Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка»
консультация
На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возможности куклотерапии позволяют решать коррекционные задачи в работе с детьми с нарушениями речи. Рукотворная игрушка способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья.
Актуальность изготовления тряпичных кукол с детьми связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley._tryapichnaya_kukla.docx | 842.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК»
Микрорайон Северный, 20/1, г. Бердск, Новосибирская область, 633011
Тел.: (383-41)2-70-34 e-mail: bsk_du01@mail.ru
Мастер-класс
«Куклы из бабушкиного сундучка»
учитель-логопед: Куненкова И.И.
Цель мастер-класса: повышения компетенции родителей в создании благоприятных условий для развития мелкой моторики и творческих способностей дошкольников посредством изготовления тряпичной куклы
Задачи:
- познакомить с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту;
- обучить технологии, приёмам изготовления куклы в соответствии с народными традициями;
- способствовать положительному настрою педагогов на данный вид деятельности.
Материал для работы (на каждого участника): лоскутки ткани цветной и белой, например: 25, 20, и 15 см; квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица, небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки), цветной лоскутик треугольной формы – это для платочка, нитки для обвязывания, вата, ветошь или синтепон для головки.
Ход мастер – класса
Организационный момент
Логопед: Уважаемые родители, сегодня вашему вниманию представляю мастер-класс по изготовлению игрушки, которую вы также можете сделать с ребёнком в домашних условиях.
Теоретическая часть
Логопед: В корзину я спрятала игрушку. Девочек любимую подружку. Можно с ней по-разному играть. Кормить, укачивать, в наряды наряжать. Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?
Логопед: Рукотворная тряпичная кукла – часть русской народной культуры, которая несёт в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Существуют обрядовые куклы, куклы-обереги, зольные куклы и многие другие виды старинных кукол. Куклы делали из бересты, золы, дерева, но в основном это были тряпичные куклы из лоскутов ткани. Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. С ними встречали гостей, их дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа.
Логопед: На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возможности куклотерапии позволяют решать коррекционные задачи в работе с детьми с нарушениями речи. Рукотворная игрушка способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья.
Актуальность изготовления тряпичных кукол с детьми связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание. При изготовлении куклы в работе с детьми целесообразно использовать следующие методические приёмы, а именно: выполнение действий с детьми, с проговариванием; выполнение действий по технологическим картам.
Первый приём развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи. Второй приём эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками изготовления куклы. Применение данного приёма развивает у дошкольников психические процессы: восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей способности к самостоятельной творческой деятельности. При изготовлении тряпичных кукол дети осваивают: приёмы сгибания ткани определённой формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, пополам, совмещая углы, противоположные стороны); умение работать с тканью путем закручивания или складывания; учатся одному из способов крепления – креплению нитками.
Логопед: Сегодня мы предлагаем вам сделать куклу Веснянку. Кукла Веснянка - это весёлая, задорная кукла, которую делали на приход весны. Ростом куколка - с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самой Купалы. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Кукла-оберег Веснянка - это оберег молодости и красоты. Каждая женщина мечтает сохранить свою молодость и красоту, быть любимой, излучать радость и счастье! Подарив такую куколку женщине — значит пожелать всегда быть обаятельной и желанной.
Практическая часть
Технология изготовления куклы Веснянки
Для изготовления этой куклы вам понадобится: лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы; вата (синтепон, ветошь) – для набивки головы; прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек; прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья; нитки шерстяные яркого цвета — для волос; нитки для перевязывания; атласная тонкая ленточка.
Логопед: Делаем туловище куклы: складываем ткань к середине – делаем скрутку. Шарик синтепона для головы вкладываем в складку ближе к центру. Формируем голову: скрутку сворачиваем пополам, выпуклость сверху. Делаем обрядовый жест: нитку прижимаем крепко большим пальцем. Это базовая постановка для завязывания узлов - всегда сначала прижимаем нитку большим пальцем, и только потом начинаем оборачивать. Так женщина включает свою силу и волю (их символизирует большой палец).
Логопед: Делаем ручки. С двух сторон складываем ткань к центру (так же, как и скрутку для туловища). Завязываем края, не забывая важный жест - сначала нитку под большой палец, крепко прижать и обмотать вокруг ручки.
Логопед: Соединяем туловище и руки - обереженным крестом
Логопед: Теперь нужно куколку нарядить: надеваем юбку. Начинаем сзади, формируем складки, ровняем концы юбки, ставим нитку под большой палец, крепко прижимаем, - и прикрепляем нижнюю юбку.
Логопед: Приступаем к волосам, наматываем на книгу пряжу яркого цвета, и разрежем их с одного края. Теперь пропускаем пряжу в петельку головы, и расправляем так, чтобы концы были одинаковые.
Логопед: Формируем прическу. Завязываем ниткой хвост, закругляя личико Веснянки. Кладем ее лицом вниз, палочкой отделяем прядку, которая будет закрывать затылок. Эту прядку привязываем к шее красной ниткой. Затем от шеи поднимаем прядь волос вверх, и снова собираем волосы в хвост, уже нитью цвета волос.
Логопед: Поворачиваем Веснянку лицом к себе, палочкой отделяем пряди волос, которая будет челкой. Оставшийся хвост обвязываем нитью. Заплетаем туго косу. В конце вплетаем в косу ленточку. Делаем челку. Сначала крепко привязываем прядь к голове тесьмой. Затем отрезаем челку нужной длинны.
Логопед: Перевязываем голову ленточкой
Кукла готова!
Логопед: Оберег для души, куклу сердца – Веснянку. Я дарю вам в солнечный мартовский день; Вместе с ней – буйство красок цветов на полянке. И мечту, что хранит в старом парке сирень. Улыбнись моей кукле, как мог только в детстве, В ней – энергия вёсен и сила огня. В ней всё то, что хранит беспокойное сердце, счастье жизни и радость грядущего дня.
Рефлексия
Логопед: Я благодарю Вас за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования куклы в работе с детьми. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Куклы из бабушкиного сундучка"
Изготовление тряпичных кукол...
Куклы из бабушкиного сундучка
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней ста...
Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Куклы из бабушкиного сундучка"
знакомство с куклами- оберегами, самостоятельное изготовление куклы...
Мастер-класс для педагогов "Куклы из бабушкиного сундучка"
Данный мастер-класс разработан с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников и их родителей пр...
Мастер - класс для педагогов "Куклы из бабушкиного сундучка"
Мастер - класс для педагогов...
Презентация проекта "Куклы и бабушкиного сундучка"по приобщению дошкольников к народной культуре через ознакомление с народной куклой.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстети...
мастер класс "Куклы из бабушкиного сундучка"
для совместной деятельности детей и родителей...