Сценарий "Хвала рукам, что пахнут хлебом"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Развлечение в старших и подготовительных группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХВАЛА РУКАМ, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ!

О ф о р м л е н и е. Зал празднично украшен. На центральной стене – венок из золотых колосьев или красивое панно; сноп из колосьев ржи, овса, пшеницы. На боковой стене – плакаты, изображающие сбор урожая. На столе, накрытом вышитым полотенцем, – хлеб, соль. В вазе стоят колосья (настоящие или бутафорские), на подносе – большой каравай.

Под музыку песни «Гимн хлебу» дети проходят по залу, садятся на заранее приготовленные места.

        Ведущая. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о Чуде земли – хлебе. «Хлеб – всему голова» – говорит народная пословица. И это верно. С давних пор гостей встречают хлебом-солью. Вот они у нас на столе. Послушаем о нём стихи.

1-й ребенок.  Вот он, хлебушек душистый,  

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

2-й ребенок.  В нем – здоровье наше, сила,  

В нем – чудесное тепло.

В нем – земли родимой соли,

Солнца свет веселый в нем…

                         Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

3-й ребенок.  Сколько рук его растило,  

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

                         Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Ведущая. Да, сейчас для нас хлеб самая главная пища. Но, говорят, так было не всегда. Как же люди узнали о хлебе? Сейчас я вам об этом расскажу сказку. Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались животными.

Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились люди в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком, он упал, потеряв от изнуряющего голода сознание. Когда очнулся, вокруг никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Человек решил попробовать один из них. И вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и стал есть их. Эти зерна подействовали на него как лекарство. Он выздоровел и окреп, и сразу же ему захотелось рассказать об этом. Человек собрал зерна и пошел искать соплеменников. Увидев его живым и невредимым, они удивились, а человек рассказал им о чудо - колоске. (слайд с колоском)

С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо - колоски. Позднее они начали зерна размельчать, потом размолачивать, подсушивать на камнях и питаться этим.

 Как же хлеб приходит на наш стол? Давайте послушаем об этом стихи.

Выходят четыре ребенка на середину зала.

1-й ребенок.  За лесами, за лугами

Раздается в поле гром:

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

2-й ребенок.  На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в раскрытое окно –

Сеют сеялки зерно.

3-й ребенок.  Сколько в это зернышко

Вложено труда,

Знают только солнышко,

Ветер да вода.

4-й ребенок.  Посеяли хлеб хлеборобы весною,  

Созрел он и встал

Золотистой стеною.

И слышит страна:

За уборку пора,

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Ведущая. Да, осень – горячая пора для хлеборобов и тех, кто помогает им убирать урожай хлеба, овощей, фруктов. Чем богаче урожай, тем богаче наша Родина. Наша страна огромна. Нам нужно много хлеба, чтобы прокормить всех людей.

Сейчас мы с вами отправимся в игру - путешествие по картинкам и узнаем, кто же выращивает хлеб для всех и как он приходит к нам на стол. Картинка первая – трактор пашет землю ранней весной.

 (слайд: Трактор пашет землю ранней весной.)

И вот под снегом талым распахнуты поля.

Платком пуховым стала широкая земля.

Выходят мальчики – 2 группы строятся парами, впереди-тракторист с рулём. Все идут, притопывая, повторяя за ведущим слова потешки:

Тара - тара - тара - ра

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

Будем рожь молотить,

Малых детушек кормить.(по окончании потешки дети садятся на стулья)

        Ведущий. Весенний день – год кормит. Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен. Они работают день и ночь, сменяя друг друга.

 (слайд: Сеялки сеют зерно.) А вот и вспаханное поле – картинка . Сеялки вышли в поле и сеют зерно.

        Ребенок.        Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

(слайд: Трактор боронует землю.)

        Ведущая. Картинка вторая - по вспаханному полю идет борона. Она боронует землю, чтобы та стала рыхлой и посевы легко смогли бы пробиться сквозь землю.

Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается в поле колосок.

Сколько в это зернышко

Вложено труда,

Знает только солнышко, ветер и вода.

