«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Прошкина Елена Дмитриевна

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»Цель: формирование бережного отношения к хлебу.

 

Задачи: учить детей выразительности, грамотности речи, развивать чувство ответственности, коллективизма. Воспитывать уважение  к хлебу и труду земледельцев, выращивающих хлеб - самое главное богатство страны. Отражать знание о труде хлеборобов в последующих играх, уточнить представления детей о труде хлеборобов. Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнер, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона). Развивать связную речь детей,  способствовать обогащению словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hvala_rukam_chto_pahnut_hlebom.docx116.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Города Новосибирска «Детский сад №44 комбинированного вида

«Мозаика» 

«Хвала рукам,

что пахнут хлебом»

Подготовила

Прошкина Е. Д.

г. Новосибирск

2015 -2016 уч. г.

 

  «Хвала рукам, что пахнут хлебом»

Цель: формирование бережного отношения к хлебу.

Задачи: учить детей выразительности, грамотности речи, развивать чувство ответственности, коллективизма. Воспитывать уважение  к хлебу и труду земледельцев, выращивающих хлеб - самое главное богатство страны. Отражать знание о труде хлеборобов в последующих играх, уточнить представления детей о труде хлеборобов. Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнер, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона). Развивать связную речь детей,  способствовать обогащению словарного запаса.

Стихотворение Н. Семенова “Хлебушко”.

Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой, 
Вот он теплый, золотистый, 
Словно солнцем налитой. 
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел. 
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, 
Охраняло, берегло! 
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе. 
Люди долго и упорно 
Потрудились на земле.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети: Комбайн.

Педагог: Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выходят комбайнеры-
Полевые корабли.

Педагог:  Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Педагог: 

Загадка.

“На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание где хранят зерно.

Педагог: А затем куда везут зерно?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Педагог: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Педагог: Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Педагог: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Как хлеб пришел на стол?”

Детям  раздаются картинки.

Задание: Разложить картинки в правильном порядке.

Идет снегозадержание на полях.

Поля пашут и удобряют.

Боронят поля.

Сеют зерно.

Опыляют поля, уничтожают вредителей.

Идет сбор урожая.

Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.

Везут хлеб в булочную или в магазин.

Стихотворение Я. Акима “Хлеб”.

“Пашут каждую весну, подымают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят. 
С детства знай, как хлеб растят. 
Хлеб ржаной, батоны, булки 
Не добудешь на прогулке. 
Люди хлеб в полях лелеют, 
Сил для хлеба не жалеют”.

Педагог: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию на производственный участок, где познакомимся с сельскохозяйственной и хлебоуборочной техникой.

   Каждое утро по нашему селу едут машины с хлебом, чтобы вовремя доставить в магазины мягкие  буханки, булочки.  Из магазина хлебопродукты попадут к нам на стол, который мы уже не представляем себе без хлеба. Слово «хлеб» произошло от греческого «хлебное», которое означает название глиняного горшка, в котором пекли хлеб.

Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову о том, что он – одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.

Хлеб никогда не доставался людям даром. 

Педагог: Хлеб! Всмотритесь в него более внимательно, и вы увидите за ним тяжёлый труд земледельца. И как больно бывает, когда видишь  хлеб, брошенный в грязь. Никогда не бросайте хлеб! Берегите его!

ЗАПОМНИ! Судьба хлеба зависит от каждого из нас. Будь непримиримым, если видишь небрежное отношение к хлебу. Уважай в хлебе человеческую мудрость и труд. Отношение к хлебу должно быть особое, как к святыне.

Педагог: Хлеб, труд, Родина - понятия неразделимы. Во все века хлеб был главным в судьбе человека. Хлеб - достояние народа, обилие хлеба один из признаков величия и могущества Родины. Традиционным у русских людей всегда  было бережное отношение к хлебу.

Педагог: «Слава тем, кто хлеб растил - не жалел труда и сил!»

 Как понимаете смысл этих строк? 

Труд хлебороба труден. Сейчас мы с вами  послушаем специалиста - хлебороба, который  расскажет, как убирают зерновые культуры и познакомит нас с сельскохозяйственными машинами. Это человек, который не понаслышке знает цену душистого хлеба.

 «Хлеб - золото высшей пробы, умей его беречь»

 Педагог: Как вы понимаете эти слова? 

Составление рассказа детьми:

1. Вначале колхозники вспахали землю плугами. Трактор таких плугов тащит несколько.

2. Потом разрыхлили землю боронами и начали сеять.

3. Полили землю. Зернышки в земле набухли и проросли, пустили корешки, а наверху зеленый росточек. Из этих ростков выросла зеленая травка, а потом стебельки и на них колосья и в каждом колосе – зерна.

4. Созрели зерна, колосья стали сухие, золотистые, а зерна – твердые. И пошли по полю комбайны. Комбайн колосья срезает и зерна из них вымолачивает, в грузовики насыпает.

