,
                            Летают облака.
                                         Под солнце самое взвился
                                         Незримый жаворонок мой.
                                         И в яркой светлой вышине
                                         Поет и кружится с весной.

                                                     (Е. А. Баратынский)

Музыкальный руководитель: Задание для команды «Музыкант» …

(прослушиваем произведение «Апрель. Подснежник»)

Ребенок  из команды «Музыкант» читает стихотворение (слайд № 5):

Весна! Теплынь! Как здорово!
                                Летит среди камней
                                Витой, дороже золота
                                Серебряный ручей.
                                        Кипит, бурлит и пенится,
                                        Журчит, звенит, поет…
                                        И нежный взгляд подснежника
                                        Весну-подругу ждет!

                                                (Е.А.Баратынский)

Музыкальный руководитель: Задание для команды «Веселые нотки» …

(прослушиваем произведение «Май. Белые ночи»)

Ребенок из команды «Веселые нотки» читает стихотворение (слайд № 6):

Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает Май!

                                                 (А. А. Фет)

                             (жюри подводит итоги выполнения  второго  задания)

III конкурсное задание  – ТАНЕЦ

Музыкальный руководитель: Сейчас команды покажут нам, как они умеют

         танцевать.

(Танцы поставлены на музыку из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Вначале дети читают стихотворение, затем исполняют танец).

Дети из команды «Песенка» читают стихи (слайд № 7):

  До чего сегодня весело у нас —
                         Под камаринскую все пустились в пляс.
                             Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
                              Пляшут сестры, пляшет вся моя семья.
                                               Пляшет бабка, пляшет дед,  пляшет  братик и сосед.
                                              Пляшет кошка, пляшет кот, пляшет Жучка у ворот,
                                             И кадка, и ушат,  и грабли, и ухват,
                                            И веник, и метла, и ножки у стола.
                                Пляшут чашки, пляшут ложки и горшки,
                                Сковородки, поварёшки, котелки.
                          Пляшут миски, пляшут вёдра, пляшет таз ...
                               До чего сегодня весело у нас!

                                                                                  (В. Лунин)

Дети из команды «Песенка» исполняют русский танец

«Камаринская» (музыка П.И. Чайковского)

Музыкальный руководитель: А теперь приглашаем команду «Музыкант».

Дети из команды «Музыкант» читают стихи (слайд № 8):

Это море предо мною, это небо голубое,

Эти солнечные сети, как без них прожить на свете?

Эти рощи у залива, эти гибкие оливы,

Этот край вечнозелёный полюбил я навсегда!

Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,

Не расстанусь я с тобою, мой Неаполь, никогда!

Здесь всё вокруг моё –

И улочки недлинные, и площади старинные,

И дали неоглядные, и здания нарядные,

И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

                                                             ( В. Лунин)        

Дети из команды «Музыкант»  исполняют «Итальянский танец» 

 («Неаполитанская песенка», музыка П.И. Чайковского)

Музыкальный руководитель: А теперь приглашаем команду «Весёлые

          нотки».

Дети из команды «Веселые нотки» читают стихи (слайд № 9):

По ручьям, по лужам

Скачем мы с тобою,
                                    Нас весна подружит
                                    Нежной синевою,
                                               Воздухом атласным,
                                               Резвым ледоходом.
                                               Как это прекрасно:
                                              Ощущать свободу…
                                     И кружиться в танце
                                     Заводном и страстном.
                                     Жить веселой полькой -
                                     Как это прекрасно!

                             (автор неизвестен)

Дети исполняют танец «Полька» 

(музыка П.И. Чайковский)

(жюри подводит итоги выполнения  третьего  задания)

IV конкурсное задание – КАК  НАЗЫВАЕТСЯ? (слайд № 10)

Музыкальный руководитель показывает детям  музыкальный инструмент (фортепиано, скрипка, гитара, барабан, аккордеон, саксофон). Дети должны правильно назвать инструмент  и показать его из предложенных.  

Каждой группе предлагается по 2 задания.

