План самообразования на период 2019-2024г.г. по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей воспитанников через интеграцию образовательных областей с использованием современных образовательных технологий»
проект
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
В связи с этим в процессе музыкального воспитания передо мной встала задача по развитию творческих способностей (двигательной активности детей, развития музыкального слуха, памяти, воображения, мышления) через различные виды музыкальной деятельности посредством интеграции образовательных областей.
Актуальность выбранного направления заключается в следующем: интеграция разных видов детской творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребёнка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и даёт ребёнку способы целостного и более глубокого восприятия, осознания и творческого преобразования окружающего на основе деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_dlya_safarovoy_g.r._na2019-24g.g.docx | 50.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 г. Лениногорска» муниципальное образование «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
План самообразования на период 2019-2024г.г. по теме:
«Развитие музыкально-творческих способностей воспитанников через интеграцию образовательных областей с использованием современных образовательных технологий»
Выполнила
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Сафарова Гульнара Рашидовна
2019 г.
Образование: высшее, специальность по диплому – учитель музыки
Квалификационная категория – высшая
Цель: развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности
Задачи:
Формировать у детей основы музыкальной культуры (формирование личности через искусство, воспитание человека, эстетического и сознательного отношения к музыкальному искусству, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, формировать потребность активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, в отношения с окружающими людьми)
Создавать условия для развития личности каждого ребёнка, его музыкально-творческих способностей, творческого воображения (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности), музыкально-эстетического восприятия, музыкального мышления (осознание эмоционального содержания музыки, значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.); развития творческого самовыражения в различных видах музыкальной деятельности на основе музыкально-игрового творчества.
Способствовать укреплению физического здоровья посредством музыкально –двигательной активности.
Повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой методической литературы по теме самообразования; проанализировать литературу по данной теме;
Подобрать, изучить и подготовить фонотеку по теме самообразования
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня музыкальной культуры, художественно-творческих способностей, творческого воображения и музыкального мышления
Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
Укрепление физического здоровья детей
Способ демонстрации результата проделанной работы
Проведение семинаров (семинаров -практикумов), мастер- классов, открытые занятия , участие в работе педагогического совета , родительского собрания, работа в творческих группах, консультации, доклады, отчеты , обобщение опыта работы, проведение праздничных утренников и т.д. Демонстрация результатов работы перед педагогическим коллективом, на родительском собрании, на муниципальном уровне, на республиканском уровне. Участие в конкурсах различного уровня: муниципальном, республиканском, всероссийском.
Форма отчета по проделанной работе
Обобщение опыта работы в виде брошюры, с материалами методических разработок, конспектов, фотоматериалов, на электронных носителях. Распространение полученного опыта на муниципальном, региональном и республиканском уровнях.
Актуальность темы:
«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить».
Н. Гоголь
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей. «Творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Сегодня во многих семьях книги становятся не актуальными, их место занимают диски с мультфильмами, сомнительными по своему содержанию, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется со стороны родителей, компьютерные игры. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают им процесс обучения. Подрастая, современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, творят. Получая интеллектуальное развитие, дети лишаются духовного развития.
Большую роль в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности играет искусство. Для духовного развития человека необходимо заниматься живописью, музыкой, поэзией. Эти виды духовной деятельности в настоящее время очень важны для развития человеческого общества. И про них забывать ни в коем случае нельзя, так как это может привести к непредсказуемым ситуациям. Да и вряд ли человек сможет долго прожить без духовного отдыха, который сможет помочь сбросить эмоциональную напряженность.
С каждым годом все больше детей приходит в детский сад с пониженной эмоциональностью, частичной дискоординацией, напряжением мышечного аппарата, скованный ребенок не уверен в себе. Вследствие этого появляется зажатость, и ребенок не всегда может выразить себя. Данную проблему можно решить посредством развития его творческих способностей.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.
Музыкальное воспитание рассматривается в педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности.
Дети дошкольного возраста имеют небольшой опыт представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни, а музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.
Формирование основ музыкальной культуры начинается в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
В связи с этим в процессе музыкального воспитания передо мной встала задача по развитию творческих способностей (двигательной активности детей, развития музыкального слуха, памяти, воображения, мышления) через различные виды музыкальной деятельности посредством интеграции образовательных областей.
Актуальность выбранного направления заключается в следующем: интеграция разных видов детской творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребёнка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и даёт ребёнку способы целостного и более глубокого восприятия, осознания и творческого преобразования окружающего на основе деятельностного подхода.
