Хвала рукам, что пахнут хлебом!
учебно-методическое пособие по окружающему миру на тему
Конспект занятия по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hvala_rukam_chto_pahnut_hlebom.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Хвала рукам, что пахнут хлебом.»
Цель:
Научить детей уважать и ценить чужой труд, знать цену русского хлеба.
Ход занятия:
"Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда"- эта фраза стала девизом в нашей группе. Хлеб! Какая огромная сила заключена в этом простом слове. Хлеб - одно из величайших творений рук человеческих, труд земледельца, взрастившего золотой колос с драгоценным зерном.
Насущным называют хлеб, т.е. необходимым для жизни. Когда хлеб в достатке - ценность его не замечается. Кто не испытал голода, кто не работал в поле, тот не знает его истинной ценности. Колос - это символ соединения. Зерно к зерну, ряд к ряду, из малого - большое. Нужно сложение десятков зерен чтобы получить колос. Нужно соединить труд многих людей, чтобы хлеб пришел к нам на стол пышным и ароматным караваем. Мы привыкли, что хлеб у нас на столе есть всегда. Но были и другие дни, лихие годы. ...1941 год. Ленинградская блокада. Город во вражеском кольце. Он отрезан от Большой земли. Одна дорога связывала Ленинград с Большой землей - Ладожское озеро, а запасы продовольствия в городе, где проживали более 2- х миллионов человек, таяли на глазах.
Путь через Ладогу не близкий, да к тому же опасный: бомбит фашистская авиация, бьет артиллерия, подстерегают вражеские суда (пока не встал лед).
8 сентября бомбили Бадаевские склады. Горел сахар и другие продукты. Спустя 4 дня были снижены нормы выдачи хлеба, а затем через 10 дней (12 сентября) - прокатилось второе снижение норм хлеба. Хлеб выпекали из сложной смеси ржаной, овсяной, солодовой, соевой муки с добавлением льняного и хлопкового жмыха, отрубей. С 10 ноября 1941 года ленинградцы получали в день только 125 грамм хлеба - и больше никаких продуктов.
К страшному слову «блокада» прибавилось слово «голод». Ленинградцы слабели, многие едва передвигались, умирали. Декабрь унес 53 тыс. жителей. Январь оказался еще тяжелее. Ежедневно умирали около 4 тыс. человек. Мизерные прибавки не спасали.
Скрипят полозья в городе, скрипят....
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем:
Правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Рано в ноябре, наступили морозы. 22 ноября начала действовать «Дорога жизни». Первым испробовал Ладогу лошадиный обоз. Сколько людей погибло. Одним из первых, кто вывел свою полуторку на топкий ноябрьский лед, был Петр Григорьевич Михайлин. Он прожил 900 дней и ночей в блокадном Ленинграде.
Расстреливаемый в упор, ладожский лед жил. Нес он к берегу полуторки и трехтонки с мукой, патронами в Ленинград, с детьми, стариками назад на Большую землю. За каждой машиной охотились самолеты врага, пытаясь если не в воде, то в крови утопить смельчаков. По дну озера, словно проекция «Дороги жизни», пролегла ее тень. Это сотни и сотни утонувших машин и саней, тысячи павших героев ледовой трассы. Вот какой ценой доставляли хлеб в блокадный Ленинград. Так и назвали ленинградцы дорогу через Ладогу «Дорогой жизни».
И сегодня те из ветеранов, кто спускаются к берегу, встают на колени и целуют со слезами студеный ладожский лед.
Вот этим людям мы обязаны тем, что хлеба у нас вдоволь. Земледелец, хлебороб, древнейшая и самая необходимая профессия. И как раньше сын сменял отца у сохи, так и в преть будет он у штурвала комбайна вставать.
(Читается стихотворение«Хлеб»).
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Взором радостным объемлю
Даль бескрайнюю полей,
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!
«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи». Вот и мы с вами ребята, пойдем сегодня на наше опытное поле сеять пшеницу. А какую? Озимую. Почему? Потому, что осенью сеют озимую. «Земля наша кормилица». «Земля работу любит». Дотроньтесь рукой до земли. Какая она теплая, живая. «Какова земля, таков и хлеб». Отгадайте загадку:
Меня колют и бьют
Режут и мнут,
А я все терплю
И всем добром плачу.
(пахотная земля).
Успеть нам нужно многое: вскопать землю, внести удобрение, проборонить, посеять. Только поспевает. «Горька работа, да хлеб сладок». Делаем рядочки, расстояние между ними 15 см. и начинаем сеять. (Зерна отобрали самые лучшие, отсчитали по 100 штук для одного ряда, у нас будет четыре ряда пшеницы). Граблями ровняем «укрываем» зерна. Тут впору вспомнить пословицу «Кто пахать не ленится, у того «хлеб родится». Теперь хорошо бы, чтобы пошел дождик. Он поможет зернам быстрее прорости. И еще будем ждать зиму, снежную. Почему? Потому, что тогда молодые ростки не погибнут, укрытые снежным покрывалом. А мы с вами будем приходить на наше поле, и наблюдать какие изменения здесь произошли. Делать зарисовки, вести записи.
Хлебушко, расти,
Времечко, лети.
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия : Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Конспект занятия "Хвала рукам,что пахнут хлебом" предназначен для работы с детьми старшей группы. В нем вы найдете материал по знакомству детей с трудом хлебороба. Вместе с детьми сможите о...
ХВАЛА РУКАМ, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ!
Конспект занятия познавательно-художественного цикла для детей средней группы, отражающий совместную деятельность воспитателя и педагога изо....
Хвала рукам, что пахнут хлебом!
Совместная деятельность воспитателя и педагога по изо.Через поисково-исследовательскую деятельность закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; закрепить знания зерновых культур:пшени...
"Хвала рукам, что пахнут хлебом..."
Сценарий праздника для детей подготовительной группы....
Тема: «Хвала рукам, что пахнут хлебом».
Тема: «Хвала рукам, что пахнут хлебом». Программное содержание: 1. Продолжать развивать устную речь, интерес к инсценировке.2. Показат...
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»Цель: формирование бережного отношения к хлебу. Задачи: учить детей выразительности, грамотности речи, развивать чувство ответственности, коллективизма. Воспи...
Конспект НОД по рисованию «Хлеб на стол, так и стол - престол» в подготовительной группе (в рамках реализации проекта «Хвала рукам, что пахнут хлебом»).
В рамках реализации проекта "Хвала рукам, что пахнут хлебом!" в нашей подготовительной группе прошла продуктивная деятельность, в ходе которой ребята закрепили свои знания о хлебе и других х...