Музыкальный руководитель: А теперь, ребята, отгадайте загадки про

          музыкальные инструменты. А наше уважаемое жюри пока подведёт  

          общие итоги викторины.

1. Загадка:           Он по виду - брат баяну,
                              Где веселье, там и он...
                              Я подсказывать не стану -
                              Всем знаком…
(ответы детей)

Музыкальный руководитель:  Правильно, ребята, это аккордеон.

2. Загадка:      Громче флейты, громче скрипок,
                        Громче труб наш великан.
                        Ритм чёткий отбивает
                        Наш веселый …
(ответы детей)

Музыкальный руководитель:  Правильно, ребята, это барабан.

3. Загадка: Клавиатуры черно-белый ряд,
                    Педали жёлтым золотом горят...
                    Я не чета кларнету иль гитаре:
                    Меня с собой не унесешь в футляре.
                              Мой голос - более семи октав,
                              С могучим форте, ласковым пиано,
                              И потому был, несомненно, прав
                              Тот, кто меня назвал …
(ответы детей) 

Музыкальный руководитель:   Молодцы! Конечно же, этот музыкальный

         инструмент называется фортепиано.    

 4.  Загадка: Про всё, что людям дорого от века,
                      Кто нам споет душевней и нежней?
                      Прижата плотно к подбородку дека,
                      Как буквы S - два выреза на ней.
                         Упругих струн смычок коснулся гибкий -
                         И замер ты, дыханье  затая:
                         Неповторим, как голос соловья,
                         Взволнованный и теплый голос …
(ответы детей)

Музыкальный руководитель:   Да, правильно. Это  скрипка. Молодцы,    

           ребята!  

5. Загадка: Этот струнный инструмент

                      Зазвенит в любой момент -

                      И на сцене в лучшем зале,

                      И в походе на привале ...    (ответы детей)

Музыкальный руководитель:   Молодцы, это гитара.

6. Загадка: Он на солнце заблестит,

                      Нежным звуком одарит.

                      В джазе самый первый он,

                      Серебристый …     (ответы детей)

Музыкальный руководитель:   Молодцы, это саксофон.

(звучит музыка П.И.Чайковского, жюри подводит итоги четвёртого конкурса и общие итоги викторины)

(слайд № 11)

Музыкальный руководитель: Наша викторина  заканчивается. Просим

          главного судью объявить итоги.  

(Главный судья объявляет количество очков, набранных каждой из команд, и команду-победителя. Жюри  награждает команды грамотами)

III. Итог

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня у нас был музыкальный

          конкурс. Какому композитору он посвящён? (ответы детей) Какие

          произведения этого композитора мы сегодня слушали с вами? (ответы

          детей) На каких музыкальных инструментах можно сыграть

          произведения П.И.Чайковского? (ответы детей)

Музыкальный руководитель:  Правильно, наш конкурс был посвящен    

          великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому.

          Благодарю всех вас за участие в конкурсе,   за желание слушать  

          музыку и понять услышанное. Предлагаю вам дома вместе с

          родителями  послушать  произведения Чайковского  и рассказать им

          всё, что вы знаете о произведениях этого великого композитора.

Дети под произведение П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»   

выходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "Игрушки" для детей 1 младшей группы с использованием современных образовательных технологий

Развлечение в первой младшей группе, главной целью которого является подарить радость детям, создать положительный эмоциональный настрой у малышей....

Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И.И.Левитана – конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с использованием современной образовательной технологии (Технология музыкального воздействия).

Жерлицина Ирина АнатольевнаВоспитатель ГБДОУ детский сад №39Фрунзенского района г. Санкт-ПетербургаРазвитие эстетического чувства человека является важнейшей составной частью его общего развития. Эсте...

Образовательный проект "Развитие детской музыкальной одаренности через использование современных образовательных технологий"

Образовательный проект "Развитие детской музыкальной одаренности через использование современных образовательных технологий"...

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"...

План самообразования на период 2019-2024г.г. по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей воспитанников через интеграцию образовательных областей с использованием современных образовательных технологий»

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музы...

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...