5. С поля на грузовиках везут зерно на элеваторы, а с элеватора на мельницы. На мельнице зёрна смелют. Получится мука. Из муки будут делать тесто. Из теста – хлеб. А часть зёрен – самые лучшие, самые крупные оставили, чтобы вновь посеять в землю весной.

дети

 «Человек привык трудиться.

Люди пашут, сеют, жнут…

В каждом зернышке пшеницы,

В каждой крошке хлеба – труд».

Педагог: И труд не одного человека, а целого коллектива (тракториста, комбайнера, шофера, мельника, пекаря)  Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

-А какие пословицы о хлебе вы знаете? Объясните их значение:

Дети:

1.«Вовремя посеешь – вовремя и хлеб соберешь»

 2.«Посеешь в пору – соберешь зерна гору» 

3. Труд человека кормит, а лень портит.
4.  Зернышко к зернышку - будет мешок.
5.  Хлеб - всему голова.
6.  Нет хлеба, так нет и обеда.

7.  Хлебушко – пирогу дедушка.
8. Без печки холодно – без хлеба голодно.
9. Не в пору и обед, коли хлеба нет.

10. Плох обед, если хлеба нет.
11. Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
12. Много снега – много хлеба.
13. Хлеб на стол – и стол престол.

 Педагог: Почему один хлеб  бывает белый,

А другой – чёрный? (ответы)

А вот этот хлеб особенный

Он с отрубями. Что такое отруби? (ответы)

(отходы – оболочка зерна и непросеянная мука)

Ими не только кормят животных, отруби ещё и прекрасное лечебное

средство. Потому их и добавляют в некоторые сорта хлеба.

Стихи:

1. У народа есть слова:

"Хлеб – всей жизни голова".

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе. 

2.Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо, если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

3.Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почете посредине. 

4.Ему десятки тысяч лет.

Веками бились люди,

Пока не стал таким наш хлеб.

Каким лежит на блюде. 

5.И ныне кормит хлеб людей –

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар земли своей

Должны беречь мы очень! 

6.Хлеб… Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй

Без него человеку беда. 

Из чего печётся хлеб,  что едим мы на обед?

Хлеб печется из муки, что дают нам колоски. 


 Педагог:  Ребята, мы сегодня так много узнали о хлебе и хлеборобах. Давайте нарисуем рисунок – подарок хлеборобам. Дети приступают к рисованию коллективного рисунка.    

 - Когда вы окончите школу, у вас начнётся самостоятельная жизнь. Я хочу, чтобы когда-нибудь вы вспомнили эту беседу и не забывали, что хлеб - это наша жизнь. Желаю вам быть достойными гражданами нашей Родины. И чтобы у каждого из вас на столе был хлеб, заработанный вашим трудом, своими руками! Всего вам доброго! Спасибо!

                 

Используемая литература:

1. А.И. Архарова, Л.К. Гребенкина, С.Б.Демидова « Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений».

2.Н.Ф.Дик «Клоассные часы в 3-4 классах».

3.Н. Н. Кокорина, А. К. Бондаренко "Любить труд на родной земле".

Инт ернет ресурсы:

1.http://ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-borisova/scenarii-prazdnika-chudo-zemli-hleb.html

2. razvitum.org › ... › Мир отдаю детям!‎

3. nsportal.ru/nachalnaya.../tematicheskiy-utrennik-hleb-vsemu

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия : Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Конспект занятия "Хвала рукам,что пахнут хлебом" предназначен для работы с детьми старшей группы. В нем вы найдете материал по знакомству детей с трудом хлебороба. Вместе с детьми  сможите о...

ХВАЛА РУКАМ, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ!

Конспект занятия познавательно-художественного цикла для детей средней группы, отражающий совместную деятельность воспитателя и педагога изо....

Хвала рукам, что пахнут хлебом!

Совместная деятельность воспитателя и педагога по изо.Через поисково-исследовательскую деятельность закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; закрепить знания зерновых культур:пшени...

"Хвала рукам, что пахнут хлебом..."

Сценарий праздника для детей подготовительной группы....

Хвала рукам, что пахнут хлебом!

Конспект занятия по окружающему миру....

Тема: «Хвала рукам, что пахнут хлебом».

Тема: «Хвала рукам, что пахнут хлебом». Программное содержание: 1.        Продолжать развивать устную речь, интерес к инсценировке.2.     Показат...

Конспект НОД по рисованию «Хлеб на стол, так и стол - престол» в подготовительной группе (в рамках реализации проекта «Хвала рукам, что пахнут хлебом»).

В рамках реализации проекта "Хвала рукам, что пахнут хлебом!" в нашей подготовительной группе прошла продуктивная деятельность, в ходе которой ребята закрепили свои знания о хлебе и других х...