Отечественные учёные и практики (Т.С.Комарова, Я.А.Пономарёв, А.А.Мелик-Пашаев, Л.А.Парамонова, Р.М.Грановская, Ю.С.Крижанская, О.А.Куревина, М.Г.Дрезнина и др.) разработали теоретические и практические подходы к реализации интеграции в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста:
прежде всего, это общность психических процессов, которые лежат в основе любой детской деятельности, в том числе и творческой;основным механизмом интеграции творческих видов детской деятельности является формирование обобщённого художественного образа мира, который может передаваться детьми через слово, движение, линию, мелодию, ритм, голос, интонацию, композицию, цветовое пятно, форму, мимику, позу и т.д.
Чем большее количество рецепторов ребёнка получает информацию об объекте, чем более эмоционально наполнена эта информация, тем больше возникает ассоциативных связей, которые делают детские образы более объёмными и устойчивыми.
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Существует 4 основных вида музыкального творчества, которые используются в образовательных целях на занятиях с дошкольниками. Это пение, танец, драматизация и игра на музыкальных инструментах. У каждого из этих видов творчества существует множество форм выражения.
Критерии творчества:
- оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры, танца, песни.
- быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации,
- гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта,
- вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Условия для творчества:
- Слушание инструментальных и вокальных произведений, беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров голосов, звучания инструментов, их выразительных возможностей — все это необходимо детям для последующего творчества.
- Развитие основных музыкальных способностей детей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
- Обогащение жизненного опыта ребенка яркими музыкальными и художественными впечатлениями, знаниями, умениями и навыками музыкальной деятельности. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления.
- Использование на занятиях творческих заданий, упражнений, которые стимулируют потребность ребенка в воплощении своих фантазий и замыслов.
- Предоставление шанса каждому ребенку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой.
- Методически значимым моментом в организации музыкального творчества является подбор педагогом музыкальных произведений, составляющих основу для импровизаций. Произведение становится эмоциональным импульсом и эмоциональной канвой, основой для развертывания игровых сюжетов и образов детской фантазии.
Само по себе творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребенка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребенка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, радость, будит творческое воображение. А педагог, работая в этом направлении, проявляет свой художественный вкус, реализует собственный творческий потенциал, учится ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.
Творческая деятельность позволяет обобщённые образы выражать в художественной, эмоционально наполненной форме (рисунок, танец, рассказ, мелодия, роль в спектакле и т.д.).
Во взаимодействии с воспитателями разрабатываю и апробируют систему интегрированных занятий.
Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.
Использование в образовательном процессе интегративного подхода, дает возможность творческой самореализации и профессионального роста. Подготовка интегрированных занятий требует детального изучения и отбора материала, что способствует расширению кругозора, определение перспектив самообразования.
Продуктивное сотрудничество педагогов в процессе их подготовки интегрированных занятий и творческих проектов реально повышает качество и эффективность образовательного процесса.
1.Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации | Предполагаемые результаты |
Профессиональное | Изучение и анализ программ и литературы по теме самообразования. Знакомство с новыми педагогическими технологиями; Повышение профессиональной педагогической компетенции; Сопровождение производственной практики студентов «ЛМХПК» от предприятия. | В течение всего периода 2019-24г.г. | Повышение собственного профессионализма |
Психолого-педагогические | Повышения собственного уровня знаний в области дошкольной психологии и педагогики. Определение основных психолого-педагогических условий, способствующих большей эффективности музыкального развития дошкольников на музыкальных занятиях. Подбор и использование музыкального материала, направленного на развитие музыкально –творческих способностей детей | В течение всего периода 2019-24г.г. | Совершенствование своих знаний в области дошкольной психологии и педагогики |
Методические | Совершенствование знаний современного содержания музыкального образования; Подбор методической литературы по теме самообразования; Изучение методической литературы по выбранной теме; Знакомство с новыми формами, методами и приёмами развития дошкольников; Принятие активного участие в работе методического объединения (МО) музыкальных руководителей района; Выступление с консультациями по теме на МО музыкальных руководителей, педсоветах и родительских собраниях; Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности. Создание собственной базы методического материала по данной теме | В течение всего периода 2019-24г.г. | Владение современными методиками музыкального преподавания |
Информационно- коммуникативные технологии | Использование ИКТ в учебном процессе. Осуществление в интернете обзора информации по музыкальному образованию, педагогике и психологии. Использование электронной почты для контакта с коллегами. | В течение всего периода | Повышение интереса воспитанников к образовательной области «Музыка» Общение с другими музыкальными руководителями, расширение кругозора в профессиональной области. |
Охрана здоровья | Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающх технологии. | В течение всего периода | Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельности, посредством внедрения в музыкальное образование здо-ровьесберегающих технологий. |