Ребята, отгадайте мою загадку:  Золотист он и усат,  в ста карманах – сто ребят. (Колосок.) (слайд: Хлебное колхозное поле.) Картинка третья. Правильно, это колосок! Послушаем о нём стишок!

            Ребенок 1. Ржаной росток зеленый

   Оглядывает поле,

   Смешной и удивленный

   Как первоклашка в школе.

   Расти, колосок, расти, колосок

   Расти, колосок, до солнышка.

       Ребенок  2. Посмотрю я вокруг –

         Поле колосится.

         Урожай наш, урожай,

         Золото – пшеница.

(Выходят девочки с колосьями, строятся в два ряда. Машут колосьями под музыку, повторяя за ведущей).

        Ведущая.        Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и стал золотою стеною.

И слышит страна: «За уборку пора».

Картинка четвёртая.

 (слайд: Комбайны в поле за уборкой урожая, рядом машина, куда ссыпаются зерна.)

Ведущая. Ребята, а отгадайте мою загадку:

     Он идет – волну сечет,

 Из трубы зерно течет. (Комбайн.) Правильно, это комбайн. Послушаем про него стихи.

        1-й ребенок. Поле хлебное созрело,

   Жатва жаркая близка,

   И комбайн берется смело

   Все собрать до колоска.

        2-й ребенок. Время он беречь умеет,

   Хлеб пожнет и в тот же миг

   Обмолотит, и провеет,

   И нагрузит грузовик.

        3-й ребенок. Повернется руль проворный

   Под уверенной рукой,

   И опять польются зерна

   Золотой живой рекой.

        4-й ребенок. Не ищите в этом тайны,

   Не при чем тут волшебство,

   Просто взял штурвал комбайна

   Мастер дела своего.

 (слайд:Элеватор. Колонна машин с зерном везёт урожай).

        

          Ведущая. Хлеб созрел, но нам на стол

Прямо с поля не сошел.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

       Картинка пятая – элеватор. (слайд: элеватор).

        А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто быстрее привезет хлеб на элеватор?» .

Проводится игра «Кто быстрее привезет хлеб на элеватор?»: 10 мешочков с зерном расставить в 2 колонки по 5 штук. Выходят 2 ребенка с машиной, нагружают в неё мешки и везут на элеватор. Перед игрой дети говорят:             Побыстрей собирай,

Да зерно не рассыпай!                     Проводят игру 3–4 раза.

Ведущая. Да, на элеваторе много хлеба. Со всех полей сюда привозят зерно на хранение. А зачем? Сейчас узнаем из стихотворения.

              Ребенок.  В элеваторе для нас

    Хлеб хранится про запас.

    Здесь ему тепло, удобно.

    Сможет он, как будто дома,

    Сколько нужно отдохнуть

    И опять собраться в путь.

(слайд: Машины - муковозы увозят зерно на мельницу.)

        Ведущая. Картинка шестая. Вот зерно отдохнуло на элеваторе и опять отправилось в путь.

      Ребенок. Едет хлеб на мельницу,

   Мельницу-чудесницу.

   Здесь, как будто облака,

   Получается мука.

(слайд: современная мельница)

Ведущая. Картинка седьмая – современная мельница. А в старину мельницы на Руси выглядели несколько иначе. Какими же они были раньше мы можем узнать посмотрев выставку поделок, которые изготовили своими руками родители и воспитатели детского сада.

        (Звучит наигрыш на балалайке. Смотр макетов мельниц, изготовленных в группах. После просмотра дети садятся на стульчики).

 (слайд: Пекарня, пекарь, контейнер с разными булочными изделиями.)

Ведущая. Картинка седьмая. Ну вот , теперь наша мука попадает в пекарню или к нам домой. А добрые руки пекаря, или мамы, бабушки стряпают хлеб и разную вкуснятину.

        1-й ребенок. Вот баранки, калачи – так и скачут из печи.

(дети старшей группы исполняют песню «БАЙ - КАЧИ»)

        2-й ребенок. А вот и прянички печатные,

   До того нарядные,

   Мы их сразу не съедим,

   Пусть попляшут, поглядим.

(Дети подготовительной группы исполняют любой танец, в масках пряников).

Ведущая. Молодцы, ребята. баранки, калачи, пряники – всё вкусно, здорово! Но главный на нашем столе, конечно же – хлеб. (слайд: каравай) Хлеб – основной продукт питания. Он нужен каждому человеку каждый день. Всякая пища приедается, а хлеб – никогда. Не зря говорят: «Хлеб – начало всех начал». А знаете ли вы русские народные пословицы про хлеб? Сейчас мы это проверим. (интерактивная игра «доскажи слов»)

- Хлеб от земли – сила от хлеба.

- Каравай хлеба не свалится с неба.

-  Хлеб да вода – крестьянская еда.

-  Худ обед, коли хлеба нет.

– Хвала рукам, что пахнут хлебом.

– Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

– Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

– Ржаной хлебушко – калачам дедушка.

– Хлеба ни куска, так и в тереме тоска,

А хлеба край, так и под елью рай.

-  Хлеб – всему голова!

Ведущая. Да, ребята, хлеб – самый нужный продукт на земле. Без хлеба нет и жизни. Во время войны фашисты сожгли очень много полей, засеянных хлебом. Но наши русские солдаты сражались за Родину, а люди пекли им хлеб, который состоял из примеси вискозы, обойной пыли, небольшого количества муки и трав (показать плакат «Солдатский хлеб»). Даже такой хлеб люди ценили и относились к нему бережно. Но в наше время, к сожалению не все относятся уважительно к хлебу. Послушайте стихотворение о том, как мальчики  пинали ногами булку по мостовой. Как это было ужасно.

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул.

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

– Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

– Я пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

А другой поэт сказал:

                   Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

Но, я надеюсь, вы ребята, всегда относитесь к хлебу бережно? Ведь столько людей не жалеют своих сил, трудятся, чтобы у нас с вами всегда был на столе хлеб! А кто же эти люди? Давайте ещё раз вспомним.

(интерактивная игра «Каравай»).

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.   (пекарь)

 

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!  (мельник)

Он в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал!  (хлебопашец)

                        Он приехал к нам с дарами –

                        Тягачами, тракторами!

                        А награда – урожай!

                        Всех на праздник приглашай!

                   Слава урожаю в закромах!

                   Слава караваю на столах!

                   Слава, слава дружным рукам!

                   Слава, слава труженикам!

Ребята, приглашаю вас поводить традиционный русский хоровод «Каравай». Проводится хоровод «Как во нашем во дому». Затем ведущая выносит каравай.

Ведущая. Радо солнцу небушко,

Полюшко подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку:

Он на ней, как солнышко.

 (Под музыку ведущая дарит каравай детям)

Можете отправляться в группу, пробовать хлеб!

(Дети берут каравай и идут в группу).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия : Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Конспект занятия "Хвала рукам,что пахнут хлебом" предназначен для работы с детьми старшей группы. В нем вы найдете материал по знакомству детей с трудом хлебороба. Вместе с детьми  сможите о...

ХВАЛА РУКАМ, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ!

Конспект занятия познавательно-художественного цикла для детей средней группы, отражающий совместную деятельность воспитателя и педагога изо....

Хвала рукам, что пахнут хлебом!

Совместная деятельность воспитателя и педагога по изо.Через поисково-исследовательскую деятельность закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; закрепить знания зерновых культур:пшени...

"Хвала рукам, что пахнут хлебом..."

Сценарий праздника для детей подготовительной группы....

Хвала рукам, что пахнут хлебом!

Конспект занятия по окружающему миру....

Тема: «Хвала рукам, что пахнут хлебом».

Тема: «Хвала рукам, что пахнут хлебом». Программное содержание: 1.        Продолжать развивать устную речь, интерес к инсценировке.2.     Показат...

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»Цель: формирование бережного отношения к хлебу. Задачи: учить детей выразительности, грамотности речи, развивать чувство ответственности, коллективизма. Воспи...