Основные этапы работы по самообразованию:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Постановка проблемы. Определение целей и задач музыкально-творческого развития детей. Детальное изучение материала по выбранной теме, изучение имеющегося опыта по данной проблеме. Мониторинг уровня развития музыкально-творческих способностей детей. Анализ затруднений. | 2019-2020г.г. | Изучение методической литературы по музыкально-творческому развитию детей дошкольного возраста. Получение новых знаний, информации, необходимой для последующей деятельности на на методических объединениях, семинарах, мастер-классах и т.д. Выявление и мониторинг индивидуальных музыкально-творческих способностей детей. |
Прогностический | Построения прогноза вероятного развития, уточнение методов работы, целей и задач развития у детей музыкально-творческих способностей, разработка плана музыкально-педагогических коррекционных мер. | 2020-2021г.г. | Выявление потенциала, индивидуальных возможностей детей для развития их музыкально-творческих способностей Прогнозирование перспектив индивидуального, индивидуально-коррекционного развития. Курсы повышения квалификации музыкальных руководителей. . |
Практический | Формирование методического комплекса по данной проблеме. Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | 2021-2022г.г. | Выступление по теме перед коллегами Мастер-классы в рамках методических объединений: муниципального, регионального, республиканского уровня. Выступление на заседаниях методических объединений: муниципального, регионального, республиканского уровня, распространение опыта в рамках педагогических конференции. Открытые показы образовательной деятельности на муниципальном, региональном, республиканском уровнях. Организация работы консультативного пункта для молодых педагогов с целью методического сопровождения на муниципальном уровне Участие в профессиональных, творческих конкурсах. Использование электронной почты для контакта с единомышленниками |
Обобщающий | Оформление результатов работы: анализ работы; оформление и описание хода результатов работы по проблеме; систематизация собранного материала (аудио- и видеоматериалов), изготовление и подбор пособий и атрибутов. Подведение итогов. Представление материалов. | 2022-2023г.г. | Подведение итогов многолетней работы. Обоснование актуальности, продуктивности и перспективности выявленных идей, раскрытие условия, при которых возможна реализация полученного опыта. Разработка авторской программы, методических разработок по теме. |
Внедренческий | Распространение и использование полученного опыта в процессе дальнейшей работы с детьми, внедрение опыта работы в практику музыкальных руководителей других ДОУ. | 2023-2024г.г. | Эксперементальная апробация и внедрение в работу с детьми авторской программы. Проведение мониторингового исследования. Публикация методических разработок на республиканском уровне. Участие по теме самообразования на муниципальном, республиканском уровне(педсоветах, педагогических конференциях, мастер-классах, семинарах и т.д. |
Список литературы:
- Богоявленская Д.Б. «Психология творческих способностей» М.: «Академия», 2002.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб, 2000.
- Вайнфельд О. А. Музыка, движение, фантазия: методическое пособие для музыкальных руководителей / О. А. Вайнфельд. – СПб., 2000.
- «Дормидонтова Л.П. Развитие творческих способностей дошкольников: Науч.- метод. пос. Ульяновск: Ул ГТУ,2008г-175с.
- Журналы: «Музыкальный руководитель».
- Журналы: «Музыкальная палитра»
- Журналы: «Дошкольная педагогика» Издательский центр «Педагогическая Академия» 2010г.-210с.
- «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»), издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.
- Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия/ сост. Н. Г. Барсукова [и др.]. – Волгоград: Учитель,2011.
- Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей
старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. М., АРКТИ, 2002.
- Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник», Т.Н. Девятова, 2006 г.
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»: Настроения, чувства в музыке. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов
высших и средних учеб. Заведений-3-е изд., стереотип,-М: Издательский центр «Академия»-2000г.-240с.
- Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика» Линка-Пресс М.2006
- Юдина Е. И. «Мой первый учебник по музыке и творчеству/Азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия: У тебя получится:/- М.: Аквариум, 1997.
Интернет сайты:
- nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/.
- knowledge.allbest.ru/pedagogics/
- do.gendocs.ru/docs/index-213864...
- revolution.allbest.ru/pedagogics...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»
В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...
Методическая разработка - Игра "Разноцветные платочки"для детей дошкольного возраста.Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, в процессе двигательно-игровой деятельности
Данная игра может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами ДОУ....
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей посредством интеграции образовательных областей при осуществлении образовательного процесса".
В консультации говортся о преимуществах интеграции образовательных областей при осуществлении образовательного процесса....
Мастер-класс Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий. Музыкальный бизикуб.
Мастер-класс нацелен на расширение представлений педагогов о дидактическом пособии "Музыкальный бизикуб", о методах и приёмах, развивающих музыкально-творческие способности дошкольников млад...
Доклад на тему: «Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые...
Развитие художественно –творческих способностей детей через интеграцию образовательных областей
Объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования представлений об окружающем мире...